Глава 2. Воображение. Превращения
Глава 2 Воображение Что было бы, если... ИГРА 17 (с 6 лет) Цели: Эта игра развивает творческие способности детей. Вместе с тем, Вы сами имеете прекрасную возможность лучше узнать детей, понять их чувства, надежды и желания. Вы можете использовать эту игру по окончании какой-либо работы, в конце дня или тогда, когда у Вас есть дополнительное время для работы с группой. Инструкция: Я хотела бы сыграть с вами в игру, в которой все как в сказке. Что было бы, если бы ты превратился в какое-нибудь животное? Каким животным тебе хотелось бы тогда стать и почему? Цате каждому ребенку решить, каким животным он хотел бы быть. После этого каждый ребенок должен выйти на середину, назвать это животное, показать, как оно движется, как " разговаривает". На вопросы типа " Что было бы, если бы... " не бывает правильных или неправильных ответов. Мы хотим просто развить фантазию и интуицию детей. Другие вопросы для обсуждения в этой игре: — Какое желание ты загадаешь, если найдешь волшебную лампу? — Куда ты полетишь, если у тебя будет ковер—самолет? — Что было бы, если бы тебе сейчас было столько лет, сколько ты хочешь? Почему? — Что было бы, если бы ты был учителем? — Что было бы, если бы ты стал совсем зеленым? Чем ты тогда будешь? — Если бы ты мог превратиться в другого человека, кем бы ты тогда хотел стать?
/Аини—фантазии ИГРА 18 (с 6 лет)
Цели: Мини-фантазии — это радостные картинки, которые могут дать детям ощущение бодрости, счастья и тепла, так как они напоминают им о приятных переживаниях. Подарите мини-фантазию детям после того, как они очень напряженно поработали или были в стрессовой ситуации. Мини-фантазии напомнят детям о хорошем в их жизни и придадут свежих сил.
\^ Инструкция: Я хочу предложить вам короткий отдых, чтобы вы могли почувствовать себя бодрее. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Вздохните три раза поглубже... Теперь представь себе, что ты лежишь на зеленом лугу, и над тобой по прозрачно-голубому небу проплывают белые пушистые облака. нут. Дайте детям насладиться этой картиной в течение одной-двух ми-Другие возможные образы: — Ты бежишь рано утром со своим лучшим другом (подругой) по прекрасному парку... — Ты бежишь по белому пляжному песку к теплой голубой воде... — В солнечный весенний день по дороге в цирк ты играешь со своей тенью... — В ясную ночь ты разглядываешь сверкающие звезды на небе... — Ты гладишь мягкий шелковистый мех маленького котенка... — Ты надкусываешь хрустящее сочное яблоко... — Ты наблюдаешь, как облетают осенние листья с деревьев... — В холодный день ты греешься у потрескивающего в камине огня... — На лугу ты кружишься вокруг себя с широко раскинутыми руками, пока не закружится голова... — Ты прыгаешь с большого круглого камня в пруд... — Ты слушаешь по радио свою любимую песню... Превращения ИГРА 19 < с 6 лет) Цели: В этой игре дети могут, используя силу своего воображения, научиться языку интуиции. Картинки, которые будут рождаться у детей по ходу игры, помогут им проникнуться доверием к многогранности своей личности. В конце очень хорошо предложить детям творческое сочинение или рисунок, чтобы они еще глубже прочувствовали пережитое впечатление. Материалы: Бумага и карандаши каждому ребенку. Инструкция: Назовите мне пару вещей, о которых вы знаете по опыту. Можете ли вы назвать мне какие-нибудь вещи, которые вы можете узнать только своей фантазией? Я хотела бы предложить вам игру, в которой только ваша фантазия поможет вам обнаружить интересные вещи.
