Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Воображение. Превращения




Глава 2

Воображение

Что было бы, если...

ИГРА 17 (с 6 лет)

Цели: Эта игра развивает творческие способности детей. Вместе с тем, Вы сами имеете прекрасную возможность лучше узнать детей, понять их чувства, надежды и желания. Вы можете использовать эту игру по окончании какой-либо работы, в конце дня или тогда, когда у Вас есть дополнительное время для работы с группой.

Инструкция: Я хотела бы сыграть с вами в игру, в которой все как в сказке. Что было бы, если бы ты превратился в какое-нибудь животное? Каким животным тебе хотелось бы тогда стать и почему?

Цате каждому ребенку решить, каким животным он хотел бы быть. После этого каждый ребенок должен выйти на середину, назвать это животное, показать, как оно движется, как " разговаривает". На вопросы типа " Что было бы, если бы... " не бывает правильных или неправильных ответов. Мы хотим просто развить фантазию и интуицию детей.

Другие вопросы для обсуждения в этой игре:

— Какое желание ты загадаешь, если найдешь волшебную лампу?

— Куда ты полетишь, если у тебя будет ковер—самолет?

— Что было бы, если бы тебе сейчас было столько лет, сколько ты хочешь? Почему?

— Что было бы, если бы ты был учителем?

— Что было бы, если бы ты стал совсем зеленым? Чем ты тогда будешь?

— Если бы ты мог превратиться в другого человека, кем бы ты тогда хотел стать?

 

/Аини—фантазии

ИГРА 18 (с 6 лет)

 

Цели: Мини-фантазии — это радостные картинки, которые могут дать детям ощущение бодрости, счастья и тепла, так как они напоминают им о приятных переживаниях.

Подарите мини-фантазию детям после того, как они очень напряженно поработали или были в стрессовой ситуации. Мини-фантазии напомнят детям о хорошем в их жизни и придадут свежих сил.

\^ Инструкция: Я хочу предложить вам короткий отдых, чтобы вы могли почувствовать себя бодрее. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Вздохните три раза поглубже...

Теперь представь себе, что ты лежишь на зеленом лугу, и над тобой по прозрачно-голубому небу проплывают белые пушистые облака.

нут.

Дайте детям насладиться этой картиной в течение одной-двух ми-Другие возможные образы:

— Ты бежишь рано утром со своим лучшим другом (подругой) по прекрасному парку...

— Ты бежишь по белому пляжному песку к теплой голубой воде...

— В солнечный весенний день по дороге в цирк ты играешь со своей тенью...

— В ясную ночь ты разглядываешь сверкающие звезды на небе...

— Ты гладишь мягкий шелковистый мех маленького котенка...

— Ты надкусываешь хрустящее сочное яблоко...

— Ты наблюдаешь, как облетают осенние листья с деревьев...

— В холодный день ты греешься у потрескивающего в камине огня...

— На лугу ты кружишься вокруг себя с широко раскинутыми руками, пока не закружится голова...

— Ты прыгаешь с большого круглого камня в пруд...

— Ты слушаешь по радио свою любимую песню...

Превращения

ИГРА 19 < с 6 лет)

Цели: В этой игре дети могут, используя силу своего воображения, научиться языку интуиции. Картинки, которые будут рождаться у детей по ходу игры, помогут им проникнуться доверием к многогранности своей личности. В конце очень хорошо предложить детям творческое сочинение или рисунок, чтобы они еще глубже прочувствовали пережитое впечатление.

Материалы: Бумага и карандаши каждому ребенку.

Инструкция: Назовите мне пару вещей, о которых вы знаете по опыту. Можете ли вы назвать мне какие-нибудь вещи, которые вы можете узнать только своей фантазией? Я хотела бы предложить вам игру, в которой только ваша фантазия поможет вам обнаружить интересные вещи.

Вы увидите в своем воображении картины, которые, возможно, вас самих удивят. Вы не должны их придумывать, они придут сами собой. Вы не должны пытаться их изменить, лучше, если вы их просто заметите и разглядите.

