Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Играй вместе с нами в игру жизни. 3 глава




Человек может планировать, что через двадцать лет он уйдёт на пенсию, но ничто на Земле не властно гарантировать ему существование в течение ближайших двадцати минут. Одни люди живут очень долго, других ждёт очень короткая жизнь. Одни много болеют, но умирают через долгие годы; другие не болеют никогда, но гибнут в одно мгновение. Смерть, как и процесс жизни, всегда была и будет совершенно непредсказуемой. Но мы продолжаем планировать свою жизнь, например думать, что через двадцать лет уйдём на пенсию; мы планируем завтрашний день, основываясь на предположени о том, что солнце взойдёт, как это всегда бывало в прошлом. Однако поймите, что мы никогда не можем быть уверены в том, что завтра будет таким же, как сегодня.

В этом отношении ученики чрезвычайно часто совершают ошибку, предполагая, что они могут отложить жизнь воина до завтра, или до окончания вечеринки на следующей неделе, или до того момента, когда они разберутся со всеми текущими проблемами своей жизни. Однако Дух не будет ни терпеливо дожидаться, ни предоставлять нам время для колебаний или суеты вокруг всяких пустяков. Когда раздаётся Стук Духа, мы должны либо немедленно последовать за ним, либо навсегда остаться на месте. Если человек не решается последовать за Духом или оттягивает начало жизни воина, он заранее обречён на неудачу, поскольку такие колебания означают, что он ещё не готов расстаться с прошлым и вступить в новую жизнь.

ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК ОТКЛАДЫВАЕТ ДЕЙСТВИЕ, ПОТОМУ ЧТО БОИТСЯ ПРОВАЛА ИЛИ ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ НЕДОСТАТОЧНО ПОДГОТОВЛЕННЫМ, ОН УЖЕ ПОТЕРПЕЛ НЕУДАЧУ.

Таков закон, который установила сила, и по этой причине говорят, что Путь Воина недоступен для человека до тех пор, пока тот не поймёт без тени сомнений, что не сможет выжить, если не сделает нечто безрассудное. Стук Духа всегда раздаётся именно в такой момент, и именно в такие моменты мы должны быть готовы последовать за ним, захлопнуть за собой дверь и навсегда, даже не оглядываясь назад, расстаться с прошлым. Это действительно трудный шаг, и ни один достойный этого имени Толтек никогда не назовёт его простым; но всё же, когда в жизни человека наступает такой момент, у него никогда не возникает и тени сомнений. Иногда, в зависимости от человека и обстоятельств его прошлого, ученик начинает стремительно продвигаться по Пути Знания, с радостью и восторгом принимая свою новую жизнь.

Однако в жизни некоторых учеников вскоре после их вступления на Путь Воина наступает момент, когда они вдруг теряют всю свою уверенность в том, что сделали правильный выбор. Если это происходит, то всегда случается после того, как ученик начинает с большей ясностью понимать всё, что связано с его решением. Именно тогда ученик обнаруживает, что его не устраивает всё, присущее его жизни. Не способный ни жить в своём старом мире, ни расстаться с прежним стилем жизни, ученик восстаёт против собственной внутренней сущности. На самом деле, такое сражение бессмысленно и редко приносит что-то, кроме страданий и неудобств. Более того, причиной этой схватки становится сам ученик, и, вероятнее всего, никто не способен ему помочь. Такой ученик должен признаться самому себе в том, что он принял решение следовать за Духом и потому должен принять на себя ответственность за собственные действия.

Подобная внутренняя борьба отмечает очень тяжёлую стадию подготовки ученика, и единственное, что в такой период может сделать для него нагваль, – передать как можно больше знаний. Рано или поздно ученик достигает переломного момента – момента, вновь требующего от ученика выбора. Он должен либо прекратить сражаться с собственным предназначением и покориться жизни воина, либо прекратить свои попытки. Если в этот момент ученик сходит с пути, его неизбежно относит назад, в его прежний мир, где он проведёт остаток жизни в размышлениях о том, что было бы, если бы он продолжал свою подготовку на Пути Воина.

