Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отношения США с Ираком и Ираном




 

США и Ирак

 

Согласно резолюции 687 Совета Безопасности ООН, после завершения войны в Персидском заливе в Ирак прибыла Специальная комиссия ООН для надзора за ликвидацией иракского оружия массового поражения и прекращением программ по разработке химического, ядерного, бактериологического оружия и ракет большой дальности. Комиссия успешно выполняла свои функции до 1998 года, когда была вынуждена покинуть Ирак из-за отказа иракской стороны в дальнейшем сотрудничестве.

Другим долговременным последствием войны 1991 года и резолюции 687 было введение воздушных зон, в которых запрещались полёты боевой авиации Ирака. Эти зоны были созданы на севере и юге страны для защиты соответственно курдов и шиитов, подвергавшихся репрессиям со стороны правительства Саддама Хусейна. Патрулирование зон осуществлялось американской и британской авиацией.

На протяжении 1990-х годов процесс ликвидации оружия массового поражения периодически сталкивался с трудностями, связанными с нежеланием иракских властей сотрудничать со Специальной комиссией. Существовали и другие проблемы. В январе 1993 года ВВС США, Великобритании и Франции нанесли два ракетно-бомбовых удара по позициям иракских зенитно-ракетных комплексов на юге страны, представлявших угрозу для союзной авиации, патрулировавшей неполётную зону. В декабре 1998 года после отказа Ирака от сотрудничества с международными инспекторами США и Великобритания провели против Ирака военную операцию «Лиса пустыни». После её завершения иракская система ПВО начала регулярно обстреливать американо-британские самолёты, патрулировавшие неполётные зоны, что приводило к ответным ударам, нередко сопровождавшимся жертвами среди местного населения. Вооружённые инциденты в иракском небе периодически происходили с декабря 1998 по март 2003 года, их число заметно выросло с середины 2002 года.

Первые предположения о возможной американской военной операции против Ирака появились в средствах массовой информации сразу после террористических атак 11 сентября 2001 года. Однако, в первые месяцы после терактов внимание администрации Джорджа Буша-мл. было сосредоточено на боевых действиях против движения Талибан в Афганистане. К началу 2002 года талибы потерпели военное поражение и были отстранены от власти. С середины года США начали требовать возвращения в Ирак международных инспекторов.

По сообщениям СМИ, премьер-министр Великобритании Тони Блэр ещё в апреле 2002 года согласился на участие своей страны в будущей войне. В течение лета-осени ситуация вокруг возвращения инспекторов в Ирак приобрела черты американо-иракского кризиса. Под давлением со стороны США и после принятия СБ ООН резолюции 1441 в ноябре 2002 года Саддам Хусейн наконец дал согласие на возвращение международных инспекторов в страну. Комиссия UNMOVIC прибыла в Ирак и проводила поиск оружия массового поражения вплоть до начала Иракской войны, однако не обнаружила никаких следов возобновления его производства.

За все 8 лет войны в Ираке расходы США на военные нужды составили 500 миллиардов долларов США.

Два ведущих американских экономиста полагают, что война в Ираке и американская экономика неразрывно связаны.

Джозеф Стайглитз, лауреат Нобелевской премии и Линда Билмс, авторы книги под названием «Война за три триллиона долларов» утверждают, что война в Ираке обошлась США по крайней мере в три триллиона долларов и возможно эта цифра в последующем достигнет целых пяти триллионов.

Линда Билмс в своем интервью телеканалу «Аль Джазира» сказала, что и в долгосрочной и краткосрочной перспективе Соединенные Штаты будут ощущать серьезные затруднения в экономике, причиной которых является война в Ираке.

«В долгосрочной перспективе по причине внешних займов и войны в Ираке уже к существующему государственному долгу будет добавлено 800 миллиардов долларов» - отметила Линда Билмс. В краткосрочной перспективе по словам Билмс экономика США ощутит серьезные проблемы, расходуя на войну в Ираке 12 миллиардов долларов ежемесячно.

