Играй вместе с нами в игру жизни. 9 глава
Если же Джон придёт к заключению, что ненавидит торговлю и с удовольствием занялся бы чем-то другим, она не является для него путём с сердцем. Если сердце не лежит к этой деятельности, он не сможет нацелить на неё своё намерение. Если же по той или иной причине Джон считает необходимым продолжить работать продавцом, то лучшее, что он может сделать, – использовать каждую каплю личной силы для того, чтобы преуспеть в этой работе. Впрочем, в этом случае Джон со временем не только истощит себя, но и начнёт по-настоящему ненавидеть свою работу. Измученный и жалкий, этот несчастный молодой человек будет чувствовать себя оказавшимся в ловушке и испуганным. Если же, напротив, Джон решит, что торговля – стремление всей его жизни, то, несмотря на ощущения полного несоответствия этой работе и неспособности к продажам, он должен держаться своего места и овладеть этой профессией. НИ ОДИН ВОИН НЕ УБЕГАЕТ ОТ СВОИХ ВЫЗОВОВ, НО ПРИ ЭТОМ ВОИН САМ ВЫБИРАЕТ СВОЁ ПОЛЕ БИТВЫ. БЕССМЫСЛЕННО СРАЖАТЬСЯ В БИТВЕ, ЕСЛИ ОНА НИЧЕГО НЕ ПРИНОСИТ. Это важный момент, поскольку люди очень часто либо держатся своего места потому, что боятся уйти, либо избегают той работы, которую действительно любят, так как ощущают отсутствие способностей к ней. Это справедливо в отношении не только деловой карьеры, но и всего прочего в нашей жизни, будь то взаимоотношения с людьми, природные способности или даже Путь Воина. Вообще говоря, люди не живут жизнью воина совсем не потому, что не хотят этого, – они просто не верят, что способны на это. МЫ ЯВЛЯЕМСЯ ТАКИМИ, КАКИМИ СЕБЯ СЧИТАЕМ. В этом отношении очень важно понять, что наше намерение приходит в действие и делает возможным всё, на чём бы мы ни сосредоточились. Если наше внимание сосредоточено на провале, мы намереваем неудачу, но если оно направлено на успех, мы намереваем успех. Это звучит так просто, что естественной реакцией может стать мысль о том, что всё не может быть настолько простым и лёгким. Но, даже задумываясь об этом, мы уже намереваем, что это обязательно должно быть более сложным и трудным. С другой стороны, воин понимает, что секрет успеха заключается в накоплении как можно большего объёма личной силы, и потому всегда нацелен на простоту, поскольку сложности неизбежно лишают человека личной силы.
ВОИН ПРЕСЕКАЕТ ЛЮБЫЕ ИЗЛИШНИЕ ДЕЙСТВИЯ, ТАК СБЕРЕГАЕТ СВОЮ ЛИЧНУЮ СИЛУ. Считать, что нечто непременно должно быть трудным, чтобы стать достойным внимания, означает быть предвзятым, а предвзятость представляет собой излишнее действие. Понимая, что ничто в этом мире не является таким, каким кажется, воин не совершает ошибки и не предполагает, что, если что-либо выглядит простым, это не может быть правдой – или, более того, что на практике это действительно окажется таким простым. Сказать, что мы намереваем успех или неудачу, довольно просто, однако в способе функционирования человеческого ума нет ничего простого. Аналогичным образом, само по себе намерение кажется простым принципом – в определённом смысле, он и является простым, – но подавляющее число способов его применения невероятно сложно. Посмотрим, как оно действует, вновь обратившись к примеру Джона. Допустим, что Джон пришёл к заключению, что ему действительно хочется стать первоклассным продавцом; теперь ему следует признаться себе, что причиной того, что у него не ладятся продажи, является только отсутствие уверенности в себе. Однако мир не таков, каким кажется, и потому Джон должен понять, что не может относиться к своей проблеме поверхностно. Осознав это, он может увидеть в этой проблеме тот вызов, который она собой представляет. Стоит ещё раз повторить, что вызовы являются настоящими дарами силы, но, чтобы получить этот дар, человек должен заявить свои права на силу. Этим даром, разумеется, является знание, но, поскольку знание возникает благодаря выполнению задачи, единственным способом заявить свои права на силу для Джона является разрешение той исходной задачи, которая привела к возникновению его проблемы.