Садитесь поудобнее и закройте глаза. Вздохните три раза...

Представь себе, что сейчас утро. Ты просыпаешься в привычное для себя время и вдруг обнаруживаешь, что ты сегодня можешь стать каким-то чудесным животным... Осмотрись. Что ты за животное? Как ты чувствуешь себя в роли этого животного? Пройдись немного и почувствуй свое новое тело...

А сейчас ты нашел волшебную палочку. Ты знаешь, что животные очень любопытные, поэтому ты обнюхиваешь ее. И тут ты замечаешь, что снова изменился и стал прекрасным цветком или деревом. Чем ты стал? Цветком? Деревом? Каким цветком или каким деревом? Что тебе больше всего нравится в этом цветке или дереве?

 

А теперь ты снова превращаешься ты стал каким-то цветом. Каким цветом ты хотел бы стать? Каков этот цвет на ощупь? Он совсем гладкий или шероховатый?

Теперь ты превращаешься в чудесный воздушный шар. Какой формы твой шар? Он продолговатый? Или круглый? Есть ли на нем какое-нибудь изображение?

Напоследок в это волшебное утро ты превращаешься в маленького ребенка. Посмотри на себя в качестве малыша... Послушай звуки, которые издает младенец...

Ты хочешь поближе рассмотреть этого малыша, поэтому наклонись над ним и ласково погладь его. Возьми его на руки и покачай... Почувствуй, каково это быть таким маленьким ребенком, которого покачивают на руках.

Положи малыша обратно и вспомни все картины, которые ты видел как животное... как дерево или цветок... как цвет... как воздушный шар... и как маленький ребенок.

А сейчас ты можешь потянуться и почувствовать, как свободно твое тело. Глубоко вздохни. Возвращайся назад в классную комнату и открывай глаза. Хотел бы ты нарисовать картины, которые видел? Или ты хотел бы рассказать о том, что ты переживал?

Анализ упражнения:

— Насколько отчетливо ты мог видеть картины?

— Слышал ли ты при этом что-нибудь?

— Что было для тебя самым трудным?

— Кем тебе приятней всего было быть в твоем воображении?

— Играешь ли ты сам иногда в подобные игры, в которых надо представлять себе интересные, необычные вещи?

 

Тpu зверя

ИГРА 20 (с 8 лет)

Цели: Дети, которые умеют задействовать свое воображение, чувствуют себя более компетентными и более уверенными в себе. Они ощущают в себе творческую силу, которая может создавать новое и влиять на их жизнь. Очень важно, чтобы мы, взрослые, снова и снова подчеркивали важность фантазий, если мы хотим, чтобы дети, когда вырастут, были способны к творческому решению различных проблем и задач. Мы знаем, что в нашем столь быстро развивающемся мире известные средства часто уже не помогают.

В этой игре-фантазии дети смогут задействовать те свои личностные качества, которые необходимы им в общении, а также могут укрепить уверенность в себе.

Инструкция: Кто из вас бывал в театре? Что вам там больше всего понравилось? Не хотели бы вы стать режиссерами, которые говорят актерам, что они должны играть? Вы можете стать театральными режиссерами — в своем воображении. Я хочу показать вам, как это можно сделать.

Сядьте поудобней и закройте глаза. Три раза глубоко вздохните...

Теперь подумай о человеке, которого ты любишь. Если этот человек будет играть в детской театральной постановке, какую роль ты ему тогда дашь? Сейчас подумай о человеке, которого ты не любишь. Кем он мог бы быть в твоем спектакле? Ну, а теперь подумай о самом себе. Какую роль ты сам сыграл бы с удовольствием?

Теперь вернемся к человеку, которого ты любишь. Каким животным он мог бы быть? А человек, которого ты не любишь? А каким животным мог бы быть ты сам?

