Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимодействие США и стран ССАГПЗ на сегодняшний день




 

Отношения между Королевством Саудовская Аравия и Соединенными Штатами Америки уходят корнями на десятилетия в историю, еще в довоенный период. Государство КСА было создано в 1925 г. семейством аль-Саудов, и это стало первым случаем в истории, когда страна получила название по имени правящей династии - Саудовская Аравия. Спустя всего несколько лет, в 1933 г., Америка (а точнее, американская нефтяная компания «Standard Oil of California»), прельщенная перспективами существования в этой стране энергоресурсов, заключила с правительством КСА концессионные соглашения, основав компанию «Arabian American Oil Company» − «Aramco». Надежды США не были напрасными - в 1938 г. в Саудовской Аравии обнаружили первое крупное месторождение нефти, что предопределило повышенный интерес Вашингтона к Королевству.

При этом Америка не была монополией в этом регионе - Саудовскую Аравию плотно удерживала в тисках финансовой зависимости Великобритания, чье экономическое влияние беспокоило «нефтяных гигантов» США. Поэтому Вашингтон поставил целью курс на замену собой Англии в этом регионе в качестве господствующей державы, который и начал активно реализовывать с начала 1943 г.: Рузвельт отдал распоряжение об организации помощи по ленд-лизу правительству Саудовской Аравии, защита которой стала жизненно важной для США.

На сегодня экономические отношения между США и КСА, несмотря на то, что Королевство является очень важным рынком сбыта американской продукции, в основе своей сводятся к энергетической сфере.

Америка - второй по величине импортер саудовской нефти (после рынков Азии). Доля «черного золота» в совокупном экспорте КСА составляет более 90%, поэтому неудивительно, что в 1980 г. правительство государства выкупило все акции «Aramco», сменив название на «Saudi Aramco». Впрочем, это не нанесло сколько-нибудь заметного ущерба США: за несколько лет до этого, в 1973 г., руководство Белого дома договорилось с Домом аль-Саудов о продаже впредь всей саудовской нефти в долларах США, что, безусловно, принесло Вашингтону огромную выгоду.

В 2011 г. появились данные об определенных сложностях КСА в перспективе. Так, согласно сообщениям сайта Wikileaks, реальные запасы нефти в Саудовской Аравии могут оказаться на 300 млрд. барр., то есть на 40%, ниже официально заявленных. В связи с этим королевство может не справиться с задачей сдерживания роста нефтяных цен. Несмотря на это, нефтяной фактор изначально являлся первоочередным в построении американо-саудовских отношений и сегодня по-прежнему играет в продолжении диалога «первую скрипку», хотя и не единственную.

Отношения США и Саудовской Аравии, по праву носящие статус «особых», наравне с американо-британскими, американо-израильскими или американо-японскими отношениями, имеют ряд характерных черт:

Так, взаимосвязь носит «системный» характер, что обусловлено в целом неизменностью тональности диалога в связи со сменой власти в Вашингтоне: на протяжении десятилетий, несмотря на правление республиканцев или демократов, взаимоотношения рассматривались как союзнические.

Кроме того, им присущи черты непубличности, высокой персонификации и ограниченности вовлеченных субъектов. Это находит подтверждение в достаточно частых контактах двух лидеров государств при их минимальной освещенности в СМИ. В основе отношений между Вашингтоном и Эр-Риядом лежит комплекс взаимных интересов и взаимной выгоды. Так, помимо огромных нефтяных запасов, Саудовская Аравия фактически являет собой один из двух духовных центров в мусульманском мире (КСА - для суннитов, Иран - для шиитов). Ислам является краеугольным камнем в основе внутренней и внешней политики Королевства, что делает возможным лидерские позиции государства в регионе. Значимость Саудовской Аравии для арабских стран характеризует и то, что глава КСА носит титул «Хранителя двух святынь» (т.е. Мекки и Медины). Все это делает Эр-Рияд важной опорой для Вашингтона в проведении своей ближневосточной политике. «Особые» отношения определяют прочность глобальных позиций США не только в экономическом, но и военно-стратегическом измерении. Последний фактор имеет весьма важное значение для Саудовской Аравии, которая приобрела в лице Америки гарант национальной безопасности.

