Играй вместе с нами в игру жизни. 10 глава
Однако в действительности Сьюзен просто прекрасно играет в некую игру, так как на самом деле у неё вовсе нет необходимости так много работать. Муж Сьюзен зарабатывает вполне достаточно для того, чтобы они могли вести вполне комфортную, пусть и скромную жизнь. Проблема заключается в том, что Сьюзен вовсе не скромна и не может вынести даже мысли о том, чтобы вести скромную жизнь, – по той простой причине, что для неё это почти бедность. Чувствуя себя несчастной оттого, что ей не повезло в жизни – довелось выйти замуж за человека, который так мало зарабатывает, – Сьюзен предпочитает стать мученицей. Она работает целыми днями, затем приходит домой и занимается готовкой, уборкой и стиркой – так Сьюзен удаётся вызывать у всех окружающих восхищение и сочувствие. Став мученицей, Сьюзен оправдывает своё чувство жалости к самой себе, и в результате вполне довольна своей жизнью. Если Сьюзен хочет решить свою проблему, она должна поверить в то, что вышла замуж за любимого человека, а обстоятельства её жизни вполне справедливы по отношению к ней лично. Нет ничего плохого в том, что она стремится к более высокому уровню жизни – если только при этом она не держит себя вызывающе и не играет в мученичество. Хотя приведённые примеры могут вызвать впечатление, что люди обычно индульгируют только в одном из аспектов эгоизма – либо в чувстве собственной важности, либо в жалости к себе, – важно осознавать, что на деле всё обстоит совсем иначе. В интересах большей ясности в каждом примере был показан только один аспект эгоизма, но на практике можно обнаружить, что люди склонны метаться между чувством собственной важности и жалостью к себе в зависимости от обстоятельств. В любом случае, основополагающим фактором служит ощущение несоответствия.
В целом, люди не осознают того, что всё в их жизни является именно таким, каким должно быть, – с точки зрения судьбы человека в отдельном воплощении, его жизнь всегда совершенна. Иными словами, всё, что находится на острове тоналя, любые вызовы жизни являются именно тем, что необходимо человеку как личности. Однако нет нужды говорить, что то, что хорошо для одного, совсем не обязательно подойдёт другому, хотя бы потому, что у каждого человека своя судьба. И всё же физическое тело человека, его эмоциональный склад, умственные качества, а также природные дарования, недостатки и обстоятельства жизни – всё это имеет под собой веские основания. Будучи просто тем, кем он является, человек обладает всеми необходимыми средствами, с помощью которых может добиться в своей жизни настоящего успеха в соответствии с собственной судьбой. Единственная обязанность человека в жизни сводится к тому, что он должен научиться принимать себя таким, каков он есть. Как только он распознает в своих недостатках те вызовы, какими эти недостатки являются, человек должен использовать свои природные дарования, чтобы превратить эти недостатки в дары силы. Если ему это удаётся, он обретает силу, а затем неизменно обнаруживает, что недостатки всегда рано или поздно приводят к свободе. Вера в то, что человек должен стать чем-то отличным от того, чем он является, что он не может добиться счастья, пока его жизнь не станет иной, представляет собой настоящее проклятье человеческого существования. В мире очень мало людей, которые способны честно принять себя такими, каковы они есть. Вместо этого люди вечно сравнивают себя с окружающими; не осознавая того, что они отличаются от других, так как у них своя судьба, такие люди стремятся стать такими, какими, по их мнению, они должны или хотели бы быть. То же самое происходит и с жизнью человека: вместо того, чтобы стараться следовать течению сил, определяющих направление его жизни, человек начинает бороться с этими силами.
