Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Создание ССАГПЗ и начало сотрудничества с США




Введение

 

Тема экономического сотрудничества арабских стран с США вызывала и продолжает вызывать огромный интерес, как у научного сообщества, так и широкого читателя. Последние экономические тенденции в мире, процессы глобализации, наращивание модернизационных программ в арабских странах, политические процессы внутри них - все это тесно переплетается с ходом и развитием отношений ряда государств Ближнего Востока с США. Роль США на Ближнем Востоке трудно переоценить. Так сложилось исторически, что для Соединенных Штатов Ближний Восток явился зоной повышенного внимания. Оно проявлялось сразу на нескольких направлениях: во-первых, США выступали своего рода «буфером» между арабским миром и Израилем, пытаясь способствовать мирному процессу. Во-вторых, США явились для целого ряда арабских стран крупнейшим на Западе политическим партнером, под влиянием которого происходили коренные преобразования в социальной, экономической и юридической сферах этих стран. В-третьих, некоторые арабские страны стали источником нефти для США и рынком для американского оружия.

Арабский мир, вплоть до самого конца «холодной войны», представлялся местом противостояния стратегических интересов супердержав - СССР и США. Оно предопределило дальнейшее развитие арабского мира, разделив его на две части: тех, кто сотрудничает с США и тех, кто ищет или вынужден искать альтернативных политических и экономических партнеров. В первую группу вошли лишь те государства, которые успели себя прочно зарекомендовать в эпоху «холодной войны» как стратегические партнеры Соединенных Штатов. К 80-м гг. XX столетия в той или иной степени в сферу влияния США попала большая часть арабских стран. Среди них особенно выделялись нефтяные монархии Персидского залива,

Государства, которые еще в 80-х активно сотрудничали в различных экономических сферах с СССР вызывали у американской администрации, как минимум, некоторую настороженность. Например, правящие режимы Сирии, Ирака (до апреля 2003 г.) или Ливии рассматривались США как дестабилизирующие мировую безопасность. Экономическое сотрудничество США с этими странами сведено до минимума, и, в конечном итоге, закончилось военными действиями с участием сил НАТО.

Зато Саудовская Аравия, Египет (с начала 70-х) и ряд других арабских стран заключали с американскими компаниями миллиардные контракты на поставку продовольствия, оборудования, военной техники и технологий. Учреждались совместные банки, предприятия, торговые корпорации, Саудовская Аравия и другие княжества Персидского Залива стали крупнейшими нефтяными партнерами США.

Двадцатый век завершился и подведение его итогов выглядит уместным, но процессы, которые зародились в нем, протекают и по сей день, поэтому окончательные выводы делать еще несколько преждевременно. В то же время, в наступившем веке уже произошел целый ряд ярких событий, заставивших пересмотреть экономические и политические приоритеты ряда стран. Так или иначе, но страны арабского мира и США оказались в эпицентре этих событий, что, несомненно, отразится на двустороннем сотрудничестве и его экономическом аспекте.

Экономическое взаимодействие арабских стран и США заключает в себе:

1. Торговое сотрудничество.

Через торговое сотрудничество просматривались многие экономические тенденции как на Ближнем Востоке и США, так и во всем мире.

. Сотрудничество в области углеводородных ресурсов.

Именно нефтяному сотрудничеству было суждено стать одним из важных аспектов двусторонних отношений, если не главным (в основном, здесь имеются в виду государства Аравийского полуострова).

. Военное сотрудничество.

Миллиардные контракты на поставку вооружений и амуниции, заключенные между США и арабскими странами, частичное финансирование американскими военными структурами программ модернизации армий в ряде стран Ближнего Востока.

. Экономические связи в области банковских инвестиций и перемещения банковского капитала.

Рост поставок вооружений, нефтяные контракты, различные совместные проекты, модернизационные программы - все это требует отлаженной финансовой системы, которая бы регулировала все аспекты деятельности государства и частных компаний. Это своего рода фундамент под всем, что создавалось усилиями правительств арабских государств, и крах банковско-финансовой сферы означал бы конец всех позитивных государственных начинаний.