Представь себе большой зеленый луг. Представь, что ты то животное, которое ты для себя выбрал, и находишься на этом лугу. И человек, которого ты любишь, тоже как животное приходит к тебе на луг. А затем к вам обоим на луг выходит третье животное человек,

 

которого ты не любишь. Представь себе всех трех животных на лугу. Придумай небольшую историю о том, что эти трое делают. (2 минуты. )

Твоя история подходит к концу? Теперь потянись и стань снова собой. Возвращайся обратно в наш класс, вздохни глубоко и открой глаза... Я хотела бы, чтобы ты нам рассказал, что в твоей истории происходило с теми тремя животными.

Анализ упражнения:

— Мог ли ты отчетливо представить себе эти картины?

— Что было для тебя труднее всего?

— Удивило ли тебя что-нибудь?

— Понравилось ли тебе превращать людей в своем воображении? Если да, то кого — больше всех?

— Как ты в жизни ведешь себя с человеком, которого любишь? Ты ему это показываешь? Как?

— Что тебе хочется сделать с человеком, которого ты не любишь?

— Появились ли у тебя какие-нибудь новые идеи?

Дрессированный медведь

ИГРА 21 (с 9 лет)

Цели: В этой игре дети должны за короткое время сформулировать множество различных идей, никак не оценивая их. Здесь детская фантазия может бить ключом.

Материалы: Бумага и карандаш каждому ребенку.

Инструкция: Ты умеешь быстро думать? Возьми бумагу и карандаш и поразмышляй для чего бы тебе мог понадобиться дрессированный медведь? Может быть, для того, чтобы носить твой портфель? Или охранять квартиру? Хотел бы ты, чтобы он был твоим личным охранником? У тебя есть три минуты, чтобы придумать и записать как можно больше идей. Не надо выбирать между " хорошими" и " плохими" идеями. Если у тебя появится десять идей это будет превосходно. Если ты напишешь пятнадцать идей это будет невероятно! (3 минуты. )

Теперь разбейтесь на четверки. Покажите друг другу свои листы. Что твои друзья думают о том, что ты написал? Попытайтесь придумать еще пять идей вместе.

Дальше эти рабочие группы Вы можете использовать для мозгового штурма. Дети могут выбрать какой-нибудь другой объект, чтобы вместе за три минуты сформулировать как можно больше идей. Наверняка они напридумывают много — до десяти идей, а может и больше. По окончании пусть группы сами выберут еще один объект. И здесь кто-то один из группы должен будет вести протокол. Главное правило мозгового штурма — не оценивать!

Анализ упражнения:

— Какие из идей тебе особенно понравились?

— Какой собственной идеей ты остался доволен более всего?

 

Точки

ИГРА 22 (с 8 лет)

 

Цели: Эта игра наглядно показывает, что наше воображение из простого материала может создавать совершенно удивительные вещи. Вместе с тем эта игра — хорошая подготовка к таким делам, в которых детям необходимо творчество. Материалы: Бумага и карандаш каждому ребенку.

Инструкция: Возьмите лист бумаги и поставьте на нем двадцать точек, разбросав их по всему листу... (2 минуты. )

Теперь обменяйтесь листами с сидящим рядом ребенком. Соедините точки линией так, чтобы возникло какое-нибудь изображение человека, животного или предмета. (5 минут. )

В конце игры дайте каждому ребенку показать свой рисунок классу. Все остальные могут угадывать, что на нем нарисовано.

Скрепки

ИГРА 23 (с 9 лет)

Цели: В этой игре дети, работая маленькими группами, могут вместе испытать свои творческие способности и поупражняться в мозговом штурме. Их задача заключается в том, чтобы придумать как можно больше идей по использованию какого-нибудь привычного объекта.

Материалы: Для каждой группы детей — горсть скрепок, бумага и карандаши.

Инструкция: Разбейтесь на группы по 4 или 5 человек в каждой и сядьте за отдельные столы. Каждая группа получит от меня несколько скрепок. Я хотела бы, чтобы вы придумали, что можно сделать со скрепкой. Например, вы можете сказать:

— Я мог бы использовать скрепку как заколку для волос... — Я мог бы скрепкой проколоть дырку в бумаге.

— Я мог бы скрепку использовать как зубочистку и т. д.