Достаточно долго расходы Вашингтона на внутренние социальные программы, образование, строительство дорог и развитие институтов права шли по возрастающей. Но за семь лет президентства Буша младшего, финансирование вышеупомянутых программ составило минимум статей бюджета и экономики США в целом.

Билмс пояснила в своем интервью, что в своем исследовании она рассматривала все расходы на войну, включавшие общую сумму денег, затраченных с момента начала войны и по сей день, включая стоимость заботы о ветеранах после их возвращения на родину, пенсии по инвалидности, расходы на военное оборудование и внешние займы.

Что же касается стоимости за баррель нефти то здесь по словам Билмс наблюдается весьма серьезный ценовой скачек. Она в частности отмечает, что до вторжения в Ирак цена за баррель нефти составляла 25 долларов США и после вторжения Америки в Ирак цена выросла приблизительно до 110 долларов США за баррель.

Вместе с тем, ряд представителей истеблишмента США полагает, что три триллиона это вполне оправданная стоимость стабильности на Ближнем Востоке. Роберт Шапиро, прежний заместитель министра торговли в администрации Клинтона считает, что это небольшая плата за стабильность в ближневосточном регионе. По словам Шапиро администрация Буша в иракской войне не руководствуется экономическими соображениями, главными мотивами участия США в войне, является роль штатов в мировой политике. Он также полагает, что в случае если война в Ираке будет иметь успешный исход для граждан Ирака, а также будет достигнута стабильность в этом регионе, то цифра в три триллиона станет весьма небольшой ценой, которую американцы будут готовы заплатить с удовольствием, чтобы достигнуть вышеупомянутых целей.

Другие эксперты полагают, что весьма серьезной проблемой для экономики США является отнюдь не война в Ираке, а кризис, связанный с ипотекой и крахом рынка недвижимости.

Декан Бейкр, соруководитель вашингтонского центра экономических и политических исследований в своем интервью телеканалу «Аль Джазира», сказал, что трудности с которыми столкнулась экономика США возникли не по причине войны в Ираке. Бейкр сравнивает нынешнюю ситуацию, возникшую в американской экономике с состоянием больного человека, когда по причине неправильного питания, и не здорового образа жизни, человек может легко заболеть пневмонией. Причины экономического спада в экономике США возникли по словам Бейкра из-за плохой подготовленности государства к этому спаду и кризису, когда тратив ежегодно на военные расходы 180 миллиардов долларов США, государство столкнулась с экономическими проблемами с весьма слабой внутренней инфраструктурой и низкими квалификационным уровнем рабочей силы внутри страны. Т.е, по словам Бейкра, причина экономического кризиса в США лежит не в войне как таковой, а в не правильном ведении внутренней экономической политики.

Однако, по словам той же Линды Билмс расходы на военные нужды в Ираке, США заимствовали во многом из вне на рынках капитала, это составило примерно 40% от всех военных расходов. По словам Билмс, США по сути автоматически передали серьезный внешний долг, причиной которого стала война в Ираке, будущим поколениям американских граждан.

По словам Билмс любая идея о том, что война хороша для экономики является мифом.

 

США и Иран

 

США и Иран (тогда он назывался Персией) установили дипломатические отношения в 1883 году. В 1906 году в Иране в результате революции образовалась конституционная монархия, а в 1953 году случился переворот против демократически избранного премьер-министра (этот переворот был организован и профинансирован США и Великобританией). В 1978 году в Иране произошла Исламская революция, в результате чего шах был вынужден покинуть страну. Соединенные Штаты разорвали дипломатические отношения с Ираном в 1980 году после захвата сотрудников посольства США в Тегеране. В настоящее время правительство США не имеет дипломатических или консульских отношений с Ираном.