Роль США в отладке финансовой системы ряда арабских стран существенна.

Применительно к данной работе (странам Персидского залива) можно отдельно рассмотреть отношения США и стран - членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), куда входят Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовская Аравия, и отношения с Ираном и Ираком.

 


 

Экономическое взаимодействие США и стран - членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ)

 

Создание ССАГПЗ и начало сотрудничества с США

арабский персидский правовой сотрудничество

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) объединил крупнейших экспортеров нефти, экономическое развитие и политическая стабильность которых затрагивала интересы значительной части мирового сообщества. Кризис в Заливе 1990-1991 гг. подтвердил это.

Вклад ССАГПЗ в обеспечение региональной безопасности весьма существенен. Эта организация заинтересована в сохранении статус-кво, т.к. для успешной реализации интеграционных задач, стоящих перед ней, необходимо обеспечить стабильность и гарантировать защиту региона от возможных вызовов и угроз.

В деятельности ССАГПЗ проблема обеспечения безопасности занимает приоритетное место. Государства - члены этой организации озабочены прежде всего возможностью нападения на них извне, поэтому акцентируется внимание на военных методах сотрудничества.

В документах Совета содержатся основные принципы, на которых строится сотрудничество государств-членов в военной области. Это - принцип коллективной безопасности, выражающийся в том, что агрессия или угроза ее применения против одного члена организации означает агрессию или угрозу ее применения против всех ее членов. Другим основополагающим принципом является положение о том, что за обеспечение безопасности региона несут ответственность его народы и расположенные там государства. Совет сотрудничества, по мнению его руководителей, выражает волю этих государств и их права на самозащиту.

Концептуальный подход ССАГПЗ к проблеме обеспечения безопасности основывается на необходимости развивать собственные вооруженные силы и укреплять сотрудничество в военной области как в рамках организации, так и с внешними, внерегиональными союзниками. Достижение единства взглядов как по концептуальным проблемам обеспечения безопасности, так и конкретным планам осуществления координации в области обороны потребовало длительного времени. Так, если для заключения соглашения об экономическом сотрудничестве государствам ССАГПЗ потребовалось несколько месяцев, то соглашение о единой оборонной стратегии было принято лишь в ноябре 1984 г., т.е. более чем через три с половиной года после создания организации в мае 1981 г.

Разрабатывая общую концепцию национальной безопасности, члены ССАГПЗ столкнулись прежде всего с различиями во взглядах по такому основополагающему вопросу, как степень возможного участия иностранных государств в обеспечении их безопасности.

Оман высказывался за тесное сотрудничество с западными державами, прежде всего с Соединенными Штатами Америки. Его позиция объяснялась уже сложившимися отношениями сотрудничества с Западом. В 1979 г. Оман, единственный среди государств этого региона, пошел на заключение военного соглашения с США, согласно которому они получили право пользования военными объектами на его территории. Сильные позиции в вооруженных силах Омана традиционно занимала Великобритания. Достаточно сказать, что вплоть до 1987 г. все командные должности в армии занимали английские офицеры.

Саудовская Аравия поддерживала идею интеграции членов ССАГПЗ в военной области, считая, однако, необходимой помощь Соединенных Штатов, которая не должна быть оформлена официально в виде соглашения или каких-либо обязательств с их стороны. Саудовская Аравия имела «особые отношения» с Соединенными Штатами, прежде всего в плане получения современного вооружения.

Иную позицию занял Кувейт, настаивавший на преимущественной опоре стран-членов ССАГПЗ на собственные силы. Кувейт диверсифицировал свои военно-политические связи с иностранными государствами, развивая отношения в военной области не только с США, но в значительно более широких масштабах, чем его партнеры по организации, со странами Западной Европы и даже с Советским Союзом.