Чтобы решить свою проблему, Джон должен, во-первых, воспользоваться техникой перепросмотра и выяснить, почему у него ничего не получается, когда дело доходит до продажи и общения с клиентом; во-вторых, ему следует заняться не-деланием. Задача Джона станет более простой, если он начнёт наблюдать за самим собой во время работы. Это означает, что Джон должен быть всегда внимательным – это основное требование к тем, кто вступает на Путь Воина. Наблюдая за собой на работе, Джон очень быстро выявляет то хаотическое смешение мыслей и чувств, которое захлёстывает его во время ожидаемой продажи. Он замечает, что с того самого момента, когда к нему обращается клиент, у него возникает целый ряд переживаний: чувство надежды смешивается с ощущениями своей несостоятельности и это приводит к появлению совершенно беспорядочных мыслей. Странно, что в таком состоянии Джон способен вести себя хоть сколько-нибудь осмысленно, а то, что ему время от времени всё же удаётся что-то продать клиенту, вообще поразительно. Очевидно, что, если Джон нацелен на успех в роли продавца, он не может позволить себе индульгаровать в таком хаосе противоречивых мыслей и эмоций. Напротив, он должен сосредоточить своё внимание и управлять своим образом мышления. Это означает, что ему следует постоянно присматривать за своими чувствами и мыслями. Именно по этой причине воин нацелен на простоту, так как при этом он пресекает все излишние мысли и чувства. Сокращая свои мысли и чувства до минимума, воин не только сберегает личную силу, но ему ещё и становится легче контролировать все оставшиеся мысли и чувства. В свою очередь, это является началом остановки внутреннего диалога – техники, которая будет подробнее описана позже. В связи с этим чрезвычайное значение имеет то, что называют умением вслушиваться. Большинство людей совершенно не умеют слушать, в подлинном смысле этого слова. Вообще говоря, внутренний диалог человека настолько громок и непреодолим, что человек просто не способен услышать что-то ещё. В результате люди обычно слышат то, что им говорят, но не вслушиваются в произносимые слова по-настоящему; даже в случаях, когда люди пытаются вслушаться, они совершенно непроизвольно воспринимают всё, что слышат, в терминах собственного взгляда на мир.
Необходимо осознать, что, когда мы слушаем кого-то и одновременно пытаемся поддерживать свой взгляд на мир, неизбежно случается одно из двух: если говорящий выражает мнение, сходное с нашим собственным, мы используем его слова для укрепления собственного взгляда на мир; в противном случае – когда мнение говорящего расходится с нашим, – мы немедленно занимаем оборонительную позицию. Прибегая к любой из этих реакций, мы на самом деле прекращаем слушать. В первом случае мы слышим только подтверждения, которые хотим слышать, а во втором – начинаем размышлять над тем, как лучше всего защитить свою точку зрения, и, следовательно, начинаем мысленно формулировать ответ, хотя в это время собеседник продолжает говорить. Настоящее вслушивание происходит только тогда, когда у слушающего нет взгляда на мир, который следовало бы защищать. Помимо этого, этот человек должен знать, кто он такой и что он есть, то есть верить в себя. Если человек по-настоящему уверен в собственном знании, вряд ли он может ощутить угрозу в словах или мнении другого человека. Человек занимает оборонительную позицию только в том случае, когда ощущает угрозу; он становится напористым лишь тогда, когда чувствует себя неуверенно. И вновь, единственным способом научиться слушать является практика не-делания. Делание большинства людей заключается в том, что они слишком заняты защитой своих мнений и представлений, в которых не так уж уверены. He-делание означает понимание того, что каждый раз, когда мы ощущаем угрозу, нашему взгляду на мир бросают вызов. Поскольку воин стремится избавиться от своего взгляда на мир, он был бы настоящим глупцом, если бы отказался от подобного вызова. Во время практики этого аспекта не-делания жизненно важно использовать людей в качестве зеркал, так как в этих зеркалах открывается обильная информация о нас самих. Не имеющий взгляда на мир, который нужно было бы защищать, и верящий в себя воин может позволить себе слушать каждого и вслушиваться во всё, что может ему рассказать другой человек, даже если эти сообщения оказываются негативными.
