Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 19. Русская культура второй половины




XVIII ВЕКА.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН:

Особенность развития русской культуры в XVIII в.

2.Образование и наука:

Общественно-политическая мысль.

Литература.

Искусство.

Основные понятия и выводы по теме.

1. Вторая половина XVIII века - формирование просветительской мысли и идеи просвещения глубоко проникают во все сферы культурного процесса.

2. Образование. Настойчивая потребность в специалистах приводит к созданию светского образования. Первыми появляются специальные школы еще при Петре I (школа математических и навигационных наук. Первая медицинская школа, Горная, инженерные школы и т.д.).

В развитии образования в середине и второй половине XVIII века можно проследить две тенденции:

1) утверждение сословности;

2) необходимость сети учебных заведений.

Сословные школы. Еще в 30-х гг. в системе образования возобладала школа закрытого типа, прежде всего для дворян, которые находились под особым попечительством правительства. Сеть духовных учебных заведений также теряла характер всесословности (епархиальные училища). Наиболее распространены гарнизонные школы. Система сословных школ в последней четверти XVIII в. выглядела так: для дворян - шляхетские корпуса (сухопутный, морской, артиллерийский, инженерный, пажеский), благородные пансионы (Институт благородных девиц, 1764 г.);

для духовенства - духовные академии, епархиальные училища;

для купцов - коммерческие школы;

для разночинцев - Академия художеств, Горная, Медицинская, штурманская школы, ремесленная школа;

для солдатских детей - солдатские школы.

С 80- х гг. правительство начинает создание общеобразовательных учебных заведений. В 1786 г., согласно “Уставу народных училищ”, учреждались главные народные училища – 4-х классные (в губернских городах) и малые народные училища – 2-х классные (в уездных городах). “Устав” также предусматривал создание единой системы светской школы от малых народных училищ до университета. Кроме народных училищ им были созданы: училище при Академии художеств, Коммерческое училище, мещанское отделение при Смольном институте благородных девиц.

12 января 1755 года был открыт Московский университет с двумя гимназиями, который становится центром русского просвещения. Обучение в нем было бесплатным для всех сословий, кроме крепостных крестьян. При университете создаются лаборатории, библиотека, типография. Растущая потребность в квалифицированных педагогических кадрах привела к созданию Учительской семинарии при Московском университете (1779 г.) и Петербургского главного народного училища (1782 г.), впоследствии преобразованного в Педагогический институт в Петербурге.

Академия наук и Московский университет разрабатывали учебную литературу. Были созданы: “Первые основания металлургии”, “Риторика”, “Краткий российский летописец”, “Российская грамматика М.В. Ломоносова”, “Географическое и историческое описание Российской империи” Х.А. Чеботарева.

Наука и техника. Основными центрами научной деятельности в этот период являлись Горное училище в Петербурге (1773), Российская академия наук (1783), Киевская Академия. Уже во второй половине XVIII в. отечественная наука достигла общеевропейского уровня благодаря деятельности таких ученых, как Эйлер Л., Бернулли Д. Особая роль принадлежит М.В. Ломоносову, научная деятельность которого отличалась необычайной многогранностью.

В 20-50-е гг. Академия наук осуществила Великую Северную экспедицию (исследование Северного Ледовитого океана, северо-востока Азии и северо-запада Америки, Камчатки). В 60-80 -е гг. была проведена комплексная экспедиция по исследованию севера европейской части России (Поволжья, Приуралья, Урала, Южной Сибири). Результаты - 1731 г. - первый русский географический атлас; 1745 г. - издание “Атласа Российского”. Значительными успехами ознаменовалось развитие математики (Эйлер Л., Бернулли Д., Ломоносов М.В.,), медицины (Д.С. Самойлович, К.И. Щепин, С.Г. Зыбелин), химии (Ломоносов М.В., Севергин В.М.).

Техника. Русские изобретатели И.И. Ползунов (создание парового двигателя) и И.П. Кулибин (проект одноарочного моста через Неву, создание часовых, оптических механизмов). Известны также изобретения мастера Фролова К.Д. (первая гидравлическая машина), Нартова А.К. (создал новые станки для сверления орудийного ствола, подъемный механизм, новые способы отливки пушек).