С другой стороны, ученик, понимающий, что у него нет иного выбора, кроме превращения в воина, признаёт и тот факт, что он живёт в непредсказуемой вселенной, в которой его постоянно выслеживает (англ. – is stalking) смерть. В результате ученик быстро учится жить только текущим мгновением. Полностью осознавая, что он не может позволить себе попусту растрачивать ни время, ни личную силу, такой ученик старается использовать каждую возникающую перед ним возможность и, следовательно, не откладывает жизнь воина на потом. Это прекрасное состояние ума – и единственное состояние ума, которое приводит к успеху, поскольку благодаря такому отношению ученик очень скоро понимает, что важным является не цель, а само путешествие.

СТАТУС ВОИНА НЕ ЯВЛЯЕТСЯ КОНЕЧНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ НЕКОЕЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ. СКОРЕЕ, ЭТО БЕЗМОЛВНОЕ ПРИЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ САМОГО СЕБЯ, КОТОРОЕ ИСХОДИТ ИЗ ПОНИМАНИЯ ТОГО, ЧТО ОН СТАЛ БЕЗУПРЕЧЕН В СВОЁМ ПУТЕШЕСТВИИ ПО ПУТИ ВОИНА. БЫТЬ ВОИНОМ – НЕ ОЗНАЧАЕТ ДОСТИГНУТЬ ЦЕЛИ; ЭТО ВЕЧНЫЕ ПОИСКИ ЗНАНИЙ И СВОБОДЫ, УСТРЕМЛЁННЫЕ В БЕСКОНЕЧНОСТЬ.

Ученик, который понимает это, прикладывает все свои усилия и использует всю свою личную силу, какими бы незначительными ни были её запасы, на то, чтобы вести жизнь воина в текущий момент. Вначале запасы личной силы ученика ограничены, и потому со стороны может показаться, что качество его жизни почти не изменяется. Однако внутренне сам ученик знает, что его жизнь из скучной и пустой превратилась в богатую и насыщенную, что каждый его день наполнен новыми сокровищами духа. Прежде жизнь ученика была заполнена неосознанными стремлениями, а теперь врождённое ощущение цели вызывает у него внутренний покой. Для такого ученика жизнь вновь становится ярким, полным надежд приключением.

Если ученик приходит в такое расположение духа, вполне справедливо сказать, что он овладел стратегией воина. Благодаря жизни в соответствии с такой стратегией, ученик быстро учится, оттачивает свои природные таланты до сверхъестественного уровня, поражающего его самого, и начинает сберегать и накапливать свою личную силу, пока её не окажется достаточно для того, чтобы он выдержал битву за силу. Такова награда стратегии воина – одного из самых важных требований к любому ученику, который действительно хочет идти по Пути Воина. Эта стратегия представляет собой не что иное, как состояние разума, и она доступна каждому, кто готов оставить позади свой старый мир. Однако глубинный смысл стратегии воина показывает, что она является всеохватывающей и бесконечно более могущественной, чем кажется на первый взгляд.

Что же необходимо для того, чтобы овладеть этой стратегией? Во-первых, уверенность человека в том, что он не может продолжать вести прежнюю жизнь; во-вторых, когда раздаётся Стук Духа, человек должен немедленно, без колебаний последовать за ним; в-третьих, человеку следует с самого начала понять, что Путь Воина не позволяет нам тащить за собой багаж прошлого; в-четвёртых, для успеха на Пути Воина совершенно необходимо, чтобы решение последовать за духом сопровождалось полной самоотдачей; и наконец, человек должен быть готов воспитывать в себе самодисциплину – признак того, что он принял на себя полную ответственность за свои действия. Никаких других требований нет.

