Подвижная игра «Мы – водные животные»
Цель: Закрепить знания детей о водных животных, учить изображать животных, имитировать их движения. Развивающая среда: картинки с изображением речных животных: рыб (ерш, карась, тарань, щука), лягушки, бобра, рака. Панно с изображением подводного мира реки, картинки с изображением водных животных. Содержание
1. Воспитатель показывает детям глобус. Сколько здесь голубого цвета! Что изображено голубым цветом? (Это океаны, моря, реки – ведь голубым цветом на картах изображают воду.) Известно, что живые существа впервые появились именно в воде. И сейчас в ней обитает половина всех животных и растений нашей планеты. Кто всю жизнь проводит в воде? (Прежде всего – рыбы.) Недаром говорят: «Рыбы – дети воды». Они живут в соленой воде и в пресной. Рыб в мире огромное количество. А сейчас мы с вами отправимся в путешествие в подводный мир реки. (Прикрепить на ковролин панно подводного мира реки.) Посмотреть на реку – И кажется, в ней Нет ни малявок, Ни окуней. Только бежит Голубая вода, Петляя по лугу Незнамо куда. Но если поглубже В нее заглянуть, С маской и трубкой Тихонько нырнуть, Сразу увидишь, Что это не так: Вот под корягою Прячется рак, Налим под колоду забрался, А это – огромная щука, Плывет, как ракета. У кручи подмытой На дне хрящеватом Лещ отдыхает, Стоит, как лопата. В затоне лини копошатся в грязи, На солнце сверкают боками язи. Стайка плотвы шевелит камыши, Мелькают густерки, ельцы и ерши... Река ведь не просто течет и течет, Она интересною жизнью живет! (По ходу чтения стихотворения дети прикрепляют картинки водных обитателей на панно подводного мира реки. Ребенок, прикрепляя соответствующую картинку, рассказывает о том, кто на ней изображен, и выражает свое отношение к животному через движения, мимику.)
Рак: Я – рак. Ползаю по дну и пячусь назад, шевелю клешнями, ем, что попадает, прячусь в норы под коряги. Тарань: Я рыба, ведущая стадный образ жизни. Длина моего тела достигает почти полуметра, а вес - до двух килограммов. Крупные рыбы держатся у дна и только ночью подходят ближе к берегу. Икрометание у нас бывает в апреле. Хотя икры много, но желающих ею полакомиться тоже немало. Я, тарань, питаюсь моллюсками, червями и другими мелкими животными. Ерш: Я чем-то напоминаю ежа – такой же колючий. Я очень живуч, бросишь меня на лед – замерзну, а в тепле оттаю и поплыву. Карась: Я – карась, очень неприхотлив, могу жить в стоячей воде. Ем все подряд. Когда-то на Востоке нас, карасей, держали в вазах с водой для украшения дома. Щука: Меня рыбаки прозвали речным волком. Я нападаю на маленьких рыбешек и на крупных, если голодна, могу утащить на дно гусенка или утенка. Но еще меня зовут речным санитаром. Ведь я в первую очередь нападаю на больных рыб и тем самым очищаю водоемы, не даю распространяться болезням. Лягушка: Раньше были мы икрою, ква-ква! А теперь мы все герои, ать-два! Головастиками были, ква-ква! Дружно хвостиками били, ать-два! А теперь мы лягушата, ква-ква! Прыгай с берега, ребята, ать-два! И с хвостом, и без хвоста Жить на свете - красота!
2. Игра «Мы – водные животные». Мы – лягушки. Ребята, хотите быть лягушками? Идите, я вас научу, как нужно прыгать и квакать. Представьте, что вы – красивые речные лягушки. (Дети вместе с лягушкой играют, имитируют ее движения – плавают в воде, выпрыгивают на берег. Проголодались – поймали комарика. А чтобы он нас не заметил, замрем, не будем двигаться – присядем и не двигаемся, высунем язычок, которым и поймаем комара. Поймали, съели и опять поплыли.) Мы – стайка рыбок.
Плавают рыбешки в нашей речке чистой, Плавают рыбешки быстро, быстро, быстро! Рыбки-рыбешки все хороши: Папы, и мамы, и малыши! Детки-рыбешки на больших похожи – Плавают, как папы, тоже, тоже, тоже! Рыбки гуляют только в воде И не гуляют больше нигде! (Дети вместе с рыбой плавают, имитируя ее движения. Плаваем молча, ведь рыбы молчат. Мы рыбки маленькие, нас может догнать и съесть большая щука. Вот она плывет к нам – воспитатель изображает щуку. Рыбки быстро уплывают, разбегаются в стороны, щука старается поймать кого-нибудь.) Мы – чайки. Раскрыли крылья и кружим над рекой, ищем добычу – рыбу. Увидели рыбу, спустились к воде (наклонились), поймали рыбу и улетели на берег, чтобы ее съесть. Превращаемся в улиток. Высовываем рожки (пальцы рук) и медленно ползем по листу водного растения. А теперь пройдемся, как гуси, переваливаясь с одной ноги на другую. Мы спешим к речке, будем там плавать. Поплавали в реке, вышли на берег, отряхнулись, наши перышки не намокли, они остались сухими. Работа с дидактическими карточками Воспитатель: Дети, мы сегодня много интересного узнали о водных жителях. Жители подводного царства даже не представляют, как это можно жить, когда нет воды. Они хорошо приспособились жить именно в воде. Нужны ли друг другу растения и животные водоема? (Объяснить.) Предложить детям набор карточек с изображениями различных животных и рисунок водоема. Водные жители заблудились и никак не найдут свою реку, а ребята могут помочь им. Задание детям: выбрать из предложенного набора карточек водных жильцов и поместить их на рисунок водоема. По каким признакам можно определить, что эти животные обитают именно в воде? Занятие 4 Беседа «Что растет в воде» Цель: Познакомить детей с некоторыми видами водных растений, с их особенностями, приспособленностью к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих растений и среды их обитания. Развивающая среда: рисунки, фотографии водоемов и водных растений (белая кувшинка, желтая кубышка). Сказки: А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», Г. X. Андерсен «Дюймовочка». Содержание
Воспитатель спрашивает детей, бывали ли они на озере, на реке, на пруду. Видели ли какие-нибудь растения? Что запомнилось?