Ирано-иракская война, а затем и экспансия Ирана на территорию Кувейта, показали уязвимость Саудовской Аравии в военном плане, ее неспособность к отражению возможной угрозы. Операция США в Персидском заливе в 1991 г. позволила Вашингтону расширить свое военное участие в регионе посредством использования саудовской территории. В Саудовской Аравии на постоянной основе был размещен американский воинский контингент, что, с одной стороны, обеспечило защиту безопасности страны, но с другой, внесло разлад в духовно-политическую элиту Королевства. Тем не менее, это не заставило руководство страны полностью отказаться от «военного щита» США: в КСА размещены 9 тыс. американских военнослужащих, а также авиабазы «Эль-Хардж», «Принц Султан». Военно-техническое сотрудничество Америки и Саудовской Аравии ведется более 40 лет. США сыграли ключевую роль в процессе создания саудовской армии, содействуя подготовке национальных военных кадров и поставляя крупные партии американского вооружения. Миллиардные контракты ставили саудовское правительство в долгосрочную зависимость от США как от поставщика-монополиста на протяжении многих лет.

Помощь и присутствие США в регионе (на конец января 2012 г. Соединенные Штаты располагали в регионе двумя авианосными ударными группировками во главе с авианосцами «Авраам Линкольн» и «Карл Винсон») играет на руку Дому аль-Саудов в отношениях с соседними странами, особенно в контексте исторического противостояния КСА и Ирана, который всегда обладал мощными в региональном отношении вооруженными силами.

Учитывая весомые позиции КСА в арабском мире, США на протяжении не одного десятка лет рассматривают Королевство в качестве стратегического партнера. В 80-е гг. Саудовская Аравия и Соединенные Штаты осуществляли «скрытое» противодействие советским войскам в Афганистане.

Сегодня такое сотрудничество отчетливо проявляется в ближневосточной политике Белого дома. Так, например, оба государства координируют действия относительно Ирана, поскольку смена радикального шиитского руководства в ИРИ является целью, как Вашингтона, так и Эр-Рияда. Для первого это будет означать «подавление непокорного Тегерана» и взятие под контроль его огромных энергозапасов, для второго - устранение сильнейшего идеологического и военного противника. Именно поэтому руководство КСА безоговорочно поддержало нефтяное эмбарго Запада против Тегерана, заявив, что готово полностью компенсировать возникшую в связи с этим нехватку в поставках сырья в Европу. Королевство также готово поднять свою квоту на добычу «черного золота», тем самым снизив цены на нефть, дабы подорвать экономику Ирана.

Кроме этого, в 2011 г. Белый дом и Дом аль-Саудов заключили «сделку», согласно которой Саудовская Аравия поддержала введение бесполетной зоны над Ливией и обязалась по возможности «склонить» ряд арабских государств к такому же решению при голосовании в Лиге Арабских Государств в обмен на «одобрение» ввода саудовских войск в Бахрейн с целью подавления проявления здесь «арабской весны» в лице протестующего шиитского населения. При этом на жесткие действия саудитов в соседнем государстве западные СМИ фактически «закрыли глаза».

У США заключены соглашения о свободной торговле с Оманом и Бахрейном, а также имеются индивидуальные торговые соглашения и рамочные инвестиционные соглашения с четырьмя другими странами-участниками Совета по сотрудничеству стран Персидского залива. Соединённые Штаты ищут возможности по укреплению торговых связей с Обьединёнными Арабскими Эмиратами и другими странами ближнего Востока.

