Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становление тоталитарной системы 3 глава

Из этого письма становился ясно, что в расчетах с фирмой Хаммера использовались художественные и национальные ценности и реликвии. Желанием сохранить все в тайне и объясняется в письме фраза о “предосторожности”. А уже 18 ноября Ленин дает указание ВЧК и Наркомфину: “В целях сосредоточения в одном месте всех ценностей, хранящихся в настоящее время в различных государственных учреждениях, предлагаю в 3-дневный срок, со времени получения сего, сдать в Гохран все ценные вещи, находящиеся ныне в распоряжении ВЧК”. Таким образом, все богатства концентрировались в одном месте, что существенно облегчало не только задачу быстрой их реализации, но и сохранение совершаемых сделок в тайне. Создавались идеальные условия для грабежа национального достояния России и ее народа.

 

4.

 

Что же было заложено в начинающейся кампании по распродаже национальных ценностей России? Здесь было несколько аспектов: экономические, политические и идеологические. С началом кампании национализаций, когда к этому активно были подключены ВЧК, Наркомфин и Наркомпрос, оказалось огромное количество неучтенных ценностей, изъятых у бывших владельцев и отчужденных от народа. Это, естественно, порождало большие соблазны даже у тех, кто не ставил целью поживиться в этом “Эльдорадо”. Не случайно ведь, как только начались большевистские экспроприации, так с секретными миссиями задерживаются в Риге и Нью-Йорке “бриллиантовые курьеры” из Советской России. В апогее кампании по изъятию церковных ценностей, а также ценностей из особняков и музеев весной 1922 года Троцкий запишет: “Конфискация художественных ценностей из этих учреждений имеет особую задачу, для которой сейчас ведется политическая подготовка по разным направлениям. Вряд ли кто, даже самый отчаянный, представляет себе, сколь многообразные плоды может принести эта операция”.

Гибель частных коллекций началась с первых послеоктябрьских дней 1917 года, когда многие богатые особняки и дачи Москвы, Петрограда и других городов были разграблены уголовниками и “революционным” быдлом. Например, знаменитый московский коллекционер князь Щербатов еще летом 1917 года уехал с семьей за границу. Его особняк занял Наркомат по военным делам. До 1920 года сестра княгини Щербатовой обратилась в Наркомат с письмом о том, что коллекция и родовые фамильные драгоценности, имущество князей Щербатовых подвергается разграблению и порче. Только год спустя в июле 1920 года Наркомпрос вывез уцелевшие художественные ценности. Несть числа таким случаям с 1917 и в последующие годы.

Многие художественные ценности из того, что было в провинции, просто погибли, так как не было условий для хранения. Хранилища Госмузейфонда представляли собой гигантскую свалку бесхозных сокровищ, которые прибрали к рукам Наркомвнешторг, Антиквариат и зарубежные коллекционеры. Во время массовых расправ комиссаров в период гражданской войны, а затем во время массовых репрессий ВЧК, ГПУ, НКВД море конфискованных ценностей заполняло склады этой карательной инквизиции большевиков. Квартиры, кабинеты и дачи их чиновников украшались этими ценностями, а когда хозяева этих квартир и кабинетов сами оказывались за решеткой, их добыча перекочевывала к новым хозяевам...

Одним из первых центров торговли художественными ценностями в 20-е годы стал Ревель (ныне Таллинн), как и в 90-е годы, когда поток контрабандных цветных металлов, нефтепродуктов и др. превратил Таллинн и Эстонию в контрабандный регион. Тогда со всех концов России сюда легальным и контрабандным путем стекались произведения искусства, бриллианты, платина, золото, которое обменивали на продукты питания. А. Хаммер сам свидетельствовал о том, что это в основном была контрабанда. Зимой 1921 года в Ревеле работало отделение Наркомвнешторга, которое закупало за границей товары для отправки в Ревель, оплачивая эти товары золотыми слитками из золотого запаса еще царской России. Там же, в Ревеле расположился и экспортный банк самого Хаммера. Уже в наши дни, после захвата власти в 1991 году сионо-демократы опять превратят Таллин в один из своих основных центров по перекачке ценностей из России на Запад.

