Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Всемирный увеселительный аттракцион




 


Какова же атрибутика гламура, проявляемая в масштабных экспозиционных проектах и нередко служащая залогом карьерного преуспевания в глобальной публичной сфере? Гламур привносит в художественную среду состояние безудержной эйфории и оглупленного оптимизма, точно подмеченного куратором Чарльзом Эше в программной статье из каталога кассельской выставки "Коллективное творчество" 2. Достаточно вспомнить бурлескные видеоролики группы "Синие носы" с кувырканьем вокруг обнаженной женщины или клоунадными мафиозными разборками, дабы понять, насколько показное шутовство и балагурство современного художника органично вплетено в структуры медиального успеха. Эпоха гламура подменяет самодостаточное, вдумчивое суждение ярким эффектным зрелищем. Художественный объект приравнивается к увеселительному аттракциону, предназначенному доставлять зрителю исключительно приятные минуты.

Пожалуй, апофеоз гламурной зрелищности и ее развлекательной компоненты достигается в работах австрийской группы "Желатин". Фигурируя в основной программе Московской биеннале, эта группа в зале экс-музея Ленина возвела макет дощатого деревенского сортира (обклеенный фотографиями очередей к Мавзолею) в натуральную величину, с отводом и стоком на улицу, откуда свисали характерные желтые сосульки. На итальянской горе Colletto Fava этими же художниками был водружен шестидесятиметровый надувной кролик, служащий детской площадкой и смотрящийся апогеем досуговой функции гламурного искусства. Крупные показы такого искусства критик из "Нью-Йоркера" Питер Шельдаль окрестил "фестивализмом". Для фестивализма свойствен отбор исключительно монументальных крупногабаритных работ с четко заявленной амбициозностью художника, с паразитированием на авангардном импульсе и с неприкрытой тягой к рекламному глянцу.

 

В ревью по поводу открытия 51-й Венецианской биеннале обозреватель "Артнета" Уолтер Робинсон торжество фестивализма обнаруживает в проекте сокуратора биеннале Розы Мартинес "Всегда чуть дальше" в Арсенале. В инсталляции, кокетливо озаглавленной "Надежда" и принадлежащей двум художникам, Дженифер Альора и Гульельмо Казадийя, на гигантском, слепленном из ила чучеле гиппопотама восседает человек, перелистывающий газету и периодически дующий в свисток. Сетчатая конструкция, подвешенная к потолку, – инсталляция парижанки Жоаны Васконселос – образует объемный каркас, составленный из белых тампонов. Индус Субодх Гупта расположил на полках инвентарь железной посуды, изготовленной в Индии, но импортированной для обслуживания американской кухни, видимо, с учетом своей "гастрономической идентичности" озаглавив эту массивную работу "Карри".

Безусловно, эти по-своему провокативные и зажигательные работы можно было бы снабдить богатым репертуаром интерпретаций, призванных разобраться в их гендерной или этнокультурной проблематике. Но гламур в принципе обессмысливает любой интерпретационный посыл. Ведь главное в этих работах не их идейная или содержательная насыщенность, а их зримая предъявленность, их броское и мастерское исполнение. Причем гламур склонен перехватывать и присваивать даже исторически зарекомендовавшую себя сопротивленческую патетику. В эстетике, соединяющей элементы комикса и политической сатиры, выполнены включенные в проект Мартинес шесть огромных плакатов группы "Guerilla Girls", известной еще с 1980-х годов своим противодействием мужскому шовинизму или коррумпированности музейной системы.

Фестивализм с его упоением бесконечной пестротой и праздничной приподнятостью едва ли допускает ответственный, аналитический подход. Попав в зону беспрестанного ликования, художник вынужден работать на опрощение, а затем и на профанацию своего высказывания. В Немецком павильоне на 51-й Венецианской биеннале молодой перформансист Тино Сегал устроил насмешливое представление, разыгрываемое служителями в белых рубашках и черных брюках, при виде посетителя начинавшими пританцовывать, подпевая: "О, как это современно, современно, современно!" (на роль служителей были приглашены профессиональные актеры). Колкий розыгрыш Сегала, да и перформанс англичанина Питера Леверсидра, раздававшего возле Сан-Марко бесплатное мороженое в стаканчиках со своими инициалами, сигнализируют о массовом спросе на предельно доступные и лишенные смысловой компрессии художественные выдумки.

Идеология гламура, по сути, идеология преуспевающего среднего класса, озабоченного комфортным жизненным дизайном и не желающего кардинальных социальных перемен. Оттого эта идеология, насаждая нормы беззаботного fun' а, игривого cool 'а и уютной релаксации, отличается неистовой воинственностью. О реакционности глобалистской идеологии говорит Славой Жижек в статье "Непристойность прав человека: насилие как симптом": по мнению словенского философа, она выказывает агрессивную пассивность, настаивая на сохранении сложившегося порядка вещей и на этической успокоенности. Риторика гламура, являясь возгонкой такой агрессивной пассивности, превозносит отказ от социальных преодолений, эстетических прорывов и этического вопрошания. Потому-то гламурное современное искусство ориентировано на отстаивание институциональной и рыночной стабильности, на создание инертных и продажных (во всех смыслах) социокультурных моделей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...