В стремлении изменить себя или свою жизнь нет ничего плохого, если только человек делает это в согласии с вызовами своей жизни, а не из желания их избежать. Иными словами, к вызовам следует относиться как к билетам в свободу; их нужно смело встречать и преодолевать, а не пытаться убежать от них суверенностью в том, что такой побег и принесёт нам желанную свободу. В том, что люди в целом не обладают достаточным смирением, чтобы принять себя и обстоятельства своей жизни такими, каковы они есть, заключается самая основная причина всех проявлений чувства собственной важности и жалости к себе. В результате люди оказываются совершенно запутавшимися в попытках превратить себя в нечто такое, чем им никогда не суждено стать; они отчаянно стремятся изменить свою жизнь попытками избежать возникающих вызовов. Отсутствие смирения опирается на веру человека в принцип несоответствия. Вместо того чтобы оглянуться по сторонам и признать, что у каждого человека есть своя судьба и потому он сталкивается со своими собственными вызовами, большинство людей предпочитает сравнивать себя с другими и считать, что они либо выше, либо ниже их. И всё же, в конечном счёте судьба каждого человека уникальна и, следовательно, не может быть лучше или хуже, чем у другого. Аналогичным образом, вызовы, возникающие перед одним человеком, не проще и не сложнее вызовов другого человека, так как то, что легко для одного, может оказаться очень трудным для другого. Совершенно нелепо считать, что вызов непривлекательности сложнее, чем вызов красоты, а вызов богатства легче вызова бедности. У КАЖДОЮ ЧЕЛОВЕКА СВОИ ВЫЗОВЫ. ТРУДНЫМ ИЛИ ЛЁГКИМ ВЫЗОВ ДЕЛАЕТ СВЯЗАННЫЙ С НИМ УРОВЕНЬ СИЛЫ. ПРОСТОЙ ВЫЗОВ НЕ ТРЕБУЕТ БОЛЬШИХ УСИЛИЙ И ПОТОМУ ПРИНОСИТ СКУДНЫЕ ПЛОДЫ. ТРУДНЫЙ ВЫЗОВ, НАПРОТИВ, ТРЕБУЕТ ОГРОМНЫХ УСИЛИЙ, НО, РАЗВИВАЯ НЕОБХОДИМУЮ ДЛЯ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ ВОЛЮ, ПРИНОСИТ ВОЛШЕБНЫЕ ДАРЫ СИЛЫ. В конечном счёте любой вызов является предназначенным именно нам даром силы, однако этот дар приносит лишь ту пользу, которую мы способны из него извлечь. Таким образом, полным безумием является желание иной жизни. Если человек хочет добиться в жизни настоящего счастья и успеха, ему совершенно необходимо научиться принимать себя таким, каков он есть, и встречать свои вызовы с достоинством и смелостью, а не прятаться в углу, индульгируя в чувстве собственной важности или жалости к себе. В связи с этим очень полезно вновь кратко обратиться к концепции сновидящего и рассмотреть ещё один фактор, лежащий в основе эгоизма.
Хотя принцип сновидящего по-прежнему выходит за рамки излагаемого в этой главе материала, из сказанного выше читатель, безусловно, уже понял, что сновидящий представляет собой подлинное внутреннее Я. Таким образом, человек является сновидящим, который воплощается на физическом плане в форме видимого во сне, или социального человека. На собственном плане существования сновидящий полностью осознаёт своё предназначение и потому тщательно планирует обстоятельства своего нового рождения, прежде чем воплотиться на физическом плане. Он делает это, чтобы извлечь из каждой инкарнации максимальную пользу для исполнения своего предназначения. По этой причине жизнь на физическом плане в действительности предопределена – именно поэтому говорят, что ни один человек не может избежать своего предназначения. Из этого факта следуют две проблемы: во-первых, человек ещё не осознаёт себя как сновидящего и, во-вторых, в момент рождения наступает полное затмение сознания, в результате чего воплощённое существо не может вспомнить, почему он родился вновь и что уготовила ему судьба. Объяснение того, почему всё происходит именно так, выходит за рамки этой книги. Достаточно будет сказать, что так постановила сила. Однако, поскольку человек не осознаёт себя как сновидящего, он яростно отрицает саму мысль о том, что его жизнь на Земле предопределена. У него неизменно возникает вопрос: «Если моя жизнь предопределена и я не могу избежать своего предназначения, то какой смысл пытаться что-то делать?» Ответ на этот вопрос очень прост. Во-первых, если человек действительно является своим сновидящим и рождается с некоей миссией, то смысл безусловно есть хотя бы в том, чтобы попытаться вспомнить, что это за миссия, и выполнить её, вместо того чтобы бороться с теми силами, которые человек сам привёл в действие перед своим воплощением. В противном случае, если человек не принимает концепцию сновидящего, у него есть ещё больше причин использовать возникающие в тех или иных обстоятельствах вызовы, чтобы повысить качество своей жизни, вместо того чтобы сражаться в безнадёжной битве.