Ее основу составила система ПВО Саудовской Аравии, которая подразделяется на средства командования, управления войсками и средствами связи, ведения разведки, действующими совместно с зенитными ракетами и самолетами-перехватчиками. США оснастили ее системами АВАКС (система радарного обнаружения). Перед государствами ССАГПЗ встает задача интегрировать ее с системами других участников этого объединения (системой ПВО «Лямбда» в ОАЭ, кувейтской радиолокационной станцией производства «Томпсон», ракетами «Хок» и др.).

Создание единой системы ПВО нашло поддержку у руководителей всех государств-членов организации из-за необходимости обеспечения собственной безопасности. В то же время проблема стандартизации вооружения вызывает определенные сложности.

После создания Совета сотрудничества руководители Саудовской Аравии выдвинули тезис, что безопасность одного государства неразрывным образом связана с безопасностью всего региона. Они предложили свою помощь в обеспечении внутренней безопасности партнеров, вплоть до предоставления своих полицейских формирований. Саудовское предложение о заключении двусторонних предварительных соглашений в области поддержания внутренней безопасности, которые должны стать основой для единого соглашения обсуждалось на совещании министров иностранных дел в Эр-Рияде в феврале 1981 г. Однако это предложение не получило всесторонней поддержки из-за опасения малых государств оказаться в зависимости от Саудовской Аравии. Эта страна обладала более современной системой контроля и наблюдения, оснащенной современной техникой, чем остальные члены Совета сотрудничества. Однако последующее развитие событий в регионе вновь поставило в повестку дня этот вопрос.

В то же время, учитывая слабость собственных военных возможностей государств-членов организации, было признано целесообразным обеспечить международные гарантии региональной безопасности. Поэтому члены ССАГПЗ подписали оборонные соглашения с большинством постоянных членов Совета Безопасности ООН. Наиболее активно они развивают военные связи с США и странами Западной Европы, которые являются их традиционными партнерами.

Вклад США в освобождение Кувейта обеспечил им ведущее положение во взаимоотношениях с государствами ССАГПЗ в области обеспечения безопасности в 90-е годы. Все члены этой организации заключили с ними оборонные соглашения. Первым среди них был Кувейт.

В сентябре 1991 г. Кувейт заключил соглашение, предусматривающее оказание помощи со стороны Соединенных Штатов в случае военной угрозы или агрессии против его территории. Срок действия этого соглашения - 10 лет. По этому соглашению американские войска получили доступ к портам Кувейта и разрешение на размещение на его территории своего вооружения и военного снаряжения.

В то же время соглашение не предусматривало создания американских военных баз на территории эмирата или присутствия здесь американских войск на постоянной основе. Соглашением намечалось также создание Американо-кувейтской совместной группы по вопросам обороны, в задачу которой входила разработка 10-летнего плана оборонных мероприятий, призванных предотвратить возможность внешней агрессии.

В октябре 1991 г. было заключено соглашение между США и Бахрейном. Оно подтвердило предыдущие договоренности между двумя странами, в том числе и доступ США к бахрейнским портам и аэродромам, а также складирование американского военного снаряжения на территории Бахрейна. Кроме того, соглашение предусматривало проведение совместных военных маневров. Аналогичные соглашения были заключены Соединенными Штатами с другими членами ССАГПЗ. При этом, однако, соглашения, заключенные США с ОАЭ и Катаром не предполагали размещение американского военного снаряжение на их территории.

В июне 1992 г. США и Саудовская Аравия достигли договоренности о том, чтобы расширить заключенное ранее и рассчитанное на 20 лет соглашение о проведении совместных маневров, включив в него некоторые новые положения. Саудовская Аравия дала разрешение американским самолетам использовать свою военно-воздушную базу в Дахране для контроля за зоной, в которой по решению Совета Безопасности ООН были запрещены полеты иракской авиации. В то же время Саудовская Аравия не согласилась на размещение на своей территории американских войск или военного снаряжения.

