Глава 3. Доверие. Забота о животном.
Глава 3 Доверие поезд ИГРА 32 (с 6 хеш)
Цели: В этой игре дети смогут овладеть различными навыками межличностного общения. Локомотив будет везти Вагоны через Лес, а Деревья — предупреждать Поезд об опасности, чтобы он нигде не ударялся. Локомотив и Вагоны должны работать слаженно, с полным доверием друг к другу. Только в этом случае Поезд пройдет свой путь, избежав столкновений. Дети могут представить себе, что этот поезд везет в город игрушки детям на Рождество. * Материалы: 6 или 12 повязок для глаз, 3 шляпы (колпака).
Инструкция: Представьте себе, что совсем скоро Рождество и дети одного маленького города с нетерпением ждут подарков. Они слышали, что поезд с игрушками к праздничному вечеру должен будет пробираться ночью через ужасный, заметенный снегом лес. И только у локомотива есть фары, чтобы освещать дорогу. Кто-нибудь мог бы сказать, какие подарки хотелось бы получить детям этого маленького города? Кто из вас хотел бы стать Локомотивом и везти Поезд с игрушками детям? Шестеро ребят будут Вагонами с подарками. Кто хочет быть ими? Все остальные будут Деревьями в ночном лесу. Деревья должны расположиться так, чтобы между ними было достаточно места. Предупредите, что Деревья не должны двигаться, но они могут издавать тихое " Шшш... " в момент, когда какой-нибудь Вагон поезда рискует удариться о них. Три Дерева особенные — на них надеты шляпы. Поезд обязательно должен объехать эти Деревья, прежде чем он покинет Лес. Обозначьте место, где Поезд въезжает в Лес, и сами встаньте с другой стороны Леса — Вы будете Маленьким городом, где дети дожидаются Поезда. Теперь давайте составим наш Поезд. Становитесь за Локомотивом и положите руки на плечи предыдущего человека. Я завяжу каждому Вагону глаза, потому что только у Локомотива есть свет и он может видеть. Локомотив будет двигаться очень медленно, чтобы не растерять Вагоны, и чтобы все Вагоны чувствовали себя уверенно. Локомотив сам выбирает путь, которым поедет через Лес, но он обязательно должен пройти мимо трех особенных Деревьев (в шляпах).
После этого идите на другую сторону Леса и дайте Локомотиву сигнал старта. В следующий раз другие дети могут быть Локомотивом. Можно усложнить задание, например, увеличив число Вагонов или пустив одновременно два Поезда. Анализ упражнения: — Как ты чувствовал себя в качестве Локомотива? — Каким образом ты ощущал, что " ведешь целый поезд"? — Как ты чувствовал себя в качестве Вагона? — Чувствовал ли ты себя надежно, идя за Локомотивом, и верил ли ты Деревьям, когда они тебя предупреждали об опасности? — Кем тебе больше нравится быть — Локомотивом или Вагоном? Слепой полет ИГРА 33 (с 6 лет) Цели: В этой игре дети учатся взаимодействовать в тесном контакте друг с другом. Один играющий — маленький Самолет, который должен приземлиться на неосвещенном аэродроме. Его партнер — Авиадиспетчер. Он может руководить Самолетом только при помощи слов. Разметьте липкой лентой на полу " посадочную полосу" шириной 1 м, длиной примерно 6 м с одним-двумя легкими поворотами. В конце " посадочной полосы" положите одеяло. Прежде чем дети начнут, продемонстрируйте им эту игру сами. Материалы: Липкая лента, повязка, маленькое шерстяное одеяло. Инструкция: В начале нашей игры я хотела бы рассказать вам небольшую историю. Летел однажды ночью один маленький самолет, и хотел он приземлиться на аэродроме. Ночь была очень темная, и света на аэродроме не было. К счастью, в центре управления был в это время сын авиадиспетчера — Чарли. Он заметил самолет на экране радара. Чарли быстро подошел к переговорному устройству и сказал пилоту, в каком направлении ему надо лететь, чтобы точно попасть на посадочную полосу. Пассажиры самолета очень обрадовались, что смогли точно приземлиться. Они благодарили Чарли за такую важную помощь.
