Декоративно-прикладное народное искусство, ремесла и промыслы
К сфере нематериального культурного наследия относятся технологии традиционных ремесел, изготовления традиционной одежды, обуви, аксессуаров и украшений, бытовых и ритуальных предметов, музыкальных инструментов: соблюдение сложившихся в каждой традиции технологических процессов, выбора материалов и способов их обработки, художественных канонов. Чрезвычайную ценность имеет и комплекс поверий, мифологических представлений, регламентаций и запретов, имеющих отношение к традиционным ремеслам. Эти знания сохраняются в памяти очень небольшого круга людей, преимущественно старшего поколения, количество которых уменьшается с каждым годом. Технологии народных промыслов и ремесел традиционно передавались и сохранялись в процессе живого общения мастеров с учениками. В настоящее время естественная форма передачи традиции практически утрачена. Отчасти ее компенсирует обучение в ремесленных объединениях - организованных производствах: в Нижегородской области (хохломская роспись), Московской области (жостовская и гжельская роспись), Кировской области (дымковская игрушка и проч.); центрах народных ремесел в Архангельской, Вологодской, Воронежской, Курской, Липецкой областях; специальных школах, существующих при некоторых промыслах. Необходимы информационное и организационно-финансовое содействие со стороны государства, разработка региональных программ развития традиционных промыслов и поддержки мастеров, работающих в традиции и не связанных с организованным производством. В некоторых регионах инициативы по сохранению и развитию местных традиционных промыслов обрели поддержку на законодательном уровне. Так, в Калужской области еще в 2003 году был принят закон "О народных художественных промыслах на территории Калужской области", направленный на сохранение, возрождение и развитие художественных промыслов области; здесь действует художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам.
В настоящее время ряд предприятий области ("Народные промыслы - Тарусский художник", "Тарусская вышивка" и др.) включены в перечень организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета в рамках ведомственной целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Калужской области". Жители многих районов активно участвуют в процессе возрождения промыслов и ремесел - народные, потомственные мастера и ремесленники создают хлудневскую глиняную игрушку и гончарную посуду, лоскутные панно и текстильных кукол, изделия в технике бисероплетения и резьбы по дереву, традиционный народный костюм и многое другое. При муниципальных культурно-досуговых учреждениях работают более 100 клубных формирований народных промыслов. Традиционными стали мероприятия, направленные на популяризацию народных промыслов края: "Фестиваль хлудневского промысла" в Думиничах, "Город мастеров" в Обнинске, "Живые корни России" в Боровске, "Красненская ярмарка" в Хвастовичском районе и других. Народные промыслы продолжают оставаться неотъемлемой частью культуры народов Северного Кавказа. Во многих национальных республиках этого региона существуют центры, в которых продолжают сохраняться и поддерживаться местные художественные традиции. Еще в раннем средневековье здесь существовали промыслы, связанные с обработкой металла, декорированием оружия, изготовлением ювелирных украшений. В целом ряде селений и районов на протяжении ряда столетий складывались весьма самобытные художественные традиции, сохраняющиеся и передающиеся мастерами и в наши дни, например, в поселке Кубачи, где проживают представители одного из коренных народов Республики Дагестан, в аварском ауле Гоцатль, где существует художественный комбинат по изготовлению изделий из серебра, меди и кости, и других ремесленных центрах.
Расположенное в горах центрального Дагестана лакское селение Балхар Акушинского района славится производством оригинальной и самобытной керамики, что и сегодня значимо для экономики селения и благосостояния местных жителей. В аварском селении Унцукуль Республики Дагестан издавна изготавливают разнообразные изделия из кизилового, абрикосового или орехового дерева - трости, вазы, карандашницы, декоративные блюда, панно и проч. с тончайшей серебряной или мельхиоровой насечкой и оригинальным, самобытным орнаментом. Наиболее распространенным и одним из древнейших народных промыслов Дагестана является ручное ковроткачество. Особенно прославились мастерством исполнения, красотой узоров и цветовых сочетаний высокохудожественные ковры лезгинских и табасаранских мастериц. Ковроткачество, декорирование холодного оружия, кузнечное дело, ювелирное и гончарное искусство составляют уникальное художественное наследие Чеченской республики. Сегодня многие народные мастера Чечни имеют своих учеников и передают им секреты своего искусства. Это представительницы станицы Воскресеновская, где делают войлочные ковры, Гилани Усманов, художник по дереву и металлу из станицы Знаменская и многие другие. Популяризацией традиционных ремесел и промыслов занимаются региональные центры народного творчества, которые организуют и проводят фестивали и смотры в разных видах прикладного народного искусства. Большое внимание уделяется поддержке и развитию художественных промыслов и ремесел коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Так, например, в конце 2015 года в рамках IX Регионального фестиваля "Фольклорная классика Таймыра - 2015" Таймырским Домом народного творчества была организована "Выставка раритетных предметов быта и промысла", на которой экспонировались предметы быта и хозяйства, рыболовецкого промысла долган, ненцев, энцев и нганасан из фонда Музея природы и этнографии Заповедников Таймыра.
