Экономическое значение образования в современных экономиках
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Введение
К числу важнейших экономических закономерностей, свойственных различным странам, относится процесс интеллектуализации экономики и других сторон социальной жизни. Проявляется этот процесс двояко: возрастает роль таких отраслей социальной сферы как образование и наука; усиливается значение интеллектуальной деятельности внутри других отраслей народного хозяйства. Обе эти тенденции способствуют формированию и совершенствованию образовательного, профессионального, научного, духовного потенциала общества и являются сегодня важнейшим фактором социально-экономического развития. Экономическое значение образования состоит, прежде всего, в его активном влиянии на развитие производительных сил страны, на повышение эффективности общественного труда. Образование играет ключевую роль в подготовке к профессиональной деятельности в соответствии с потребностью общества в рабочей силе, участвуя в процессе общественного воспроизводства. Образование относится к той сфере жизнедеятельности людей, где воспроизводятся способности работника к труду, приобретаются общеобразовательные и специальные знания, формируется морально-психологическое отношение к труду. Кроме того, образование охватывает специфическую отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности общества в образовательных услугах, занимается подготовкой кадров, формирует их знания, умения и навыки, которые будут востребованы в трудовой и иной деятельности. В системе экономических наук наряду с отраслевыми экономиками (промышленности, сельского хозяйства, строительства и др.) сегодня существует экономика образования. Ее предмет можно определить так. Это наука, о специфике производительных сил и производственных отношений в отрасли, создающей образовательные услуги, удовлетворяющей потребности личности и общества в них при ограниченных ресурсах, выделенных на эти цели. Она исследует и выявляет особенности действия экономических законов и категорий в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки квалифицированной рабочей силы, повышения образовательного и культурно-технического уровня населения.
Целью данной работы является рассмотрение экономического значения образования для общества. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: . Раскрыть экономическое значение образования в жизни и развитии общества и человека; . Рассмотреть задачи системы образования и определяющие их вопросы; . Рассмотреть недостатки современного образования; . Раскрыть функции образовательной системы; . Охарактеризовать образовательную систему Новосибирской области.
Экономическое значение образования в современных экономиках
Понятие экономического значения образования
К числу важнейших экономических закономерностей, свойственных различным странам, относится процесс интеллектуализации экономики <http://click02.begun.ru/click.jsp?url=8erDka2npqfHYWwMssNIqq2MlpNmNjcJHhOLyDefQsHAowktMGp-zbvEQ2gRZ18i0dvGHiikWYH8JjQ2raErhya0aF1Tpt33NfFPnMfgAabQuLPam0USHCYQEK3COy028xvDu6W7WYMGTU9enpcuPaxmzxMVV*wDQk7IXbrgRR25Gp0bJlr*OgJR5ohd*aV13Ko0cfjEqUtFHkF3JOX19SmliH0gdnqD8R1Yj-VkZNoLQNn56IGbmdwjxJdPAgBahtYoC*YqKU2yzLnuBXHIw4MOSTQLfk508OZq3foK0oK663eCwDIa*zK84g7wiqPv6kqNyJh4vGmjZQmEXscmy*vxMrXNW8CSBhY9LCe2GRZehL8T8lj0hGc1eGLEfUoYqJm5sOSjx9A6IuCmYNFjQiwaI6nrbl7NUIQFr2mFA6xANdRs3Bo70oKhye-r-WwGOfE*lOiIVrdafHp0IIhfsRBWzofkQNhKR5OktZVup*VYRl0n&eurl%5B%5D=8erDkTY3NjfNznSizXbVzATvrqEmurkSjsa9ujIUYN1A4x4B> и других сторон социальной жизни. Проявляется этот процесс двояко: возрастает роль таких отраслей социальной сферы как образование и наука; усиливается значение интеллектуальной деятельности внутри других отраслей народного хозяйства. Обе эти тенденции способствуют формированию и совершенствованию образовательного, профессионального, научного, духовного потенциала общества и являются сегодня важнейшим фактором социально-экономического развития [1 c.70].