Я хотела бы предложить вам игру, в которой будет все точно также. Один из вас будет Чарли, а другой — Летчиком, ведущим самолет ночью на посадку. Пилот надевает повязку на глаза. Чарли командует Самолетом, направляя его от одной стороны помещения к маленькому одеялу, лежащему на другой стороне. " Посадочную полосу" мы разметили липкой лентой. Чарли руководит Самолетом только таким образом, что говорит, куда надо лететь. Часть из вас может встать справа, а часть — слева от " взлетно-посадочной полосы". Вы будете жилыми Домами и Деревьями. Потренируйтесь всей группой на понимание указаний Чарли. Пусть дети будут позади Вас, чтобы вы все смотрели в одном направлении, и диктуйте: один шаг влево; сейчас шаг вправо; два назад и т. д. Потом Вы
должны продемонстрировать, что при этом следует делать самим детям. Встаньте в самом начале " взлетно-посадочной полосы" и рядом поставьте ребенка, который будет Диспетчером: таким образом мы обойдем проблему зеркального изображения. Делайте только те шаги, которые говорит ребенок, но оставьте для уверенности глаза открытыми. Понятно ли, как надо играть? Кто хотел бы быть первым Самолетом? Кто хотел бы быть Чарли? Завяжите глаза Самолету. Затем Чарли может начинать руководить Самолетом. При этом Чарли должен следовать за Самолетом, но на расстоянии вытянутой руки. Оставайтесь недалеко от обоих детей, чтобы придать им уверенности. Когда Самолет " приземлится" на одеяло, Чарли должен сказать, что " приземление" произошло и можно снять повязку с глаз. Когда дети потренируются, Вы можете удлинить и усложнить " посадочную полосу" и сажать большее число Самолетов одновременно. Повторите игру несколько раз, чтобы и все остальные дети приняли в ней активное участие. После каждого " полета" дети меняются ролями. Анализ упражнения: — Кем тебе больше понравилось быть — Летчиком или Диспетчером?
— В роли Самолета ты чувствовал себя уверенно? — Тебе было сложно управлять Самолетом словами? — Кто из Диспетчеров особенно бережно привел Самолет к цели? — Кого из детей ты бы охотно назначил Диспетчером?
Аэробус ИГРА (с 6 лет) Цели: В игре " Аэробус" дети работают небольшими группами и должны действовать очень согласовано — ведь Маленькому аэробусу надо придать чувство уверенности и плавного полета. Когда Маленький аэробус почувствует, что он может доверять несущим его детям, он закроет глаза и насладится полетом. Материалы: Шерстяное одеяло. Инструкция: Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит самолет в воздухе? Знаете ли вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли кто-нибудь из вас стать Маленьким аэробусом? Остальные ребята класса будут помогать Аэробусу " лететь". Хорошо, Петя, ты — первый Аэробус, который должен " лететь". Ложись животом вниз на одеяло и разведи руки в стороны как крылья самолета. Теперь я хотела бы, чтобы с каждой стороны Аэробуса встало по одному человеку. Присядьте и просуньте руки под его ноги, живот и грудь. Один из вас должен медленно сосчитать до трех, и тогда все сообща встают и поднимают Аэробус с поля... (Подождите, пока дети поднимут Самолет. ) Так, теперь можно потихоньку поносить Самолет по нашему помещению. Когда Петя будет совсем уверенно себя чувствовать, он закроет глаза. Пусть Самолет совершит " полет" по кругу и снова медленно " приземлится" на одеяло. Когда Аэробус " летит", Вы можете комментировать его " полет" и обращать особое внимание на аккуратность и бережное отношение детей к водящему. Затем другие дети играют эту роль. Вы можете попросить Аэробус самому выбрать тех, кто его понесет. Когда Вы увидите, что у детей все получается хорошо, то можно будет " запустить" два Аэробуса одновременно. Анализ упражнения: — Как ты чувствовал себя в качестве Аэробуса? — Доверял ли ты тем, кто тебя нес?