При этом следует отметить, что региональные центры народного творчества нередко ориентированы не на сохранение местных традиционных технологий, а на коммерческие китчевые формы и образцы любительского самодеятельного творчества, не имеющие отношения к народной культуре. Лишь отдельные мастера стараются следовать традиции, сохраняя местные художественные каноны и технологии. Сохранение и развитие традиционных промыслов - огромная, трудно решаемая на сегодняшний день задача, поскольку утрачена создавшая их среда и настоящая потребность в их изделиях. Необходима широкая, но корректно проводимая воспитательная и образовательная работа в этой сфере на фоне усилившегося в последние годы интереса к отечественной истории и национальному наследию.
Подготовка кадров
В настоящее время во всех сферах, связанных с сохранением нематериального культурного наследия народов России, все острее встает проблема подготовки специалистов. Не разработаны образовательные стандарты по большинству направлений, касающихся изучения нематериального культурного наследия (филологическая фольклористика, этнография, этнохореография и др.), а часть ранее существовавших специализаций ликвидирована (например, этнолингвистика). Соответственно высшие учебные заведения не готовят специалистов в этой области, исключение составляют этномузыкологи, но их подготовка ведется только в 6 отечественных вузах, причем в большинстве из них - на платной основе. Одной из наглядных и доступных для широкого круга населения форм представления нематериального культурного наследия могут стать ныне действующие и вновь созданные этнографические музеи под открытым небом, позволяющие показать народные обряды, игры, ремесла и проч. в условиях, максимально приближенных к аутентичным. Подобная практика уже существует в музее-заповеднике "Кижи", музее деревянного зодчества "Малые Корелы", Архитектурно-этнографическом музее "Василево" в г.Торжке, Марийском этнографическом музее в г.Козьмодемьянске, Ибресинском этнографическом музее в Чувашской Республике и других регионах. Число таких этнографических музейных проектов с каждым годом увеличивается. Так, в 2013 году в г.Хабаровске был открыт этнографический музей под открытым небом, посвященный традиционной культуре коренных народов Дальнего Востока, а в 2015 году подобный музей, представляющий традиции Русского Севера, появился в г.Каргополе Архангельской области.
В целом проблемы выявления, сохранения, изучения и популяризации нематериального культурного наследия в немалой степени обусловлены тем, что ими занимаются специалисты и учреждения разных профилей и профессиональных интересов. Следствием являются разобщенность и рассредоточенность исследовательских и организационных усилий, маргинальное положение специалистов в своих базовых специальностях.
Выводы и предложения
Разработка федеральных и региональных комплексных программ была одной из главных задач 2015 года в сфере сохранения объектов нематериального культурного наследия. В соответствии с «Основами государственной культурной политики» в 2016 году усилия Минкультуры России будут сосредоточены на вопросах: - сохранения этнических культурных традиций; - поддержки народного творчества (в т.ч. путем проведения фольклорно-этнографических и краеведческих экспедиций), этнокультурного разнообразия российского общества, создания общероссийской системы сохранения нематериального культурного наследия; - изучения объектов нематериального культурного наследия; - расширения круга специализированных программ и передач в средствах массовой информации с целью популяризации традиционной культуры и нематериального культурного наследия народов России, развития духовной жизни общества, заполнения этнокультурного пространства явлениями, свойственными российской ментальности. Раздел 5. ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ИСКУССТВА
Театральная деятельность
В 2015 году объем театрального предложения в Российской Федерации увеличился: количество показов спектаклей в целом выросло на 9%, составив в 2015 году 165,3 тысяч спектаклей; в федеральных театрах рост составил около 20% (8,4 тыс. спектаклей). Одновременно на 6% увеличилось количество новых постановок, составив в 2015 году 2876 премьер. Несмотря на непростые финансовые условия, в которых оказался отечественный зритель, посещаемость театров в целом по стране с 2012 по 2015 год выросла более чем на 10%, составив в 2015 году около 36 млн. чел., из которых 4,2 млн. чел. - это зрители федеральных театров.