Отсюда, из Ревеля, тянулись ниточки во многие столицы других стран: Стокгольм, Ригу, Берлин, Лондон, Нью-Йорк, насыщая хищников коммерции необходимой информацией по части скупки по дешевке российских шедевров мирового значения. Сионо-большевики искали любую лазейку, чтобы побыстрее сбыть российские ценности. 10 марта 1922 года Ленин писал Красину:, “Совершенно секретно, т. Красин! Вы мне говорили при одном из наших последних свиданий, что у вас были переговоры с одним английским купцом об образовании совместного общества для реализации драгоценных камней и т. п. Прошу Вас написать мне несколько строк, вышло ли что из этого плана? То же относительно Германии”.

Когда в начале 1922 года в Гохран по распоряжению Ленина были переданы коронные драгоценности и начались их изучение и оценка комиссией А.Е. Ферсмана, Г.Я. Сокольников, будучи тогда замнаркома финансов, предложил реорганизовать Гохран в валютное управление при Наркомфине, но получил ответ: “Ужасно боюсь, что мы околеем от переорганизаций, не доведя до конца ни одной практической работы. Пусть Троцкий и Баша доведут до конца дело Гохрана: собрать, сохранить, реализовать (разрядка Ю.К.). Ленин”.

В 1923 году на рынках Амстердама и Антверпена неожиданно появились русские бриллианты, в которых местные ювелиры и купцы сразу определили, что это, вероятно, часть российских коронных драгоценностей. Возник политический скандал. Зарубежная пресса писала, что большевики используют банки этих городов для распродажи расхищенных русских коронных драгоценностей. Чтобы сбить накал страстей и заглушить возмущение, в 1924 году в Колонном зале Дома Союзов спешно открыли выставку, где была показана (очевидно, только часть) выставка Романовских сокровищ.

Однако есть неоспоримое свидетельство того, что в 1923 году собрание коронных драгоценностей совершило интригующее путешествие под охраной латышских стрелков из Москвы в Читу, где находилось китайское представительство. Руководил этой миссией работник Наркомата финансов Р.Я. Карклин. В архивах сохранилось удостоверение, выданное ему 28 декабря 1922 года за №2739, где значится, что т. Карклин Роберт Янович назначен уполномоченным Народного комиссариата финансов РСФСР при Дальневосточном ревкоме. Это загадочное турне, проведенное после того, как комиссия Ферсмана завершила оценку сокровищ российских самодержцев, очевидно, было задумано с целью продать (или заложить) их через Дальний Восток в Америку или Европу при посредничестве Маньчжурии, которая уже стала к этому времени центром внешнеэкономической деятельности большевиков на Востоке.

Очевидно, накануне этой сделки века запечатлели опубликованные недавно в каталоге аукциона “Сотби” фотографии, на которых снята в Чите, в богатом особняке, на фоне коронных драгоценностей группа советских официальных лиц и респектабельных иностранцев. Судя по этим снимкам, большевики, очевидно, решили скопом загнать все национальные реликвии России: державу, скипетр, собрание корон - с короной Российской империи во главе, коллекцию бриллиантовых подвесок и бриллиантовых диадем, бриллиантовые знаки и цепи императорских орденов, подарочные золотые кубки, императорские пасхальные яйца фирмы Фаберже и многое другое... [ 247 ]

Вещи, изображенные на фотографиях, хранились в Галерее драгоценностей Эрмитажа и в Бриллиантовой комнате Кремля. Большинство из них бесследно исчезло в 20-е годы. Некоторые впоследствии обнаружились в американских частных собраниях, например, брачная корона русских императриц, изготовленная из бриллиантового пояса Екатерины Великой. Сейчас она находится в собрании Марджори Мерквезер Поуст - жены бывшего посла Соединенных Штатов Америки в СССР Джозефа Дэвиса [ 248 ].

Но вернемся опять к нашему “другу” А. Хаммеру. Свою первую покупку в России Хаммер сделал на барахолке, где за три рублика купил прекрасное блюдо из царского сервиза, изготовленное на Императорском фарфоровом заводе. Вскоре ему удалось совершить умопомрачительную сделку. Обедая в одной из петроградских гостиниц, он с братом обнаружил ценнейший банкетный сервиз Николая I, датированный 1825 годом. Он находился в общем пользовании, и директор ресторана жаловался, что тарелки слишком легко бьются. Арманд Хаммер тут же обменял его у директора на новый фаянсовый столовый набор, который привел последнего в полный восторг. [ 249 ] Затем он приобретает известный сервиз Николая II “Птицы”, первоначально состоявший из 6000 предметов, потом пошли иконы, картины старых мастеров, ювелирные изделия и драгоценности.