Предлагает рассмотреть рисунки растений и отобрать те, которые они видели на водоеме. Прикрепляет на ковролин рисунок реки. Просит найти рисунок белой кувшинки. Как ее еще называют? (Лилией.) Прикрепляет лилию на ковролин. Читает отрывок из сказки Г. X. Андерсена «Дюймовочка»: «В реке росло много белых кувшинок, и их широкие листья плавали по воде. Самый большой лист был дальше всех от берега. Старая жаба подплыла к этому листу и поставила на него колыбельку с Дюймовочкой. Рано утром бедная крошка проснулась и, увидев, куда она попала, горько заплакала, - кругом, куда ни посмотришь, вода да вода, а берег чуть виднеется вдали». Потом рыбки помогли Дюймовочке. Они, «подплыв к листу кувшинки, на котором стояла Дюймовочка, перекусили его зеленый стебель. И вот лист с Дюймовочкой быстро поплыл по течению».
Тишина... Лишь кое-где Скрипнет камышинка. Спит на розовой воде Белая кувшинка. Спит и видит, что не спит, А за стаей вольной Белой уточкой летит Над водой раздольной. (Т. Белозеров) Воспитатель предлагает детям рассмотреть листья и стебли этого замечательного растения. Листья толстые, в форме сердечка, с выемкой у черешка. Почему толстые? Потому что внутри каждого листочка есть маленькая воздушная подушка. Она не даст листу утонуть, даже если на него сядет маленькая птичка. Листья и цветы у кувшинок – на длинных стебельках-веревочках, они связывают растение с толстыми корешками, которые лежат на дне и кормят кувшинку. Стебелек очень нежный – в реке его держит вода, а на суше он не может стоять прямо. А кто еще из сказочных героев сидел на листе кувшинки? (Читает отрывок из книги А.Толстого «Золотой ключик», глава «Буратино знакомится с обитателями пруда...»): «Буратино, чтобы передохнуть, вылез на большой лист водяной лилии. Сел на нее, плотно обхватил коленки и сказал, стуча зубами: «Все мальчики и девочки напились молока и спят в теплых кроватках, один я сижу на мокром листе... Дайте поесть чего-нибудь, лягушки». Лягушки принесли угощение для Буратино, потом опять вспрыгнули на листья и сидели, как каменные, подняв большеротые головы с выпученными глазами».
В каких местах растут белые кувшинки? (Там, где вода или стоит на месте, или течет не очень быстро.) Почему? (Из-за строения стеблей и корней.) Кто может садиться на их листья? (Лягушки, птички, стрекозы, бабочки и другие насекомые.) Какие цветы у белой кувшинки? Прекрасные белые цветы с желтой серединкой. К ним часто прилетают разные насекомые и пьют вкусный сок-нектар, переносят пыльцу с цветка на цветок. Кувшинки – цветы особенные. Они как будто знают, который час, когда им пора открываться, а когда закрываться. Кувшинки раскрывают свои лепестки утром, а закрывают вечером. Их даже называют цветы-часы. Цветок опускается вечером в воду, как будто боится холодного ночного тумана. Это стебельки укорачиваются и тянут за собой цветок. Белые кувшинки очень красивые, люди охотно рвут их для букетов. Поэтому в реках, озерах остается все меньше этих цветов. Без воды они сразу вянут, цветки закрываются, и приходится их выбрасывать. Лучше всего любоваться кувшинками с берега реки и не рвать их. Воспитатель предлагает детям найти рисунок цветка, похожего на лилию. Как его называют? (Кубышка желтая, неверно – желтая лилия.) Чем похожи и чем отличаются кубышка и кувшинка? (Прикрепляет и кубышку на ковролин.) Растут ли они рядом? (Кубышка растет обычно рядом с кувшинкой.) Свое название растение получило из-за плодов, похожих на маленькие зеленые кувшинчики-кубышки. Ими очень любят лакомиться бобры. В сказке о Дюймовочке старая жаба украшала дом кубышками и камышами. Днем плавающая головка цветов всегда повернута к солнцу. У кубышки и у кувшинки очень мощные корневища. Корневища кубышки похожи на змею, у кувшинки белой они имеют форму клубня, ответвления которого уходят в грунт на 5 метров. Плоды этих растений – крупные кувшинчики, но у кувшинок они созревают под водой, а у кубышек – над водой. Кувшинчики раскрываются, и семена плывут по воде, потом падают на дно. А на следующий год из них вырастают удивительной красоты цветы. В русских сказках водяные лилии – белые кувшинки – ночью превращаются в русалок, выходят на берег и водят хороводы. В сказке о Буратино есть такие слова: «Зеленая ряска на поверхности пруда заколебалась, и появилась большая, страшная змеиная голова... Но это была не змея. Это была никому не страшная черепаха Тортила». Видели ли вы ряску на наших водоемах? На наших речках тоже бывает много ряски, ее небольшие зеленые пластинки (кружочки) часто покрывают значительную часть водоема. Ряска отлично плавает. Иногда ее бывает так много, что она полностью покрывает водную поверхность.
Воспитатель предлагает подумать, могут ли все эти растения жить без воды. (Нет. Вода – это их дом, без которого они жить не могут. Там, где нет воды, нет и таких растений.)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|