США имеет давнюю озабоченность по поводу иранской ядерной программы, поддержки Ираном терроризма и нарушением этой страной прав человека. Многочисленные санкции были введены в отношении Ирана со стороны Соединенных Штатов и международного сообщества, чтобы заставить Иран всерьез заняться переговорами с международным сообществом и начать решать проблемы связанные с его ядерной программой. Иран по-прежнему не признает право Израиля на существование и препятствует урегулированию ближневосточного конфликта путём поставки оружия таким группировкам, как: ХАМАС, Хезболла иПалестинский исламский джихад.

В 2013 году, с приходом на пост президента Ирана Хасана Рухани началось потепление отношений между двумя странами. Хасан Рухани выказал готовность к открытому обсуждению самых сложных вопросов с Западом, и провёл ряд мероприятий показывающих смену внутреннего курса в стране: были выпущены политические заключённые, открыт на некоторое время доступ к социальным сетям и так далее. В сентябре 2013 впервые за 34 года состоялся телефонный разговор между лидерами двух держав

Правительство США запрещает американским компаниям вести любые экономические отношения с Ираном. Санкции были введены в отношении Ирана из-за его поддержки терроризма, отказа выполнить международные обязательства по своей ядерной программе и из-за нарушений прав человека.

Напомним, что США и ЕС ввели в отношении Ирана несколько раундов санкций, чтобы заставить страну отказаться от программы по обогащению урана. США и их союзники считают, что Иран собирается начать строительство ядерного оружия, однако руководство страны опровергает эти обвинения, утверждая, что данная программа предназначена исключительно для гражданских целей, а именно - для производства энергии

 


Заключение

 

Торгово-экономические связи ССАГПЗ с США имеют большое значение для обеих сторон. Ускорившиеся в последнее время процессы интеграции государств аравийской шестерки и либерализации регулирования их внешнеэкономической деятельности в значительной степени способствуют трансформации и развитию этих отношений.

Так, например, создание таможенного союза в рамках ССАГПЗ дало новый толчок развитию торговых связей этих государств с США и призвано способствовать выработке единой торговой стратегии США по отношению к аравийской шестерке.

В перспективе страны Совета сотрудничества стремятся достигнуть полной экономической интеграции, что, безусловно, приведет к значительным структурным изменениям в экономических связях с США. Интеграционные процессы способствуют более эффективному распределению ресурсов в регионе, повышают глобальную конкурентоспособность стран аравийской шестерки, что создает дополнительный потенциал для развития аравийско-американских торговых и инвестиционных отношений.

В то же время данные процессы имеют противоречивое воздействие на связи с США. Американская администрация по-прежнему продолжает развивать отношения с отдельными странами аравийской шестерки, а не со всем блоком в целом, тогда как Европейский Союз оказывает всемерную поддержку интеграционным процессам в рамках ССАГПЗ. Так, создание таможенного союза было обязательным условием для подписания соглашения о свободной торговле между ЕС и Советом сотрудничества. США же, наоборот, заключают подобные договоры исключительно с отдельными членами ССАГПЗ.

Исходя из конкретных планов и программ правительств аравийской шестерки, представляется, что темпы интеграционных процессов в рамках Совета сотрудничества будут ускоряться. В такой ситуации США могут оказаться перед угрозой потери своего доминирующего положения в экономике государств-членов аравийского интеграционного блока, если кардинально не пересмотрят механизмы реализации своих экономических интересов в регионе Ближнего Востока.

Что касается либерализации внешнеэкономических связей стран ССАГПЗ, то аравийские монархии стремятся придерживаться единой стратегии, анализ которой отражает стремление этих государств улучшить инвестиционный климат, устранить препятствия для внешней торговли и обеспечить большую роль частного капитала, в том числе и американского, в своем экономическом развитии. Меры в этом направлении приобретают все большее значение для аравийско-американских отношений в сфере торговли и инвестиций. Однако в то же время большинство лидеров стран Совета сотрудничества занимает довольно осторожную позицию по вопросу дальнейшей либерализации, опасаясь резкого снижения исторически доминирующей роли государства в регулировании экономики. Как арабские, так и западные специалисты считают, что аравийским монархиям необходимо принимать более активные меры в этом направлении для повышения своей глобальной конкурентоспособности и решения актуальных макроэкономических задач.