Обычный человек никогда не рассматривает жизнь с такой точки зрения и потому шагает по ней с ошибочной верой в то, что он полностью управляет своей жизнью и обладает свободой выбора. И всё же, независимо от того, принимаете вы концепцию сновидящего или нет, любой человек, который искренне стремится понять, кто он и каково предназначение его жизни, должен признать, что в мире действительно существуют некие силы, направляющие его в течение всей жизни и определяющие место, время и обстоятельства не только рождения, но и смерти. Нет никакого значения, какими вы будете считать эти силы – благотворными или недобрыми; они просто есть, на горе или на радость – нравится нам это или нет. То, что человек предпочитает не обращать никакого внимания на эти силы и догматично цепляется за веру в то, что его представления и желания приносят ему только пользу, представляет собой лишь грустное свидетельство самонадеянности его попыток сопротивляться процессу жизни. В своём высокомерии и пренебрежении человек предпочитает вознести свои представления на положение высшего авторитета и, в попытках подтвердить эти представления, яростно сражается с теми силами, которым предназначено направлять его в течение всей жизни. Учитывая столь эгоистичное поведение, нет ничего удивительного в том, что в итоге люди начинают испытывать чувство собственной важности или пестуют своё эго, погружаясь в пучины жалости к себе. Рассматривая проблему эгоизма, читатель вновь убедится, насколько подход воина отличается от подхода обычного человека. Воин знает и принимает, что всё в его жизни, включая силу эгоизма, имеет свою причину. Поэтому воин не пытается скрывать от себя тот факт, что он также обладает этим качеством. Вместо этого он старается выявить, как он покоряется этой силе. Понимая, что он не может позволить себе индульгировать в представлении о себе как о жертве обстоятельств, воин не тратит времени на попытки оправдать свои действия и просто старается увидеть в них то, чем они являются. В свою очередь, это означает не-делание, так как обычное делание человека всегда заключается в том, чтобы оправдывать свои действия, чтобы не испытывать чувства вины.
Сначала ученику очень тяжело выявить хоть что-то с достаточной степенью уверенности или точности. По-прежнему оставаясь в ловушке своего взгляда на мир, ученик автоматически воспринимает всё в категориях этого взгляда и потому обнаруживает, что рационально оценивает свои действия, даже не осознавая, что делает это. Однако по мере продвижения в перепросмотре и достижения определённой трезвости, он начинает воспринимать свою жизнь всё более объективно. Практика не-делания приносит ученику устойчивость, а та, в свою очередь, начинает влиять на его жизнь, в результате чего он обретает уверенность в себе. Когда этот процесс начинает оказывать всё более заметное влияние на жизнь ученика, он совершенно непроизвольно ощущает те перепады настроения, о которых упоминалось выше. Вначале эта перемена настроения действительно похожа на перепады, так как ученик словно раскачивается вперед и назад между своими прежними моделями поведения и новыми моделями, возникшими в результате его подготовки. Сегодня он думает и чувствует как воин, а завтра выясняется, что он находится там, где начинал. Однако это является частью обучения и, если такие события понимаются правильно, они не должны вызывать чрезмерной тревоги или уныния – конечно, в том случае, если ученик не пользуется ими как оправданием небезупречного поведения. Когда ученик обнаруживает, что вновь вернулся к начальной позиции, необходимость вновь проложить себе путь к новому уровню осознания по-прежнему остаётся на его ответственности. Как только ученик обрёл достаточную устойчивость, он пересекает невидимый порог, и с этого мгновения укрепляется на своём новом уровне осознания. На самом же деле, не отдавая себе в этом отчёта и не понимая, как ему удалось это сделать, ученик перемещает свою точку сборки в новое положение. Это движение означает, что неподвижность точки сборки разрушилась и, если ученик продолжит свою работу и приложит к тому необходимые усилия, он вскоре станет текучим воином. ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОЧКИ СБОРКИ НЕОБХОДИМО, ВО-ПЕРВЫХ, ЗНАТЬ, ЧТО ЭТО ВОЗМОЖНО И, ВО-ВТОРЫХ, НАКОПИТЬ ДОСТАТОЧНЫЙ ОБЪЁМ ЛИЧНОЙ СИЛЫ, ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ЭТО. Личная сила является ключом ко всему, что делает воин. Без достаточной личной силы воин был бы таким же немощным, как и обычный человек. Поэтому жизненно важно, чтобы ученик с самого первого момента вступления на Путь Воина начал сберегать и накапливать энергию. В связи с этим следует постоянно помнить, что личная сила не является чем-то мистическим и потусторонним – это продукт восприятия. По этой причине любая часть подготовки ученика, будь то постигнутый афоризм, осуществлённый принцип или практически воплощённая техника, порождает личную силу. Ученик часто не осознаёт, что такие качества, как трезвость и устойчивость, являются в сущности своей различными аспектами личной силы. Когда ученик накапливает энергию и оказывается способным собрать достаточный объём личной силы, чтобы переместить точку сборки, это является величайшим достижением, так как такое действие словно катапультой выбрасывает ученика к неизвестному до той поры опыту. В действительности, это изменённое состояние восприятия пока ещё не является тем величественным состоянием, в котором пребывают Толтеки, – но всё же это уже совершенно иное восприятие. Самым важным следствием перехода на этот новый уровень осознания является то, что ученик непроизвольно начинает согласовывать свои отношения с окружающим миром. Добившись достаточной трезвости, чтобы понять, что он не является жертвой обстоятельств, ученик обнаруживает, что ему уже некого обвинять в обстоятельствах своей жизни, и потому начинает принимать на себя полную ответственность за свои действия. При этом оказывается, что ответственность является не бременем, но скорее способностью сознательно откликаться на окружающую жизнь, причём активным, а не пассивным образом. Используя людей в качестве зеркал, ученик с изумлением открывает, как много он может узнать о себе благодаря своим собратьям. Поскольку он уже не может обвинительно ткнуть во что-то пальцем, ученик обнаруживает, что, вместо того чтобы бояться своих ближних, как это было раньше, он относится к ним со всей сердечностью. Благодаря осознанию того, что поступки его собратьев представляют собой лишь зеркальные отражения его собственных качеств, ученик довольно быстро начинает понимать, что ему тоже не чуждо чувство вины и потому он не может отвернуться от своих ближних с ощущением собственной праведности. Он понимает, что должен стремиться изменить те свои качества, которые отражаются в окружающих людях, так как знает, что, если изменит себя, то же произойдёт и с его зеркалами. Это – закон света и отражения. Невозможно поднести к зеркалу розу и увидеть в отражении кактус. Меняя себя, развивая себя, человек изменяет и развивает всех окружающих. С другой стороны, если отражение в каком-то одном зеркале по-прежнему не меняется, то, возможно, для этого человека ещё не настало определённое предназначением время и потому такое зеркало должно сохранить то, что оно отражает. Именно в этот момент своей подготовки ученик начинает по-настоящему бороться с силой эгоизма. Используя людей в качестве зеркал, ученик должен признать не только свои недостатки, но и добродетели; он должен помнить, что зеркала отражают как отрицательное, так и положительное. Однако природа человека такова, что, когда он наконец достигает честности перед самим собой, ему становится намного легче принять как свои отрицательные, так и положительные качества. Благодаря технике не-делания ученик рано или поздно приходит к осознанию того, что именно в этом заключается подлинное предназначение эгоизма: его следует использовать не для защиты и оправдания своих недостатков, но для возвышения над ними и справедливой оценки того хорошего, что есть в человеке. Сражаясь с чувством собственной важности и жалостью к себе, ученик неизбежно осознаёт и все свои хорошие и сильные качества. Когда ученик начинает понимать это, он уже не испытывает ни потребности, ни желания изолировать себя от окружающего мира. Погружаясь в мир, чтобы ещё больше узнать о самом себе и научиться изменяться, когда бы в этом ни возникла необходимость, ученик понемногу раскрывает своё