Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура традиционной России (XV – XVII)




 

Появление книгопечатания и литература в Московской Руси. Русская культура конца XV – XVI вв. представлена выдающимися достижениями в области книгопечатания – первопечатником Иваном Федоровым была издана первая русская датированная книга «Апостол» (1564 г.). Спустя 10 лет, в 1574 г. во Львове Иван Федоров и Петр Мстиславец выпустили «Азбуку» - первый русский букварь. За весь XVI век в России типографским способом было издано всего 20 книг. Рукописная книга занимала ведущее место и в XVI, и в XVII веках.

Широкое распространение в период объединения русских земель вокруг Москвы получил жанр житийной литературы. Талантливые писатели Пахомий Логофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву, Сергия Радонежского основателя Троице-Сергиева монастыря, поддержавшего великого московского князя в борьбе с Мамаем. «Хождение за три моря» (1466-1472) тверского купца Афанасия Никитина – первое в европейской литературе описание Индии. Свое путешествие Афанасий Никитин совершил за 30 лет до открытия пути в Индию португальцем Васко да Гама.

В XVI в. продолжается летописание: плодом огромного труда стал богато иллюстрированный миниатюрами общерусский Лицевой летописный свод, один из списков Никоновской летописи, созданный на основе свода региональных летописей. Наряду с летописанием дальнейшее развитие получили исторические повести, в которых рассказывалось о событиях того времени. («Казанское взятие», «О прихождении Стефана Батория на град Псков» и др.) Создавались новые хронографы – своеобразные исторические справочники международного характера. Протопопу Сильвестру приписывается авторство «Домостроя» - сборника религиозно-нравственного содержания, дающего наставления как в духовной, так и в мирской жизни. Двенадцатитомное издание для чтения «Великие четьи минеи», составленное под руководством митрополита Макария, получило широкое распространение в России. В начале XVI века в Московском государстве распространяется легенда о происхождении московских государей от римского императора Августа - «Сказание о великих князьях Владимирских».

XVI столетие называют веком публицистики. Публицисты поднимают крайне актуальные для своего времени проблемы: о государственном устройстве, правах и обязанности власти и подданных, об истинности веры. Наиболее известны публицисты И. Пересветов – идеолог дворянства, Ермолай-Еразм, видевший в крестьянине-труженике основу общества, с радикальных позиций выступали Ф.Косой, М. Башкин. Вершиной публицистики является полемика между Иваном Грозным и Андреем Курбским. В их переписке нашли отражение вопросы, касающиеся роли и места знати в управлении феодальным государством.

Зодчество. С середины XIV – начале XV вв. в псковско-новгородских землях постепенно возобновляется каменное зодчество, к этому же времени относятся первые каменные постройки в Московском княжестве. Храмы в Звенигороде Успенский собор (1400 г.) и собор Саввино-Сторожевского монастыря (1405 г.), Троицкий собор Троипе-Сергиева монастыря (1422 г.), собор Андроникова монастыря в Москве (1427 г.) продолжали традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества. В течении XV-XVI вв. создан могучий, полный величия, достоинства и силы ансамбль Московского Кремля, являющийся тогда крупнейшей в мире крепостью. На Соборную площадь Кремля выходят главные соборы; его центральным сооружением является колокольня Ивана Великого.

Успенский собор (1475-1479) в течение веков – главный (кафедральный) храм России. Архитектор Аристотель Фиорованти – талантливый зодчий итальянского Возрождения. Созданное им произведение своей композиционной ясностью, строгостью и лаконизмом архитектурных форм близкое духу раннего Возрождения, новаторское для своего времени и выдающееся по своим художественным и техническим качествам. Традиционные особенности древнерусского культового зодчества получили свое дальнейшее развитие в новых исторических условиях. Величественный пятиглавый Успенский собор являлся крупнейшим общественным зданием того времени. Здесь цари венчались на царство, собирались Земские соборы, объявлялись важнейшие государственные решения.

Архангельский собор возведен в 1505-1508 годах итальянским архитектором Алевизом Новым. Величественное здание главного великокняжеского храма – усыпальницы поражало современников необычностью своего внешнего облика. Ренессансное убранство фасадов и интерьера Архангельского собора Кремля оказало значительное воздействие на дальнейшее развитие русской архитектуры, стало общепринятым источником и образцом.

Благовещенский собор, личный, домовой храм великих князей и царей, - памятник архитектуры нескольких строительных эпох. При этом архитектурные составляющие храма каждой эпохи имеют свое лицо и исключительную ценность. Собор возведен артелью псковских мастеров (1484 – 1489). Ими же построена Церковь Положения риз Пресвятой Богородицы (1484 – 1485) - личный, домовый храм русских митрополитов, а затем патриархов. Тогда же была построена Грановитая палата (1487 – 1491), она являлась частью царского дворца, его тронным залом. Здесь представляли царю иностранных послов, проводили приемы, принимались важные решения.