Через несколько лет тридцатикомнатный особняк Арманда Хаммера на Садово-Самотечной улице № 14 уже ломился от русских драгоценностей, произведений искусства, антиквариата и предметов личного обихода династии Романовых. Особенно ощутимой утратой для русского ювелирного искусства была продажа Хаммеру тринадцати пасхальных яиц фирмы Фаберже, которые он тут же с большой выгодой продал через свои нью-йоркские магазины. Нужно думать, что его большевистские покровители тоже не оставались внакладе. Немногим уступал ему и московский особняк его брата Виктора. Вот такой оказалась “миссионерская” деятельность врача А.Хаммера по “лечению” больных в России.

Летом 1928 года А. Хаммера, который уже представлял в СССР 38 американских компаний и фирм, и 4 года возглавлял концессию по производству и сбыту канцелярских товаров (ничего себе паритет: скрепки и карандаши в обмен на царские реликвии и драгоценности России), посетил известный нью-йоркский антиквар Е. Сахо. Он был шокирован увиденными сокровищами у Хаммера и сразу предложил ему партнерство, на что Хаммер ответил: “Нужно справиться у своих друзей в советском правительстве, которые ему намекали, что он сможет их вывезти, если заплатит пошлину”...

Вскоре он заключил соглашение, по которому Хаммеры передавали Советскому правительству свою карандашную фабрику, а в обмен получали право на вывоз и продажу в Америке произведений искусства. Таким образом были открыты ворота страны для беспрепятственной перекачки национального достояния России за океан и в Европу. По времени это совпало с великим кризисом, и альянс Хаммера с Сахо не состоялся. Но оборотистые братья Хаммеры золотую российскую жилу не упустили.

К осени 1932 года, к началу подъема экономики Запада после великой депрессии 1929-1932 годов, Хаммер придумал новую грандиозную аферу по перекачке российских ценностей за океан через систему универсальных магазинов в Сент-Луисе и Нью-Йорке. В январе 1933 года здесь с большой помпой открыли торги, которые назывались “Хаммеровская коллекция русских императорских сокровищ из Зимнего Дворца, Царского Села и других великолепных дворцов”: парча, ткани, народные одежды, серебро, фарфор, иконы, ювелирные изделия Фаберже.

На этих торгах редчайшие драгоценности русского двора продавались за бесценок. Например, золотые карманные часы с бриллиантами, нефритовые трости. Шкатулки и портсигары из золота и с множеством алмазов стоили от 150 до 850 долларов, десять личных икон Николая II и императрицы Александры в дорогих серебряно-эмалевых окладах стоили: с алмазной инкрустацией - 3500 долларов, без нее - 95-450 долларов. Два уникальных императорских пасхальных яйца из золота и жадеита с десятками алмазов фирмы Фаберже - за... всего 450 долларов каждое! Фантастика!.. Для примера - в 1985 году на аукционе “Сотби” аналогично пасхальное яйцо было продано за 1 миллион 760 долларов. За этой распродажей последовал ряд других в 1934, 1935, 1937, 1939 годах.

Безусловно, Хаммеры были не одиноки в “поисках” и скупке по дешевке сокровищ Романовых и России, тем более что сионо-большевики продавали все: одежду и оружие, ордена и медали, мебель и посуду, серебро и ковры, бронзу и гобелены, картины, иконы, ювелирные украшения, целые библиотеки, исторические реликвии и даже... прах членов императорской фамилии из Петропавловского собора в Ленинграде!!! Расхищалось и распродавалось наследие российского народа из Зимнего и Мраморного, Ново-Михайловского и Мариинского дворцов, дворцов великих князей Владимира, Павла, Алексея и Сергея Александровичей, дворцов Гатчины, Ораниенбаума, Павловска, Царского Села, Рапши, Стрельны, Петергофа, Елагина и Аничкова дворцов... Когда гитлеровцы в сентябре 1941 года подошли к Ленинграду, великолепные дворцы в его округе были уже к тому времени разорены, а иные из них - до основания.