Необходимо отметить, что либерализация внешнеэкономической деятельности в странах ССАГПЗ неоднозначно сказывается на их экономических связях с США. Так, с одной стороны, вышеназванные процессы облегчают доступ американских компаний на рынок стран Совета сотрудничества, а с другой, США сталкиваются со все возрастающей конкуренцией со стороны других стран. В условиях наличия существенных препятствий для осуществления внешнеэкономической деятельности в ССАГПЗ США обладали сравнительным преимуществом при проникновении на рынок аравийских монархий за счет хорошо развитой системы информационной, юридической и политической поддержки деятельности американского бизнеса в этих государствах, что было результатом аравийско-американских стратегических отношений. Сейчас же экономическая либерализация в рамках ССАГПЗ ведет к снижению значимости этого преимущества для США.

Важным фактором, оказывающим непосредственное влияние на развитие аравийско-американских отношений, является также экономическая политика стран ССАГПЗ, направленная на приватизацию и диверсификацию, которые рассматриваются аравийскими монархиями в качестве основного средства преодоления высокой зависимости от нефтяных доходов. К примеру, за период 1997-2000 гг. среднее изменение объема нефтяных доходов стран аравийской шестерки составило 15-37% за год. В этой связи можно отметить значительные успехи стран Совета сотрудничества в сфере диверсификации национальных экономик. В ОАЭ ненефтяной сектор составляет в настоящее время 70% ВВП, а в Бахрейне - 80%. Газовая отрасль становится вторым после нефти локомотивом экономики большинства стран этого интеграционного объединения. США уже захватили лидерство по сотрудничеству с аравийскими монархиями в сфере добычи, сжижения и транспортировки природного газа. Это сотрудничество включает как прямые инвестиции, так и поставки оборудования, услуги по строительству и обеспечению деятельности газосжижающих заводов и т.д. Среди других отраслей диверсификации можно отметить нефтепереработку, нефтехимию, туризм, финансовые услуги.

Что касается приватизации, то это направление экономической политики рассматривается лидерами государств ССАГПЗ в качестве меры обеспечения большей роли частного капитала, в том числе и американского, в развитии национальной экономики. Разгосударствление крупнейших аравийских компаний создает привлекательные инвестиционные возможности для американских предпринимателей.

Отмечая важность экономической политики аравийской шестерки для развития торгово-экономических связей с США, нельзя забывать, что фактором, заложившим основу этого сотрудничества, стало обилие запасов углеводородного сырья в странах ССАГПЗ. США всегда преследовали стратегические цели в отношениях с аравийскими монархиями, обладающими почти половиной мировых запасов нефти. Экономические интересы США в этом регионе, прежде всего, имеют целью обеспечение свободного доступа к запасам углеводородного сырья, а также поддержание стабильности на мировом рынке нефти. Эти стратегические связи затрагивают не только внутреннюю энергетическую безопасность США, но и позволяют им в значительной степени оказывать влияние на мировое экономическое развитие и поддерживать свою глобальную конкурентоспособность. Так, аравийские монархии сознательно идут на значительные издержки по содержанию дополнительных незадействованных мощностей по добыче нефти для того, чтобы иметь возможность удерживать цены в рамках определенного коридора, увеличивая и снижая свое производство для выравнивания спроса и предложения на мировом рынке. США, в свою очередь, берут на себя обязательства по обеспечению легитимности правящих режимов аравийских монархий и поддержанию безопасности в регионе Персидского залива.