Что касается Стука Духа, вспомним, что во введении к этой книге говорилось о том, что во время июньского полнолуния 1995 года для всех людей, для всего мира прозвучал Крик Орла. Этот том, как и предыдущий, показывает путь тем, кто решит следовать за Духом. Вскоре после появления этой книги каждому человеку, даже ребёнку, предстоит сознательно решить, последует ли он за Духом или останется на месте.

 

Глава вторая

Четыре атрибута воина

ЖИЗНЬ ВОИНА ЯВЛЯЕТСЯ СТРАТЕГИЕЙ САМОДИСЦИПЛИНЫ. КАЖДОЕ ДЕЙСТВИЕ, МЫСЛЬ И ЧУВСТВО ДОЛЖНЫ ТЩАТЕЛЬНО ВЗВЕШИВАТЬСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ИХ ЦЕННОСТЬЮ. ВОИНЫ НЕ МОГУТ РАСТРАЧИВАТЬ ВРЕМЯ И ЛИЧНУЮ СИЛУ НА ТО, ЧТО НЕ СВЯЗАНО С ИХ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕМ.

В «Возвращении воинов» подробно излагались первоначальные положения техник перепросмотра и не-делания. Теперь необходимо добавить к ним две другие техники, а именно стирание личной истории и искусство сновидения. Эти четыре техники дополняют друг друга и являются важнейшими аспектами подготовки всех воинов, так как образуют тот фундамент, на котором строится жизнь воина. Все прочие концепции и положения, какими бы важными они ни были, тесно связаны с этими четырьмя основными техниками и зависят от них. Не будет преувеличением сказать, что на этих четырех техниках базируются все учения Толтеков, и, если ученик не сможет надлежащим образом понять и применить их на практике, его попытки овладеть Путем Воина окажутся неудачными.

Каждая из четырёх основных техник относится к одной из четырёх четвертей – речь об этой концепции пойдёт позже, сейчас же достаточно будет сказать, что к одной из четырёх четвертей относится всё в проявленной Вселенной, включая человека. Каким бы невероятным на первый взгляд ни показался этот принцип, он действительно выполняется для всего органического и неорганического мира; во многом благодаря именно этому знанию Толтекам удалось разгадать такое множество загадок, над которыми сегодня всё ещё ломает головы научное сообщество.

Более того, поскольку человек представляет собой миниатюрную копию Вселенной, каждый человек не только относится к определённой четверти, но и обладает потенциальными возможностями трёх других четвертей, которые отражаются в человеке, когда он рассматривается как целостная сущность. Другими словами, если некая женщина является восточной и по этой причине чаще всего явно проявляет восточные качества, то в ней таятся и скрытые склонности, относящиеся к остальным трём четвертям.

ВОИНЫ ОЧЕНЬ БЛИЗКО ЗНАКОМЫ С КАЖДЫМ АСПЕКТОМ СВОЕЙ СУЩНОСТИ, ДАЖЕ СО СКРЫТЫМИ СКЛОННОСТЯМИ. И В ОСОБЕННОСТИ – СО СВОИМИ СКРЫТЫМИ ПОТЕНЦИАЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ. ЧТОБЫ ДОСТИЧЬ ТАКОГО ЗНАНИЯ, ВОИН ИСПОЛЬЗУЕТ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР КАК ЗЕРКАЛО. ТАК КАК В ЭТОМ ЗЕРКАЛЕ ВСЁ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ.

Этот принцип применим и к четырём основным техникам: перепросмотр связан с Востоком, не-делание – с Севером, стирание личной истории – с Западом, а сновидение – с Югом. Важно понимать, что четыре четверти представляют собой четыре качества существования, или бытия, и потому их нельзя понимать буквально. Качества, возникающие благодаря воплощению четырёх основных техник на практике, известны как четыре атрибута воина. Эти атрибуты чрезвычайно важны для жизни воина, и по этой причине следует ясно понять, что они собой представляют.