Вы увидите в своем воображении картины, которые, возможно, вас самих удивят. Вы не должны их придумывать, они придут сами собой. Вы не должны пытаться их изменить, лучше, если вы их просто заметите и разглядите. Садитесь поудобнее и закройте глаза. Вздохните три раза... Представь себе, что сейчас утро. Ты просыпаешься в привычное для себя время и вдруг обнаруживаешь, что ты сегодня можешь стать каким-то чудесным животным... Осмотрись. Что ты за животное? Как ты чувствуешь себя в роли этого животного? Пройдись немного и почувствуй свое новое тело... А сейчас ты нашел волшебную палочку. Ты знаешь, что животные очень любопытные, поэтому ты обнюхиваешь ее. И тут ты замечаешь, что снова изменился и стал прекрасным цветком или деревом. Чем ты стал? Цветком? Деревом? Каким цветком или каким деревом? Что тебе больше всего нравится в этом цветке или дереве?
А теперь ты снова превращаешься — ты стал каким-то цветом. Каким цветом ты хотел бы стать? Каков этот цвет на ощупь? Он совсем гладкий или шероховатый? Теперь ты превращаешься в чудесный воздушный шар. Какой формы твой шар? Он продолговатый? Или круглый? Есть ли на нем какое-нибудь изображение? Напоследок в это волшебное утро ты превращаешься в маленького ребенка. Посмотри на себя в качестве малыша... Послушай звуки, которые издает младенец... Ты хочешь поближе рассмотреть этого малыша, поэтому наклонись над ним и ласково погладь его. Возьми его на руки и покачай... Почувствуй, каково это — быть таким маленьким ребенком, которого покачивают на руках. Положи малыша обратно и вспомни все картины, которые ты видел как животное... как дерево или цветок... как цвет... как воздушный шар... и как маленький ребенок. А сейчас ты можешь потянуться и почувствовать, как свободно твое тело. Глубоко вздохни. Возвращайся назад в классную комнату и открывай глаза. Хотел бы ты нарисовать картины, которые видел? Или ты хотел бы рассказать о том, что ты переживал? Анализ упражнения: — Насколько отчетливо ты мог видеть картины? — Слышал ли ты при этом что-нибудь? — Что было для тебя самым трудным? — Кем тебе приятней всего было быть в твоем воображении? — Играешь ли ты сам иногда в подобные игры, в которых надо представлять себе интересные, необычные вещи?
Тpu зверя ИГРА 20 (с 8 лет) Цели: Дети, которые умеют задействовать свое воображение, чувствуют себя более компетентными и более уверенными в себе. Они ощущают в себе творческую силу, которая может создавать новое и влиять на их жизнь. Очень важно, чтобы мы, взрослые, снова и снова подчеркивали важность фантазий, если мы хотим, чтобы дети, когда вырастут, были способны к творческому решению различных проблем и задач. Мы знаем, что в нашем столь быстро развивающемся мире известные средства часто уже не помогают. В этой игре-фантазии дети смогут задействовать те свои личностные качества, которые необходимы им в общении, а также могут укрепить уверенность в себе. Инструкция: Кто из вас бывал в театре? Что вам там больше всего понравилось? Не хотели бы вы стать режиссерами, которые говорят актерам, что они должны играть? Вы можете стать театральными режиссерами — в своем воображении. Я хочу показать вам, как это можно сделать. Сядьте поудобней и закройте глаза. Три раза глубоко вздохните... Теперь подумай о человеке, которого ты любишь. Если этот человек будет играть в детской театральной постановке, какую роль ты ему тогда дашь? Сейчас подумай о человеке, которого ты не любишь. Кем он мог бы быть в твоем спектакле? Ну, а теперь подумай о самом себе. Какую роль ты сам сыграл бы с удовольствием? Теперь вернемся к человеку, которого ты любишь. Каким животным он мог бы быть? А человек, которого ты не любишь? А каким животным мог бы быть ты сам? Представь себе большой зеленый луг. Представь, что ты — то животное, которое ты для себя выбрал, и находишься на этом лугу. И человек, которого ты любишь, тоже как животное приходит к тебе на луг. А затем к вам обоим на луг выходит третье животное — человек,
которого ты не любишь. Представь себе всех трех животных на лугу. Придумай небольшую историю о том, что эти трое делают. (2 минуты. ) Твоя история подходит к концу? Теперь потянись и стань снова собой. Возвращайся обратно в наш класс, вздохни глубоко и открой глаза... Я хотела бы, чтобы ты нам рассказал, что в твоей истории происходило с теми тремя животными.