■ Когда ты начал чувствовать себя уверенно? Как ты чувствовал себя в качестве Носильщика Аэробуса? ■ Согласованно ли работали Носильщики? Кому из детей ты охотно доверишь нести себя? Мой друг — дерево ИГРА 35 (с 6 лет) Цели: Эта игра особенно важна для ребенка, который чувствует себя не включенным в группу — это может быть для него значительным опытом. В игре вся маленькая группа работает на то, чтобы один ребенок получил, как подарок, удивительно прекрасное переживание. Пожалуйста, не принуждайте никого участвовать в этой игре! Инструкция: Каким должен быть человек, чтобы вы ему поверили? К каким людям вы вообще питаете доверие? А к каким вы испытываете недоверие? Знакомо ли вам такое: сначала вы не доверяли кому-то, были недоверчивы, а позже появилось доверие? Только ли к людям мы испытываем чувство доверия? Можем ли мы доверять и животным тоже? А растениям? Камням? Земле? Перед началом следующей нашей игры я хотела бы рассказать вам короткую историю... Жила-была в одной маленькой деревне девочка. Звали ее Катя. Каждый день она играла со своими подругами в занимательные игры. Под конец одного длинного дня она так устала от множества игр, что легла спать под величественным и прекрасным старым деревом. Через несколько секунд она уже уснула. Старое дерево очень любило Катю, так как она часто с ним разговаривала. И оно захотело сделать уснувшей Кате чудесный подарок. Нежно опустило оно свои могучие ветви, приподняло ими девочку и стало покачивать ее потихоньку так, что Кате начали сниться удивительные сны... Все страхи от нее отступили, она чувствовала вокруг себя надежную защиту и доверяла ей... Благодаря этим волшебным мягким покачиваниям она во сне попала в свою любимую страну, где всегда светит солнце, и где дети никогда не ссорятся... Когда пришло время ужина, старое дерево бережно опустило девочку на мох и пощекотало ее тоненькой веточкой по носу так, что она проснулась. И потом Катя всегда помнила об этом прекрасном переживании. Кто из вас хотел бы быть Катей? Хорошо, Саша, ты первый ребенок, которому будет также хорошо. Ложись, пожалуйста, на спину и закрывай глаза. Разведи руки в стороны, ноги вместе. Теперь нужно восемь детей, которые будут Ветвями дерева. Встаньте по четверо с каждой стороны " уставшей девочки"... Ветви, вам надо подсунуть свои
руки ладонями вверх под Сашины ноги и спину. Я буду держать Сашину голову. Я досчитаю до трех, и Ветви медленно встают с пола и, когда они встанут, мы будем очень тихо вместе напевать песню слабого ветерка. Мы представим себе, что ветерок тихо покачивает ветки туда-сюда так, что Саша чувствует себя, словно на качелях. (Ветви должны покачивать ребенка в медленном темпе. 60 секунд. )
А теперь мы хотим аккуратно положить Сашу снова на пол. Держите руками голову и плечи Саши. Ветви медленно опускают руки вниз. Один из вас может быть теперь тоненькой Веточкой, которая разбудит ребенка, и он радостно и бодро побежит домой. Предоставьте возможность другому ребенку вслед за этим " покачаться на дереве". При этом будет хорошо, если ребенок сам выберет для себя тех, кто будет Ветвями. Анализ упражнения: — Что ты чувствовал, когда был в роли Уставшего ребенка? — Были ли Ветви бережны с тобой? — Чувствовал ли ты себя уверенно? — Что ты чувствовал, когда был Веткой? — Охотно ли ты укачивал Уставшего ребенка? — Почему плавное покачивание дает нам такое чудесное переживание?
Путь доверия ИГРА 36 (с 6 лет) Цели: Это классическая игра для всех возрастных групп. Она укрепляет доверие внутри группы, а также развивает любознательность и тактильное восприятие. Ребенок — " поводырь" может экспериментировать со своей ролью, при которой он частично берет ответственность на себя, а частично — отдает своему партнеру. Между двумя детьми, играющими в паре, могут измениться прежние впечатления друг от друга и улучшиться отношения. В помещении должно быть достаточно места и множество интересных объектов, чтобы их можно было потрогать, чтобы они при этом пахли или издавали звуки. Очень хорошо проводить эту игру в теплое время года на улице. Материалы: Маленький колокольчик и для каждого второго ребенка — повязки для глаз. Инструкция: Разойдитесь по двое. Я хочу вам предложить игру, которая называется " Путь доверия". Заключается она в следующем: один из вас двоих надевает повязку на глаза так, чтобы ничего не видеть. Второй будет ведущим. Когда ты ведущий — ты должен провести " слепого" ребенка по помещению так, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно. Время от времени делай паузу, чтобы твой товарищ смог потрогать различные вещи: большие и маленькие, гладкие и шероховатые. Ты можешь провести его к месту, где предмет издает звук или запах. Только ничего не говори при этом. Через пять минут я позвоню колокольчиком — тогда вы поменяетесь ролями. А еще через пять минут я позвоню еще раз — и тогда вы возвращаетесь обратно в круг, и мы поговорим о том, что вы пережили во время прогулки. Перед началом договоритесь с партнером, как он вас будет вести: за руку или как-то по-другому. Для старших детей Вы можете удлинять интервалы до десяти минут. Анализ упражнения: — Как ты чувствовал себя, когда был " слепым"? — Вел ли тебя твой " поводырь" бережно и уверенно? — Знал ли ты все время, где ты? — Нашел ли ты что-нибудь любопытное, что интересно потрогать, понюхать или послушать? — Как ты себя ощущал в роли поводыря? — Старался ли ты привести своего партнера к тем местам, где ему точно что-то понравилось бы? — Что ты делал, чтобы вызвать и укрепить доверие своего партнера? — Когда тебе было лучше: когда ты вел или когда тебя вели?