 

РАБОТАЯ С ЗЕРКАЛАМИ, НЕОБХОДИМО ПЕРЕПРОСМАТРИВАТЬ ВСЮ СВОЮ ЖИЗНЬ В ОБРАТНОМ ПОРЯДКЕ, ОТ ТЕКУЩЕЮ МГНОВЕНИЯ ДО МОМЕНТА РОЖДЕНИЯ. ПОДОБНЫЙ ПЕРЕПРОСМОТР ТРЕБУЕТ ТАКОЮ УРОВНЯ ЧЕСТНОСТИ, КОТОРЫЙ ДОСТИГАЕТСЯ ТОЛЬКО В АКТЕ БЕЗЖАЛОСТНОСТИ. БЕЗЖАЛОСТНОСТЬ ДОЛЖНА НАЧИНАТЬСЯ С СЕБЯ. ТОЛЬКО КОГДА ЖАЛОСТЬ К САМОМУ СЕБЕ СМЕНЯЕТСЯ БЕЗЖАЛОСТНОСТЬЮ, ЧЕЛОВЕК СПОСОБЕН ОБРЕСТИ ТРЕЗВОСТЬ, НЕОБХОДИМУЮ ДЛЯ МУДРОЮ РАЗЛИЧЕНИЯ.

* Англ. Sobriety – трезвость, воздержанность, умеренность, сдержанность, спокойствие, серьёзность, рассудительность (Большой англо-русский словарь). Нам кажется, что, когда Т. Марез и К. Кастанеда предлагают подобные термины, подразумеваются одновременно многие значения используемого для них слова. Но мы, увы, вынуждены выбирать лишь одно из них. – Прим. ред.

Перепросмотр приводит к трезвости * – качеству, которое, вероятно, лучше всего описывается как способность относиться к любой ситуации в своей жизни в точном соответствии с её подлинной ценностью. По самой своей природе трезвость лишена эмоций, поскольку только в отсутствие эмоций, как положительных, так и отрицательных, человек способен с ясностью замечать всё, с чем связана любая конкретная ситуация. Трезвость представляет собой акт безжалостности, во время которого человек не позволяет своим личным чувствам заслонить рассматриваемую проблему.

Это никоим образом не означает, что воины являются бессердечными существами; напротив, воин так любит мир, что не может действовать с предвзятостью в отношении любого другого существа. Если бы в каждой ситуации воин выбирал ту или иную сторону, ему следовало бы признать, что одно для него важнее другого. Скорее всего, с этим не согласится ни один воин, так как для воина, понимающего взаимосвязанность всего живого, одинаково важно всё – атом, растение, животное, человеческое существо или сверхъестественная сущность. Это остаётся справедливым независимо от того, сражается ли он в битве рядом с чуждыми ему существами или в группе существ, близких его сердцу. Даже если эта битва заключается в противоборстве воина и другого существа, воин не позволяет себе испытывать жалость.

Таким образом, воин с равным уважением относится ко всему в своей жизни и не допускает, чтобы его личная сила заставляла его действовать несправедливо, на основе предвзятости. Это означает, что трезво действующий воин не станет несправедливо прикрывать ни любимого человека, ни самого себя; он не будет считать поступки другого существа отрицательными, пока не проведёт честную оценку этих поступков в соответствии с их подлинной ценностью. По самой своей природе и в согласии с дарованным Толтекам священным доверием, воины придерживаются истины и потому не могут действовать, исходя из соображений, отличных от трезвости.

Чтобы полностью понять это, обратимся к примеру молодой женщины, которую назовём Линдой. Линда всегда испытывала трудности в общении с мужчинами, но не понимала, почему это происходит, пока не начала заниматься перепросмотром. После этого Линда осознала, что все её неприятности вызваны её стремлением к обладанию. Погружаясь в причины такого стремления, Линда начала вспоминать очень многое из своего детства и при этом собирать воедино множество событий, результатом которых стала её ревность.