Заместитель министра по вопросам международной торговли Франсиско Санчес отметил, что международный экономический кризис 2008-2009 годов научил многих американских предпринимателей мыслить глобально.

На данный момент мы видим, что всё больше и больше компаний ищут возможности для деятельности за рубежом, и ближний Восток является привлекательной для американских компаний платформой для делового сотрудничества.

США подписали соглашение с государствами Персидского залива о торгово-инвестиционном сотрудничестве. Договор формально был заключен между Соединенными Штатами и Советом по сотрудничеству стран Персидского залива, в который входят Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт, Катар, Оман и ОАЭ.

В 2011 г. объем двусторонней торговли между США и государствами региона достиг 100 млрд долл., причем Вашингтон закончил предыдущий год с отрицательным сальдо в 24 млрд долл.

Основу американского экспорта составляют вооружения, продукты машиностроения, медикаменты. Государства Персидского залива поставляют в США нефть, алюминий, удобрения, ресурсы для химической промышленности. В 2010 г. прямые инвестиции США (исключая финансовые вложения) составили 23,5 млрд долл.

У Омана и Бахрейна подписаны договоры с США о свободной торговле. Ожидается, что другие государства Совета по сотрудничеству стран Персидского залива могут подписать аналогичные соглашения с США в будущем.

Продажа вооружения США странам Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), включая Арабские Эмираты, увеличилась в 2011 году втрое.

Страны ССАГПЗ, включая ОАЭ, втрое увеличили в прошлом году свои расходы на закупку вооружения у США. Общий объем средств, затраченный ими в указанный период времени, составил US$ 66,3 млрд, что было обусловлено их стремлением пополнить свои военные припасы в связи с растущим напряжением с Ираном.

Согласно информации научно-исследовательской службы конгресса США, в минувшем году общий объем продаж в регионе стран ССАГПЗ достиг рекордной величины. Для сравнения, в 2009 году он составил 31 млрд долл., в 2010 году - 21,4 млрд, в 2011 году - 66,3 млрд. Снижение продаж в 2010 году объясняется негативными последствиями всемирного экономического спада. Однако увеличивающееся напряжение между странами ССАГПЗ и Ираном в связи с программой последнего по созданию собственного арсенала ядерного оружия способствует тому, что эти страны тратят миллиарды долларов на оборонные закупки.

Продажа вооружения за рубеж становится все более важной для военных производителей из-за сокращения Пентагоном бюджета на его закупку, обусловленного стремлением властей США сократить дефицит бюджета.

Общая сумма военных сделок между США и Саудовской Аравией в 2011 году составила 33,4 млрд. долл. Соглашения включали приобретение 84 американских всепогодных тактических истребителей четвертого поколения F-15 и модернизацию уже 70 купленных F-15 ранее.

В декабре 2011 года ОАЭ приобрели противоракетный комплекс мобильного наземного базирования для высотного заатмосферного перехвата ракет средней дальности (THAAD) компании Lockheed Martin Missiles & Space стоимостью 3,49 млрд. долл., и 16 американских тяжелых военно-транспортных вертолетов продольной схемы Боинг CH-47 «Чинук» (Boeing CH-47 Chinook) на общую сумму US$ 939 млн.

Оман в том же году приобрел 18 истребителей F-16 на общую сумму 1,4 млрд. долл.

Управление военного сотрудничества минобороны США объявило в июне 2012 года о том, что оно собирается продать вооружение Катару и Оману на общую сумму 1 млрд. долл.

Отмечается, что Катар заинтересован в приобретении 12 американский многоцелевых вертолетов Сикорский UH-60 «Блэк Хоук» (Sikorsky UH-60 Black Hawk), 26 двигателей и 15 систем сигнализации единых модульных ракет.

Что касается Омана, то он планирует приобрести 55 управляемых ракет «воздух-воздух» с инфракрасной головкой самонаведения AIM-9 «Сайдуиндер» (AIM-9 Sidewinder), а также другое военное оборудование.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...