Музыкальные пальчики ИГРА 37 (с 6 лет) Цели: Эта замечательная игра поможет Вам еще больше сблизить детей, если в классе уже установилась хорошая доверительная атмосфера, и ребята не конфликтуют. Эта игра дает детям новое впечатление от музыки. Материалы: Одно шерстяное одеяло и записи коротких произведений легкой музыки. Инструкция: Хочет ли кто-нибудь из вас, чтобы его немножко побаловали? Отлично, Федя, ложись, пожалуйста, на спину на одеяло. Теперь мне нужно девять человек, которые готовы немного побаловать Федю. Присядьте на колени вокруг Феди — четверо с одной стороны, четверо с другой, и один в изголовье. Я сейчас включу плавную, успокаивающую музыку. А вы пока положите легонько свои пальчики Феде на лоб, плечи, руки и ноги. Федя, ты можешь закрыть глаза и очень спокойно так лежать. Когда начнется музыка, начинайте постукивать очень нежно кончиками пальцев по Феде. Пожалуйста, ничего не говорите при этом, а вот если у Феди возникнет какое-нибудь желание, он может сказать о нем. Может быть, он захочет, чтобы вы постукивали по-другому или перестали бы это делать... (1-2 минуты. ) Теперь уберите руки. Федя, ты можешь снова открыть глаза. Подайте лежащему ребенку руку и проводите его в какое-нибудь укромное местечко в классе, чтобы он смог лучше пережить полученный опыт. Анализ упражнения: — Как ты чувствовал себя, когда тебя баловали? — А когда ты сам баловал других?
Слепой танец ИГРА 38 (с б л. ет) Цели: Это хорошая игра, воспитывающая доверие друг к другу, в которой дети двигаются под музыку. Материалы: Аудиокассета с записью легкой инструментальной музыки и повязки на глаза для половины детей. Инструкция: Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет " слепой". Другой останется " зрячим" и сможет водить " слепого". Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом по классу под легкую музыку. (1-2 минуты. ) Теперь поменяйтесь ролями. Помогите другому ребенку завязать повязку. В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно на пол и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, в течение 1-2 минут. Потом дети меняются ролями. Анализ упражнения: — Как тебя вел в танце твой зрячий партнер? — Чувствовал ли ты себя с ним уверенно? — Вел ли ты своего невидящего партнера так, что тому было приятно? — Тебе было лучше танцевать с открытыми глазами или с закрытыми? — Что больше тебе понравилось: танцевать в классе или танцевать сидя?
Испуганный ежик ИГРА 39 (с 6 лет) Цели: Это очень хорошая игра на доверие. Один ребенок идентифицируется с испуганным ежиком, свернувшимся клубком. Партнер пытается словами и соответствующими жестами успокоить ежика и заслужить его доверие. Дети имеют возможность почувствовать, что необходимо для возникновения доверия. Инструкция: Кто из вас видел настоящего ежика? Вы знаете, что делает ежик, когда его пугает неожиданно появившаяся лисица или собака? Пожалуйста, разойдитесь по двое. Один из вас будет сейчас Ежиком, который сильно испугался собаки. Другой будет успокаивать Ежика. Кто из вас хотел бы быть Ежиком? Ежик, ляг на пол и свернись калачиком — так делает настоящий еж, когда пугается. Представь себе, что ты еще очень маленький ежик, у тебя совсем мало опыта, а тебя напугал громкий лай собаки. А когда собака еще и ткнулась в тебя носом, чтобы обнюхать — тебе стало совсем страшно. Поэтому ты свернулся в крепкий клубочек, чтобы защитить свой носик и живот... К счастью, тебе на помощь пришел ребенок, который отозвал собаку. Но ты еще не знаешь, кто такие дети, и не знаешь, что они могут быть очень милыми. Ты недоверчив, потому что не знаешь, что тебе ожидать от этого ребенка. Тот, кто играет роль Ребенка, пусть подсядет к Ежику на пол... Сначала ты можешь тихонечко поговорить с Ежиком. Его ушкам будет приятно после громкого лая собаки услышать тихий нежный голос. Скажи ему, что окажись ты на его месте__ ты тоже испугался бы. Скажи ему, что он может тебе доверять. Потом ты можешь его погладить. Если ты будешь осторожен, Ежик тебя не уколет. Попытайся и руками показать Ежику, что ты к нему очень хорошо относишься. Если ты будешь терпелив, то, может быть, ты увидишь, как он очень медленно разворачивается. Поговори с ним еще — и обнаружишь, что он расслабился и раскрылся. Я хотела бы, чтобы Ежик действительно почувствовал, можно ли доверять партнеру. Если ты чувствуешь, что Ребенок очень осторожен с тобой и дружелюбен, то ты можешь потихоньку раскрываться. (30 секунд.