Крупнейшими историками этого времени являлись В.Н. Татищев (“История Российская, положившая начало русской исторической науке), М.М, Щербатов (“История Российская”, отличавшаяся консервативностью политической концепции), И.Н. Болтин (“Примечания на историю древния и нынешния России г. Леклерка”, отличавшиеся появлением целого ряда новых и важных наблюдений касательно норманнской теории об общности исторического процесса, о процессе и причинах оформления крепостного права).

В.В. Крестинин (работы по истории Поморья), Рычков П.И. (автор истории Оренбургского края) и начинается публикация документов и исторических сочинений.

3. Решающую роль в осуществлении идеалов просветители отводили просвещенному монарху, способному преобразовать страну на разумных, гуманных началах. Формируется идеология “просвещенного абсолютизма”. Идеи просвещения были настолько популярны, что их одинаково восприняли представители консервативной мысли (Сумароков А.П., Щербатов М.М.), либеральной (Новиков Н.И., Фонвизин Д.И.), революционной (Радищев А.Н.).

II половина-середина XVIII- начало XIX вв. - Особенностью русского просветительства являлась антикрепостническая направленность. Эта тенденция нашла отражение прежде всего в деятельности Н.И. Новикова (1744-1818) - крупнейшего издателя и журналиста (изд. сатирических журналов “ Трутень, “Живописец”, “Кошелек”) и А.Н. Радищева (1749-1802), стоящего на позиции радикального просветительства (“Путешествие из Петербурга в Москву”).

30-е гг. XVIII в. - время появления нового движения -масонства. Движение состояло из нескольких “партий” (французской, английской, рыцарской, иллюминатской), общей чертой которых являлись религиозно-нравственные искания.

4. Литература XVIII в. представлена тремя направлениями: классицизмом - творчество Сумарокова А.П. (трагедия “Дмитрий Самозванец”), комедии “Опекун”, “Лихоимец”, основной задачей для писателя являлось исправление и просвещение дворянства;

1) художественно-реалистическим - становление этого направления связано с творчеством Д.И. Фонвизина. Комедии “Бригадир” и “Недоросль” внешне схожи с сочинениями классицизма, но само содержание отличается (в них выведены люди, художественно обобщенные характеры. Они не сводятся к бичеванию недостатков характера, они обличают пороки крепостничества);

сентиментализм - Карамзин Н.М. (повесть “Бедная Лиза”). Для сентиментализма характерен показ чувств рядового человека, идеализация действительности.

5. Архитектура. В I половине XVIII в. в архитектуре господствует барокко, отличавшееся блеском, роскошью. Характерной чертой русского барокко является сплав европейских стилей и отечественных традиций.

Петербург: крупнейшим зодчим этого направления был Растрелли Ф.Б. (дворец М.И. Воронцова, Большой дворец в Петергофе, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе, Зимний дворец, комплекс Смольного монастыря). Одно из выдающихся достижений Растрелли - это создание комплексов парадных интерьеров (обилие золота, света, лепнины, бронзы, зеркал).

В Москве также создаются постройки в стиле барокко, отличавшиеся более спокойными архитектурными формами. Крупнейшим зодчим, работавшим в этом направлении в Москве, считается Ухтомский Д.В. (колокольня Троице-Сергиевой лавры).

В 60-е годы на смену барокко приходит классицизм, использовавший античные традиции и отличавшийся благородной и величавой простотой (классицизм - стиль в литературе и искусстве XVIII - нач. XIX вв., обратившийся к античному наследию как норме и идеальному образцу). В развитии классицизма во второй половине XVIII века можно проследить два этапа:

1) ранний классицизм (60-80-е гг.), когда ведущее значение имели общественные здания, архитектурные формы которых определяли характер и всех других построек;

2) строгий классицизм (80-90-е гг.), когда преобладали частные дворцы и усадебные постройки с присущей традиционной схемой.