Особенно трагичны потери непревзойденных коллекций императорских ювелирных украшений: кольца, браслеты, диадемы, ожерелья, перстни, броши, заколки, подвески и императорские короны. Только три!.. короны уцелели в собрании музеев Кремля и Гохрана... А ведь их было большое число, которое определялось их функциональным назначением, то есть были брачные короны, церемониальные, которые надевались по случаю празднеств и торжественных церемоний. Одна из корон попала в английскую королевскую коллекцию. За океан, в коллекцию Мэрджори Поуст попала брачная корона, изготовленная в 1800 году из знаменитого алмазного пояса Екатерины Великой, состоявшая из 1535 алмазов. Пропала также и стальная бриллиантовая корона мальтийского ордена с надгробия императора Павла I в Петропавловском соборе.

Особому расхищению подверглись ювелирные изделия знаменитой петербургской фирмы Карла Фаберже. Эта ювелирная фирма была законодательницей мод в мировом ювелирном искусстве конца XIX - начала XX веков. Мастера фирмы обслуживали практически все царствующие дворы Европы. В 1918 году фирмы Фаберже не стало - ювелирные украшения большевикам не нужны, они, по заявлению своего вождя, собирались из золота делать нужники... Из десятков тысяч изделий фирмы Фаберже, созданных ею за полвека, в собраниях наших музеев и частных коллекций осталось только около трехсот!!!...

Особо были знамениты “императорские пасхальные яйца”. Это были сувениры яйцеобразной формы, часто с сюрпризом внутри по принципу русской матрешки. Первое такое яйцо было изготовлено в 1886 году в мастерской Михаила Перхина, всего же им и его учениками было изготовлено 54 таких сувенира. Для их изготовления использовали редкие сорта желтого, красного, белого и зеленого золота, платину и серебро, алмазы, сапфиры, рубины, изумруды, жемчуг. Аналогов в мировом ювелирном деле они не имеют. У нас в стране сохранилось только несколько императорских пасхальных яиц в Оружейной палате, остальное уплыло за границу, в том числе в коллекцию Хаммера - 11 единиц.

Когда скупать уже стало почти нечего, Хаммеры нашли другие пути наживы через наших коммунистических правителей уже после войны. Многое остается глубокой тайной, но даже немногие очевидные факты дают обильную пищу для размышлений. Мы часто были свидетелями, особенно в брежневские, да и в горбачевские времена, когда пресса и телевидение с восторгом вещали об очередном визите А. Хаммера в нашу страну и преподнесенном им подарке - возврате нашего же достояния, когда-то обманом купленной в России по дешевке картины. И наше плебейство расшаркивалось в благодарность за этот “подарок” и тщательно скрывало от народа другую сторону этого его поступка, - какие контракты оно подписывало с ним за этот “подарок”. Как известно. Хаммер специализировался в области производства нефтепродуктов и химудобрений. Сколько было построено таких производств на нашей земле, соответствовала ли защита экологии на этих производствах современному их уровню в развитых капстранах? Во что бы это обошлось Хаммеру, если бы он построил эти вредные производства на земле своей Америки? Сколько он выкачал прибыли из этих строек за дешевый подарок? Это знать народу было не положено...

 

5.

 

В период правления Ленина (1917-1923) национальные ценности России просто расхищались и продавались контрабандно. Тысячи тонн изъятых у дворян, в музеях, у церкви ценностей из золота, платины, серебра попали в плавильные печи. Горы драгоценных камней, жемчуга, самоцветов, бриллиантов перекочевали контрабандно из ризниц и алтарей в сейфы международных банков, неизвестно, сколько осело в карманах палачей из ЧК и комиссаров. Позже эти акции приобрели планомерный характер.

Уже в 1924 году в западной прессе стали появляться статьи о расхищении большевиками национального достояния России. В конце 1924 года глава советской торговой делегации в Лондоне Ф.И. Рабинович заявил корреспонденту одной из английских газет, со ссылкой на письмо директора Эрмитажа Тройницкого, что сведения, появившиеся в британской прессе об обширных распродажах музейных ценностей из Эрмитажа и других русских музеев, не имеют под собой никаких оснований. Однако эта ложь советского чиновника была очень скоро опровергнута.