Одним из выдающихся проявлений расцвета русской архитектуры было строительство шатровых храмов. Шатровые храмы не имеют внутри столбов, и вся масса здания держится на фундаменте. Наиболее известными памятниками этого стиля являются церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная в честь рождения Ивана Грозного, Покровский собор (Василия Блаженного), сооруженный в честь взятия Казани.

Живопись. Православные храмы расписывали талантливые, самобытные художники. В XIV веке в Новгороде и в Москве работал виртуозный живописец Феофан Грек, приехавший из Византии. Его фресковые росписи в новгородской церкви Спаса на Ильине улице отличаются необычайной выразительной силой, экспрессией, возвышенностью человеческого духа. Художник силою своего мастерства умел создавать эмоциональное напряжение, достигающее трагизма.

Высший подъем русского иконописного искусства связан с творчеством гениального русского художника Андрея Рублева, жившего на рубеже XIV-XV вв. Философская глубина, внутреннее достоинство и сила, идеи единства и мира между людьми, человечность нашли отражение в его произведениях. Гармоничное, мягкое сочетание нежных, чистых красок создает впечатление цельности и законченности его образов. Знаменитая «Троица», ставшая одной из вершин мирового искусства, дает обобщенный идеал нравственной чистоты и совершенства. А. Рублев вместе с Д. Черным работали над фресками Успенского собора во Владимире, иконами Звенигородского чина и Троицкого собора в Сергиевом Посаде. Традиции Рублева продолжил крупнейший русский живописец Дионисий. К произведениям, принадлежащим его кисти, относятся фресковая роспись Рождественского собора Ферапонтова монастыря под Вологдой. Живописи Дионисия присущи необычайная яркость, праздничность, изысканность, нежный колорит.

Новые явления в культуре XVII века. Ведущим процессом в развитии русской культуры в XVII в. явилось обмирщение – проникновение светских и вытеснение религиозных начал во всех сферах жизни общества. Эта тенденция стала следствием зарождения элементов капиталистического уклада. Развитие городской жизни, ремесла, торговли, мануфактур, рост зарубежных связей содействовали распространению грамотности и просвещения. В Москве появляется первое светское учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия (1687 г.), которую возглавили братья Софроний и Иоанникий Лихуды, ученые-греки, окончившие университет в Падуе (Италия).

В XVII в., как и раньше, шел процесс накопления знаний. Значительный вклад в развитие географических знаний внесли русские землепроходцы, изучавшие Сибирь и Дальний Восток. Имена этих отважных исследователей нанесены на карту мира. Имя С.Дежнев носит самая восточная точка нашей страны. Именем исследователя Приамурья назван город Хабаровск и станция Ерофей Павлович.

Особенностью русской архитектуры стало обилие украшений из резного камня и кирпича. Эти особенности хорошо прослеживаются в Теремном дворце царя Алексея Михайловича в Кремле, в каменных палатах московских, псковских, костромских бояр XVII в., в Новоиерусалимском монастыре, выстроенном под Москвой патриархом Никоном. Редкий и один из лучших памятников гражданского зодчества Москвы середины XVII в. патриаршие палаты, возведенные по указу Патриарха Никона в 1635 – 1655 гг. русскими мастерами.

Обмирщение в архитектуре проявилось в стремлении к внешней живописности, декору. Развитие зодчества привело к возникновению «нарышкинского стиля» или «московского барокко», в котором было сильно заметно влияние западноевропейской архитектуры. Основные черты этого стиля: чёткость, симметричность композиции, устремлённость ввысь, многоярусность, декоративное убранство. В этом стиле сооружены трапезная и колокольня Новодевичьего монастыря, церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы в Сергиевом Посаде, Нижнем Новгороде, Звенигороде и др.

В XVII столетии переживает расцвет деревянное зодчество. «Восьмым чудом света» назвали современники знаменитый коломенский дворец Алексея Михайловича. Он был построен русскими мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым.

В живописи по-прежнему господствовала иконопись. Контроль за деятельностью живописцев осуществляла Оружейная палата Кремля, в нее привлекались лучшие художники со всей страны и иностранные мастера. 30 лет Оружейную палату возглавлял талантливейший живописец Симон Ушаков. Он автор знаменитой иконы «Спас Нерукотворный», в которой хорошо заметны новые реалистические черты живописи: объемность в изображении лица, элементы прямой перспективы. Под его руководством выросла плеяда учеников, продолжившая дело своего великого учителя. Процесс обмирщения в живописи выразился через развитие реалистических тенденций, стремление изображать земное бытие. В XVII в. развивается два светских жанра: парсуна, предшественник портрета, изображал одухотворенные лица людей и пейзаж.

В литературе и искусстве обмирщение проявилось в отходе от религиозных канонов, усилении внимания к человеческой личности. Публицистическая литература носила исторический характер, в ней осмысляли события смутного времени, обосновывали принципы абсолютизма. Постепенно публицистика вытесняла традиционную летопись. Кроме того, столетие отмечено возникновением сатирической литературы, появлением нового героя – вымышленного персонажа, принадлежащего к простому народу.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...