Ричард Бёкк – Космическое сознание 1 глава
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Исследование эволюции человеческого разума
COSMIC CONSCIOUSNESS A Study in the Evolution of the Human Mind
RICHARD MAURICE BUCKE КОСМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
РИЧАРД БЁКК УДК 130.123.4 ББК 88.6 Б11
Бёкк Ричард Морис Космическое сознание. Исследование эволюции человеческого разума / Перев. с фр. — М: ООО Издательство «София», 2008. — 448 с. ISBN 978-5-91250-603-1
Стоящая у истоков современного эзотеризма, эта книга — подлинная классика паранормальных изысканий. Необыкновенно простым и ясным, всякому понятным путем д-р Бёкк, исследуя эволюцию сознания, пришел к выводам, поднимающимся на уровень высочайших вершин философской мысли. Он считал настоящую человеческую форму сознания переходной к другой, высшей форме, которую он называл космическим сознанием и приближение к которой он уже чувствовал, предвидя вместе с тем новую фазу в истории человечества. «Космическое сознание, говорит нам Бёкк, есть то, что на Востоке называется Брамическим Сиянием...» — почтительно цитирует автора Петр Демьянович Успенский. Тот самый Успенский — ученик Гурджи-ева и автор «Новой модели Вселенной». Канадский физиолог и психиатр Ричард Морис Бёкк — такая же эпоха в эзотерике, как и психолог-американец Уильям Джеймс со своей книгой «Многообразие религиозного опыта», увидевшей свет ровно через год после публикации «Космического сознания».
УДК 130.123.4 ББК 88.6
ISBN 978-5-91250-603-1
© «София», 2008 © ООО Издательство «София», 2008
Оглавление
Царёва Г. И. Мистерия духа 9 Часть I. Предисловие 19 Часть II. Эволюция и инволюция 39 Глава 1. К самосознанию 39 Глава 2. В плоскости самосознания 43 Часть III. Инволюция 77 Часть IV. Люди, обладавшие космическим сознанием 111 Глава 1. Гаутама Будда 111
Глава 2. Иисус Христос 131 Глава 3. Апостол Павел 147 Глава 4. Плотин 160 Глава 5. Магомет 166 Глава 6. Данте 173 Глава 7. Варфоломей Лас-Казас 182 Глава 8. Хуан Иепес 187 Глава 9. Фрэнсис Бэкон 202 Глава 10. Якоб Бе'ме (так называемый Тевтонский Теософ) 228 Глава 11. Уильям Блейк 243 Глава 12. Оноре де Бальзак 252 Глава 13. Уолт Уитмен 269 Глава 14. Эдуард Карпентер 287 Часть V. Прибавление. Несколько менее ярких, несовершенных и сомнительных случаев... 307 Глава 1. Рассвет 309 Глава 2. Моисей 310 Глава 3. Гедеон, прозванный Иероваалом 311 Глава 4. Исайя 313 Глава 5. Лао-цзы 314 Глава 6. Сократ 321 Глава 7. Роджер Бэкон 323 Глава 8. Блез Паскаль 326 Глава 9. Бенедикт Спиноза 330 Глава 10. Полковник Джеймс Гардинер 336 Глава 11. Сведенборг 337 Глава 12. Уильям Вордсворт 339 Глава 13. Чарльз Финней 340 Глава 14. Александр Пушкин 343 Глава 15. Ралф Уолдо Эмерсон 345 Глава 16. Альфред Теннисон 347 Глава 17. И. Б. Б 349 Глава 18. Генри Дэвид Topo 350 Глава 19. Д. Б 354 Глава 20. Ч. П 355 Глава 21. Случай с Г. Б. в его собственном изложении... 360 Глава 22. Р. П. С 364 Глава 23. Е. Т 367 Глава 24. Рамакришна Парамаханса 367 Глава 25. Д. X. Д 371 Глава 26. Т. С. Р 373 Глава 27. В. X. В 374 Глава 28. Ричард Джеффриз 375 Глава 29. К. М. К 380 Глава 30. Случай М. К. Л., изложенный им самим 389 Глава 31. Случай Д. У. У 392 Глава 32. Уильяме Ллойд 402 Глава 33. Гораций Траубель 405 Глава 34. Павел Тайнер 412 Глава 35. С. И. Е 419 Глава 36. Случай А. Д. С 423 Глава 37. Г. Р. Державин 425 Часть VI. Послесловие 429 Источники 435
Мистерия духа
«Мистерия духа» — это опыт духовного роста, который является хрупким, постепенным и естественным процессом возвышения в божественной бесконечности, когда свет познания, вспыхивающий благодаря «вхождению Бога в душу», дает человеку Космическое Сознание, что означает всеобъемлющее видение мира, в котором беспредельность не только интуитивно постигается, но и реализуется. Каждая душа имеет свой центр и сферу в Боге, и человек достигает Всевышнего посредством прямого «дарования» божественных энергий.
