Анализ проблемы качества образования и его особенностей в Новосибирской области
Недостатки современного образования
Главное и принципиальное в российской педагогике - неразвитость психологической теории и психологических практик, ориентированных на определённые возрастные периоды (игровых - для ясельно-детсадовских возрастных групп и младших классов, и деловых - для школьно-юношеских возрастных групп), в которых ученики своевременно учились бы [2, c.29]: - быть властными над своим настроением (эмоциями и осознаваемым потоком мыслей); - быть властными над согласованностью работы чувств, лексического и образного мышления, ассоциативного мышления; - отличать истинную память от бессознательной подмены истинной памяти воображаемым прошлым; - осознанно произвольно обращаться к истинной памяти и к воображению. Всем этим человек в некоторой минимальной степени должен овладеть до того, как он начнёт осваивать знания и навыки в школе. Это необходимые предпосылки к успешной учёбе в школе и ВУЗе без переутомления, а также - и к творчеству. И поскольку названные психологические навыки не являются врождёнными автоматизмами, то им учить детей целенаправленно как до школы, так и в самой школе, чтобы человек вышел из неё готовым к жизни. При этом они не должны обретать характер закрепощающих автоматизмов, но должны становиться основой для дальнейшего личностного развития [1 c.70]. Первоосновой реформы системы образования должна стать разработка и внедрение в систему педагогического образования адекватной психологической теории и выражающих её психологических практик, ориентированных на разные возрастные группы детей, которые должны подготовить детей к успешной и не утомляющей учёбе в школе [5, c.51].
Функции образовательной системы
К началу XXI-го века человечество вступило в принципиально новую фазу своего развития, когда по «Закону времени» неизменный период смены поколений (25 лет) сравнялся с постоянно уменьшающимся периодом смены господствующих на Земле технологий. Раньше можно было дать учащимся некоторую сумму фактологических знаний, которые бы пригодились на всю дальнейшую жизнь. Следовательно, необходимо поменять вектор цели народного образования: от кодирующей фактологической педагогики мы должны перейти к педагогике методологической, способной привить, прежде всего, навыки и методологию освоения новых знаний, то есть - способной учить навыку познания. С введением в систему обучения методологии освоения нового знания (КОБ, ДОТУ) Россия первой в мире сможет сократить время обучения в системе среднего образования до 8-9 лет, а в системе высшего образования до 3-4-х лет [2 c.29]. Однако знание навыков познания - это ещё не всё, что должна дать учащемуся общеобразовательная школа. До настоящего времени ни одно из предложений по реформе народного образования в нашей стране не затрагивает его методологию и его сущностную содержательную сторону. Система обязательного для всех образования должна ставить принципиально иные цели обучения. Человек - это, прежде всего, тип строя психики. Формирование типа строя психики «Человек Разумный» и должно быть положено в основу методологической педагогики. Общеобразовательная школа в процессе обучения должна дать ученикам чёткое понимание признаков всех типов строя психики, а знания должны классифицироваться лишь как то, или иное приложение к типу строя психики. Невозможно всерьёз обсуждать проблемы образовательной политики, умалчивая о базовых мировоззренческих установках, ибо хорошо обученный, умный может оказаться общественно гораздо более опасным, чем человек без образования. В средней школе следует выделить три целевых направления образования, формирующих человечный строй типа психики:
Первое направление формирует правополушарное, предметно-образное мышление, культуру речи, «целостное мировоззрение» [4 c.95]. Второе направление вырабатывает культуру левополушарного абстрактно-логического мышления. Это - математические дисциплины. Третье направление вырабатывает культуру взаимодействия предметно-образного и абстрактно-логического мышления. Это прикладные фактологические дисциплины. Их научность начинается с того момента, когда они начинают использовать математический аппарат [1 c.70]. Самой грубой методологической ошибкой является переход к платной системе образования. В случае бесплатного общедоступного образования социальной базой управления является всё общество, включая учеников из низко обеспеченных семей, и вследствие чего качество управления в целом по стране повышается. При платном образовании доступ в сферу управления постепенно сужается до отдельных кланов, которые в свою очередь подвержены деградации из-за избыточного достатка, нарушения чувства меры. Вследствие этого деградирует и корпус управленцев, качество управления в целом по стране - снижается. Что касается элитарных спецшкол, то их существование не оправдано временем. Лучшим доказательством того является то, что в своё время общество учёных СССР вышла из рабоче-крестьянской среды, не обладавшей «элитарным» мировоззрением, но прошедших обучение в общеобразовательной Советской школе. Верхняя планка образования должна определяться не статусом, а самим человеком в зависимости от его объективной, а не декларируемой нравственности, способностей и трудолюбия. Стремление к самосовершенствованию, к самостоятельной работе - это важнейшее качество, требующее своего развития. Спецшколы переводят инициативу в плоскость обязательных действий и не способствуют укреплению самостоятельности [3, c.20]. Школа должна прививать достаточно высокий уровень развития сенсорных способностей. Получивший базовое образование должен владеть скорочтением, уметь читать книгу в темпе листания, пользоваться клавиатурой средств обработки информации слепым десятипальцевым методом. Это даст возможность перерабатывать и осваивать те объёмы информации, которые востребованы «Законом времени», но прежде, обучение в школе должно обеспечить ученика навыками и приёмами релаксации) и психологической поддержки, концентрации мысли, в противном случае резко снижается способность к обучению [3, c.20].