Дайте всем Ежикам раскрыться. ) Теперь поменяйтесь местами, пусть ваш партнер будет испуганным Ежиком. Повторите основные правила игры. Когда все Ежики раскроются, партнеры должны поговорить друг с другом. Поговорите о том, что вы чувствовали. Были ли все дети достаточно осторожны? Как Ежик понял, что может доверять Ребенку? (1 минута). Анализ упражнения: — Что ты сам делаешь, когда внезапно что-то тебя сильно пугает? — В каких еще ситуациях ты ведешь себя подобно ежику? — Как ты показываешь что ты " закрылся"? — Как ты замечаешь, что другие дети или взрослые " закрылись", чтобы защитить себя? — Что должен сделать другой, чтобы ты ему смог доверять? — Как ты себя чувствовал, когда был Ежиком? — Что ты испытывал, когда был Ребенком, который помогает Ежику? — Помогал ли ты когда-нибудь животному в беде? Создание статуи ИГРА 40 (с 8 лет) Цели: В этой игре ребята работают по трое. Двое из них — Скульпторы, а третий — " кусок мрамора", из которого будет сделана Статуя. Для того чтобы получилось настоящее " произведение искусства", необходимо полное взаимопонимание и сотворчество Скульпторов. Они должны побеспокоится о том, чтобы Статуя стояла уверенно и в конце работы стала настоящим " произведением искусства". Инструкция: Разбейтесь по тройкам. Двое из вас будут Скульпторами, а третий — " большим куском мрамора". Он ложится на пол и закрывает глаза. Задача Скульпторов — сделать из него прекрасную Статую. Вы сами должны решить, как будет выглядеть эта Статуя, как она будет держать голову, в какой позе она будет стоять. Ребенок, из которого делают Статую, должен стараться сохранить положение, которое ему придают. Когда Скульпторы закончат свою работу, надо будет поставить Статую на ноги. При этом Статуя должна очень сильно напрячь свое тело, чтобы оно было твердым и крепким, как мрамор. Скульпторы аккуратно поднимают Статую верх и ставят ее на ноги. Потом вы можете позвать меня, чтобы я могла полюбоваться этим " произведением". Поскольку все не смогут закончить работу одновременно, то освободившимся детям Вы можете дать роль публики, чтобы они вместе с Вами осматривали " произведения искусства". Попросите детей, которые были Статуями, хорошенько запомнить свою форму, чтобы потом они могли показать ее всему классу. Когда все фигуры будут готовы, Вы можете походить по " мастерским" и рассмотреть каждую Статую отдельно. Позже повторите эту игру, чтобы дети могли сыграть в ней разные роли. Анализ упражнения: — Что ты чувствовал, когда был Статуей? — Аккуратно ли обращались с тобой Скульпторы? — Доверял ли ты Скульпторам? — Понравилась ли тебе форма, которую тебе придали? — Что ты чувствовал, когда был Скульптором?