Люди, в большинстве своем, потеряли контакт со сверхчувственным миром до такой степени, что пришли к его отрицанию, поэтому понимание необходимости разговора на данную тему нужно каждому, кто верит в действительность духовного опыта. На всем протяжении человеческой истории существовали люди, обладающие сверхсознанием, те, кто в начале своего пути задавались единственным неисчерпаемым вопросом: «Что такое Бог и что такое Я?» — и иногда отвечали на него в конце своего поиска. Этих людей называли мистиками. Несмотря на различие верований, умственного развития, времени и места, жизнь их имеет много общего, являясь рядом восходящих ступеней, сменяющих одна другую. Не у всех мистиков можно найти все моменты мистической жизни, тем не менее можно без труда указать основные этапы ее, общие для всех. Что же является главным элементом духовного опыта, какие откровения и состояния могут быть его неотъемлемой частью и к чему они приводят? Все, достигшие божественного озарения, говорят о трех фазах размышляющего сознания; о трех небесах, раскрывающихся человеку; о трех стадиях духовного роста; о трех порядках реальности, трех принципах или аспектах божественной сущности. У многих мистиков этот трехступенчатый опыт почти всегда прослеживается.
Тройственный путь к Богу начинается со страстного желания, что является началом всего, когда преодолевается леность физическая, умственная, духовная, когда требуется определенная внутренняя подготовленность и духовный стимул, достаточно сильный для того, чтобы отбросить все привычные представления и предубеждения. Внешние чувства и рассудок разобщают человека с миром: они делают его «миром в себе», личностью в пространстве и времени. Одухотворенный же человек перестает быть отдельным существом, так как уничтожает свою отъединенность. Шаг за шагом мистик проходит стадии Начинающего, Опытного и Достигшего совершенства. Эта формула не могла бы выжить на протяжении тысячелетий, если бы она не согласовывалась с фактами. Восхождение начинается с низшей, наиболее доступной человеку ступени — с окружающего мира. Физический мир, являющийся узким кругом нашего эгоцентричного мира иллюзий, в которых мы живем социальным уровнем сознания, удовлетворяя свои низшие инстинкты, является тем исходным пунктом, откуда начинается первая стадия — путь очищения, где ум стремится к изучению истинной мудрости и его темнота освещается светом знания. И только «очищенная» душа в конце этой стадии начинает видеть абсолютную и вечную красоту Природы. После этого происходит углубление видения мира, смена мировоззрения человека, изменение его характера, его нравственного состояния.