Линда смогла чётко вспомнить, что, будучи совсем ребёнком, она всегда состязалась со своим младшим братом за внимание со стороны отца. Поскольку в момент рождения брата ей едва исполнилось одиннадцать месяцев, а отец всегда мечтал о сыне, Линда уже в младенческом возрасте чувствовала себя уступающей брату. Это ощущение более низкого положения и необходимость бороться за внимание со стороны отца очень быстро привели к яростным дракам между Линдой и братом. Поскольку Линда была старше и чувствовала себя обиженной, именно она чаще всего начинала такие драки. Линда постоянно сама придиралась к брату, но всё же считала совершенно несправедливым, что именно её наказывали за бесконечные драки.

Поскольку она не могла объяснить отцу подлинные мотивы того, почему она мучает брата, Линду начали переполнять горькая обида на брата и в то же время растущее недоверие к отцу. Чувство, что отец не понимает её, а также то, что он явно больше беспокоился о её брате, заставили Линду постепенно отдалиться от отца, хотя в глубине души она по-прежнему жаждала его внимания. Отец Линды в определённой мере осознавал эти сложности и часто пытался исправить положение и баловал её. Однако Линда видела в этих попытках признание вины, после чего начала с подозрением и презрением относиться ко всем поступкам отца по отношению к ней.

К тому времени, когда Линда стала подростком, она была настолько разочарована, что изобрела мощное средство борьбы и с братом, и с отцом. Не зная иного способа привлечь к себе внимание отца, к которому она так отчаянно стремилась, Линда выработала в себе умение становиться лучшей во всём, что она делала. Это не только приводило к постоянным похвалам со стороны отца, но и давало возможность пристыдить брата. Линда следила за тем, чтобы быть лучшей в школе, блистать на спортивной площадке, выглядеть образцовой дома и в гостях, – в общем, она всегда и во всём оказывалась лучше брата.

Когда Линда поняла, насколько хорошо срабатывает её уловка, она начала пользоваться ею, чтобы отомстить отцу и брату за всю несправедливость, которую, по её мнению, они причинили ей. Так Линда вступила в тонкую, но беспощадную игру; она вышла на этот путь лишь для того, чтобы заслужить одобрение отца, но, добившись цели, решила довести дело до того, чтобы отец в той или иной степени постоянно ощущал жгучее чувство вины. Чаще всего Линда добивалась этого, давая ему понять, что, хотя она очень ценит его похвалы, они ничего не означают, поскольку она не наделена привилегией быть мужчиной в мире мужчин и любой её успех вряд ли когда-либо найдёт признание у других мужчин, кроме её отца. Столь утончённым способом Линда постоянно внушала отцу, что она обречена на незначительную жизнь уже тем, что она женщина, хотя и превосходит своего брата во всём.

Трагичность игры Линды заключалась в том, что она исполняла свою роль настолько хорошо, что в конце концов сама начала верить в неё. По этой причине, став взрослой, она всегда ощущала отсутствие признания со стороны мужчин. В глубине души Линда по-прежнему хотела добиться внимания, особенно от мужчин, но, даже добиваясь его, она продолжала ощущать враждебность к ним, так как была женщиной. Кроме того, глубокая подозрительность к мужчинам заставляла Линду считать, что и в тех случаях, когда мужчина явно высказывает ей своё одобрение, он просто обманывает её из жалости. Подобная мысль приводила Линду в бешенство, и она обрушивала на такого мужчину свой гнев, заставляя его чувствовать себя виноватым в том, что он мужчина. Так или иначе, нет ничего удивительно в том, что Линде удавалось отпугивать от себя всех встречающихся ей в жизни мужчин, а любые её романтические отношения быстро превращались в хаос.