Каждый из вас может внести свое предложение. Остальные участники не должны говорить, каким они находят это предложение: хорошим или плохим. Также не надо говорить о том, возможно это или невозможно. Выберите кого-нибудь из группы, кто будет записывать все предложения. Чем больше идей появится у вас на бумаге, тем лучше. На все вам отводится десять минут. Через пять минут тот, кто записывает, должен провести черту под предложениями, а затем записывать дальше. (10 минут. )

Теперь взгляните на лист. Заметна ли разница между ответами, которые вы нашли в первые пять минут и ответами, придуманными в оставшееся до конца время? В какое время эта игра доставила вам наибольшее удовольствие? А когда наименьшее? Доставил ли вам удовольствие поиск новых идей вместе с другими детьми? Чему вы научились у других детей вашей группы? Чему вы научились от самих себя?

Давайте займем еще десять минут времени для того, чтобы обсудить друг с другом следующие вопросы.

 

Анализ упражнения:

— Что было для тебя труднее всего?

— Легко ли ты находил различные возможности?

— Слышал ли ты периодически тихий внутренний голосок, который говорил: " Это же все ерунда! "?

— Когда ты сам приходишь к хорошей идее: когда у тебя есть все, что тебе нужно, или когда тебе чего-нибудь не хватает?

— Можешь ли ты себе представить, что ты стал изобретателем?

— Что больше нужно изобретателю: мужество или образованность?

— Знаешь ли ты имена великих изобретателей?

— Зачем людям нужны изобретатели?

Ъыстрые превращения

ИГРА 24 (с 6 лет)

Цели: Здесь мы используем метод креативного движения, благодаря которому дети смогут получить возможность для выражения своих фантазий. Предложите классу эту игру в качестве творческой паузы, например, после длительной " сидячей" работы.

Материалы: Аудиокассета с записью бодрой инструментальной музыки.

Инструкция: Сейчас зазвучит музыка, и вы начнете ходить по классу. Когда музыка остановится, вы тоже должны остановиться. В этот момент я скажу вам, кого вы должны изобразить... (Включите музыку и остановите ее примерно через одну минуту. )

Теперь вы все должны превратиться в Бабу-Ягу. (Снова включите музыку на 30 секунд. )

Теперь все роботы. Встаньте парами и покажите друг другу, что вы роботы... (Снова поставьте музыку на 30 секунд. )

Другие превращения: грустный клоун, веселый танцор, нервный грабитель, утомленный бегун на короткую дистанцию, улыбающийся манекен, боксер перед борьбой, певец, заслуживший аплодисменты.

 

ИГРА 25 (с 8 лет)

Цели: Дети зачастую хотят скорее стать большими, чтобы иметь такие же силу и влияние, как взрослые. А вот в этой игре мы предоставляем им возможность сделаться совсем крошечными.

'Материалы: Бумага и карандаши каждому ребенку.

» Инструкция: Представь себе, что ты можешь, сказав волшебные слова " Цып-цап", сделаться совсем-совсем маленьким, крошечным. Но всегда, когда захочешь, ты сможешь вернуться в свое обычное состояние, сказав для этого: " Цап-цып". Представь, что это возможно в любое время. " Цып-цап" делает тебя крошечным, а " Цап-цып" возвращает в твое обычное состояние. Что бы тогда ты стал делать? Подумай немножко об этом и напиши или нарисуй свою идею. (15 минут. )

Теперь разойдитесь по четверкам и покажите или прочтите друг другу, что у вас получилось. Послушайте, что придумали другие дети.

Анализ упражнения:

— Какие преимущества у маленького живого существа, какие неудобства?

— Какие живые существа совсем маленькие?

— Какие преимущества у большого существа, какие недостатки?

— Какие живые существа очень большие?

— Что бы ты сделал, став меньше при помощи волшебных слов?

— Что бы ты сделал, если бы стал совсем огромным?

— Какие идеи понравились тебе больше всего?

— Как отнеслись к твоим идеям другие дети?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...