Следующая стадия восхождения — «путь освещения», или «мир света», видимый теми, кто присоединяется к нему, когда с помощью размышления возбуждается чувство горячей любви и гармонии с Верховным, когда душа подчиняется ритму божественной жизни и воспринимает еще не раскрывшегося полностью Бога, чувствуя себя частицей мироздания. Широкий диапазон мистических познаний может быть отнесен ко второй стадии духовного роста. Некоторые его секреты раскрыты тем, кого ощущение красоты переносит на другой уровень бытия, где всему придается новая ценность; к этой категории могут быть отнесены люди, склонные к творческому познанию мира, а также те, кто ощущает божественное общение во время страстных молитв или различных созерцательных практик. Мистик Рейсбрук приписывает созерцательной жизни «пути, идущие внутрь и вверх, по которым человек может пройти в присутствие Бога». Это второй мир реальности, где Бог и Вечность становятся известны, но с помощью посредников. Между мирами отсутствует совершенная изоляция, и реальность присутствует в каждой его части; в человеке же есть способность восприятия и сила передачи этой реальности, так как он является образом и подобием Высшего. И наконец, в экстазе мистиком достигается сверхчувственный мир, где без посредников душа объединяется с Вечным, наслаждаясь созерцанием невыразимой реальности, вступая на третий путь — путь союза с Богом; и только здесь достигается сверхсознание, когда человек чувствует божественность и свою связь с ней, когда познание Бога тем выше, чем более развито это сознание. На этой ступени ум безмолвствует, воля парализуется, тело замирает в полной неподвижности — это состояние экстаза, или внутреннее богоощуще-ние, являющееся основой всех мистических переживаний. Здесь «умный свет» и «оглушающий мрак», здесь восторг и отчаяние, здесь взлет и падение.
Упанишады говорят, что блаженство, которое мы получаем в этом мире, представляет собой лишь тень божественного блаженства, его слабое отражение. Происходит второе рождение — рождение в духе, когда мистик умирает для себя, совершенно растворившись в Боге, становясь одним духом с ним во всех отношениях, совсем как «текущие реки исчезают в море, теряя свое направление и форму, так и мудрый человек, освободившийся от имени и формы, идет к божеству, которое находится за пределами всего», — так сказано в священном индийском тексте. Бог раскрывает себя различным людям и различными путями, и это раскрытие идет по трем главным составляющим человека: дух, душа, тело. Каждая душа имеет свой центр и сферу в Боге. Вселенная есть излияние, излучение Единого. Во всем Космосе ощущается пульсация божественной энергии, принимающей различные формы в различных вещах, и человек достигает Высочайшего посредством прямого воздействия божественного дара. Новое понимание может произойти либо внезапно, без видимых на то оснований и причин, когда достигается спонтанное просветление, либо человек, от природы склонный к «истинной мудрости», упорным трудом, шаг за шагом побуждает к раскрытию внутренний взор. Но даже говоря о спонтанном просветлении, следует его разделить на несколько категорий: а) просветление, достигнутое в результате сильного эмоционального потрясения, поведшего к психологической травме, что может привести к снижению порога восприятия тонкого мира; б) когда человек попадает в обстановку, способствующую развитию мистического состояния, что характерно, например, для монастырей, или участие в различных мистери-альных процессиях, таинствах, а также пребывание в безлюдных диких местах (пустыня, лес, горы); в) «сверхъестественное» непостижимо для обычного восприятия, но человек может получить озарение, что называется «вдруг», как в случае с Якобом Бёме, — а лишь однажды наделенные высшими способностями, благодаря воздействию божественных энергий, они могут постигать вещи и явления сверх их сущности, в соответствии со степенью мудрости, полученной от Бога, поэтому человек воспринимает сверхъестественное исключительно по его воздействию; г) множество факторов могут спровоцировать и стимулировать возникновение мистических способностей: сны, предсмертные состояния и опыт клинической смерти, музыка, запахи, звуки, грезы наяву, игра солнечного света, плеск волн и т. д.; д) при неожиданном столкновении ума, предрасположенного к тонко-материальному восприятию, с той или иной священной традицией, содержащей символы трансцендентальной реальности, выраженные в определенных таинственных формулировках. И даже такой человек, не имеющий никакого образования или книжного знания, в случае совпадения вибрационных потоков с вибрацией услышанного или увиденного, переступает порог внутреннего восприятия, получая возможность отождествиться с этой реальностью. В качестве примера можно привести Шестого Патриарха в Китае, достигшего состояния спонтанного просветления благодаря «случайно» услышанному на рынке декламированию «Алмазной сутры», что привело неграмотного человека к раскрытию его духовного взора.