Однако в настоящее время аравийско-американские стратегические отношения претерпевают существенные изменения, что связано с ростом цен на нефть с 2003 г. Представляется, что в условиях большей нестабильности мирового рынка нефти только оперативный пересмотр соглашений США и аравийских монархий о контроле цен на это сырье может стать стабилизирующим фактором на рынке нефти. Обе стороны уже доказывали, что они сохраняют свои обязательства, предписанные стратегическими отношениями, однако критерии этих отношений нуждаются в переоценке в связи с изменившимися глобальными экономическими условиями. В этом контексте в первую очередь требует пересмотра система ценообразования на нефть.

Помимо координации в сфере нефтедобычи нефтяной фактор оказывает непосредственное влияние и на весь комплекс торгово-экономических связей САГПЗ и США за счет колоссальных доходов аравийских монархий от экспорта энергоносителей.

Во-первых, в США инвестированы многомиллиардные нефтедолларовые активы стран ССАГПЗ.

Во-вторых, за счет доходов от экспорта углеводородов аравийские монархии смогли создать развитую инфраструктуру, современную промышленность и сектор услуг. Это обстоятельство, с одной стороны, способствовало росту экспорта американского оборудования и технологии в страны ССАГПЗ, а с другой, создало новые сферы сотрудничества в области приложения американских капиталовложений в этих государствах.

В-третьих, значительная часть нефтедолларов была направлена на покупку вооружений, и основным партнером аравийской шестерки в этой области стали США, получив за 1987-1999 гг. от стран ССАГПЗ заказов на закупку вооружений на сумму более 55 млрд. долл., что составило 45% от общей стоимости их расходов на импорт военной техники за указанный период.

В-четвертых, высокие доходы аравийских монархий сделали их быстро растущий рынок очень привлекательным для американских экспортеров.

Страны аравийской шестерки уже четвертое десятилетие отличаются высокими темпами роста населения, что ведет к пропорциональному увеличению потребительского спроса. Так, например, темпы формирования новых домашних хозяйств в Саудовской Аравии достигли 6-8% в 2000 году. Новые домохозяйства нуждаются практически во всех видах потребительских товаров, включая товары длительного пользования. Кроме того, меры по приватизации и либерализации ведут к тому, что в государствах аравийской шестерки растет спрос на капитальные товары. В целом, совокупный спрос в этих странах может устойчиво расти на 2-5 млрд. долл. в год, что делает рынок стран ССАГПЗ чрезвычайно перспективным для американских экспортеров.

Что касается инвестиционного сотрудничества, то можно отметить важность потоков капиталовложений как из США в ССАГПЗ, так и в обратном направлении. Большая часть американских капиталовложений представляет собой прямые инвестиции в совместные проекты, в то время как капитал, вложенный аравийскими монархиями в США, размещен в основном в портфельных активах и недвижимости. Заслуживает внимания такая своеобразная схема привлечения американского капитала, используемая в странах Совета сотрудничества, как экономический офсет. Эта программа, несмотря на значительное противодействие со стороны США, дает ощутимые результаты.

Статистика притока прямых американских инвестиций в страны ССАГПЗ иллюстрирует конкретные результаты экономической политики аравийских монархий. Так, поток капиталовложений из США стал увеличиваться после начала либерализационных процессов в Совете сотрудничества, а структура инвестированного капитала стала постепенно изменяться в пользу не нефтяных отраслей, что свидетельствует об определенном успехе программ по диверсификации и приватизации. В то же время доходность инвестиций в странах ССАГПЗ превышает среднюю доходность американских капиталовложений по всем странам мира (12,53% и 8,15% соответственно в 2002 г.), что говорит о значительном потенциале этой сферы аравийско-американских связей, который еще предстоит реализовать с помощью активизации мер по всемерной экономической либерализации.