Умение верить, как и всё остальное, что свойственно воину, начинается с не-делания. Однако важно осознавать, что вера – вовсе не то же самое, что слепое доверие. Слепое доверие означает безоговорочное согласие с кем-то или чем-то. С другой стороны, вера влечёт за собой действие на основе знания, то есть на достоверном факте. Аналогично, существует огромная разница между слепым доверием к человеку и верой в этого человека. Слепое доверие подразумевает надежду на то, что человек оправдает ожидания; вера означает знание того, на что способен этот человек. То же самое применимо и в отношении самого себя, а также в отношении ситуаций, возникающих в повседневной жизни. Действовать, «полагаясь на веру» во все доступные в текущей ситуации факты, означает отдаваться на волю случая, однако действовать на основе фактов, не оставляющих и тени сомнений, значит действовать, опираясь на знания, на которые, как нам чётко известно, мы можем положиться. Таким образом, воин не может опираться в своих решениях или действиях на слепое доверие, так как он знает, что подобная вера неясна и неопределённа. Напротив, прежде чем решить, каким образом ему следует действовать, воин должен искать те факты, в которые он может верить. Именно в этом Путь Воина так отличается от пути обычных людей. Воин признаёт, во-первых, что он живёт в непредсказуемой Вселенной, в которой жизнь не даёт ему никаких гарантий, и, во-вторых, что он не может терять времени, так как его постоянно выслеживает смерть. Остаётся ли перед лицом таких противоречий хоть что-то, на что воин может с уверенностью опереться? Единственное, что воин может знать с несомненностью в такой ситуации, – он не должен медлить и потому не может колебаться в своих решениях. Что бы ни случилось, воин должен действовать в текущем мгновении, так как присутствие смерти означает принцип «теперь или никогда». Более того, несмотря на то, заключается ли его поступок в действии или бездействии, воину известно, что от этого выбора зависит всё его будущее. Поэтому воин признаёт, что он сам и только он должен принимать на себя всю ответственность за свои действия.
Это – единственные факты, известные воину без сомнений. Их не слишком много, однако в конечном счёте они представляют собой всё, что нужно воину, так как могущество их практического применения выходит за пределы любого воображения. Признавая то, что его срок на Земле ограничен и что он может умереть в любое мгновение, воин превращает обычное время в магическое время; вследствие жизни в текущем мгновении и принятия полной ответственности за свои действия, воин достигает той бдительности, какая превращает каждое его действие в выражение его дисциплины и предрасположенности. В этом и кроется подлинное значение безупречности духа воина. УЧЕНИК НАЧИНАЕТ С УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ОН МОЖЕТ ПРОЖИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ БЕЗ СОЖАЛЕНИЙ ТОЛЬКО БЛАГОДАРЯ САМОДИСЦИПЛИНЕ И ПРЕВРАЩЕНИЮ В БЕЗУПРЕЧНОГО ВОИНА. НО К ТОМУ ВРЕМЕНИ, КОГДА ОН СТАНОВИТСЯ ВОИНОМ, ОН БЕЗ ТЕНИ СОМНЕНИЙ ЗНАЕТ, ЧТО БЕЗУПРЕЧНОСТЬ ДУХА ЯВЛЯЕТСЯ ЕГО СОКРОВЕННОЙ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬЮ. Такого состояния осознания можно достичь только в случае, если ученик делает выбор верить в то, что Путь Воина является единственным достойным выбором. Человек, уверенный в том, что смерть далека от него и что в его распоряжении есть всё время мира, которое можно растратить на колебания и сомнения, на промедление и безответственное поведение, никогда не добьётся успеха на Пути Воина. С другой стороны, ученик, верящий в то, что у него нет иного выбора, кроме Пути Воина, сделает всё, что в его силах, чтобы заставить себя поверить, что он способен стать безупречным воином. Сначала его вера неизбежно слаба и хрупка, но после того, как ученик направляет своё намерение на превращение в воина, его вера сама по себе постепенно усиливается по мере практики, пока, наконец, не становится совершенно непоколебимой. Для такого ученика необходимость верить становится актом выживания, а сосредоточенность его внимания на этом акте подкрепляется несомненным знанием того, что его смерть выслеживает его. В ПРИСУТСТВИИ СМЕРТИ ВСЁ СТАНОВИТСЯ СИЛОЙ, А ОБЫДЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ НАПОЛНЯЮТСЯ МАГИЕЙ. Во Вселенной нет ни одного