Военное сотрудничество между США и государствами ССАГПЗ развивается на двусторонней основе. Каждое из государств руководствуется своими национальными интересами, поэтому формы сотрудничества не полностью повторяют друг друга. Тем не менее, все эти государства заботятся о том, чтобы контакты между ними и Соединенными Штатами не привели бы к потере своего суверенитета или слишком тесной зависимости от США.

Важным аспектом военного сотрудничества между государствами ССАГПЗ и США являются поставки американского вооружения. Они рассматриваются Соединенными Штатами как одна из форм размещения военной техники на территории этих государств, которую они смогут использовать в случае необходимости. Не спроста пункт о поставках американского вооружения был включен во все оборонные соглашения между США и государствами ССАГПЗ. То же самое относится и к проведению совместных военных маневров. Они также были призваны содействовать тому, чтобы американские вооруженные силы присутствовали в регионе. Но в то же самое время государства ССАГПЗ стремились, как правило, избежать включения в текст соглашения пункта о предоставлении США права размещать свои войска на своей территории.

После кризиса 1990-1991 гг. США стали главным поставщиком вооружения и военной техники государствам ССАГПЗ, прежде всего Саудовской Аравии и Кувейту. Укрепление оборонных возможностей стран Совета сотрудничества становится одной из стратегических задач Соединенных Штатов. Они решают ее путем расширения своих военно-политических связей с этой группой государств. Поставки оружия являются важной составляющей американской стратегии. Новые отношения между США и государствами ССАГПЗ, возникшие в период кризиса, позволяют американской администрации пересматривать концептуальный подход к проблеме оснащения вооруженных сил этих стран самым современным вооружением. В 1990 г. президент США принял решение о продаже Саудовской Аравии дополнительной партии самолетов F-15, тем самым преодолев введенное в апреле 1988 г. конгрессом ограничение, получившее название «поправка Метзенбаума», на поставку Саудовской Аравии не более 60 самолетов этого класса. Согласно этим же правилам, Саудовской Аравии запрещалось поставлять ядерные боеголовки.

По контракту, заключенному в августе 1990 г. между США и Саудовской Аравией, эта страна получила также противовоздушные ракеты, танки последних модификаций и другое современное вооружение. Общая стоимость этой сделки оценивалась в 2,231 млрд. долларов. В мае 1993 г. США дали согласие на поставку Саудовской Аравии 72 самолетов F-15 стоимостью 9 млрд. долларов.

По данным солидного справочного издания по вопросам вооружения «MilitaryBalance», в первой половине 90-х годов США заключили со странами ССАГПЗ значительное количество контрактов на поставку им американского вооружения. Речь шла о Бахрейне, Кувейте и Саудовской Аравии (с каждой из этих трех стран было подписано по 4 контракта), а также и об Омане, с которым был подписан один контракт. В то же время Катар и ОАЭ предпочитали ориентироваться на другие источники получения вооружения.

Однако в 1996 году Катар принял решение о закупке в США танков и другого тяжелого вооружения, а в 1998 г. официальная делегация ОАЭ провела переговоры с администрацией США о заключении контракта на поставку 80 самолетов F-16. Американские самолеты зарекомендовали себя в государствах ССАГПЗ как наиболее надежные и отвечающие самым повышенным требованиям военных специалистов. Поэтому не случайно, что прежде всего самолеты фигурируют среди перечня вооружения, на поставку которого заключаются контракты с американской стороной. Кроме того, в этом списке присутствуют также ракетные установки, танки и средства ПВО.

Необходимо отметить, что если раньше поставки вооружения государствам ССАГПЗ обязательно увязывались с необходимостью поддержания безопасности Израиля, то в посткризисный период они рассматриваются, прежде всего, в региональном аспекте. Администрация США считает необходимым снабдить своих союзников всеми средствами защиты от возможных угроз со стороны их соседей - Ирака и Ирана. В декабре 1998 г. министр обороны США Уильям Коэн предложил государствам ССАГПЗ помощь в создании противоракетной системы, обосновывая свое предложение наличием данных о разработке Ираном собственной ракетной технологии.