Доставила ли тебе удовольствие работа с " мрамором"? — Легко ли тебе было работать с твоим напарником? Ты доволен Статуей, которая у вас получилась? — Какая Статуя понравилась тебе больше всех? Волшебный круг ИГРА 41 (с 8 лет) Цели: Эта игра дает великолепный опыт взаимного доверия для всех возрастных групп. И обычно каждый ребенок желает хотя бы один раз оказаться в центре волшебного круга. Инструкция: Все закройте, пожалуйста, глаза... Представь себе, что ты совсем малыш, примерно трех лет, и ты хочешь с каменной стены прыгнуть на руки взрослым. Подумай минутку, кем должен быть этот взрослый: твоим папой, мамой, дедушкой или бабушкой, твоим старшим братом? Посмотри со стены на человека, который должен будет тебя поймать. Посмотри на его лицо, на протянутые к тебе руки. У тебя достаточно доверия, чтобы покинуть надежное место на стене и упасть на руки взрослому? Если достаточно, то можешь прыгать (в своем воображении). Почувствуй, как ты оказался на руках взрослого, как медленно тебя опускают, как ты снова встал на землю, твердо и прочно. Представь себе, что ты смеешься, взрослый в ответ дружески улыбается. Возможно, ты заметишь, что твое сердце бьется быстрее, чем обычно, потому что ты пережил маленькое приключение... Теперь снова открывайте глаза и расскажите, что вы испытывали. Почему вы смогли довериться этому взрослому? Откуда пришло к вам мужество? Что вы чувствовали, когда летели по воздуху? Какого взрослого выбрал каждый из вас? Теперь я хочу вам предложить игру, в которой вам тоже очень понадобится доверие. Я покажу вам, как в нее играть... Пусть восемь детей встанут в круг, достаточно близко друг к другу. Это — не обычный круг, а волшебный. Он волшебный потому, что дети, которые стоят в кругу, будут делать все для того, чтобы тот, кто стоит в центре, пережил удивительные приключения. Кто из вас хотел бы первым встать в середине? Хорошо, Оля, дальше мы делаем вот что: становись в центр точно по середине, ноги поставь вместе, держись прямо. Все остальные, стоящие по кругу, поднимите
руки на уровень груди. Когда Оля падает в вашу сторону, вы должны ее поймать и осторожно вернуть в исходное положение. Возможно, Оля захочет упасть в другую сторону, и там ее надо тоже поймать и аккуратно поставить на место. При этом очень важно, чтобы ребенок в центре стоял очень прямо, как будто он деревянный. Давайте попробуем... Дайте ребенку в центре попробовать свободно падать в разные стороны. (1 минута). Спросите его, хорошо ли круг справляется со своей задачей, нет ли у него каких-нибудь замечаний. В конце упражнения ребенок должен поделиться своими переживаниями. Затем другие дети становятся в " волшебный круг". Было бы очень хорошо, если бы каждый ребенок имел возможность сам подобрать для себя участников " волшебного круга". Чаще всего бывает достаточно, если круг составлен из 4-5 детей. Спросите ребенка в центре, не хочет ли он закрыть глаза? Пообещайте не участвовавшим в игре детям, что потом они тоже смогут побывать в кругу. Анализ упражнения: — Как ты себя чувствовал в центре круга? — Каких детей ты выбрал для своего круга? — Откуда ты знаешь, что этим детям ты можешь доверять? — Что для тебя было самым трудным? — Пробовал ли ты закрыть глаза? — Что ты чувствовал, когда был частью круга? — Было ли тебе трудно удерживать ребенка, который был в центре? — Хорошо ли вы справились со своей задачей все вместе? — Хотел ли бы ты сам пойти в середину круга?
Доверие и поддержка ИГРА 42 (с 9 лет) Цели: Если дети уже приобрели опыт доверия в игре " Волшебный круг", то можно попробовать поиграть с ними в эту игру. Для нее требуется объединение детей в группы по три человека. Однако, необходимо продемонстрировать игру до того, как дети начнут играть в тройках. Решите, пожалуйста, сами, готовы ли дети к этой игре, так как для этого необходима ответственность и предельная сосредоточенность. Инструкция: Я хотела бы вам предложить игру, которая называется " Доверие и поддержка". В этой игре очень важно, чтобы все могли положиться друг на друга — подобно акробатам в цирке, когда они прыгают с трапеции на руки своим партнерам. Чтобы вы лучше поняли, как мы будем играть, давайте один разок посмотрим. Мне нужны три добровольца, один их них будет падать, а двое — ловить. Тот, кто будет падать, встает где-то в полуметре от двух других и поворачивается к ним спиной. Он стоит очень прямо и как бы затвердевает. Руки он разводит в стороны. Те, кто ловят, расставляют ноги, чтобы занять самое устойчивое положение, и держат руки перед собой. Когда ребенок начинает падать назад, те, кто ловят, должны как можно скорее подставить свои руки, чтобы затормозить его падение. И затем медленно вернуть ребенка в исходное положение. Все ли понятно? Хорошо, тогда попробуйте показать нам, как это происходит. Давайте еще раз... Чувствуете ли вы себя настолько уверенными, чтобы слегка увеличить расстояние между падающим и теми, кто ловит? А теперь покажите нам, как вы сможете это сделать, если поменяетесь ролями. Когда все дети поймут, как надо играть, они могут разбиться на тройки и попробовать. Начиная играть, соблюдайте два правила: тот, кто падает, должен развести руки в стороны, а те, кто ловят, должны очень внимательно следить за тем, чтобы вовремя подхватить его.