Здесь нужно заметить, что зловещую роль в грабеже национальных богатств России сыграли торгпредства, которые в 1925 году были наделены исключительными правами на ведение экспортно-импортных дел. Особенно отличился знаменитый Амторг, распродававший за бесценок наши сокровища при содействии Саула Брона и главы Советского информационного бюро в Вашингтоне Бориса Сквирского. Здесь было все, детективщина со спецагентами, тайные банковские счета, перевалочные “базы хранения” (одна из крупнейших “баз” была в подвалах Дома книги на Невском проспекте в Петрограде). Мозгом этой “кровеносной системы”, обогащающей сионистскую закулису Запада нашими национальными сокровищами, был Наркомат внешней торговли, который в 1926 году возглавил Анастас Микоян. Созданное под его крылом Всесоюзное объединение “Антиквариат”, как гигантский насос, начало перекачивать за границу художественные и культурные ценности.

Уже приводился пример того, что доводы большевиков о необходимости такого шага в целях поиска средств для индустриализации страны не выдерживают критики, так как все продавалось по таким смехотворным ценам, что многих антикваров на Западе это останавливало. У них закрадывалось сомнение, а не подделка ли это. Мизерность выручаемых сумм была такова, что говорить о вкладе этих средств в индустриализацию было просто абсурдно. С целью личной наживы всех мелких и крупных аферистов по длинной цепочке этой операции? Вполне возможно. Вытравить из души русского народа корни его национальной культуры и наследия? Безусловно!

Ведь большевики зачеркнули всю нашу историю, культуру, национальное достояние, все, что было до 1917 года. С октября своего сионистского переворота они утвердили новую, советско-коммунистическую эру, начали свой отсчет времени. Все, что было до этого, подлежало табу, как будто до этого и не существовало России. Из мозгов людей нужно было вытравить и выбить память о прошлом, так как большевики задумали создать нового человека, человека-зомби, тупое и безвольное существо, бездумно выполняющее их преступные приказы. Культура прошлого подлежала уничтожению... Большевики собирались создать новую, свою, пролетарскую культуру. Ту, которую мы и получили после 75-летнего их правления...

Наркомвнешторг, в силу политики, проводимой большевиками, попал в наиболее благоприятные условия. Именно на его базе будет создана воровская контора, которая нанесла и продолжает безостановочно наносить беспредельно огромный ущерб нашей стране. Общеизвестно, что наш экспорт, особенно в 1929-1930 годы, проводился по очень заниженным ценам, что вызвало в 1930 году ряд внешнеторговых дискриминационных по отношению к СССР мер со стороны США, Франции, Венгрии, Бельгии, Югославии и других стран. Осенью 1930 года Микоян был снят Сталиным с поста Наркома внешней торговли. Дешевизна советского экспорта объяснялась очень просто. С одной стороны, созданная сеть концлагерей решала для большевиков целый ряд стратегических задач: резко уменьшилось количество свободных рабочих рук; уменьшалась масса обращающихся денег, что сдерживало инфляцию и товарный голод; это позволяло в свою очередь повышать зарплату работающим и снижать цены; производилось огромное количество дешевых товаров, так как рабсиле ГУЛАГа платить было не нужно; эти товары шли на экспорт, пополняя валютные запасы; и, конечно, через карающую систему оказывалось парализующе-устрашающее воздействие на людей, нейтрализуя их волю к недовольству Системой. С другой стороны, Наркомвнешторг, продавая сырьевую продукцию по заниженным ценам фирмам, которые он выбирал, давал возможность обогатиться как своим западным и заокеанским клиентам, так и самим “откусить” проценты от таких баснословных для Запада сделок.

Некоторые причины дешевизны просочились на Запад. Сведения об использовании заключенных на лесозаготовках и других производствах, привели к скандалу, но это ни в какой мене не относилось к конвейеру по транспортировке художественных ценностей и реликвий России. Здесь их не смущало приобретение наворованных богатств у народа. Введение дискриминационных мер дало возможность некоторым деятелям Запада заняться чуть ли не вымогательством дешевой продажи им наших богатств взамен на смягчение торгового режима. Особенно этим приемом пользовалась “благословенная” в устах наших демократов подлая Америка. Та страна, которая во многом обогащалась на горе и трагедиях других народов, в том числе и России, и которую нам пятая колонна врагов народа в горбачевский и ельцинский период навязывала как светоч и образец демократии и законности в мире...

 

6.