Однако эти жизненные неудачи принесли Линде и огромную пользу, так как она научилась бороться за свои права и добивалась успеха во всём, за что только бралась. Благодаря тому, как разворачивалась её жизнь, Линда приобрела непоколебимую уверенность в своих силах и научилась самостоятельно справляться с любой ситуацией. Чрезвычайно уверенная в себе и до неистовства независимая, Линда стала грозным противником в любом сражении, особенно в тех случаях, когда бороться приходилось с мужчинами. Овладев хитростями и решимостью всегда быть лучшей, Линда быстро поднялась на самую вершину своей карьеры адвоката – её живой ум и острый, как бритва, язык вызывали заслуженное уважение даже судей на тех процессах, в которых эта молодая женщина исполняла роль защитника.

Ныне Линда добилась выдающегося жизненного успеха, но, хотя её безмерно уважали как мужчины, так и женщины, сама Линда никак не могла поверить, что она заслужила то признание, которого, по её мнению, была несправедливо лишена. По этой причине Линда чувствовала себя ещё больше ожесточённой, а её и без того острый язык становился ещё острее, пока наконец она не осознала, что если не изменит нечто в самой себе, то у неё вообще не останется друзей. Только в этот момент Линда решилась хорошенько разобраться со своей жизнью в целом и провести полную переоценку в неприятном, но честном свете трезвости.

Благодаря перепросмотру своей жизни вплоть до текущего момента Линда начала понимать, что в действительности она никогда не была жертвой обстоятельств. Теперь она смогла ясно понять, как всё в её жизни, включая представление о том, что отец больше любит её брата, подталкивало её к достижению такого успеха, которого никогда не смог бы добиться брат. Внезапно все фрагменты картины оказались на своих местах, и Линда поняла не только то, откуда исходила её ревность, но и то, почему всегда пыталась унизить любого мужчину, делавшего ей комплимент. В конце концов Линда смогла осознать, что только её состояние ума заставляло её чувствовать себя не получившей признания и одобрения, к которым она так стремилась.

Однако самым поразительным результатом этого перепросмотра стало для неё осознание того, что если она и была жертвой, то только жертвой самой себя. Долгие годы гнева и горечи внезапно рассеялись, и в ней осталось только чувство внутреннего покоя, которое она никогда не надеялась ощутить. После того как она впервые в своей жизни ясно увидела своё детство, Линда испытывала только глубокую благодарность к отцу и брату. Она уже не считала их мучителями и понимала, что действия отца и брата, а также её собственная борьба с восприятием этих действий принесли ей драгоценнейшие дары силы.

В связи с этим следует понять, что, как только трезвость позволяет человеку увидеть ситуацию или событие в их истинном свете, его всегда поражает красота взаимосвязанности, взаимозависимости и взаимодействия всего живого. В случае Линды это позволило ей понять, как действия отца и брата помогли ей достичь большого успеха и, кроме того, как её собственные действия, в свою очередь, помогли им. Излишним будет описывать, какую пользу принесли действия Линды её отцу и брату, так как об этом упоминается лишь для того, чтобы подчеркнуть взаимодействие и взаимозависимость всего живого.

В результате понимания взаимосвязанности всего живого невозможно избежать того состояния ума, которое называется прощением. В случае Линды это означает, что она может простить не только отца и брата, но и саму себя. Чувство вины является одной из самых истощающих отрицательных эмоций; оно может – часто так и случается – полностью разрушить жизнь человека. Но если человек достиг ясного понимания взаимосвязанности всего живого, у него больше никогда не возникнет чувства вины. Это совсем не означает, что можно уклониться от ответственности за свои действия. Просто в свете трезвости человек способен обрести покой благодаря пониманию того, что, независимо от его действий, все окружающие, включая самого человека, получают справедливое возмещение в соответствии с той силой, что называется Законом Сохранения.