С начала нефтяного бума 70-х гг. аравийские капиталовложения в США играют важную роль в двусторонних экономических отношениях. Такие инвестиции, по различным оценкам, достигают 1 трлн. долл., что составляет до 60% всех зарубежных активов аравийской шестерки. Однако в последнее время в связи с ухудшением политических отношений между США и Саудовской Аравией объем таких капиталовложений стал сокращаться, что вызывает серьезные опасения у американских экономистов и политиков. По оценкам различных специализированных изданий, страны Совета сотрудничества вывели до 400 млрд. долл. из американской экономики из опасений о возможном замораживании этих средств Государственным департаментом США на основании подозрений в финансировании международного терроризма.

Одним из факторов, оказывающих существенное влияние на развитие отношений между аравийской шестеркой и США, является военно-техническое сотрудничество. Эта сфера является неотъемлемой частью аравийско-американских стратегических взаимоотношений. Так, в обмен на поддержание стабильности на мировом рынке нефти государства Совета сотрудничества получают возможность закупать современное американское вооружение для обеспечения безопасности и внутренней стабильности в крайне неспокойном ближневосточном регионе. Вашингтон преследует таким образом двойную цель - поддержание безопасности в странах с крупнейшими в мире нефтяными месторождениями и рециклирование значительных сумм нефтедолларовых средств. В последнее время США стали активно развивать военно-техническое сотрудничество со странами-членами ССАГПЗ. Кувейт, например, был объявлен основным союзником США среди ненатовских стран, что, очевидно, является результатом роста напряженности в саудовско-американских отношениях после терактов 11 сентября 2001 г., вследствие чего США стали искать новые пути реализации своих геостратегических интересов.

Важную роль в развитии торгово-экономических отношений ССАГПЗ и США играет такая сфера, как финансирование этих связей. До недавнего времени эта сфера аравийско-американских контактов не была развита, так как аравийские монархии не испытывали трудностей с финансовыми ресурсами благодаря притоку нефтедолларовых средств. Однако в связи с наличием постоянных дефицитов платежного баланса стран ССАГПЗ с начала 1990-х гг., они стали уделять повышенное внимание кредитованию своей внешнеэкономической деятельности. Ведущая роль в этой сфере принадлежит коммерческим банкам. Ожидается, что размеры финансирования аравийско-американских торгово-экономических связей возрастут в ближайшее время в связи с начинающейся либерализацией финансового сектора государств Совета сотрудничества, в результате которой иностранные банки получили доступ на рынок банковских услуг этих стран.

Еще одним активно развивающимся инструментом финансирования, получившим дополнительный импульс в последнее время, является привлечение средств с помощью специализированных государственных фондов государств аравийской шестерки, которые стали предоставлять льготное финансирование проектов с иностранным участием. Необходимо также отметить программы экономической компенсации стран Совета сотрудничества, благодаря которым они привлекают значительные средства в высокотехнологичные проекты. Представляется, что роль финансирования внешнеэкономических отношений будет играть все большую роль в развитии торгово-экономических связей ССАГПЗ и США как за счет либерализации традиционных механизмов, так и за счет развития принципиально новых, таких как, например, исламские банки.

Что касается перспектив развития аравийско-американских торгово-экономических отношений, то они, по-прежнему, во многом будут определяться воздействием нефтяного фактора. Прогнозы развития мирового рынка нефти, основанные на анализе как доли нефти в мировом энергопотреблении, так и темпов роста мировой экономики, указывают на то, что в ближайшие 20 лет нефть будет оставаться ключевым энергоносителем в мире. Кроме того, маловероятно, что страны ССАГПЗ потеряют лидирующие позиции в обеспечении стабильности мирового рынка нефти, даже несмотря на растущую конкуренцию со стороны других стран-производителей нефти, в особенности, России. Государства аравийской шестерки контролируют ситуацию на мировом нефтяном рынке за счет поддержания существенного количества незадействованных мощностей по добыче нефти, которые они используют в качестве своеобразного «оружия сдерживания».