л» Поменяйтесь местами так, чтобы каждый мог попробовать упасть. Нет ничего страшного в том, что сегодня кому-то не захочется участвовать в игре. Возможно, у него появится желание потом, когда мы будем повторять игру. С десятилетними и еще более старшими детьми, у которых эта игра хорошо получается, можно попробовать также игру " Колыбель доверия". В этом варианте ребенок стоит между двумя товарищами, которые его ловят. Он качается между ними, как стрелка метронома, дети сначала должны стоять очень близко друг к другу, а потом расстояние между ними можно будет понемногу увеличивать. Анализ упражнения: — Что ты чувствовал, когда ловил товарища? — Вы с партнером согласовано работали? — Был ли ты уверен, что сможешь удержать падающего? — Что ты чувствовал при падении? — Потребовалось ли тебе мужество? — Хорошо ли тебя ловили? — Когда мы будем играть еще раз, кого ты выберешь для того, чтобы тебя ловили?
Танцующий дервиш. ИГРА 43 (с 10 лет) Цели: В этой игре, довольно необычной, необходимо действительно большое доверие между участниками. Она подходит для группы, участники которой хорошо знакомы и испытывают доверие друг к другу. Танцующему дервишу потребуется много мужества, чтобы не бояться головокружения и доверить себя товарищам. В конце игры необходимо уделить достаточно времени обсуждению пережитого совместного опыта. Материалы: Аудиокассета с музыкальной записью (медленный вальс); большое количество одеял, из которых в одном углу комнаты будет сооружено удобное " ложе" дервиша. Инструкция: Встаньте, пожалуйста, все в один большой круг, плечом к плечу. Кто хотел бы сейчас испытать необычные переживания, пусть встанет в центр круга. Он сейчас будет Танцующим дервишем. Когда зазвучит музыка, Танцующий дервиш начинает непрерывно кружиться на месте. Вы уже знаете, что при этом происходит. Когда мы кружимся на одном месте с закрытыми глазами, то у нас начинает кружиться голова, и мы теряем равновесие. Задача тех, кто стоит в кругу — уберечь Дервиша от падения. Как только вы увидите, что Дервиш теряет равновесие, то трое или четверо из вас должны выпрыгнуть из круга и поддержать Дервиша. Потом они должны отнести его на приготовленное нами ложе. Во время танца Дервиша все молчат. Кто хочет быть Дервишем? Поскольку эта игра требует большой сосредоточенности и так как обсуждение результатов должно происходить в спокойной обстановке, то лучше будет, если только двое детей за одну игру смогут быть Дервишами. Позже вы сможете повторить ее. Анализ упражнения: — Что ты чувствовал, когда был Дервишем? i — Был ли ты уверен в том, что другие тебя поддержат? — Когда ты чувствовал себя наиболее уверенно?
— Что было для тебя самым трудным? — Что ты чувствовал, стоя в кругу? — Боялся ли ты, что Дервиш может упасть? — Довелось ли тебе подхватывать Дервиша? — Почему Дервиш иногда терял равновесие? — Какой была бы игра, если бы Дервиш не закрывал глаз? — Знаешь ли ты что-нибудь о танцах настоящих дервишей? — Знаешь ли ты другие танцы, которые изменяют сознание танцующего? — Почему для этой игры нужно хорошо друг друга знать? — Хотелось бы тебе побывать в роли Танцующего дервиша? Бег с препятствиями ИГРА 44 (с 8 лет) Цели: Эта игра требует большой сосредоточенности, поэтому не стоит проводить ее больше двух раз подряд. Для проведения этой игры необходимо, чтобы в группе была доверительная атмосфера. А водящему в этой игре потребуется много мужества. В конце игры водящего ждет награда — он выдержит испытание на доверие и не будет оставлен другими в беде. Детям очень нравится эта игра. Материалы: Повязка на глаза для водящего. Инструкция: Разойдитесь по комнате и сядьте на пол не очень близко друг к другу, так, чтобы расстояние между вами было примерно полтора метра. Сейчас вы все будете Препятствиями. Но к счастью — не молчаливыми: как только водящий, у которого завязаны глаза, приближается к вам, вы жужжанием или напевом предупреждаете его. Пройдитесь между Препятствиями и объясните, что нельзя жужжать двум участникам игры одновременно. Как только Вы отошли от одного Препятствия, то жужжать должен тот, к которому Вы приближаетесь. Все должны голосом помогать водящему обойти помещение и нигде не удариться. Если водящий подошел к какому-то из Препятствий слишком близко, то он услышит нарастающий звук и сможет изменить направление. Водящий не должен останавливаться. Я тоже буду внимательно присматривать за тем, чтобы водящий не ударился о стенку или мебель. Кто хочет попробовать первым — идти, не видя Препятствий, " опираясь" только на их голоса? Анализ упражнения: — Как ты себя чувствовал, когда был водящим? — Был ли ты уверен, что все будут достаточно внимательны к тебе? — Удостоверился ли ты в этом в течение игры? — Было ли тебе в какой-то момент не по себе? — Что ты чувствовал, когда был Препятствием?