Экономическое <http://click02.begun.ru/click.jsp?url=8erDkaunpqfGUhxU6psQ8vXUzss*bm9RRkvTkMY0NVrPXKgxxqsX4keKbMTDzb7zUq5vOdZndMBxmr8kJnUXlmZQj*ic4aB-78vWoJjdm7QHAo*2V3PG*IOsStKByyX6d3q1ug*Vq8gURnnQI7bfWeccdDP3-NCv5Wm0SicX7sGydtbDkdE1Jd2ztWQIXQoDiBjkYU7XDcJEk8MGqTtYo-0kJe*G5y6GrdrappAlysfsKzqSU6SSkKYVlZVKvufChwd2l5LrUeIZ6s72Xp-z3weM-j1TcIdYs8wNkU1a2TajpScJf3CS1C5FVQjOmS6986-DRxgnLJazw0ogpoP2C*yV9lRXSrbSSy9ktDhOl1m6OP40Ly-vVW3MeJ37hbg7sHMJ4EUx5FZ7kUUjwS7iRwvHT9g9WooPHxKdXX0kQfj1XtgDwAZh0x*0o0T5MY6-McdPzaIpBl3*quKCIlh0nSJE29YEDWsTzval1pl*428ppF7G4mynjGcfAeBB3TjbzoriwOiJPJyI1QjK*Vjp9ChsDMVXRDwKpkYnOug7fwcVuBGm1fn9ZK3*JG2WS1ILSOQgPA&eurl%5B%5D=8erDkTU0NTQF408pRv1eR49kJSpv-GoAWQwVwqyueaLGuHyv> значение образования состоит, прежде всего, в его активном влиянии на развитие производительных сил страны, на повышение эффективности общественного труда. Образование играет ключевую роль в подготовке к профессиональной деятельности в соответствии с потребностью общества в рабочей силе, участвуя в процессе общественного воспроизводства. Образование относится к той сфере жизнедеятельности людей, где воспроизводятся способности <http://click02.begun.ru/click.jsp?url=8erDkT03NjfSI5o7hfR-nZq7oaRRAQA*KSS8-8RP8kJjqCWnb1y00nmH6PK2VBcSIXxDlthMnwclUtp8juDcRQyqbF38z1ymBl8u*BUQFc2OYQTR433BmXQHuPslaCa8KuyGDtzbrfhwOquMvG7gpEuZiPfl54*5mT5EsXck3YAefbZwlUvoptD32zE0y8jZEBOjkuhJXFmkQTwaC*8BAVnyA6Qh1f0iY8zn9Ogddc0IYBtxYEgQBRJj9to*QrnwYpUeF1f0SiyA*qLc1OxiJ0k-KGWxqSIRdXacb8r2Kph11SV5OUzhuyAd*APol7G3xoF2M3ZxbopejJrjIhxKqKbYjUmQuxunQfeNnrF2X09prkfcbSw1sHBFIgOJeMoAKWawCvYBSJgpt18PMmcvnQetWB2xx*M2qldm0YxI6mEy5wK6Q1sA-k-ZGLp1q3*WKKo2J9DE-NP0SB5yDBCKRlNl0rxmmyy6SXuLWeMZquRbVYp-1UasIgpS7DeyeKcUzQRlBg&eurl%5B%5D=8erDkTY3NjeNuM8XeMNgebFaGxT-BLYGGhJH*cGL8VpIoixW> работника к труду, приобретаются общеобразовательные и специальные знания, формируется морально-психологическое отношение <http://click02.begun.ru/click.jsp?url=8erDkbq3trd3UWflWyqhQ0Rlf3qP397g9-piITaWuQHJL7vE4-kcO9xESEYhcKiVYfX2A2IbfsXJKEoAAlEzskJ0q8y4xYRby*-yhLz5v5AjJquSYQ1XBcv-gmTSjucbSVhb5rdlRrjoQ42XZsNXavRfXBxXinNbz7zXHam74NXD9xFoz2VKSnznoBiEaut09ZqRX16L1MHeKbof2oVw5EIKblux9bKwhiQAfsYU*Sa8AJ89ySzvRF9iFV4daqScV0mv5uiRNBR6nPuLr0AU63EcUjzZCcq4oP3iZZlOTp3PgMM3e9-14ei0ZuBh2xIdXWMVlpfnM8r927H-vhGkCYy9djFKWXHkja3PiR6mF71421uH9JRN0ANGV8ZzVJjeCBPOTgYIzG6xmg47ZO1EL2UzfioTqIx3aqQKua3*pHARkuyluLMtUsViwrx7nQAPPhQ4B7CmaOYMkoWkgehNkzx0uJNq08wYXfkXlM1V0VtSbzp*1Z5c-8yjH6Qw0FmWlhdklUSP*rOWXQud9PUHokEzPEM&eurl%5B%5D=8erDkQsKCwqQCqjfsAuosXmS09ziy8ZQP*H7ni-cloPFqnBn> к труду. Кроме того, образование охватывает специфическую отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности общества в образовательных услугах, занимается подготовкой кадров, формирует их знания, умения и навыки, которые будут востребованы в трудовой и иной деятельности [1 c.70].