Анализ упражнения: — Мог ли ты отчетливо представить себе эти картины? — Что было для тебя труднее всего? — Удивило ли тебя что-нибудь? — Понравилось ли тебе превращать людей в своем воображении? Если да, то кого — больше всех? — Как ты в жизни ведешь себя с человеком, которого любишь? Ты ему это показываешь? Как? — Что тебе хочется сделать с человеком, которого ты не любишь? — Появились ли у тебя какие-нибудь новые идеи? Дрессированный медведь ИГРА 21 (с 9 лет) Цели: В этой игре дети должны за короткое время сформулировать множество различных идей, никак не оценивая их. Здесь детская фантазия может бить ключом. Материалы: Бумага и карандаш каждому ребенку. Инструкция: Ты умеешь быстро думать? Возьми бумагу и карандаш и поразмышляй — для чего бы тебе мог понадобиться дрессированный медведь? Может быть, для того, чтобы носить твой портфель? Или охранять квартиру? Хотел бы ты, чтобы он был твоим личным охранником? У тебя есть три минуты, чтобы придумать и записать как можно больше идей. Не надо выбирать между " хорошими" и " плохими" идеями. Если у тебя появится десять идей — это будет превосходно. Если ты напишешь пятнадцать идей — это будет невероятно! (3 минуты. ) Теперь разбейтесь на четверки. Покажите друг другу свои листы. Что твои друзья думают о том, что ты написал? Попытайтесь придумать еще пять идей вместе. Дальше эти рабочие группы Вы можете использовать для мозгового штурма. Дети могут выбрать какой-нибудь другой объект, чтобы вместе за три минуты сформулировать как можно больше идей. Наверняка они напридумывают много — до десяти идей, а может и больше. По окончании пусть группы сами выберут еще один объект. И здесь кто-то один из группы должен будет вести протокол. Главное правило мозгового штурма — не оценивать! Анализ упражнения: — Какие из идей тебе особенно понравились? — Какой собственной идеей ты остался доволен более всего?
Точки ИГРА 22 (с 8 лет)
Цели: Эта игра наглядно показывает, что наше воображение из простого материала может создавать совершенно удивительные вещи. Вместе с тем эта игра — хорошая подготовка к таким делам, в которых детям необходимо творчество. Материалы: Бумага и карандаш каждому ребенку. Инструкция: Возьмите лист бумаги и поставьте на нем двадцать точек, разбросав их по всему листу... (2 минуты. ) Теперь обменяйтесь листами с сидящим рядом ребенком. Соедините точки линией так, чтобы возникло какое-нибудь изображение человека, животного или предмета. (5 минут. )
В конце игры дайте каждому ребенку показать свой рисунок классу. Все остальные могут угадывать, что на нем нарисовано. Скрепки ИГРА 23 (с 9 лет) Цели: В этой игре дети, работая маленькими группами, могут вместе испытать свои творческие способности и поупражняться в мозговом штурме. Их задача заключается в том, чтобы придумать как можно больше идей по использованию какого-нибудь привычного объекта. Материалы: Для каждой группы детей — горсть скрепок, бумага и карандаши. Инструкция: Разбейтесь на группы по 4 или 5 человек в каждой и сядьте за отдельные столы. Каждая группа получит от меня несколько скрепок. Я хотела бы, чтобы вы придумали, что можно сделать со скрепкой. Например, вы можете сказать: — Я мог бы использовать скрепку как заколку для волос... — Я мог бы скрепкой проколоть дырку в бумаге. — Я мог бы скрепку использовать как зубочистку и т. д. Каждый из вас может внести свое предложение. Остальные участники не должны говорить, каким они находят это предложение: хорошим или плохим. Также не надо говорить о том, возможно это или невозможно. Выберите кого-нибудь из группы, кто будет записывать все предложения. Чем больше идей появится у вас на бумаге, тем лучше. На все вам отводится десять минут. Через пять минут тот, кто записывает, должен провести черту под предложениями, а затем записывать дальше. (10 минут. ) Теперь взгляните на лист. Заметна ли разница между ответами, которые вы нашли в первые пять минут и ответами, придуманными в оставшееся до конца время? В какое время эта игра доставила вам наибольшее удовольствие? А когда наименьшее? Доставил ли вам удовольствие поиск новых идей вместе с другими детьми? Чему вы научились у других детей вашей группы? Чему вы научились от самих себя? Давайте займем еще десять минут времени для того, чтобы обсудить друг с другом следующие вопросы.