В школе необходимо практическое применение и развитие у обучаемых понимания возможностей и способов воздействия на человека произведений искусств, средств массовой информации, музыки, а также понимания того, кто и как применяет эти воздействия на общество и для каких целей. Необходимо формировать у человека понимание соотношения сознательных и бессознательных уровней психики. Учащиеся должны понимать механизмы интуитивных прозрений [1, c.70]. По окончании школы учащийся должен свободно владеть не менее чем двумя иностранными языками и навыками планирования своего времени. В средней школе необходимо вернуться к раздельному обучению мальчиков и девочек. Психический склад у них разный: развитие девочек идёт с опережением развития мальчиков на 3-3,5 года. Следовательно, воспитание и обучение необходимо вести по различным программам и учебникам. Но это надо решить так, чтобы ко времени завершения образования не противопоставить один пол другому, разобщив их психологически и в миропонимании. Для этого необходимо сделать мужские и женские классы в одной школе с введением в школьную программу определённого свода занятий для разных возрастных групп, на которых мальчики и девочки могли бы общаться друг с другом. Эту задачу можно решить расширением объёма эстетического и общекультурного образования: музыка, смешанные танцы, пение, изобразительное искусство и т.п., дабы взрослеющих мальчиков и девочек объединяло единое мироощущение и миропонимание, а не исключительно инстинктивные влечения, на развитие которых и направлено современное воспитание [10, c.80]. Во всех образовательных учреждениях, начиная с яслей и детского сада, особое внимание следует уделять физической культуре. Правильное и осознанное отношение к физкультуре как к неотъемлемой составляющей здорового образа жизни в общей культуре человека должно формироваться с детства. Лозунги физкультурного движения должны быть таковы: «быть здоровым - престижно»; «береги здоровье смолоду»; «здорово, когда в здоровы дух и тело». Для осознанного отношения учащихся к физкультуре в её теоретический раздел должны входить биологическое, эстетическое и психологические обоснования учителей. Большую часть уроков физкультуры дети должны проводить в подвижных играх, где гармонично развиваются как основные физические, так и творческие качества учеников. В последующей жизни этот навык «отдыхать в работе», став устойчивым ещё в молодости, станет необходимой нормой жизни каждого взрослого человека [3, c.20].
Особый вопрос современной школы - эргономика класса, то есть цвет стен, расстановка мебели, её форма другие элементы организации пространства класса. Эти детали способны как повысить, так и понизить эффективность обучения. В дополнение к вышеизложенному, необходимо добавить, что обществу и государству следует уделить особое внимание требуемой квалификации и престижу школьного учителя, преподавателя ВУЗа, преподавателя средне-технического и средне-специального учебного заведений, также воспитателя и мастера профессионального обучения ПТУ. Их труд должен достойно оплачиваться. Необходимо вернуть в школу учителей-мужчин, создав для этого необходимые льготы и условия [2, c.29]. Систему профессионально-технического обучения (ПТУ) следует восстановить в усовершенствованном виде, сделать ее гибкой, приспособленной к быстрому и качественному переходу на новые профессии и освоение новой техники и технологий. Гарантией того, что система образования станет более совершенной и будет лучше готовить детей к взрослой жизни, должна стать способность системы образования нести в себе самой системообразующее качество, которое позволяло бы в ней самой выявлять ошибки, она должна уметь взращивать это качество в детях и воспроизводить его в преемственности поколений. Такая способность и умение предлагаемой системы образования будет обеспечиваться всеми выпускниками школы, получившими главный жизненный навык - искусство диалектики познания и созидания. В систему обучения общеобразовательной школы обязательно следует ввести курс Достаточно общей теории управления [3, c.20].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|