 

Особенно в вымогательстве отличился американский миллионер, алюминиевый король, бывший в ту пору министром финансов США, - Эндрю Меллон. Уже когда в 1929 году над Америкой нависал экономический кризис, на рынок США широким потоком хлынули дешевые советские товары: асбест, марганец, строевой лес, спички. Американские дельцы, с их экономическим мышлением, не сразу поняли, в чем дело. Однако, когда к 1930 году такой экспорт достиг 30% от объема советской внешней торговли, они потребовали наложить эмбарго, так как такие низкие цены подрывали устойчивость американского рынка. Более того, было заявлено, что поступающие в США лес и лесоматериалы по невероятно низким ценам не что иное, как продукция заключенных в концлагерях Сибири и на берегах Белого моря.

Летом 1930 года Э. Медлен согласился наложить эмбарго на экспорт советских спичек. Однако вскоре стал ярым поборником развития советско-американских отношений, особенно торговли. Тем не менее, под давлением крупных деловых кругов США, когда был принят тариф Хоули-Смута, Меллон запретил ввоз лишь тех советских товаров, в производстве которых использовался подневольный труд заключенных. Поскольку доказать это по каждому товару было трудно, то ввоз дешевых советских товаров продолжался.

Под давлением президента Гувера и бизнесменов Меллон вынужден был выехать в Европу для организации торговой блокады СССР - результаты оказались незначительными. Мы позже вернемся к этому вопросу. А пока неэффективность поездки Меллона в Европу вызвала раздражение в конгрессе и деловых кругах. И здесь всплыло дельце, которое провернул Меллон и раскопал сенатор от штата Невада - Оддайя. В феврале 1931 года Меллон допустил импорт дешевого советского марганца, который был необходим его алюминиевым и сталелитейным заводам. Меллон был обвинен в протекционизме, что в условиях экономического кризиса грозило ему “импичментом” и крахом карьеры. Меллон был вынужден наложить эмбарго на импорт советского асбеста.

В чем секрет такой любви министра финансов США Э. Меллона к Советской России? Читатель уже, очевидно, догадался. Да, любовь к произведениям искусства. Меллон был заядлым коллекционером. “В 1931 году, - как пишет в статье “Грабеж” А. Николаев, - Меллон прибыл в Европу с целью убедить Англию принять участие в бойкоте СССР. Другая же, тайная, часть его миссии, заключалась в удобстве из Европы вести переговоры о личных интересах со страной, к бойкоту которой он приехал призывать. Когда Меллон “уговаривал” Англию бойкотировать СССР, его личный секретарь отправился в Ленинград, где в закрытом на это время Эрмитаже в сопровождении группы “искусствоведов” из Внешторга ему, по его личным воспоминаниям, предложили: “Мы продаем все - любое в любом музее. Выбирайте, что Вам интереснее”. “Понятно, я выбрал для Меллона, что считал лучшим”. [ 250 ]

Еще в 1930 году в СССР и США начались параллельные секретные переговоры: в Ленинграде Чарльз Хеншель - глава антикварной фирмы “Ноудлер энд компани” обсуждал с руководством Антиквариата условия приобретения 25 эрмитажных картин, а в Вашингтоне с ведома Антиквариата аналогичные переговоры шли между Э. Меллоном и Карменом Месслю. В апреле 1930 года соглашение было достигнуто, и Меллон приобрел за 115 тыс. футов стерлингов “Портрет молодого человека” Хальса, “Польского гетмана” и “Девушку с метлой” Рембрандта. С этого момента началась “любовь” между Меллоном и Советской Россией и пополнение его художественной коллекции уникальными картинами из собраний Эрмитажа.

Однако, когда Хеншель доставил в Нью-Йорк очередную покупку для Меллона, и она ему не понравилась, в мае 1930 года последовало спичечное эмбарго, то есть, говоря на лексике наших дней, последовал грубый рекетирский шантаж. Его вниманию сразу же предложили портрет жены Рубенса Изабеллы Брант, он сразу же заплатил за него 46 000 фунтов стерлингов, а 4 июня, как раз накануне принятия тарифа Хоули-Смута, Меллон получил “Благовещение” Яна ван Эйка, которое Николай Ильин, глава Антиквариата и особо доверенное лицо Микояна, привез в Берлин и лично передал Хеншелю. В период вояжа Меллона в Европу в июле-ноябре из Ленинграда в его вашингтонский особняк перекочевали: “Женщина с гвоздикой” и “Турок” Рембрандта, портреты лорда Филиппа Уортона, Сусанны Фоурмен с дочерью и “Портрет фламандки” Ван Дейка. А в январе-апреле 1931 года, когда судьба советского экспорта в США и самого Меллона висела на волоске, настала пора продажи супершедевров. Картины Рафаэля и Тициана, Боттичелли и Перуджино, Рембрандта и Веласкеса, Веронезе и Хальса, Ван Дейка и Шардена перекочевали в меллоновский особняк. Меллон сдался и, отметая “недостойные” обвинения, прочно держал штурвал советско-американской торговли в своих руках. Всего же только за 1930-1931 годах. Меллон приобрел 21 шедевр Эрмитажа.