сердце перед окружающим миром, пока не распахивает его полностью. Даже не задумываясь об этом, ученик с распахнутым сердцем занимает своё место среди собратьев и их глупости – это поистине величественный акт силы. Умение занять своё место среди собратьев и их глупости означает, что, хотя воин полностью объективен в отношении любого аспекта жизни и каждого действия любого существа, он способен увидеть в процессе жизни содержание и цель и, в таком восприятии жизни как целого, относиться к каждому без обвинений и осуждения. С этого момента его трезвость стремительно усиливается, одно влечёт за собой другое, пока, наконец, ученик не обнаруживает, что на собственном опыте пришёл к полному пониманию того, что жизнь действительно взаимозависима и взаимосвязана и всё в ней взаимодействует друг с другом. Осознав это, ученик способен увидеть, что все живые существа в сущности своей равны, и на самом деле нет никакой разницы между его жизнью и жизнью другого человеческого существа, животного, растения или камня. Отличаются их формы, уровни осознания и судьбы, но жизнь, кроющаяся во всех этих формах, остаётся одной и той же. Достигнув такого уровня в своих развитии и подготовке, ученик полностью изменяет структуру острова тоналя и одновременно существенно согласует свои взаимоотношения с миром. Такие изменение структуры и согласование означают, что ученик добивается того, что по праву можно назвать правильным тоналем. Когда каждый элемент острова тоналя оказывается на своём месте, а отношения с миром полностью согласованы, так что ученик занимает своё место среди ближних и их глупости, он не только достигает смирения воина, но и учится Пути Охотника, в результате чего заслуживает титула Воин Первого Внимания. Помимо того, новоявленный воин принимает на себя присвоенную ему предназначением ответственность как магического существа Вселенной, поскольку, не осознавая того, он становится искусным в превращении. Превратив эгоизм из чувства собственной важности и жалости к себе в смирение, воин начинает свою карьеру магического существа, и, хотя ему предстоит претерпеть ещё множество превращений, он готов к процессу трансформации. Однако жизненно важно помнить, что, поскольку положения учений взаимосвязаны, все аспекты подготовки и деятельности воина накладываются друг на друга, и потому заниматься ими приходится примерно в одно время. Это означает лишь то, что теперь, когда воин обладает правильным тоналем, он может начать сознательно и активно поддерживать этот процесс преобразования. По сути, этот принцип завершает данный раздел учения, который технически называют учением для правой стороны, так как оно нацелено на рациональный ум человека. Хотя остается ещё множество подробностей, которые предстоит рассмотреть в дальнейшем, тот ученик, который ознакомится с этим учением, воплотит их на практике и на собственном опыте убедится в их действенности, сможет подняться на уровень воина. Нет нужды говорить, что ни один ученик не должен пытаться заявлять о таком статусе, пока он не заслужит его. Даже если он попробует это сделать, такой самозваный «воин» очень скоро покажет свою сущность на деле – не следует забывать, что, поскольку Путь Воина является путем практики, действия человека говорят о нём намного выразительнее, чем слова. Благодаря своей подготовке и личному опыту, новоявленный воин переходит на тот уровень осознания, который именуется настроением воина. Освоив искусство и дисциплину охотника, воин пребывает в том надлежащем расположении духа, или настроении, которое ведёт к подлинной жизни воина. Впервые в своей жизни воин полностью понимает всё, что вкладывается в понятие щита воина. На личном опыте достигнув осознания того, что мы живём в непознанной Вселенной и постоянно окружены совершенно непредсказуемой силой, воин лицом к лицу сталкивается с тем, что его щитом является всё, что только есть у него в распоряжении. Встретившись с совершенно неравным противником и понимая, что за ним всегда крадётся его смерть, воин крепко сжимает свой щит. Этот щит невелик, но это всё, что воин может взять с собой в своё путешествие. Воин должен быть текучим существом, и потому он путешествует налегке. Воин не впадает в уныние от того, что обладает