В системе экономических наук наряду с отраслевыми экономиками (промышленности, сельского хозяйства, строительства и др.) сегодня существует экономика образования. Ее предмет можно определить так. Это наука, о специфике производительных сил и производственных <http://click02.begun.ru/click.jsp?url=8erDkfL--v862T5q1KUuzMvq8PUAUFFveHXtrn46xOmxvbISx8KZDSnlZPhXREbafyHlNb1JoPD*mWdKS28wDDY1cJqpeajktdkGzGNwwJASz1FQuneZTLVk*LC4U2Smjczt36dwM1ILxm99wupUNH-1vjyw8jfpwfwX09UijsySY8Ss9WnUrGVsLbsyv-9UeGxYtEC0*jLkmI7gYgavSgWjLsf4kpaV-k0FNKVdiwJ1mC84r8vi6nyuny65JtywPewaKS4ceBDa6fr09uNmRCGbKLmCHuG0f7FlPOQh1WGfLJhN7Wt1iLADyMNmnrc8Z7NLgytbXhocLPtNxdQDep78jUB1unaCYIgb8RN4GoVUv7ba7Jkf2jXh79tWLsuoIusc8MB*3rAiZTPXSBrlZtR7B2n3KcEje8Wii6on1jK7JCa9VHiMHdS6MieN3N79K06bGXytDPghohOABwUovRaYnOkQ5CbB0WEEpo7G6kEP3yiuYdHgZdBmJmaQZ2nfyQTR0ItaST9MVW560u9xZUE6viYjAE5tU7E9ag&eurl%5B%5D=8erDkTAxMDF2qUY7VO9MVZ12NzhdjpxiyQTtD5FGSZiTjRca> отношений в отрасли, создающей образовательные услуги, удовлетворяющей потребности личности и общества в них при ограниченных ресурсах, выделенных на эти цели. Система внесемейного образования, работающая на основе деятельности учителей-профессионалов, - элемент культуры всякого цивилизованного общества [2 c.29]. Характер систематического образования, его доступность и недоступность тем или иным социальным слоям в каждую историческую эпоху, отношение к учительству и учителей - к обучаемым, во многом предопределяют (обусловливают) последующую жизнь этого общества. Поэтому: - осмысленные действия в настоящем по организации системы образования представляют собой акт управления воплощения в жизнь в будущем неких возможностей, уже объективно открытых для осуществления в настоящем; - реформы во всякой системе (включая и систему образования), не определённые по отношению к целям и качеству функционирования системы в целом по завершении реформ, можно уподобить «навигации по флюгеру», хотя нормально всякое плавание имеет определённую цель и предполагает определённость маршрута её достижения [1 c.25]. Воспринимаемая обучаемыми в общеобразовательной школе информация и получаемые ими знания во многом формируют мировоззрение и миропонимание обучаемых, а следовательно - определяют в дальнейшем их убеждения, действия и поступки по жизни. Поэтому общеобразовательную школу можно назвать «генетической матрицей» народов культуры Русской многонациональной цивилизации. И если общество переживает затяжной кризис, то это означает, что на протяжении длительного времени, предшествовавшего кризису, система образования успела покалечить мировоззрение, миропонимание, интеллект, нравственность и психику обучаемых в целом в нескольких поколениях, которые, вступая во взрослую жизнь, постепенно деформировали свою национальную культуру и привели общество на грань катастрофы, предоставив ему существование, до поры до времени [7 c.73].