Современная ситуация на мировом рынке энергоносителей еще раз подтвердила стремление и готовность стран ССАГПЗ обеспечивать стабильность цен на нефть. Так, в условиях, когда мировой экономический рост стал причиной введения в эксплуатацию всех свободных мощностей по добыче нефти, что привело к появлению опасений в возникновении продолжительных кризисов нехватки этого сырья, только государства Совета сотрудничества подтвердили готовность обеспечить необходимый уровень незадействованных нефтедобывающих мощностей. Это объясняется тем, что, во-первых, только государства аравийской шестерки обладают достаточными для этого финансовыми ресурсами; во-вторых, благодаря легкости добычи нефти в регионе, с одной стороны, требуется гораздо меньше капиталовложений для разведки запасов и организации добычи нефти, чем в других странах мира, а с другой, существует возможность быстрого ввода в строй таких новых мощностей; и в-третьих, только в государствах ССАГПЗ нефтедобывающая отрасль находится под полным контролем государства, которое, в отличие от частных компаний, готово нести издержки по содержанию существенного объема незадействованных мощностей. Как следствие, представляется, что определяющее влияние аравийских монархий на мировой рынок нефти и стратегические отношения с США сохранятся и в дальнейшем.

Известно, что нефть является одним из важнейших факторов, определяющих мировую политику. По этой причине экономические отношения ССАГПЗ и США на протяжении всей своей истории сильно зависели от международных политических процессов. Это обстоятельство, с одной стороны, способствовало установлению и развитию аравийско-американских стратегических отношений, так как США стремились иметь в лице крупнейших нефтедобывающих стран своих партнеров, а с другой, значительно тормозит развитие экономических отношений в связи с нестабильной политической ситуацией в регионе Персидского залива.

Необходимо отметить возрастающую негативную роль экзогенных факторов политического и социального характера на развитие аравийско-американских торгово-экономических отношений. Так, теракты 11 сентября 2001 г. привели к эскалации напряженности в отношениях между Саудовской Аравией и США, что незамедлительно сказалось на торговом и инвестиционном обороте между этими странами. Кроме того, указанные события стали причиной мирового экономического спада, что привело к резкому снижению спроса на нефть и, как следствие, уменьшению доходов аравийских монархий. Реакция США, выразившаяся в военных кампаниях в Афганистане и Ираке, стала причиной роста неприязни к США во всем арабском и мусульманском мире в целом. В то же время американская так называемая антитеррористическая кампания стала причиной скачка цен на нефть на мировом рынке нефти.

Подводя итог, можно сказать, что развитие экономических отношений ССАГПЗ и США будет по-прежнему определяться, в первую очередь, нефтяным фактором, а также темпами экономической интеграции и либерализации в рамках ССАГПЗ. Мировые политические процессы же могут не только нивелировать влияние чисто экономических факторов, но и существенно сократить масштабы аравийско-американских торгово-экономических связей в целом. Вместе с тем, принимая во внимание сохраняющуюся важность нефти для мировой экономики, представляется, что стратегические отношения ССАГПЗ и США сохранятся в кратко- и среднесрочной перспективе, трансформировавшись с учетом современных реалий глобальных экономических и политических процессов.

 


 

Список использованной литературы

 

1. Авдокушин Е.Ф. «Международные экономические отношения», ИВЦ «Маркетинг», Москва, 1999.

2. Александров И.А. «Монархии Персидского залива. Этап модернизации», Дело и сервис, Москва, 2000.

3. Васильев А.М. «История Саудовской Аравии», Классика Плюс, Москва, 1999.27. «Король-реформатор. Видение российской интеллигенции», Прогресс, Москва, 2002.

4. Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. «Правовое регулирование иностранных инвестиций в России и за рубежом», «Финстатинформ», Москва, 1993.

5. Егорин А.З., Исаев В.А. «Объединенные Арабские Эмираты», ИИИБВ, Москва, 1997.31. «Шейх Заед бен Султан аль-Нахайян: Великое служение», Москва, Палея-Мишин, 2000 г. 32. «Государство Кувейт», Наука, Москва, 1990.