Невозможно избежать последствий своих действий, и нельзя использовать Закон Сохранения как оправдание любых действий, которые мы считаем неправильными, однако с помощью такого знания можно, по меньшей мере, достичь спокойного отношения своим действиям в прошлом. Сделанного не воротишь. Можно горько сожалеть о своих поступках и совершенно искренне просить прощения за них, но, даже если человека прощают, он по-прежнему не способен изменить своё прошлое. Любой аспект жизни во многом похож на чистый алмаз – если на нём появляется трещина, она остаётся навсегда. Прощение не затянет трещину, но помогает жить с этим надколотым алмазом, а со временем даже рассечь его и тем самым избавиться от трещины, обнаружив при этом те грани, увидеть которые иначе было бы невозможно.

Теперь должно быть понятно, что прощение очень отличается от душераздирающих извинений, высказываемых теми, кто просто пытается снять с себя ответственность за собственные поступки. Подлинного прощения нельзя получить от того, с кем вы поступили дурно; это внутренняя проблема сердца, разумное действие, основанное на трезвости. Пример Линды ясно показывает, что её простили не отец и не брат, а она сама. Когда Линда смогла увидеть действия отца и брата в их истинном свете, не осталось ничего, что она могла бы простить, кроме своих собственных поступков. Иными словами, единственным, что Линда могла простить, были её действия по отношению к отцу и брату, а также к самой себе. Линда смогла сделать это благодаря осознанию взаимосвязанности всего живого.

Таков итог перепросмотра. Результатом всегда является отрезвляющее ощущение ясности под названием трезвость. Когда человек достигает трезвости, его преобразование становится неизбежным, поскольку при этом он ясно видит, насколько искажёнными были его взгляды на мир. В случае Линды ей всё ещё предстоит проделать огромную работу, прежде чем она сможет считать себя свободной от прошлого. Чтобы избавиться от устоявшихся привычек, нужны терпение и время; на самом же деле, этого можно добиться только с помощью техники не-делания. Таким образом, Линде придётся полностью изменить свой эмоциональный подход к жизни и превратиться из несчастной и обозлённой молодой женщины в человека, который наконец добился мира со своим прошлым. Кроме того, теперь Линде предстоит заново учиться общению с мужчинами, и она сможет сделать это благодаря всё той же технике не-делания.

 

УСТОЙЧИВОСТЬ И ВОИН – СИНОНИМЫ. ЧТОБЫ ОБРЕСТИ УСТОЙЧИВОСТЬ, НУЖНО ЗАНИМАТЬСЯ HE-ДЕЛАНИЕМ. ЛЮБАЯ БИТВА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ УПРАЖНЕНИЕ В НЕ-ДЕЛАНИИ.

* Англ. Strength – сила (физическая и сила духа), источник силы, поддержка, эффективность (движения, действия), крепость, прочность, сопротивление, твёрдость, концентрация, неприступность, стабильность, устойчивость, боеспособность и т.д.

Не-делание порождает то качество, которое может быть полностью выражено только понятием устойчивость *. Используемое Толтеками слово «устойчивость» определяется как внутренняя убеждённость, приобретаемая с опытом и проявляющаяся в стойкости и в совершенно непоколебимой уверенности в себе. Устойчивость тесно связана с трезвостью, так как устойчивость можно обрести только тогда, когда воин действует, не испытывая сомнений. Достижение такой ясности требует, чтобы воин был совершенно правдивым и беспристрастным в оценке любой ситуации и мог действовать с полной убеждённостью в том, что его решения и поступки лишены предвзятости.

Увидев своё детство в подлинном свете, Линда поняла, что ощущение непризнанности представляло собой лишь особенность её восприятия, и теперь она сама может отдать себе должное в отношении всего, чего добилась в своей жизни. Другими словами, теперь она может разыгрывать свою жизнь, не выискивая, как прежде, поводы к драке, но с полной убеждённостью, основанной на понимании того, что она – один из лучших адвокатов и, будучи уверенной в себе и независимой, способна самостоятельно справиться с любой ситуацией.