воздействия, превосходящего воздействие веры; в ней нет ни одной силы, превышающей силу намерения. В действительности, вера и намерение представляют собой две стороны одной медали, а связующим звеном между ними являются эмоции. Интеллектуальные убеждения даются легко и просто, однако человеку присуще качество не придавать какого-либо значения ничему, что является лёгким и простым. По этой причине человек с радостью отбрасывает любое интеллектуальное убеждение, если чувствует, что способен заменить его чем-то лучшим. С другой стороны, если человек обладает убеждением, заряженным эмоциями, он доходит до крайностей, пытаясь сохранить и защитить такое убеждение. В тех случаях, когда человек считает, что это убеждение жизненно важно для его благополучия, он готов скорее умереть, чем расстаться с ним. С человеком, который выбирает стать воином, происходит в некотором смысле то же самое, так как для него жёсткий взгляд на мир является самым жалким ограничением – ограничением, сравнимым с пожизненным заключением. Ни один будущий воин не может смириться с таким ограничением, с таким посягательством на его свободу, и потому этот человек согласится скорее на смерть, чем на пожизненное заключение. Однако, так как ученик готовится не погибать, а совершить побег за рамки своего взгляда на мир, он делает единственное, что в его силах, – он выбирает верить в то, что способен бежать. Поскольку такой побег является единственным, что имеет значение для ученика, его решения заряжаются эмоциями. Именно благодаря эмоциям он прежде всего приводит в действие своё намерение, а затем навсегда направляет его на побег. Как только это сделано, сам момент, когда ученик обнаружит, что его взгляд на мир начал разрушаться, является лишь вопросом времени. Сначала изменения не велики, однако ободряющее ощущение того, что он всё же чего-то достиг, заставляет уверенность ученика возрастать. По мере того как растёт его уверенность, сильнее становится и его вера, которая, в свою очередь, укрепляет его намерение. Достижение освобождения от привычного взгляда на мир и последующее превращение в воина являются решающими свершениями, однако ещё более изумительным является возникающее при взгляде в прошлое осознание того, что это освобождение было не действием какой-то внешней силы, а последовательным процессом обретения веры в себя. ВЕРА ВОИНА – НЕ СЛЕПАЯ ВЕРА. ЭТО МОГУЩЕСТВЕННОЕ МАГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ. Выбор верить в возможность изменения своего взгляда на мир – простая вещь, однако именно благодаря ему ученик совершает своё первое магическое действие: он начинает в подлинном смысле этого слова верить в себя. С этого мгновения он начинает превращаться в свободное и совершенно текучее существо. Все представления и чувства, составлявшие его взгляд на мир, начинают рассеиваться, как туман под лучами солнца. Наконец освободившись от навязанных самому себе ограничений, человек по праву заслуживает статуса истинного и признанного ученика Пути Воина. С этого момента ему доступно всё, на что способен человек, и неофит понимает, что тот момент, когда воля Орла станет его волей, является теперь лишь вопросом времени.
Глава пятая Настроение воина ЕСЛИ ВОИН ИСПЫТЫВАЕТ ПОТРЕБНОСТЬ В УТЕШЕНИИ, ОН ПРОСТО ВЫБИРАЕТ КОГО-ТО ИЛИ ЧТО-ТО, БУДЬ ТО ДРУГ, СОБАКА ИЛИ ГОРА, И ВЫСКАЗЫВАЕТ СВОИ СОКРОВЕННЫЕ ЧУВСТВА. ДЛЯ ВОИНА НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ, ОТВЕТЯТ ЛИ ЕМУ, УСЛЫШАТ ЛИ ЕГО, ТАК КАК ОН НЕ ИЩЕТ НИ ПОНИМАНИЯ, НИ ПОМОЩИ – ВЫСКАЗЫВАЯ СВОИ ЧУВСТВА, ОН ПРОСТО ВЫСВОБОЖДАЕТ НАПРЯЖЕНИЕ СВОЕЙ БИТВЫ. После того как ученик достаточно долго занимался перепросмотром и добился подлинной трезвости, в его подготовке наступает такой момент, когда он непроизвольно ощущает вполне определённый перепад настроения. В зависимости от конкретного человека, такая перемена настроения может быть и совершенно явственной для него самого, и почти незаметной. Даже если сам человек вначале ничего не замечает, окружающие его люди непременно обращают внимание на явные изменения в его подходе к жизни. Однако такая перемена настроения – замечает её сам ученик или нет – всегда оказывает глубочайшее влияние на всю его жизнь. Эта перемена настроения случается, когда ученик начинает видеть жизнь такой, какой она является на самом деле. Медленно, но уверенно он начинает понимать, что