Соединенные Штаты благодаря активизации военно-технического сотрудничества со странами ССАГПЗ стали главным гарантом обеспечения безопасности в регионе. Это вызывает опасения самих государств ССАГПЗ в отношении того, насколько эффективны их собственные усилия по повышению своей обороноспособности. Кроме того, возникает необходимость расширения закупок американского вооружения, коль скоро национальные вооруженные силы не способны защитить свои государства. Поэтому тесные военные связи с США становятся объектом критики различных оппозиционных сил в странах Совета сотрудничества и заставляют правящие круги этих стран искать альтернативные пути для достижения региональной стабильности. Они стремятся избежать нападок за одностороннюю ориентацию на США путем упрочения сотрудничества в области обеспечения безопасности с государствами Западной Европы.

Военные связи арабских государств региона Персидского залива и европейских держав носят традиционный характер. У истоков создания армий этих государств стояла Великобритания. Однако по мере развития процесса модернизации местных вооруженных сил и расширения закупок современного вооружения США в значительной степени вытеснили бывшую метрополию. Вместе с тем уже после того, как в 1981 г. Совет сотрудничества был организационно оформлен, его члены приняли программу обеспечения системы коллективной безопасности, которая, в том числе, предусматривала и диверсификацию военных связей государств региона с зарубежными странами. Это привело к росту закупок вооружения в странах Европы.

Движению в этом направлении способствовало и еще одно обстоятельство. США отказывались поставлять в регион некоторые, существенные для повышения обороноспособности его государств виды современного вооружения в связи с тем, что они считали необходимым поддерживать баланс сил между арабскими государствами и Израилем. В свою очередь, европейские державы не выдвигали каких-либо политических условий при поставках своего вооружения в страны региона.

Достаточно показательной в этом отношении выступает история заключения соглашения о поставках вооружения между Великобританией и Саудовской Аравией. В июле 1985 г. США отказались поставить в Саудовскую Аравию дополнительную партию самолетов F-15. Обращение Саудовской Аравии в этой связи к Великобритании привело к заключению между обеими странами контракта на поставки штурмовиков «Торнадо». При этом предполагалось, что самолеты этого типа будут базироваться в северо-западной части Саудовской Аравии, в Табуке, расположенном всего в 120 милях от территории Израиля.

Контракт между Саудовской Аравией и Великобританией, получивший название «Ямама-1», предусматривал поставку 132 боевых самолетов, в том числе 72 штурмовиков «Торнадо», а также учебных самолетов. В 1988 г. между обеими странами был заключен новый дорогостоящий контракт «Ямама-2» на сумму, превышающую 25 млрд. долларов. Он предусматривал поставку нескольких видов самолетов, вертолетов, минных тральщиков, тяжелого и легкого вооружения, а также строительство с помощью Великобритании двух авиабаз на саудовской территории.

Великобритания стремится к активизации своих военных связей с государствами ССАГПЗ. Она постоянно расширяет список поставляемого в этот регион вооружения. Так, в частности, ею была продана Саудовской Аравии и Оману партия современных танков Challenger-2. Кувейт заключил с Великобританией контракт на сумму один млрд. долларов, предусматривающий поставку ему боевых кораблей и патрульных катеров.

Другие государства ЕС также ставят перед собой задачу расширения отношений с государствами ССАГПЗ в военной сфере. К ним относится, в первую очередь, Франция, увеличившая поставки вооружения ОАЭ, став, таким образом, главным партнером Объединенных Эмиратов в этой области. Франция оказывает содействие всем государствам-членам ССАГПЗ в развитии их военно-морских сил. Она поставляет боевые корабли и катера Кувейту, Оману, Саудовской Аравии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...