Главная тайна профилактики
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Суть его довольно проста, но она в корне отличается от общепринятой практики запугивания подростков опасностями потребления табака, алкоголя и наркотиков. Социальное нормирование исходит из следующего наблюдения: если общепринято, что большинство подростков не пьют, то те, кто все же пьет, будут пить меньше, а из тех, кто не пьет, гораздо меньшее количество начнет пить. Главным является не чрезмерное описание случаев пьянства, а подчеркивание того, что большинство подростков пьет мало или вообще не пьет, таким образом, чтобы трезвость воспринималась как норма. Такой подход вполне применим к курению и другим видам рискованного поведения. Школы и университеты сталкиваются с ситуацией, когда профилактические программы, на которые было потрачено немало средств, не дают никакого эффекта. Социальное нормирование уже дает результаты, потому что оно пропагандирует здоровье, а не смерть и разрушение. В области алкоголя данный подход добился особого успеха среди девушек, которые, видимо, больше склонны ориентироваться на позицию большинства. Основной метод социального нормирования очень прост. Обычно при описании статистических данных главное внимание уделяется меньшинству подростков, которые курят и пьют. Вместо этого предлагается основной акцент делать на большинстве подростков, которые не делают этого. Наиболее просто это делать, если проводить среди учащихся опросы и затем широко знакомить их с результатами, подчеркивая, что большинство из них не курят и не пьют. Сюрприз состоит в том, что большинство учащихся искренне удивляются результатам о самих себе, так как они (а также их родители) считают, что большинство подростков пьет и курит. Например, в 1999 году в 100 учебных заведениях Киева был проведен опрос о курении. Учащихся, в частности, спросили о том, какая часть подростков в их школе курит. 60% ответили, что большинство, тогда как их же ответы показали, что в течение последнего месяца хотя бы раз курило всего 40% из них, а систематически — всего 20%.
Неверное мнение о том, что большинство подростов пьет и курит, просто усугубляет проблему. Каждый год студенты первокурсники получают ложное послание от своих родителей и учителей о том, что пить и курить — это нормально. Родители говорят им: «Я знаю, все студенты пьют, но ты хотя бы не води машину, когда выпьешь». Преподаватели говорят им: «Я знаю, все вы курите, но выходите для этого на улицу». И первокурсники думают: «Я должен быть как все. Я должен начать пить и курить». В 1999 году в Университете штата Висконсин (США) опросили студентов, и оказалось, что они полагают, что 95% из них курят. В реальности курящими были только треть студентов. Социальное нормирование разрушает подобные неверные представления. Ведь если студент думает, что 95% его соучеников курит, он постепенно приходит к мысли, что ему тоже нужно закурить. Результаты социального нормирования в этом университете были поразительными: уровень курения среди студентов уменьшился на 29%, каждый третий курильщик прекратил курить. Трехлетняя программа социального нормирования в двух школах округа Декалб, штат Иллинойс (США), дала следующие результаты. В 1999 году в США в целом 40% десятиклассников хотя бы раз пили алкоголь в течение последних 30 дней, в школах округа Декалб — 44%. В 2001 году этот показатель составил 39% для США в целом и 30% в округе Декалб. Аналогичный показатель по курению табака составил в 1999 году соответственно 25,7% и 25,6%, а в 2001 году — 21,3% и 16,8%.
Для многих школ и университетов подход социального нормирования является «последней надеждой», потому что все иные программы оказались неспособными уменьшить потребление алкоголя и табака среди молодежи. До сих пор те, кто занимаются профилактикой, продолжают пугать подростков алкоголем и табаком, полагая, что те все же испугаются и бросят пить и курить. Но они не бросают. И многие из них не бросают, потому что не пьют и не курят. И хватит делать из этого тайну. Молодежь намного лучше, чем думают о ней взрослые. Взрослым нужно, наконец, признать это и рассказать молодым людям правду о них самих. При подготовке материала использована статья из газеты USA TODAY от 28 мая 2002 года.
Как нарушить правило «Не курить!»
Табличка с дымом
Кольцо под носом
Глубокое уважение
Незаметная замена
Ощипанный язык
Легкая тошнота
Хлюпанье в ботинках
Дым в глаза
Кто куда
Врешь, не возьмешь
Вопросы и задания
Идеи этой книги получили дальнейшее развитие в разработанном нами «методе жизненных ситуаций». При его создании мы использовали данные современных международных исследований об эффективности профилактики курения среди молодежи, но при этом разработали собственную оригинальную методику, которая учитывает реалии нашей страны. Для успешного использования этой методики не требуется ни специального образования, ни дополнительных финансовых затрат. Нужно лишь желание и умение внимательно выслушать реакцию подростов на правильно заданные вопросы, и подростки самостоятельно начинают противостоять курению.
Познакомиться с ним можно в трехтомнике «Подход жизненных ситуаций в профилактике табачных проблем // Т.И.Андреева, К.С.Красовский, А.А.Гаврильченко, А.В.Довбах, Э.А.Митрофанова, А.А.Овечкина, Т.А.Салюк, А.А.Богословский / Под ред. Т.И.Андреевой и К.С.Красовского. — Киев, 2000. Напечатано при содействии Детского Фонда Объединенных Наций — ЮНИСЕФ в Украине. Часть 1. Руководство ведущего. — С. 140. Часть 2. Сборник жизненных историй. — С. 104. Часть 3. Мифы и факты. — С. 20.» Тем, кому необходимы разнообразные материалы, которые можно обсуждать с подростками, мы можем рекомендовать воспользоваться материалами двух сайтов, ориентированных на подростковую аудиторию. Это сайт Журнала тех, кто не боится быть трезвым, или SOBER-COOL http://www.adic.org.ua/sober-cool/ сайт «ОПиУМ» http://www.adic.org.ua/teenager/.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|