Проанализировав сказанное, можно предположить, что не ученостью и усиленным изучением книг постигается Бог, а постигается мистиками в момент озарения. Это — прямое познание или непосредственное проникновение, когда в мистическом опыте в присутствии Высшего душа находит себя и, освобожденная, становится тождественной со всем, живя жизнью единства с Богом, познание которого может быть непосредственным и цельным и не обусловлено каким-либо другим познанием. Невозможно пересказать видение мистика, и все они говорят о том, что прочувствованное и увиденное ими духовным взором совершенно неописуемо. «О как бедно мое слово и как слабо оно, сравнительно с образом, который в моей душе!» — так восклицает Данте при воспоминании о том, что он увидел и пережил. Что же происходит с личностью человека, пережившего это неописуемое состояние, — уничтожается ли его прежнее «Я» или только трансформируется, освободившись от гнета материи? Может быть, великие мистики «стряхнули» с себя свое собственное «Я» и стали полубогами — не собой, как сказал немецкий мистик Анге-лиус Силезиус: «У Бога только боги принимаются». Индивидуальное эго человека любовью растворяется в Боге, но индивидуальность его не уничтожается, несмотря на то что она трансформируется и обожествляется, так как в нее проникает божественная субстанция. Но спонтанные озарения очень редки, и человеку, вставшему на путь богоискательства, как правило, не дано сразу погрузиться в созерцание иных миров, так как сначала необходимо освободиться от власти физического мира, поэтому мистик лишь упорным трудом, совершенствуя тело и дух, шаг за шагом поднимается к Богу. В этом случае аскетизм есть необходимый подготовительный этап мистического пути, означающий тяжелую духовную работу, строжайшую умственную, моральную и физическую дисциплину, где смирение может быть неотъемлемой частью очищающего пути. Для истинного же мистика аскетизм не более чем средство продвижения к концу и часто может оставляться, когда этот конец достигается, ведь настоящий аскетизм — это упражнение не тела, а души. Есть еще один путь достижения мистических состояний, когда последние вызываются с помощью определенных способов стимуляции, являющихся составной частью различных религиозных и духовных практик. Сюда можно отнести управление дыханием у йогов; отказ от сна; экстатический танец, применяемый мистическими сектами ислама, суфиями, а также в шаманских культурах; различные медитативные практики; песнопения; сексуальную обрядность у тантристов; сенсорный голод; практику безмолвия у христианских исихастов и столпничество в православии. По мнению приверженцев Веданты, спонтанные мистические состояния не чисты — чистое же просветление может быть достигнуто только при помощи йоги. Современными психологами также разработаны практики, способствующие достижению определенных экстатических состояний, — это ребёфинг, различные виды гипноза, практики свободного дыхания и реинкарнации. До сего времени не обнаружены принципиальные различия между спонтанными и стимулированными мистическими состояниями в том, что касается их характеристики и эффектов воздействия. И еще один метод применяется для достижения экстатических состояний — употребление наркотиков и препаратов, активизирующих психическую деятельность, стимулирующих наступление «мистических» состояний. Их использование уходит в глубь времен, и некоторые исследователи считают, что потребление наркотиков было неотъемлемой частью всех религий, кроме христианства. Существует представление, что наркотические видения соответствуют мистическим переживаниям, — на самом деле они несопоставимы, так как состояния, вызываемые подобными препаратами, не относятся к подлинно мистическим и их следует считать «псевдосостояниями», не выходящими за пределы конкретного психического переживания. Безболезненный переход с помощью наркотиков в иные сферы, каким бы ярким и красочным он ни был, — это всего лишь движение по нисходящей, так как не требует внутренней дисциплины и не позволяет достичь устойчивых положительных изменений личности. Наряду с этим и сама мистика бывает иллюзорна. Мистическое сознание может быть открыто для вторжения из низших миров. Эти вторжения не всегда были правильно поняты мистиками, когда они не различали тьму, явившуюся в образе духовного света, что могло сопровождаться такими феноменами, как видения, голоса, пророческие сны, ясновидение, левитация. Некоторые полагают, что подобные явления следует исключать из понятия «мистического опыта», тогда как другие придерживаются мнения, что они являются предварительной и необходимой ступенью на пути к цели мистицизма. Считалось, что эти феномены могли быть как от Бога, в качестве благодати или испытания, так и от темных сил, как разного рода прельщения. Но духовная