Внебюджетные доходы федеральных театров за последние три года выросли с 3 млрд. рублей в 2012 году до 5,3 млрд. рублей в 2015 году, рост составил 71%. Наиболее эффективные в этом отношении среди оперных театров - многолетние лидеры отрасли Мариинский и Большой театры, заполняемость которых не опускается ниже 95%. Среди драматических театров лидерами являются Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова, обеспечивший в 2015 году 515 млн. рублей внебюджетных поступлений, причем отношение внебюджетных средств к бюджетному финансированию составляло последние два года 180-190%. Посещаемость Московского художественного театра имени А.П.Чехова все последние годы не опускалась ниже 99%. Вдвое за последний год выросли показатели внебюджетных поступлений Большого драматического театра имени Г.А.Товстоногова. Внебюджетные доходы федеральных театров составляют ровно треть внебюджетных доходов всех учитываемых официальной статистикой театров страны, при том, что федеральные театры составляют менее 4% от числа всех государственных и муниципальных театров. С 2015 года театры, наиболее успешно привлекающие внебюджетные средства, награждаются денежными премиальными сертификатами Минкультуры России. По числу театров среди федеральных округов лидирует Центральный федеральный округ (188 театров, наибольшее количество которых сосредоточено в Москве и Московской области), далее следуют Приволжский федеральный округ - 122 театра (лидеры - Татарстан, Нижегородская и Самарская области), Сибирский федеральный округ (79 театров, лидеры - Красноярский край, Новосибирская, Иркутская и Омская области), Северо-Западный округ (70 театров). В 2015 году достигнуты важные результаты в области нормативно-правовой работы по поддержке театральной отрасли. Минкультуры России выступило с инициативой упрощения процедуры оформления трудовых отношений с иностранными творческими работниками для участия в постановке спектаклей, концертных и цирковых программ, кинофильмах и других видах сценических представлений и/или исполнения ролей, иной творческой работы в российских организациях культуры и искусства. С этой целью был разработан и внесен в Правительство Российской Федерации законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Законопроектом предлагается предусмотреть определение иностранных граждан - деятелей культуры и искусства как высококвалифицированных специалистов с порогом заработной платы не менее 83 500 рублей из расчета за один календарный месяц (или один миллион рублей в год). В 2015 году были приняты важные меры по осуществлению адресной поддержки театральных учреждений. 31 декабря 2015 года подписан Указ Президента Российской Федерации "О грантах Президента Российской Федерации в области культуры и искусства". Общая сумма поддержки - 5,3 млрд. рублей. Из них около 2 млрд. рублей получают 15 федеральных и 7 региональных театров. Минкультуры России осуществляет системное сотрудничество с крупнейшим творческим союзом страны - Союзом театральных деятелей Российской Федерации (СТД России). В 2015 году СТД России была предоставлена субсидия на осуществление творческих проектов в размере 173,9 млн. рублей. Кроме этого, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 № 310-р СТД России является получателем субсидии на оказание единовременной материальной помощи членам творческих союзов в размере 38,8 млн. рублей. Также СТД России было предоставлено возмещение уплаченного творческими союзами налога на прибыль в размере 2,04 млн. рублей. Итого объем средств, доведенных до СТД России в 2015 году, составил 214,77 млн. рублей. Осуществляется поддержка фестивального движения: размер премий Правительства Российской Федерации имени Федора Волкова за вклад в развитие театрального искусства, врученных на Волковском фестивале в Ярославе (12 - 23 сентября 2015 г.), составляет 90 тыс. рублей. С 13 мая по 17 июля 2015 года успешно прошел XII Международный театральный фестиваль имени А.П.Чехова, программа которого включала 79 показов 19 спектаклей 19 театральных коллективов из 13 стран (Аргентина, Белоруссия, Великобритания, Германия, Испания, Италия, КНР, Россия, Тайвань, Франция, ЮАР, Япония, Норвегия). Большое внимание было уделено развитию театров для детей и юношества: - оказана поддержка реализации специальных программ на базе: Российского академического молодежного театра - для региональных театров юного зрителя - 2 170 000 рублей; Государственного академического центрального театра кукол имени С.Образцова - для региональных кукольных театров - 1 170 000 рублей; Московского государственного академического детского музыкального театра имени Н.И.