не является жертвой обстоятельств рождения или жизни, а, напротив, способен и должен принять на себя ответственность за то, кем он является и что происходит в его жизни. Как только ученик достигает такого осознания, он совершенно неосознанно приводит в действие процесс превращения, догадывается он о том или нет. Хотя в начале эти перемены почти всегда незаметны, вскоре они набирают большую силу, а вызываемые ими последствия стремительно возрастают по количеству и значимости. Так как ученик редко осознаёт, что он уже инициировал процесс трансформации, он обычно отдает себе отчёт лишь в ощущении того, что ему необходимо изменить прежние модели поведения. Уже не способный жить в своём прежнем мире, ученик начинает искать в себе аспекты, ранее никогда не подвергавшиеся сомнению; но теперь он понимает, что их следует переоценить и выяснить, не приносят ли они вреда его благополучию. Он начинает работать с такими аспектами с помощью техники не-делания, одно влечёт за собой другое, и в один прекрасный день ученик осознаёт, что он пересёк невидимый порог. После преодоления этого порога у него уже не возникает ни малейшего желания возвращаться в свой прежний мир. Двумя аспектами, с которыми рано или поздно приходится столкнуться любому ученику и которые, таким образом, необходимо переоценить, являются жалость к себе и чувство собственной важности. По сути, они являются одним и тем же, так как представляют собой противоположные полюса или выражения одной силы – эгоизма. Кроме того, любой аспект жизни ученика, который можно считать пороком или недостатком, сводится либо к жалости к себе, либо к чувству собственной важности. Эти два качества являются той самой основой, на которой человек выстраивает свой взгляд на мир, и потому представляют собой два главных фактора, вызывающих развитие социальной обусловленности. ВСЁ ОБЩЕСТВО ВРАЩАЕТСЯ ВОКРУГ ТОЙ СИЛЫ, КОТОРОЙ ЧЕЛОВЕК ПОКЛОНЯЕТСЯ КАК ВЕРХОВНОМУ БОЖЕСТВУ, – ЭГОИЗМА. ПОД ВЛИЯНИЕМ ЭТОГО РЕВНИВОГО БОЖЕСТВА ЧЕЛОВЕК ВЫНУЖДЕН ВОСПРИНИМАТЬ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО В КАТЕГОРИЯХ ГРУБОЙ РАЗДЕЛЁННОСТИ; ПОДАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ ЕГО МЫСЛЕЙ СОСРЕДОТОЧЕНА НА ТЕМЕ «Я – ЗДЕСЬ. А МИР – ТАМ". Эгоизм является одной из самых истощающих сил, проявляющихся в жизни человека, так как под его влиянием люди всегда чувствуют себя либо обманутыми, либо чрезмерно значительными. По этой причине очень важно внимательно рассмотреть этот принцип, поскольку эгоизм не только представляет собой вредоносную силу, но и является совсем не тем, чем кажется. Хотя он проявляется как жалость к себе или чувство собственной важности, эти два основных его выражения способны принимать миллионы различных форм. Просто невозможно перечислить и обсудить все эти формы; однако благодаря выявлению способов действия эгоизма любой человек, искренне желающий идти Путём Воина, сможет самостоятельно определить, как эта сила проявляется в его собственной жизни. В этом отношении важно осознавать, что ни один человек не лишён эгоизма, так как эта сила является неотъемлемой частью жизни на физическом плане. ЭГОИЗМ – НЕОТЪЕМЛЕМОЕ СВОЙСТВО ОСТРОВА ТОНАЛЯ, И ПОЭТОМУ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ НЕГО НЕЛЬЗЯ. МОЖНО ТОЛЬКО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЕГО В НУЖНЫХ ЦЕЛЯХ И НАЙТИ ЕМУ НАДЛЕЖАЩЕЕ МЕСТО НА ЭТОМ ОСТРОВЕ. Этот афоризм служит ученику напоминанием о том, что всё в жизни происходит с определённой целью. Хотя многие цели могут быть не очевидными, человек не может избавиться от чего-либо, что составляет часть острова тоналя. При этом важно осознавать, что человек может считать эгоистичность чем-то дурным и даже возмущённо отрицать собственную эгоистичность, однако единственный способ достичь успеха на Пути Воина заключается в том, чтобы занять позицию абсолютной честности. В связи с этим читателю рекомендуется перечитать ту часть первого тома, которая связана с концепциями пороков и недостатков. Рассмотрим оба проявления эгоизма в отдельности. Мы увидим, во-первых, какой вред они нам приносят и, во-вторых, как их можно преобразовать. По этой причине при чтении этого раздела стоит постоянно помнить о таком афоризме: НЕДОСТАТКИ ВОИНА ЯВЛЯЮТСЯ ЕГО БИЛЕТОМ К СВОБОДЕ. Огромное число людей страдает от чувства собственной важности, даже не осознавая