Крупнейшими зодчими являлись: в Петербурге: Кваренги Д. (Ассигнационный банк, Академия наук, Английский дворец в Петергофе, Александровский дворец в Царском Селе; Львов Н.А. (Главный почтамт в Петербурге): Ч. Камерон (создатель дворцово-парковых ансамблей в пригородах Петербурга (в Царском Селе Камеронова галлерея, в Павловске); Старов И.Е. (Таврический дворец); в Москве: В.И. Баженов (проект Кремлевского дворца, дворцово-парковый ансамбль в Царицыно (стиль псевдоготика), дом Пашкова); Казаков М.Ф. (Петровский дворец, здание Сената в Московском Кремле, здание Московского университета на Моховой, Голицынская больница).

Живопись. Совершенствование портретной живописи, появление новых жанров: пейзажа, исторического, бытового. Расцвет портретной живописи связан с многочисленными заказами двора, вельмож и развивался в двух направлениях: парадного портрета и камерного. Выдающимися художниками этого жанра являются: Рокотов Ф.С. (портреты Новосельцевой В.Е., Струйской А.И.), Левицкий Д.Г. (цикл портретов “Смолянки”, портреты Дидро, М.А. Дьяковой); В.Л. Боровиковский (портреты Н.А. Нарышкиной, М.А. Орловой, М.И. Лопухиной). В творчестве последнего происходит становление реалистической живописи. Начало жанровой живописи было положено творчеством М. Шибанова, создавшего картины из крестьянской жизни (“Крестьянский обед”, Сговор”). Родоначальником пейзажной живописи является С.Ф. Щедрин (ландшафты Павловска и Петербурга), Алексеев Ф.Я. (“Красная площадь”). Первые картины в историческом жанре были созданы А.П. Лосенко (“Владимир и Рогнеда”, “Прощание Гектора с Андромахой”).

Скульптура. В XVIII веке скульптура получает свое развитие и достигает замечательных успехов. Среди скульпторов выделяются двое: Ф.И. Шубин, представляющий реалистическое направление в скульптуре, являвшийся мастером скульптурного портрета (портреты Орлова, Зубова, Потемкина, Павла I, Ломоносова и др.), и Козловский М.И. (родоначальник русского классицизма в скульптуре, считавший своей главной задачей раскрытие образа средствами, которыми пользовались ваятели Древнего Рима (памятник Суворову А.В., скульптура “Самсон, раздирающий пасть льва”).

Из иностранных ваятелей крупнейшим является Фальконе Э. (“Медный всадник”, памятник Петру Первому).

Татр и музыка. Были созданы в 1756 г. русский театр для представления трагедий и комедий (руководителем труппы являлся Ф. Волков - блестящий актер, поэт, драматург, музыкант); в 1779 г. - частный театр в Царицыном лугу под руководством известного актера Дмитриевского; в 1780 г. - Петровский театр, в репертуаре которого наряду с драматическими были оперные и балетные спектакли. Большое развитие получил и крепостной театр например, наиболее известен театр Шереметова.

В последней четверти столетия началось формирование национальной композиторской школы. Появляется камерный лирический жанр (российская песня). Ведущим жанром в музыке становится опера (Соколовский М.М. “Мельник, колдун, обманщик и сват”), Фомин В.И. “Орфей и др).

 

Краткий итог: XVIII век со всеми его колебаниями все-таки был веком Просвещения в российской культуре. И хотя он подошел к своему концу с ужесточением крепостнических отношений и утверждением самодержавия как абсолютной монархической формы правления, тем не менее эпоха Просвещения принесла ощутимые плоды в развитие образования, культуры и науки.

 

Вопросы для контроля:

1.Какие две тенденции сложились в области образования в середине и второй половине

XVII в. Какие меры были предприняты в этой области?

2. Расскажите, какие новейшие для XVIII в. достижения были сделаны?

3.Какие течения сложились в архитектуре XVIII в.

 


1 Палеолит - древний каменный век (от греч. “палайкос” - древний, “ литос”- камень). Соотвественно: “мезос” - средний, “неос” - новый; отсюда - мезолит, неолит.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...