Правовое регулирование: понятие и признаки, виды. Правовое регулирование и правовое воздействие.
Правовое регулирование – это осуществляемая при помощи норм права и др. правовых средств воздействие на общ-ые отношения с целью их упорядочения. Правовое воздействие - все направления и формы влияние права на общ жизнь, сознание и поведение людей. Признаки: 1. один из видов социального регулирования. 2. государственное регулирование(поз права устанавливается или санкционируется гос) 3. определенное воздействие на общ отношения. 4. воздействие, которое осущ-ся при помощи норм позитивного права и др. правовых средств (правоотношений, актов реализации права, АПП). 5. это воздействие направленное на упорядочение общ-ых отношений, на привидение их в опред-ую систему.
Правовое регулирование не следует отождествлять с правовым воздействием, т.к. правовое воздействие понятие более широкое. Правовое регулирование – это лишь одна из форм (основная). Др. формами правового регулирования является информационное воздействие права и ценностно-ориентационное правовое воздействие. Информационное правовое воздействие выражается в том, что право несет определенную инф-ию. Ценностно-ориентационное воздействие выражается в том, что право ориентирует поведение людей на определенные поступки (на совершение или несовершение каких либо действий). Информационное и ценностное правовое воздействие осуществляются параллельно с правовым регулированием (когда НА вступил в силу и начал действовать) или предшествует правовому регулированию (когда НА опубликован но в законную силу не вступил т.к. не все НА начинают действовать с его момента опубликования).
Виды правового регулирования.
Предмет, сфера, и пределы правового регулирования.
Предмет правового регулирования – наиболее значимые для государства и общества конкретные волевые общ отношения, поддающиеся внешнему контролю, которые урегулированы правом. Сфера правового регулирования – круг тех общественных отношений, которые могут и должны регулироваться правом. Признаки. · волевые общественные отношения, т. е. отношения, которые возникают и складываются по воле людей и контролируются их сознанием. · конкретные волевые отношения, т. е. отношения которые складываются между конкретными их участниками (право не может и не должно регулировать массовые социальные процессы – миграционные, демографические). · только те конкретные волевые отношения, которые поддаются внешнему контролю.
· наиболее значимые для государства и общества.
Чаще всего в сфере правового регулирования выделяют три группы общественных отношений · отношения людей по обмену материальными и нематериальными ценностями (экономическая основа общ) · управленческие отношения и отношения(политическая основа общ, в связи с гос управление обществом) · связанные с обеспечением правопорядка. (возник в связи с нарушениями порядка в группах 1и2)
Понятия предмета и сферы правового регулирования необходимо различать. Во-первых, предмет правового регулирования составляют не все общественные отношения, которые входят в сферу правового регулирования, а лишь те, которые уже урегулированы правом. Во-вторых, в предмет правового регулирования иногда входят и те общественные отношения, которые находятся за пределами сферы правового регулирования. Предмет правового регулирования уже сферы правового регулирования.
Предел правового регулирования – границы регулирующего действия права, в рамках которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений. Различают объективные (границы, обусловленные самими общественными отношениями) и субъективные (границы, которые определяются правотворческими органами). 29. Действие норм права и НПА во времени. Действие норм права во времени принято определять началом и окончанием действия НПА. НПА начинают действовать во времени с момента вступления их в силу. Можно выделить 4 основ варианта вступления НПА в силу: 1) НПА могут вступать в силу по истечении определенного срока с момента их опубликования; 2) Могут вступать в силу с момента, установленного самим нормативным актом (момент принятия НПА, момент опубликования, момент подписания, конкретная дата); 3) С момента, установленного другим вспомогательным НПА, вводящим в действие основной НПА; 4) С момента получения их соответствующими органами и организациями. Окончание действия НПА связывается с утратой нормативными актами юридической силы. 1) В случае истечения срока их действия. 2) В случае их отмены другим НПА. 3) Если в действие вводятся иные НПА, которые устанавливают иные правила по тем же самым вопросам.
4) Утрачивают силу и те НПА, которые признаны судом неконституционными или незаконными. 5) В случае изменения обстоятельств, на которые они были рассчитаны.
Обратная сила и «переживание закона». Обратная сила – это распространение действия НПА на факты и отношения, возникшие до вступления в силу данного НПА. (1-если устраняет или смягчает ответственность; если предусмотрено законом) «Переживание» закона – фактическое действие закона, формально утратившего силу. При «переживании» НПА, отмененный или замененный новым, продолжает жить и после введения в действие нового НПА.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|