Анализ упражнения: — Что было для тебя труднее всего? — Легко ли ты находил различные возможности? — Слышал ли ты периодически тихий внутренний голосок, который говорил: " Это же все ерунда! "? — Когда ты сам приходишь к хорошей идее: когда у тебя есть все, что тебе нужно, или когда тебе чего-нибудь не хватает? — Можешь ли ты себе представить, что ты стал изобретателем? — Что больше нужно изобретателю: мужество или образованность? — Знаешь ли ты имена великих изобретателей? — Зачем людям нужны изобретатели? Ъыстрые превращения ИГРА 24 (с 6 лет) Цели: Здесь мы используем метод креативного движения, благодаря которому дети смогут получить возможность для выражения своих фантазий. Предложите классу эту игру в качестве творческой паузы, например, после длительной " сидячей" работы. Материалы: Аудиокассета с записью бодрой инструментальной музыки. Инструкция: Сейчас зазвучит музыка, и вы начнете ходить по классу. Когда музыка остановится, вы тоже должны остановиться. В этот момент я скажу вам, кого вы должны изобразить... (Включите музыку и остановите ее примерно через одну минуту. ) Теперь вы все должны превратиться в Бабу-Ягу. (Снова включите музыку на 30 секунд. ) Теперь все — роботы. Встаньте парами и покажите друг другу, что вы роботы... (Снова поставьте музыку на 30 секунд. ) Другие превращения: грустный клоун, веселый танцор, нервный грабитель, утомленный бегун на короткую дистанцию, улыбающийся манекен, боксер перед борьбой, певец, заслуживший аплодисменты.
ИГРА 25 (с 8 лет) Цели: Дети зачастую хотят скорее стать большими, чтобы иметь такие же силу и влияние, как взрослые. А вот в этой игре мы предоставляем им возможность сделаться совсем крошечными. 'Материалы: Бумага и карандаши каждому ребенку. » Инструкция: Представь себе, что ты можешь, сказав волшебные слова " Цып-цап", сделаться совсем-совсем маленьким, крошечным. Но всегда, когда захочешь, ты сможешь вернуться в свое обычное состояние, сказав для этого: " Цап-цып". Представь, что это возможно в любое время. " Цып-цап" делает тебя крошечным, а " Цап-цып" возвращает в твое обычное состояние. Что бы тогда ты стал делать? Подумай немножко об этом и напиши или нарисуй свою идею. (15 минут. ) Теперь разойдитесь по четверкам и покажите или прочтите друг другу, что у вас получилось. Послушайте, что придумали другие дети. Анализ упражнения: — Какие преимущества у маленького живого существа, какие неудобства? — Какие живые существа совсем маленькие? — Какие преимущества у большого существа, какие недостатки? — Какие живые существа очень большие? — Что бы ты сделал, став меньше при помощи волшебных слов? — Что бы ты сделал, если бы стал совсем огромным? — Какие идеи понравились тебе больше всего? — Как отнеслись к твоим идеям другие дети?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|