Правотворчество – осуществляемую управомоченными на то субъектами или народом деятельность по установлению, изменению или отмене норм позитивного права, а также санкционированию неправовых норм в качестве правовых.
Признаки:
1. определенная деятельность(создание правовых норм и организация правового регулирования)
2. гос.деятельность
3. деятельность, связанная с возведением гос.воли в закон
4. напр на создание норм права в целях урегулирования, упорядочения соответствующих общественных отношений
5. деятельность, связанная с установлением, изменением и отменой норм права, так и с санкционированием неправовых норм в качестве правовых
6. деятельность, ко-ая осущ-ся управомоченными на то субъектами или народом
7. деятельность, носящая властный хар-ер
8. деятельность, ко-ая регламентируется законодательством и протекает в рамках установленных им процедур.
Правообразование: 1) возникновение общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании; 2) осознание необходимости правового регулирования; 3) правотворческая деятельность. Соотношение правотворчества и правообразования (правотворчество явл одним из этапов правообразования):
3 этапа правообразования.
1. Первый этап характеризуется возникновением объективной потребности в правовом регулировании каких-то общественных отношений, 2. Второй этап связан с выявлением потребности в правовом регулировании соответствующих отношений и созданием необходимости такого регулирования, здесь формируется правосознание, 3. Третий этап заключительный этап правообразования связан с правотворческой деятельностью. После того как наступило осознание потребности в правовом регулировании определенных общественных отношений, процесс правообразования переходит в плоскость разработки и принятия соответствующих норм права соответствующими органами.
Принципы правотворчества - руководящие идеи, начала, на ко-ых должна основываться правотворческая деятельность и ко-ые должны составлять ее главное содержание. Принципы:
1) законность (правотворческая деятельность органов должно реализовываться строго и в рамках их компетенции, на основе закона и в полном соответствии с ним);
Правотворческие органы должны осущ свою деят, в пределах их компетенции.
Правотворчество должно осущ с строго установленной продедурой.
Акты должны приниматься в соответствующей, установ законом форме.
Вновь принятые акты не должны противоречить Конституции, ее законам…
4) профессионализм (заниматься правотворчеством должны только компетентные, подготовленные люди);
5) строгая дифференциация правотворческих полномочий ( разделение властей, система сдержек и противовесов);
6) планирование (концентрация усилий на приоритетных законодательных работах);
7) оперативность (своевременность издания нормативных актов).
Формы (виды) правотворчества.
В зависимости от создаваемых правотворческими органами источников права: принятие НПА, заключение нормативных правовых договоров (между гос, между гос органами, между гос и негос органами), создание юр.прецедентов (суды, органы исполнит.власти), санкционирование обычаев, признание юр.доктрины,
По субъектам правотворчества: правотворчество гос.орган-ий, правотворчество негос.орг-ий, совместное правотворчество( гос и негос орг,например постановления ЦК КППС и Совета Министров СССР ), правотворчество народа.
По способу установления правовых норм: непосредственная правоустановительная деятельность( правотворческий орган сам устанавливает нормы права ), санкционирование (объявляет в качестве правовых уже существующие нормы, придавая им юр силу)
Исходя из правотворческой компетенции субъектов правотворчества: компетенционное правотворчество(в рамках своей компетенции), делегированное (за пределами компетенции),
С учетом юр.силы принимаемых правотворческими органами НПА: законотворчество, подзаконное правотворчество
С учетом принципа разделения властей: правотворчество закон-ых органов, правотворчество органов испол-ой власти, судебное правотворчество,
С учетом федеративного устройства гос-ва: федеративное правотворчество, региональное правотворчество.
Правотворческий процесс и его стадии.
1.Подготовительный этап (связан с подготовкой проекта Нормативного Акта):
принятие решения о подготовке проекта НА;
разработка НА, подготовка проекта НА; (напр создается комиссии, подкомиссии, рабочие и редакционные группы)
предварительное обсуждение;
доработка и утверждение проекта НА.
2. Основной (принятие НА):
внесение проекта НА в правотворческий орган;(могут вносить: Президент, СФ, члены СФ, депутаты ГД, Правительства,КС, ВС, ВАС по вопросу их ведения)
стадия обсуждения проекта НА; (три чтения)
принятие НА;(простым большинством или единолично(акты Президента)),закон(в теч 5дней в СФ,50+1 голосов,в теч 5 дней Президенту для подписания)
официальное опубликование НА (промульгация).
Правотворческая техника.
Правотворческая техника – совокупность правил, средств и приемов, которые используются при подготовке, оформлении и опубликовании НПА.
Элементы:
1. правила правотворческой техники -нормы, ко-ые вырабатываются правотворческой практикой и существуют в виде деловых обыкновений, правил, закрепленных в соответ нпа.
Правила, относящиеся к содержанию и структуре НА,(предмет регулирования, опред структура, логическая выдержанная последовательность изложения, деление на части, разделы, главы, ст, пункты..)
Правила, относящиеся к изложению норм права в НА (краткость,четкость понятность,исп единой терминологии,исп общепринятых терминов, не исп иностранных слов,язык должен быть доступным)
Правила, относящееся к опубликованию НА (источники опуб, сроки, порядок вступления, обратная сила, действие во времени, в пространстве, по кругу лиц)
2.средства правотворческой техники:
юр.терминология - отличающиеся смысловой однозначностью слова или словосочетания, которые употреб в зак-ве.(три вида: общеупотребительная, специально юридическая, спец неюридическая)
юр.конструкции - идеальные модели правовых явлений. Модельный закон- эталон,образец, который используется при разработке н.а. Теоретическая модель(в состав вкл: гипотеза,диспозиция,санкция)
правовая презумпция – предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, основанное на связи м/у предполагаемыми фактами(презумпция невиновности)
правовая фикция – несущ-ее положение, признанное закон-ом существующим и ставшее в силу такого признания общеобязательным(признание гражданина умершим)
нормативное построение – при помощи юр и иной терминологии гос воля излагается в виде нормативного предписания.
системое построение - в нпа н. предписания должны находится в опр системе и связаны между собой.
отраслевая типизация- изложение н. предписаний отражает типичные черты соответ отрасли права.
3.приемы или способы правотворческой техники:
в зависимости от формы изложения: нормативный способ изложения(имеет право, обязан, запрещено), повествовательный(без использования нормативных терминов),
в зависимости от степени обобщенности нормативного материала: абстрактный способ(обобщенный вид, действует путем указания на родовые признаки), казуистический способ(описание обстоятельств в гипотезе правовой нормы дается путем их перечисления),
в зависимости от степени полноты изложения правовых норм в статьях НА: прямой способ(норма права излагается в одной статье), ссылочный(норма права не полностью с статье, дается ссылка др.ст.), бланкетный(не полностью, но отсылка при этом дается к др. НА)