Институты развития - деятельность Фонда кино
В 2015 году источниками финансовой поддержки производства и проката национальных фильмов, осуществленной Федеральным фондом социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (далее - Фонд кино), стали: средства, полученные в соответствии с соглашением Фонда кино с Минкультуры России, в размере 3 млрд. рублей; возвратные средства, полученные от кинокомпаний по итогам проката фильмов, получивших поддержку Фонда, в размере 615,7 млн. рублей; перераспределенные средства субсидии предыдущих лет - Финансовая поддержка из средств субсидий оказана 39 кинокомпаниям, в том числе 8 компаниям-лидерам отечественного кинопроизводства. В производстве поддержано 56 фильмов, из них 24 фильма компаний-лидеров. Общая сумма средств субсидии, выделенная на производство данных кинопроектов в 2015 году, составила 3 млрд. 205 млн. рублей, в том числе на проекты компаний-лидеров отечественного кинопроизводства - 1 711,4 млн. рублей. Дополнительно из собственных средств Фондом поддержано 11 фильмов в производстве и 15 фильмов в прокате, а также впервые выделены средства на разработку 10 кинопроектов. Совокупный объем поддержки, осуществленной Фондом кино в 2015 году, составил 3 846 млн. рублей. В 2015 году в прокат вышло 42 фильма, поддержанных Фондом кино в производстве и/или в прокате, из них 19 фильмов компаний - лидеров отечественного кинопроизводства (34% и 15% соответственно от общего числа российских фильмов, выпущенных в прокат в 2015 году). По итогам проката данных фильмов их кассовые сборы составили 5 920,9 млн. рублей (81% от совокупных сборов российских фильмов, вышедших в прокат в 2015 году). В десятке самых кассовых российских картин 2015 года все позиции занимают фильмы, получившие поддержку Фонда кино.
Наиболее успешной в российском прокате минувшего года стала анимационная лента режиссера К.Феоктистова "Три богатыря: Ход конем" - часть популярной отечественной франшизы, создаваемой анимационной студией "Мельница" совместно с компанией СТВ. Картину посмотрело более 4 млн. зрителей, кассовые сборы от ее проката составили 976,5 млн. рублей. Хорошие показатели продемонстрировали и другие анимационные проекты, реализованные при поддержке Фонда кино: "Снежная королева. Перезаморозка", "Савва. Сердце война", "Крепость: щитом и мечом" - Многие из фильмов, получивших поддержку Фонда кино, являются также призерами в различных номинациях российских и международных кинофестивалей, лауреатами национальных премий "Золотой Орел" и "НИКА". Важным направлением деятельности Фонда кино является продвижение отечественной кинопродукции на мировые рынки. Организуемый Фондом кино при поддержке Минкультуры России объединенный стенд RUSSIAN CINEMA позволил представить на восьми международных кинорынках 270 российских фильмов, многие из которых были приобретены для показа на территории США, Великобритании, Израиля, Польши, Кореи, Прибалтики, Австралии, Новой Зеландии, Бразилии, Китая и других стран. Зарубежные продажи фильмов обеспечили привлечение в отечественную киноиндустрию в 2015 году 456, 6 млн. рублей. Особой популярностью у зарубежных партнеров пользовались картины
Лидерами по закрытым сделкам с зарубежными партнерами на протяжении двух лет работы стенда являются анимационные проекты. Так, мультфильм "Снежная королева" собрал в кинотеатральном прокате Великобритании, Израиля, Польши, Кореи, Прибалтики, Австралии и Новой Зеландии 5,7 млн. долл. США, "Снежная королева 2: Перезаморозка" - Являясь с мая 2014 года оператором Единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показе фильмов в кинозалах (ЕАИС), Фонд кино в прошедшем году завершил работу по подключению к системе ЕАИС 100% демонстраторов, осуществляющих коммерческий кинопоказ на территории Российской Федерации. Оперативность и качество поступающих в систему данных позволило выпускать еженедельные статистические отчеты, содержащие сведения об основных показателях кинопроката, и сделать отраслевую аналитику в сфере кинопоказа доступной для широкого круга специалистов и общественности.