этого, – по той простой причине, что они склонны приравнивать чувство собственной важности к самомнению. Однако самомнение представляет собой лишь одно из множества проявлений чувства собственной важности – к тому же, вероятно, самое безобидное из всех, так как оно очень просто выявляется и с ним легко иметь дело. Основополагающей причиной всех аспектов чувства собственной важности является ощущение неполноценности. Любой человек, действующий на основе чувства собственной важности, в той или иной форме страдает от чувства неполноценности. Обратимся к двум примерам, которые покажут, как именно это происходит. Джейнис – замужняя женщина и мать троих детей. Хотя её муж и дети выглядят довольными и счастливыми, Джейнис постоянно мучается страхом, предполагая, что она плохая жена и скверная мать. Оглядываясь вокруг и прислушиваясь к словам друзей, она понимает, что существует много такого, что другие женщины делают для своих мужа и детей и чего она никогда не делала. Сравнивая свою жизнь с жизнью других женщин, Джейнис видит, что она очень многое делает совсем по-другому, и при этом совсем не уверена, что делает это лучше других; по этой причине она испытывает странное чувство вины за то, что не поступает так, как все. В результате Джейнис использует любой предлог, чтобы убедить своих друзей и знакомых в том, что у неё всё получается намного лучше, чем у них. При этом она никогда не упускает возможности указать, что именно они делают не так, – и, в целом, производит впечатление очень самонадеянной особы, не способной оставить никого в покое. Однако нам уже известно, что в глубине души Джейнис совершенно не уверена в своей состоятельности в качестве жены и матери и именно поэтому она стремится вызвать у всех впечатление, что она такая замечательная. По сути, своими действиями Джейнис постоянно ищет подтверждения этому, пытаясь заставить каждого отдать ей должное. Поскольку Джейнис чувствует себя неполноценной по сравнению с другими женщинами, у неё нет иного выбора, как только занимать глухую оборону и становиться напористой в любом случае, когда её уровень как жены и матери подвергается сомнению. Таким образом, подлинная проблема кроется в том, что Джейнис ощущает неполноценность по сравнению с окружающими, так как не может оценить своих собственных заслуг как личности. В результате Джейнис индульгирует в своих сомнениях и страхах, а в попытках почувствовать себя лучше она становится всё более и более навязчивой, жёсткой и деспотичной. Не осознавая этого, Джейнис становится жертвой чувства собственной важности. Если бы Джейнис хоть на мгновение задумалась о том, что её муж мог жениться на ней именно потому, что она отличается от других женщин, что, возможно, она является такой женой, какая нужна её мужу и идеальной матерью именно для своих детей, она могла бы начать рассматривать себя в контексте отношений с мужем и детьми, а не сравнивать с другими женщинами. Это означает, что человек всегда должен оценивать себя объективно, по собственным меркам, а не по меркам добродетелей или поступков других людей. Ведь её муж женился именно на Джейнис – на такой, какая она есть, – и, если бы Джейнис заподозрила, что он недоволен тем, как она что-то делает, ей следовало бы обратиться с вопросом к нему, а не решать за него, что он должен быть недоволен, если она делает что-то не так, как другие жёны. То же относится и к её детям. Если бы Джейнис задумалась, что, возможно, дети совершенно довольны ею как матерью, то перестала бы испытывать чувство вины за то, что ведёт себя не так, как другие мамы. Иными словами, Джейнис должна научиться мириться с собой на основе собственной индивидуальной ценности; она должна поверить в то, что муж и дети любят её именно такой, какая она есть. Если ей удастся сделать это, у неё не останется никаких причин для ощущения неполноценности по сравнению с другими женщинами, в результате чего она перестанет быть назойливой в своих попытках непрерывно защищать свои взгляды. Перейдём к примеру Малькольма, главы юридической фирмы. Малькольм достиг своего положения благодаря прекрасному послужному списку и многолетней работе в этой фирме. Однако в последние годы в фирме появились два блестящих молодых юриста, квалификация которых превышает уровень Малькольма, и, хотя Малькольм с симпатией и уважением относится к обоим молодым людям, он