Потери, понесенные нашей страной от такого расхищения большевиками ценностей России, трудно оценить. Ведь такие акулы, как Хаммер, Меллон, которые по дешевке растащили наши богатства, были не единственными. Нет возможности останавливаться подробно на всех мировых авантюристах по этому профилю, так как задача книги коснуться всех сфер преступлений большевиков в России, но можно без преувеличения сказать, что только стоимость расхищенных картин составляет многие миллиарды долларов. Посудите сами, большевики продавали картины по потрясающе низким ценам, например: “Христос и самаритянка” Рембрандта - за 49 980 долларов, “Адам и Ева” Лукаса Кранаха - за 11 186 долларов, “Аллегория вечности” Рубенса и “Вид Гарлема” Рейсдаля - за 14 280 долларов, по дешевке были проданы и два шедевра - “Портрет жены художника” Сезанна и “Ночное кафе в Арле” Ван Гога, - которые попали в частные коллекции США. Масштаб потерь можно оценить на примере. На последних аукционах “Сотби” две куда менее известные картины Ван Гога были проданы за 37 и 53 миллиона долларов!

А чтобы закончить с Меллоном, нужно сказать, что в 1932 году его вынудили уйти в отставку, а в мае 1933 года департамент полиции начал расследование финансовой деятельности министра. В “Нью-Йорк тайме” промелькнула заметка о том, что Меллон прячет от налогового ведомства сказочные богатства. Тогда сведения не подтвердились. Однако в мае 1935 года началось предварительное судебное разбирательство по поводу неуплаты им огромной суммы налогов, более 32 млн долларов. Чтобы избежать скандала и, возможно, тюрьмы, Меллон делает широкий жест, дарит свою коллекцию картин городу Вашингтону, чтобы из нее основать национальную галерею искусств. Этим шагом он убил сразу трех зайцев: избежал суда и скандала; избавился от уплаты налога (а коллекция уже тогда оценивалась в 50 млн долларов)., и наследники получали возможность извлекать приличный доход от кассовых сборов; и навеки прослыл великим меценатом и благодетелем искусств американской столицы. Ведущий в те годы маршан (знаток и торговец картинами) Джозеф Дьювин по этому случаю изрек: “В результате блестящих покупок Меллона Эрмитаж лишился величайшей коллекции картин”.

 

7.

 

А у нас, в России Советской, уже не было необходимости комиссии Антиквариата Внешторга спускать грозные приказы Эрмитажу типа: “Выделить картин на три миллиона золотых рублей”. Теперь уже работал конвейер. Коллекционеры и миллионеры, антиквары-перекупщики, международные маршаны и авантюристы, пользуясь каталогами, заранее сговаривались о цене с советскими чиновниками и начали просто выписывать шедевры Эрмитажа. Торговля пошла как в скобяной лавке или в универсальных магазинах наших дней. Правда, соблюдали небольшую формальность: директора Эрмитажа вызывали и давали устный приказ (зачем оставлять следы) выдать такую-то картину. Все акции осуществлялись под прикрытием ГПУ.

Не страшно быть плебеем по рождению, но нас завоевали, нами управляли плебеи по разуму, воспитанию, культуре. Ничего святого для них не было, ибо их Родина была не Россия, а весь мир. Слепое поклонение космополитичной, интернациональной демагогии, выполнение преступных приказов большевистских комиссаров было выше любого внутреннего голоса протеста, даже если таковой у кого-либо и возникал. О какой культуре и образовании могла идти речь, если у власти стояли международные интернациональные уголовные преступники и недоучки, не способные трудом добиться в мирной жизни какого-либо успеха.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...