жизнь вообще опасна, и лучшие мистики всегда признавали двойственную природу так называемых божественных откровений, так как только некоторые из них являются мистическими в истинном смысле, а определить их реальность можно было только интуитивным путем. Духовные вещи требуют духовного познания, а интуиция является прорывом между естественным и сверхъестественным. Человек обладает даром божественного прозрения или мистической интуиции, посредством которой неизвестное становится известным, неслышимое — слышимым, невоспринимаемое — воспринимаемым. На низшем уровне сознания человек обладает простотой чувственного восприятия, на высшем — интуитивным познанием, которое воспринимает реальность в ее полноте, как она есть, поэтому из всех источников познания интуиция является самым важным. Сознание не является высшим критерием мироздания, так как жизнь не может быть понята одним разумом. Есть нечто, выходящее за пределы сознания человека, которое невозможно описать адекватно, поэтому и называют его различными именами — откровение, интуиция, сверхсознание. Когда душа достигает истины, то все злое погибает в ней. Человек соединяется с Целым и не является больше индивидуумом, делающим что угодно, так как его жизнь становится жизнью Бога, его воля — волей Всевышнего и все действия человека проистекают из единого источника. Бог вечен, но бывают времена, когда кажется, что Он перестает обращаться к людям, когда наступает духовное оскудение и беспросветный мрак души. Но после этого возможны вспышки мистических эмоций, которые равносильны по силе внешним давлениям, выраженным в экономических и политических неурядицах. Этот процесс мы наблюдаем сейчас у нас в стране, когда после духовного обнищания люди стали проявлять тягу к религии, а характерной особенностью наших дней стал широкий интерес к мистицизму. Но было бы неверно объяснять появление мистических феноменов только результатом социальных условий. Мистицизм в той или иной степени присущ почти каждому человеку, только форма его проявления может быть разной. Мистические явления наблюдаются в различные времена и могут не зависеть от внешних обстоятельств, а кажущаяся разница в количестве мистических феноменов может быть иллюзорна, так как в некоторые времена этим явлениям люди уделяют меньше внимания и меньше описывают их, чем когда они «в моде». Происходит ли со временем увеличение числа людей, обладающих космическим сознанием? Это мы пока не можем определить, так как у нас для этого недостаточно материала. Нельзя сравнивать число известных мистиков древности с настоящим проявлением мистицизма у современных людей, так как мы не знаем о масштабах его возникновения в прошлом. Если же говорить об уровне мистического сознания, то в настоящее время пока неизвестны мистики, подобные Сведенборгу, а наиболее близких нам по времени можно буквально «пересчитать по пальцам». Быть может, они пока неизвестны и наше время является той стартовой площадкой, откуда произойдет качественное изменение в сознании людей. Переход же от одного уровня сознания к другому не прост и заключает в себе возникновение совершенно новых элементов, сопровождаясь не моментальным уничтожением старых, а медленной их трансформацией, с постепенным перемещением точки опоры. Человек изменяется непрерывно, при этом структура сознания все более усложняется. Сейчас становится бесспорным тот факт, что в настоящее время человек, обладающий сверхсознанием, — это не просто мастер-одиночка, тайно ищущий «эликсир жизни» или «философский камень» в своей лаборатории, но ученый, обладающий космической философией, пытающийся заглянуть в завтрашний день, дерзкие идеи которого не вмещаются в жесткие рамки современной науки. Но многие «безумные» открытия все настойчивее внедряются в официальную науку и то, что раньше казалось «запредельной фантастикой», сейчас становится реальными фактами, которые входят в нашу жизнь, производя переворот в науке, тем самым раздвигая границы нашего мировосприятия. Обладающий космическим сознанием имеет твердое духовное убеждение, не подчинен власти плоти, страха и гнева. Он не возвышается в благополучии и не повергается в бедствии, обладая спокой-
ным умом и целомудренным взглядом. Не многие из нас обладают этими качествами. Но не будем отчаиваться, ведь через вечность существования человек постепенно увеличивает свое знание и понимание мира, и эта вселенная, которую мы сейчас постигаем, есть отражение нашего собственного сознания. Наша жизнь — только шаг на пути в беспредельность. Совершенство бесконечно и достижимо, по-видимому, лишь беспрерывным устремлением вперед, к Богу. Быть может, вечно расширяющееся сознание заключает внутри себя еще большую вечность, и даже в нынешнем состоянии человек находится лишь в начале своего прозрения! Царёва Г. И.