6. Закария М.Г., Яковлев А. И «Нефтяные монархии Аравии на пороге XXI века», ИИИБВ, Москва, 1998.

7. Исаев В.А., Филоник А.О. «Кувейт: контуры экономических перемен», ИВ РАН-ИИИБВ, Москва, 2003.25. «Королевство Саудовская Аравия. История и достижения», Дар аль-Кэмам, Эр-Рияд, 1998.

8. Исаев В.А., Филоник А.О. «Султанат Оман», ИИИБВ, Москва 2002.

9. Исаев В.А., Филоник А.О. «Королевство Бахрейн», ИВ РАН-ИБВ, Москва, 2006.

10. Исаев В.А., Филоник А.О. «Государство Катар: проблемы развития», ИИИБВ, Москва, 1999.36. «Маджаллат Джамиат аль-Малик ас-Сауд», выпуск 23, Эр-Рияд, 2001.

11. Косач Г.Г., Мелкумян Е.С. «Внешняя политика Саудовской Аравии», ИИИБВ, Москва, 2003.

12. Матяш В.Н. «Россия США: нефть и геополитика», Дипломатическая академия МИД России, Москва, 2004.

13. Мелкумян Е.С. «ССАГПЗ в глобальных и региональных процессах», ИИИБВ, Москва, 1999.4. «Глобальные тенденции развития человечества до 2015 года», У-Фактория, Екатеринбург, 2002.

14. Мельянцев В.А. «Арабо-исламский мир в контексте глобальной экономики», Москва, 2003.

15. Осипов А.И. «Экономическая экспансия США в арабских странах», Наука, Москва, 1980.13. «Нефтедоллары и социально-экономическое развитие стран Ближнего и Среднего Востока», Наука, Москва, 1979.

16. Павлов В.В., Хоминич И.П. «Кредитование внешнеэкономической деятельности», ФБК-Пресс, Москва, 1998.

17. Павлов В.В. «Исламские банки в современном мире», Институт Африки РАН, XXI Век-Согласие, Москва, 2000.10. «Вооруженные силы и военная экономика стран Азии и Северной Африки», Институт востоковедения РАН, Москва, 2002.

18. Руденко Л.Н. «Регулирование внешнеэкономической деятельности в странах Персидского Залива», ИИИБВ, Москва, 1996.

19. Руденко JI.Н. «Проблемы привлечения иностранных инвестиций в арабские страны в условиях глобализации», ИВ РАН-ИБВ, Москва, 2006.

20. Сусанян К.Г. «Аравийские государства и внешнеэкономическая стратегия США», Международные отношения, Москва, 1986.

21. Тасымов Б.С. «Саудовская Аравия: эпоха созидания», Прогресс, Москва, 2002.19. «Саудовская Аравия: эволюция режима и пределы возможного в политическом развитии», ИИИБВ, Москва, 2003.

22. Филоник А.О., Исаев В.А., Федорченко А.В. «Финансовые структуры Ближнего Востока», ИИИБВ, Москва, 1996.

23. Филоник А.О., Вавилов А.И. «Саудовская Аравия: поиски внутренней гармонии», ИИИБВ, Москва, 2004.

24. Фридман JI.А. «Процесс глобализации и его воздействие на развитые и развивающиеся страны», Москва, 1999.

25. Экономидес М., Олини Р. «Цвет нефти», Олимп Бизнес, Москва, 2004.

26. Яковлев А.И. «Саудовская Аравия: пути эволюции», Институт изучения Израиля и Ближнего Востока (ИИИБВ), Москва, 1999.

27. Яковлев А.И. «Социально-экономические реформы как инструмент ускоренных преобразований восточных обществ по капиталистическому пути. Опыт Саудовской Аравии», Москва, 1999.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...