столь малым, так как он знает, что, каким бы скромным ни был его щит, он крепок и могуществен; если пользоваться им безупречно, он является единственным, что нужно воину. Таким образом, воин отправляется в своё путешествие в непознанное с полной осмотрительностью, со страхом, с уважением, но, кроме того, и с абсолютной уверенностью. Путешествие будет долгим и трудным, в нём воин столкнётся со множеством испытаний, которые потребуют от него всех его сил и даже сверх того, однако теперь воин полностью готов к этому путешествию. Если он по-прежнему будет безупречен, если он всегда будет извлекать максимальную пользу из своего щита, то непременно добьётся успеха на следующей стадии подготовки. Одно влечёт за собой другое, и тогда, наконец, воин окончательно сбросит свою человеческую форму и полностью перейдёт во второе внимание. Эта концепция будет рассматриваться в книге чуть позже и упоминается здесь, чтобы подчеркнуть цель и описать будущее путешествие; это не просто захватывающее путешествие – это приключение из приключений. Сбросить форму своей человечности, не расставшись при этом с той жизненной сущностью, что являет собой саму ткань человеческого существа, – таков окончательный результат процесса трансформации, того ни с чем не сравнимого поступка безупречного воина, который представляет собой его окончательное освобождение. Часть вторая СТИРАНИЕ ЛИЧНОЙ ИСТОРИИ: ТРАНСФОРМАЦИЯ Глава шестая Остановка внутреннего диалога ОСТАНОВКА ВНУТРЕННЕГО ДИАЛОГА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ВАЖНОЕ ДЕЙСТВИЕ, КОТОРОЕ ДОЛЖЕН СОВЕРШИТЬ УЧЕНИК, ЧТОБЫ РАСКРЫТЬ ВСЕ СВОИ ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КАК МАГИЧЕСКОГО СУЩЕСТВА. Прежде чем начать этот раздел учения, необходимо вновь подчеркнуть, что все положения учений накладываются друг на друга. В первом томе говорилось, что ученика обучают правилам для левой стороны приблизительно в то же время, когда он получает инструкции для правой стороны. Очень важно помнить об этом, так как, в отличие от учеников, работающих под руководством нагваля, читатель вполне может упустить этот момент, особенно по той причине, что в интересах ясности учения инструкции в настоящих книгах разделены на главы. На практике правила учения действительно следуют друг за другом в определённой последовательности, однако не следует забывать, что все эти разнообразные концепции граничат друг с другом и во всех отношениях являются взаимодополняющими. Это соображение вновь подчёркивается здесь, так как в определённом смысле нам предстоит вернуться к исходному положению, чтобы обратиться к учению с точки зрения левой стороны. В связи с этим следует осознавать, что, тогда как техники перепросмотра и не-делания относятся к правой стороне, стирание личной истории и сновидение по праву принадлежат левой стороне осознания. Именно по этой причине две последние техники обычно открыто обсуждаются с учеником только после того, как он достиг определенного практического опыта в учениях, связанных с правой стороной. Вплоть до этого момента нагваль продолжает изо дня в день передавать учения правой стороны завуалированным образом, не допускающим рационального осмысления. Описанный выше метод обучения, разумеется, не относится к сталкингу. Сталкинг по-прежнему остаётся самой ценной техникой, когда-либо открытой Толтеками, так как он обеспечивает человека невероятной гибкостью. Впрочем, в конечном счёте сталкинг есть не что иное, как импровизация, и главным образом поэтому ученики, работающие под руководством нагваля, обучаются ему в индивидуальном порядке. Когда они остаются один на один, нагваль может передать ученику тот отдельный аспект учения, который пригоден именно для этого ученика и именно в текущий момент – не только в соответствии с жизненным опытом ученика, но и согласно его уровню осознания в данное время. Очевидно, что такой метод обучения имеет огромные преимущества, однако когда дело касается книги, он совершенно невозможен. По этой причине читателю рекомендуется с терпением относиться к постоянным повторениям, а также к тому, что время от времени нам приходится возвращаться назад и забегать вперёд – это необходимо для того, чтобы сделать его обучение как можно более последовательным. На