Выводы и предложения
Рассматривая итоги 2015 года в контексте новой государственной культурной политики, следует констатировать, что Министерством культуры Российской Федерации и Фондом кино предпринимаются согласованные действия, направленные на реализацию ее целей и задач. Минувший год, прошедший под знаком 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, позволил осуществить целую программу мероприятий, отвечающих приоритетам государственной культурной политики. В их числе ряд документальных и игровых военно-патриотических фильмов, созданных при поддержке Минкультуры России и Российского военно-исторического общества и вызвавших большой интерес зрителей. 2015 год свидетельствует об очевидной тенденции в российском кино – усилении блока арт-мейнстрима, жанрового кино и анимации. Еще одна черта отечественного кинопроцесса, проявившаяся в игровом и анимационном кино 2015 года, – обращение к русской и советской литературной классике, которая таит в себе огромные, еще не задействованные в киноискусстве пласты не только сюжетов, но и идейного богатства, способного подвигнуть зрителя к глубоким размышлениям. При этом особенностью многих фильмов прошедшего года – и не только экранизаций, но и картин о современности – является внимание к нравственным проблемам человеческого бытия.
Уделено внимание в прошедшем году и одному из приоритетов Минкультуры России – фильмам для детской и подростковой аудитории. Целенаправленно поддерживается государством развитие отечественной анимации, востребованной российским, и в том числе, детским зрителем, и являющейся лидером зарубежных продаж, обеспечивающих продвижение российского кино на мировые рынки. Позитивную роль играют усилия государства, содействующие продвижению отечественного кино к зрителю. Так, поддержка кинофестивалей, проводимых в различных регионах Российской Федерации, делает их не только инструментом приобщения российского зрителя к достижениям отечественного кино, но и важной культурной акцией, способствующей укреплению гражданской идентичности народов России. Не менее значима и поддержка проведения недель и фестивалей российского кино за рубежом, особенно в условиях обостряющегося информационного противоборства и девальвации во многих странах мира духовно-нравственных начал, культурно-исторических ценностей. Подводя итоги прошедшего года, следует упомянуть и меры государства по регулированию кинопроцесса. В частности, в 2015 году была начата реализация программы по переоборудованию кинозалов в населенных пунктах с численностью населения до 100 тыс. человек, направленная на ликвидацию диспропорции в обеспеченности доступа жителей крупных городов и малых населенных пунктов страны к современному качественному цифровому кинопоказу. Продолжается работа по внедрению в систему кинопоказа технологий, обеспечивающих доступ доступа к произведениям киноискусства, к кинематографическому наследию людей с ограниченными возможностями по зрению и слуху. В 2015 году завершена работа по подключению демонстраторов, осуществляющих коммерческий кинопоказ на территории Российской Федерации, к Единой федеральной автоматизированной информационной системе сведений о показе фильмов в кинозалах, что создает условия для обеспечения защиты исключительных прав на аудиовизуальные произведения и прав потребителей, а также обеспечивает получение Минкультуры России достоверной и оперативной информации, необходимой для отраслевой аналитики и перспективного планирования.
Несомненным достижением в области регулирования киноотрасли является деятельность Фонда кино по реинвестированию возвратных средств, полученных от реализации фильмов, созданных при поддержке Фонда, в производство и продвижение новой кинопродукции. Таким образом, Фонд кино превращается в эффективный инструмент, оперирующий и государственными и возвратными средствами в поддержке отечественной киноиндустрии, а сама поддержка, увязанная с результатами функционирования рынка, обретает регулирующие функции (что в мировой практике является примером лучшей организации национальных поддержек производства кинопродукции). В отечественной киноиндустрии заметны негативные последствия непростой экономической ситуации, осложненной неблагоприятными социально-политическими факторами. При заметном увеличении выпуска на экраны страны игровых картин российского производства (123 против 82 в 2014 г.) в 2015 году наблюдалось, хотя и незначительное, снижение посещаемости отечественного кино и сборов от российских фильмов в национальном прокате. При очевидной значимости для развития кинематографа прихода молодых творческих сил, снизилось количество поддержанных государством дебютных проектов. Сократилась финансовая поддержка неигрового кино, в том числе, научно-популярного кино. Принятая Правительством Российской Федерации в 2016 году Стратегия государственной культурной политики, исходя из ее базового варианта, ставит перед российской кинематографией на ближайшую перспективу и долгосрочный период задачи увеличения: - доли российских фильмов в отечественном прокате к 2018 году до 25 %, а к 2030 – до 30 %; - количества кинотеатральных экранов к 2030 году до 5000; - увеличение к 2020 году среднего числа посещений киносеансов одним жителем в год до 1,2 по сравнению с 0,35 в 2012 году.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|