испытывает чувство неполноценности по сравнению с ними, так как его квалификация явно ниже. Проблема неожиданно обостряется после того, как Малькольма назначают главой фирмы. Чувствуя себя недостойным этой должности, так как оба молодых юриста намного компетентнее и талантливее его, Малькольм становится несносно агрессивным и напыщенным. Вместо того чтобы признать собственные достоинства, Малькольм, подобно Джейнис, оказывается в ловушке сравнения себя с двумя молодыми юристами. При этом Малькольм замечаег только собственные недостатки и, будучи неспособным принять себя таким, каков он есть, становится жертвой чувства собственной важности. Ощущая угрозу во всём, что говорят или делают эти молодые люди, Малькольм ведёт себя совершенно высокомерно, самодовольно и непрерывно защищает свои позиции. Решение проблемы Малькольма заключается том, что он должен поверить, что был избран главой фирмы, так как полностью заслужил это, и потому полностью соответствует своей должности. Теперь рассмотрим два примера жалости к себе. Важно отметить, что, каким бы странным это ни показалось, любые проявления жалости к себе опираются на ощущение превосходства. Жалеющие себя люди всегда считают, что им приходится слишком тяжело, что жизнь по каким-то причинам несправедлива к ним. Эти люди являются так называемыми «жертвами» обстоятельств – не потому, что они действительно стали жертвами, но потому что предпочитают считать себя таковыми. Молодой человек по имени Генри страдает от жестокого чувства вины. Проблема Генри возникла вскоре после того, как он открыл небольшое собственное дело. В то время ему не хватало денег, чтобы начать его, и потому он одолжил недостающую сумму у своей матери. Мать Генри без колебаний доверила ему сбережения всей своей жизни, но, по воле судьбы, дела шли не так уж хорошо, и через несколько месяцев Генри потерял всё, что имел. Чувствуя себя жалким неудачником, который к тому же полностью подорвал финансовое положение матери, Генри безутешен и доходит до того, что однажды пытается покончить с собой. Теперь, совершенно несчастный и постоянно проклинающий себя на собственную глупость, Генри живёт вместе с матерью в крошечной квартире, и им обоим приходится долгие часы трудиться на низкооплачиваемой работе. Вряд ли кто-то из тех, кто говорил с Генри или выслушивал его историю, мог заподозрить, что тот страдает от жалости к самому себе. Напротив, услышав, как он бранит себя за глупость и неумение вести дела, слушатель был бы уверен, что Генри – полный раскаяния молодой человек, жестоко униженный обстоятельствами жизни. И всё же ничто не может быть более далёким от истины, так как в действительности в нём нет никакого смирения. Его раскаяние – вовсе не раскаяние, а замешательство, вызванное тем, что ему, Генри, пришлось столкнуться с подобным унижением. Генри использует раскаяние, чтобы скрыть своё замешательство, и так ему неизменно удаётся заставить всех окружающих, включая его мать, испытывать к нему жалость. В действительности Генри всегда был очень самонадеянным молодым человеком – и потому он никогда ни на мгновение не задумывался о своих реальных возможностях и считал, что не может потерпеть неудачи ни в чём. Когда же Генри столкнулся с настоящим провалом, он избрал путь труса: вместо того чтобы смело, как подобает мужчине, взглянуть в лицо своим действиям, он Предпочёл съёжиться в углу, прикрывшись раскаянием. Решение проблемы Генри заключается в том, что ему следует осознать, что он способен потерпеть неудачу, и, если ему на самом деле так жаль, что он потерял все деньги матери, избавиться от своего чувства вины и сделать нечто, что вернуло бы ей эти деньги. Вторым примером жалости к себе служит женщина средних лет по имени Сьюзен, которой приходится целый день трудиться на работе, а затем заниматься домашним хозяйством и тянуть на своих плечах заботу о муже и четверых детях. Внешне Сьюзен выглядит очень тихим и скромным человеком – она всегда улыбается и никогда не жалуется на свою невероятную нагрузку. Если её спрашивают о жизни, Сьюзен неизменно говорит что-то вроде того, что жизнь, конечно, нелегка, но в целом ей и её семье не на что пожаловаться. В результате все считают, что Сьюзен приходится тяжело трудиться, чтобы дополнить недостаточно высокий заработок мужа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|