Для современного человека высшее образование стало легкодоступным, в последние годы его получают около 70% выпускников школ. Высшее образование дает совершенствованию личности и перспективу для карьерного роста. Студент может выбрать для себя любую форму обучения (очную, заочную или вечернюю) в институте. При заочном и вечернем обучении есть возможность трудоустроиться и тем самым получать образование и параллельно зарабатывать [1 c.70]. При устройстве на работу у студента есть возможность обучаться за счет работодателя. С помощью высшего образования повышается шанс занять высокую должность или стать квалифицированным специалистом. Качество знаний, получаемых в ВУЗе, зависит не только от способностей самого студента, но и от уровня аккредитации высшего учебного заведения. Обычно выделяют дневную и заочную форму обучения. При дневной форме обучения ежедневно студент посещает занятия, а при заочной - приезжает в ВУЗ только во время сессии. По форме оплаты обучение в ВУЗе может быть контрактным или бюджетным. При бюджетной форме обучения за обучение студента платит государство, при этом каждый месяц ему выплачивается стипендия [8, c.81].
Задачи системы образования и определяющие их вопросы
Одним из аспектов преодоления кризиса обществом является реорганизация системы образования на качественно иных принципах для того, чтобы получаемое в ней людьми образование соответствовало эпохе и обозримым перспективам жизни и развития общества. И чем более успешно общество в постановке и решении этой задачи, тем более продолжительный период бескризисного развития ему предстоит [2 c.29]. Обстоятельства краха СССР и длящийся второе десятилетие кризис становления постсоветских государств на его территории, включая и Россию, показывает, что проблема реорганизации системы образования в стране - актуальна. Но ни в специальных изданиях, ни в политической публицистике до настоящего времени не опубликованы материалы, в которых бы выразился взгляд на проблему реорганизации системы образования во всех её жизненно значимых аспектах в их взаимосвязи [1 c.70].
До настоящего времени из политических партий ясную позицию всегда занимали лишь «правые» партии - СПС и «Яблоко». Они прямо требуют для России школу западного типа, рассматривая образование как часть глобализации по образцу Западной цивилизации. Остальные политические партии ясной позиции по данному вопросу не имеют. Тематика публикаций, в которых встречаются слова «реформа системы образования», посвящена введению преподавания тех или иных учебных конкретных дисциплин (предметов), распределению учебных часов в программах школы и ВУЗов между дисциплинами учебного плана, но не вопросам о том [9 c.35]: - каким должен выходить из системы базового (т.е. обязательного) и специального образования обучающийся для того, чтобы в последующем его жизнь и труд протекали бы гладко с жизнью и трудом всех остальных людей; - что надо сделать в системе образования, чтобы люди с её помощью становились именно такими. То есть, необходимо ответить на вопросы: Чему учить? и Как учить? Базовое образование должно быть доступно всем учащимся одинаково и должно быть основой для получения специального (профессионального) образования (включая и высшее). В противном случае общество расслаивается на изолированные друг от друга по образовательно-профессиональному признаку корпорации и мафии, которые начинают враждовать друг с другом, вследствие чего общество в целом становится внутренне антагонистичным. Достижения СССР в сталинский период правления страной стали возможны благодаря многим объединительным факторам, в том числе - общеобразовательной школе. Основанная ещё И.В. Сталиным Советская общеобразовательная школа, включая рабфаки, вечерние школы и ПТУ, ликвидировала в своё время полную безграмотность в стране, когда 85% населения страны не умело читать и писать; она всем без исключения давала единый и целостный, дисциплинарный свод знаний. Советский корпус, как рядовых, так и талантливых инженеров в большей степени был создан из людей, прошедших через ПТУ, техникумы, вечернее и заочное обучение в ВУЗах. В результате Советское образование считалось лучшим в мире. В Советской школе все дети имели возможность достичь общественно значимых достижений: талантливые и достойные добивались многого. Например, два главных конструктора (два академика) и руководители космической программы СССР - Королёв и Глушко, в юности окончили ПТУ; первый космонавт в мире и СССР - Юрий Гагарин, окончил ремесленное училище; получившие Советское образование участники авторского коллектива ВП СССР, являясь высокими профессионалами в различных областях науки и техники, армии и флота, выразили в лексической форме концепцию справедливого жизнеустройства - КОБ [1 c.70]. Особую роль в жизни каждого человека играет период раннего детства, когда происходит процесс формирования личности. В дальнейшем происходит лишь развитие полученных основ, и предпринимаются всевозможные попытки перевоспитания. В связи с этим, необходимо возродить бесплатную систему «Домов творчества» юных, кружков и спортивных секций в школах, подростковые и юношеские общественные организации типа пионеров и комсомола в былое Советское время, но теперь - на новой мировоззренческой основе [11 c.130].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|