основании уже изложенных положений учения должно стать понятным, что целью Пути Воина является достижение свободы. Однако, чтобы сделать это, человеку необходимо вначале изменить свой взгляд на мир, а затем полностью избавиться от него. В связи с этим Толтеки уделяют огромное внимание остановке внутреннего диалога, так как взгляд человека на мир целиком опирается на этот диалог. Иными словами, мир является в точности таким, каким мы его описываем самим себе, или, ещё точнее, тем, что мы о нём думаем и чувствуем. Мы уже убедились, что для того, чтобы изменить свой мир, обстоятельства своей жизни свою работу и всё прочее, нам вначале необходимо изменить, себя и, следовательно, свой взгляд на мир. Однако единственный способ, которым мы можем изменить себя, заключается в изменении того, что мы думаем и чувствуем в отношении самих себя. Как только ученик получает задачу остановить внутренний диалог, ему совершенно необходимо понять, что единственный способ добиться этого, – это изменить то, что он думает и чувствует о самом себе. В свою очередь, это означает, что ученик должен изменить собственные представления о себе. Другими словами, ученику нужно прежде всего поверить в то, что он способен остановить внутренний диалог и стать воином. Если он сомневается в себе или постоянно думает о том, что потерпит неудачу, что Путь Воина выходит за пределы его способностей, ученик никогда не добьётся успеха в прекращении внутреннего диалога, так как, вместо того чтобы нацелить своё намерение на его остановку, он будет непрерывно повторять себе, что никогда не сможет выполнить такую невозможную задачу. Обосновывая свои ограничения, ученик на самом деле использует намерение, чтобы укрепить их. ВОИН ДОЛЖЕН ВЕРИТЬ, ИНАЧЕ ЕМУ НЕ УДАСТСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОМ ПРИВЕСТИ В ДЕЙСТВИЕ СВОЁ НАМЕРЕНИЕ. Возможно, это одна из самых сложных концепций, с которыми сталкивается ученик, – не потому, что её трудно воплотить на практике, но потому, что она выглядит слишком простой. Странной причудой человеческого разума является то, что люди с большей готовностью верят негативному, чем позитивному. Вообще говоря, людям намного проще поверить, что они не способны сделать нечто, чем в то, что это им по силам. В таких представлениях мало смысла, и всё же люди постоянно индульгируют в этом безумии. Непрерывно ощущая собственную неспособность, люди дурачат самих себя, считая, что они осторожны и объективны в оценке своей ограниченности, хотя на самом деле они просто рассказывают себе, что не могут воспользоваться своими шансами. Учитывая существование внутреннего диалога, совершенно удивительно, что людям вообще удаётся чего-то достигать, так как, в сущности, они не верят в такую возможность. Именно это обстоятельство вызвало ошибочное представление о том, что нужно оказываться в нужное время в нужном месте, то есть рассчитывать на удачу. УДАЧИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ, ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК СТАЛКИВАЕТСЯ С ЧЕМ-ТО, ТО ТОЛЬКО ПОТОМУ, ЧТО ТЕМ ИЛИ ИНЫМ СПОСОБОМ НАМЕРЕВАЛ ЭТО. Из вышесказанного становится понятно, что остановка внутреннего диалога жизненно важна для нашего благополучия в целом и для следования Пути Воина в частности. Однако для того, чтобы остановить внутренний диалог, нужно, во-первых, знать, что это такое, во-вторых, сделать выбор верить в то, что его необходимо остановить, и, в-третьих, сделать выбор верить, что его можно остановить. Давайте начнём с определения внутреннего диалога. ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ОБЩУЮ СУММУ ВСЕЙ УМСТВЕННОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, НАПРАВЛЕННОЙ НА ПОДДЕРЖАНИЕ ЕГО ВЗГЛЯДА НА МИР. Ученики очень часто совершают ошибку, предполагая, что внутренний диалог означает только те мысленные разговоры с самим собой, что так свойственны людям, однако эта болтовня представляет собой лишь словесное выражение общего процесса. Подлинный смысл внутреннего диалога проще всего понять на примере. Поговорим о женщине по имени Анна, гуляющей в лесу. Анна решила предпринять такую прогулку, чтобы добиться ясности в одном тревожащем её вопросе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|