Одержи равновесие ИГРА 45 (с 8 лет) Цели: Эта игра способствует развитию чувства доверия участников друг к другу и формированию в группе атмосферы взаимной поддержки. Когда дети пытаются удержать равновесие, поодиночке или в парах, им становится очевидно, что для этого необходимо постоянно вносить некоторые коррективы в положение своего тела. При этом надо быть очень собранными и внимательными. Инструкция: Кто из вас хотя бы раз балансировал, стоя на стволе дерева? Кто из вас хотя бы раз балансировал, стоя на высокой каменной стене? Видели ли вы в цирке акробата, который идет по тонкому качающемуся канату? Когда мы так балансируем, нам надо быть очень внимательными и все время двигать руками и телом так, чтобы удержать равновесие. Встаньте, пожалуйста, так, чтобы не мешать друг другу, и приподнимите одну ногу. Покажите мне, как вы можете не терять равновесия, помогая себе движениями рук и тела. Объединитесь в пары и встаньте лицом друг к другу. Возьмите друг друга за руки или за локти. Присядьте немножко, а затем вернитесь в исходное положение, так чтобы вес одного партнера уравновешивал положение другого... Попробуйте другие положения, в которых надо уравновешивать друг друга: держитесь друг за друга только одной рукой, скрестите руки, попробуйте присесть и встать, держа спину прямо... Теперь сядьте на пол друг против друга. Возьмитесь за руки и изобразите работу пилы... Теперь развернитесь и сядьте спиной к спине. Попытайтесь вместе встать, опираясь только на спину партнера. Как только вам удастся встать, попробуйте таким же образом сесть. Повторите это несколько раз... Сейчас разойдитесь по четыре человека. Двое становятся рядом, плечо к плечу. Двое других прислоняются к ним спиной. Пары со-
прикасаются друг с другом лишь спинами. Сядьте в таком положении вместе на пол, а затем попытайтесь встать. Возможно, для того чтобы игра проходила успешно, детям нужно будет сцепиться руками и ввести сигнал, обозначающий начало приседания. Щепки на реке ИГРА 46 (с 6 лет) Цели: Эта игра создает спокойную, полную доверия атмосферу. Дети сами могут решить, как они в качестве Щепок будут " двигаться по воде": медленно или быстро. Дети, которые будут Водой, должны потренироваться приостанавливать и направлять самые разные Щепки. Инструкция: Встаньте в два длинных ряда, один напротив другого. Расстояние между рядами должно быть чуть больше вытянутой руки. Представьте себе, что вы все вместе — Вода одной реки. По реке сейчас " поплывут" Щепки. Один ребенок отправится сейчас в путь по реке как первая Щепка. Он сам решит, как он будет двигаться. Например, он может закрыть глаза и медленно пойти прямо. А Вода плавно поможет руками Щепке найти дорогу. Возможно, Щепка " поплывет" не прямо, а будет крутиться. Вода должна и этой Щепке помочь найти дорогу. Может быть, Щепка оставит глаза открытыми и будет двигаться хаотично или кругами. Вода должна и ей помочь. Когда Щепка проходит до конца Реки, то она становится рядом с последним ребенком и ждет, пока не приплывет следующая Щепка. Она встает напротив первой, и тем самым они составляют Реку и постепенно удлиняют ее. И так, неспешно, Река будет блуждать по классу, пока все дети не проплывут по Реке, изображая Щепки. Все ли понятно? Анализ упражнения: — Что ты чувствовал, когда был Щепкой? — Что ты чувствовал, когда был Водой?
|
|
|