Следствием этого стало то, что впервые за всю свою жизнь Линда смогла признаться самой себе, что всегда требовала чего-то только от других. Это очень важный момент, и, хотя о нём уже говорилось в первом томе, стоит немного повториться, чтобы читатель мог ещё глубже постичь этот принцип.

То, что обычно называют уверенностью в себе, обычно совсем не является таковой и означает, как говорят Толтеки, привязанность к ближнему. То, что Линда постоянно требовала признания от своих собратьев, означает, что у неё не было никакой уверенности в себе. Если бы она действительно была уверена в себе, для неё не имело бы никакого значения, получает ли она какое-либо признание, так как уверенность в себе по определению означает, что источник уверенности кроется в самом человеке. Истина заключается в том, что на самом-то деле Линда получила огромное признание, однако не верила этому из-за своих сомнений в искренности мужчин. Разумеется, это также означает, что Линда сама не признавала своих успехов, иначе она знала бы без тени сомнений, что действительно заслуживает признания.

Теперь, когда Линда способна отдавать должное самой себе, она может двигаться дальше суверенностью, но ещё без убеждённости. Человек может быть совершенно уверен в том, что способен сделать нечто, и всё же есть только один способ убедиться в этом – выполнить свою задачу. Впрочем, в конечном счёте единственная реальная разница между уверенностью и убеждённостью заключается в силе этого ощущения. Прежде всего, степень такого отличия может значительно меняться в зависимости от конкретного человека, однако непрерывная практика снижает её, пока, наконец, уверенность и убеждённость не становятся одним и тем же.

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ЧЕЛОВЕК УВЕРЕН В СВОЕЙ СПОСОБНОСТИ ДЕЙСТВОВАТЬ, ОПИРАЯСЬ НА СОБСТВЕННЫЕ ЗНАНИЯ.

Устойчивость заключается в убеждённости в том, что человек способен действовать самостоятельно, независимо от одобрения своих собратьев. Это подразумевает, во-первых, убеждённость в правильности своих решений и, во-вторых, что эта убеждённость достаточно сильна для того, чтобы не дрогнуть, даже столкнувшись с яростным сопротивлением своих собратьев. Вообще говоря, очень немногие люди способны действовать таким образом, поскольку обычно не требуется особо сильного противодействия, чтобы заставить их усомниться в себе. В большинстве случаев такие люди – просто фанатики, неистово преодолевающие внешнее сопротивление, и их действия чаще всего основаны на упрямстве и, очень редко, – на трезвости.

Для Линды не-делание заключается в том, чтобы прекратить требовать одобрения от окружающих и отдать себе должное во всех сферах, в каких она заслуживает признания. Кроме того, она должна признаться себе в собственных достоинствах и перестать верить и следовать своей выдумке о том, что женщина никогда не может добиться заслуженного признания. Как мы убедимся чуть позже, это заставит Линду тщательно взвешивать каждую мысль, чувство и действие, поскольку старые привычки проникают во все сферы жизни человека и, для того чтобы стать свободным, их необходимо вырвать полностью, с корнем.

Теперь, когда Линда обладает необходимой трезвостью, она может заняться не-деланием с требуемой для этого уверенностью, которая позволит ей действовать непоколебимо и приведёт к внутреннему ощущению спокойной решимости. В прошлом для того, чтобы поставить мужчин в подчинённое положение, Линде приходилось опираться на кнут своего острого языка, но не-делание позволит ей добиться ещё больших результатов без издевательств и сарказма. Со временем и с практикой Линда полностью преобразит себя путём не-делания, хотя внешне может показаться, что её жизнь почти не изменилась – разве что она сама стала более приятным человеком. Следует, впрочем, осознавать, что, если возникнет такая необходимость, Линда вновь сможет хлестнуть кого-нибудь острым словцом, однако, уже не ощущая внешней угрозы, она будет способна контролировать это умение и не делать его разрушительным.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...