Часть!
Предисловие I
то такое космическое сознание? Настоящая книга является попыткой ответить на этот вопрос. Но нам кажется полезным сделать предварительно краткое введение, изложив его, по возможности, ясным языком, чтобы приоткрыть дверь для дальнейшего, более детального и тщательного изложения того, что составляет основную задачу настоящего труда. Космическое сознание есть форма сознания более высокая, чем та, которой обладает современный человек. Последняя называется самосознанием и представляет собою способность, на которой основывается вся наша жизнь (субъективная и объективная), отличающая нас от высших животных; отсюда надо исключить ту небольшую часть нашей психики, которую мы заимствуем у немногих людей, обладающих высшим космическим сознанием. Чтобы представить это себе ясно, следует усвоить, что существует три формы, или ступени, сознания: 1. Простое сознание, которым обладает высшая половина представителей животного царства. С помощью этой способности собака или лошадь также сознают окружающее их, как и человек: они сознают свое тело и отдельные его члены и знают, что и то и другое составляет часть их самих.
2. Кроме этого простого сознания, которым обладают животные и человек, последний наделен еще другой, высшей формой сознания, называемой самосознанием. В силу этой душевной способности человек не только сознает деревья, скалы, воду, свои собственные члены и свое тело, но еще и самого себя как отдельное существо, отличное от всей остальной вселенной. Между тем, как хорошо известно, ни одно животное не может проявить себя подобным образом. Кроме того, при помощи самосознания человек способен рассматривать собственные душевные состояния как объект своего сознания. Животное погружено в свое сознание, как рыба в море; оно неспособно поэтому, даже в воображении, выйти из него, хотя бы на одно мгновение, для того, чтобы понять его. Человек же, благодаря самосознанию, может, отвлекаясь от себя, подумать: «Да, мысль, которая была у меня по этому вопросу, верна; я знаю, что она верна; и я знаю, что я знаю, что она верна». Если автора спросят: «Почему вы знаете, что животные не могут думать аналогичным образом», то он ответит просто и убедительно: не существует никаких указаний на то, чтобы какое-нибудь животное могло так думать, так как если бы оно обладало этой способностью, то мы давно бы уже знали об этом. Между существалли, живущими так близко друг к другу, как люди, с одной стороны, и животные — с другой, было бы легко установить сношения друг с другом, если бы те и другие обладали самосознанием. Даже при всей разнице в психических переживаниях мы можем путем простого наблюдения внешних актов довольно свободно войти, например, в ум собаки и видеть, что там происходит; мы знаем, что собака видит и слышит, что она обладает обонянием и вкусовыми ощущениями, знаем также, что у нее есть разум, с помощью которого она применяет соответствующие средства для достижения определенных целей, знаем, наконец, что она рассуждает. Если бы собака обладала самосознанием, то нам это давно было бы известно. Но мы этого до сих пор не знаем; несомненно поэтому, что ни собака, ни лошадь, ни слон, ни обезьяна никогда не были самосознательными существами. Далее, на самосознании человека построено все то, что есть вокруг нас определенно человеческого. Язык есть I >б ьективная сторона того, чего субъективной стороной является самосознание. Самосознание и язык (два в одном, потому что это есть две половины одного и того же) представляют собою условие sine qua поп человеческой общественной жизни, обычаев, учреждений, всякого рода промышленности, всех ремесел и искусств. Если бы какое-нибудь животное обладало самосознанием, с помощью этой способности оно создало бы себе, несомненно, надстройку из языка, обычаев, промышленности, искусств и т. д. Но ни одно животное этого не сделало, и поэтому мы приходим к выводу, что животное самосознанием не обладает. Наличие у человека самосознания и обладание языком (другой половиной самосознания) создает громадную пропасть между человеком и высшими животными, наделенными только простым сознанием. 3. Космическое сознание представляет собою третью форму сознания, которая настолько же выше самосознания, насколько последнее выше простого сознания. Само собой разумеется, что с появлением этой новой формы сознания в человеке продолжают существовать как простое сознание, так и самосознание (подобно тому, как не утрачивается простое сознание с приобретением самосознания), но в соединении с этими последними космическое сознание создает ту новую человеческую способность, о которой будет идти речь в этой книге. Главной чертой космического сознания, что отражено в его названии, является сознание космоса, т. е. жизни и порядка всей вселенной. Подробно об этом ниже, так как задача всей книги — осветить сколько-нибудь этот вопрос. Кроме вышеупомянутого центрального факта, связанного с космическим самосознанием, — сознания космоса, есть еще много других элементов, принадлежащих космическому чувству; некоторые элементы можно указать и теперь. Вместе с сознанием космоса к человеку приходит интеллектуальное просветление или озарение, которое уже само по себе способно перенести человека в новую плоскость бытия — превратить его почти в существо нового типа. К этому присоединяется чувство моральной экзальтации, не поддающееся описанию чувство возвышения, элевации, радостности и обострения морального чувства, которое настолько же поразительно и важно как для отдельного индивидуума, так и для всей расы, как и усиление интеллектуальной мощи. Вместе с этим к человеку приходит и то, что может быть названо чувством бессмертия, — сознание вечной жизни: не убеждение, что он будет обладать ею в будущем, но сознание, что он уже обладает ею. Только личный опыт или продолжительное изучение людей, переступивших порог этой новой жизни, может помочь нам ясно понять и ощутить, что это такое в действительности. Однако автору настоящего труда казалось ценным рассмотреть, хотя бы кратко, те случаи и условия, в которых имели место подобные психические состояния. Он ожидает результата от своего труда в двух направлениях: во-первых, в расширении общего представления о человеческой жизни, прежде всего благодаря постижению этого важного видоизменения в нашем умственном прозрении, а затем и наделению нас некоторой способностью понимать истинное состояние таких людей, которые до настоящего времени или возводились средним самосознанием на степень богов, или, впадая в другую крайность, причислялись к безумным. Во-вторых, автор надеется помочь своим собратьям и в практическом смысле. Он держится того взгляда, что наши потомки, рано или поздно, как раса достигнут состояния космического сознания, точно так же, как много лет тому назад наши предки перешли от простого сознания к самосознанию. Он находит, что этот шаг в эволюции нашего сознания совершается уже теперь, так как автору ясно, что люди, обладающие космическим самосознанием, появляются все чаще и чаще и что мы как раса постепенно приближаемся к тому состоянию самосознания, от которого совершается переход к космическому самосознанию. Он более чем убежден, что всякий человек, не перешедший известного возраста, может, если нет к тому препятствий со стороны наследственности, достигнуть космического сознания. Он знает, что разумное общение с умами, наделенными таким сознанием, помогает людям, обладающим самосознанием, переходить на высшую ступень бытия. Поэтому автор надеется, что, облегчив соприкосновение с подобными людьми, он поможет человечеству сделать этот в высшей степени важный шаг в области духовного развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|