Сац - для региональных детских музыкальных театров - 2 159 000 рублей; - оказана поддержка Международному фестивалю спектаклей для детей "Гаврош" - 600 000 рублей; - на базе Московского театра юного актера проведен фестиваль театров, где играют дети, "Первый полет" - мультиформатный проект, учитывающий интересы разных социальных групп: детей с ограниченными возможностями здоровья, детей из малообеспеченных семей, детей, оставшихся без попечения родителей и детей из детских домов. Определены 10 получателей Государственной поддержки (гранта) театрам, находящимся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также независимым театральным коллективам на реализацию творческих проектов в 2015 году. Экспертный совет принял решение поддержать следующие заявки: 1) Московский академический Музыкальный театр имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко (постановка оперного спектакля "Волшебная лампа Аладдина", размер гранта - 21 млн. рублей); 2) Государственный театр оперы и балета Республики Саха (Якутия) имени Суорун Омоллоона" (постановка оперного спектакля "Князь Игорь", размер гранта - 16,6 млн. рублей); 3) Башкирский государственный театр оперы и балета (постановка оперного спектакля "Геракл", размер гранта - 11 млн. рублей); 4) Новосибирский городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева (постановка драматического спектакля "Ревизор", размер гранта - 8,06 млн. рублей); 5) Новокузнецкий драматический театр (Театральная лаборатория "Маяковский зажигает… звезды" с проведением фестиваля, мастер-классов, конференций, фестиваля театральных коллективов Москвы, Санкт-Петербурга, а также с последующей постановкой спектакля, размер гранта - 8,08 млн. рублей); 6) Пермский театр юного зрителя (постановка драматического спектакля "Огневушка-поскакушка" по сказкам П.Бажова, размер гранта - 8,06 млн. рублей); 7) Вологодский областной театр кукол "Теремок" (постановка интерактивного спектакля "Топотушки", размер гранта - 4,73 млн. рублей); 8) Тувинский государственный театр кукол (постановка музыкального, кукольного спектакля по повести Памелы Линдон Трэверс "Мери Поппинс", размер гранта - 0,67 млн. рублей). 9) Автономная некоммерческая организация "Театральное дело" (творческий проект "Постановка спектакля "Севастополь"; размер гранта - 10) Учреждение культуры Театр "Студия Театрального Искусства" (творческий проект "Постановка спектакля "Мастер и Маргарита", подготовительный этап", размер гранта - 4,5 млн. рублей). В июне 2015 г. состоялось заседание Экспертного совета поддержке молодой режиссуры для проведения профессиональной оценки и конкурсного отбора победителей. Представлено 55 заявок, поддержаны 20 молодых режиссеров. В июле 2015 года состоялось заседание Экспертного совета для проведения профессиональной оценки и конкурсного отбора пьес молодых драматургов. Представлено 38 заявок из 22 регионов России. Отклонено 7 заявок, рассмотрена 31 заявка, поддержано 16 молодых драматургов. На реализацию мер по стимулированию межрегиональных гастрольных проектов театральных коллективов Минкультуры России в 2015 году выделило 269,1 млн. рублей. Государственная поддержка оказана программе "Большие гастроли" в объеме 169 млн. рублей, программе поддержки русских театров за рубежом (совместно с Союзом театральных деятелей Российской Федерации) - 60 млн. рублей, межрегиональным гастрольным проектам - 40,1 млн. рублей (на условиях софинансирования с органами культуры субъектов Российской Федерации). Все эти меры положительно сказались на развитии театрального искусства. Происходит обновление российского театра, связанное как с развитием традиционной русской театральной школы, так и с творческими поисками новых театральных поколений, заявляющих о себе часто полемически. Событиями 2015 года стали спектакли Л.А.Додина "Братья и сестры" по Ф.А.Абрамову (новая редакция; Академический Малый драматический театр - Театр Европы), С.В.Женовача "Самоубийца" по Н.Р.Эрдману (Студия театрального искусства), А.Я.Шапиро "Мефисто" по К.Манну (Московский художественный театр имени А.П.Чехова), Ю.Н.Бутусова "Бег" по М.А.Булгакову (Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова), И.Поповски "Сон в летнюю ночь" по У.Шекспиру ("Мастерская Петра Фоменко"), А.А.Могучего "Пьяные" по И.А.Вырыпаеву (Большой драматический театр имени Г.А.Товстоногова). Отмечены зрительским и профессиональным вниманием критики спектакли Р.Туминаса "Минетти" по Т.Бернхардту (им открылась Новая сцена театра имени Евгения Вахтангова); Е. Гранитовой "Северная Одиссея" по пьесе П.Луцыка и А. Саморядова (Российский академический молодежный театр); В.Панкова "Утиная охота" по А. Вампилову (Московский театр "Et Cetera"); а также спектакли "По дороге в…" по Ф.М.Достоевскому (реж. К.М.Гинкас; Московский театр юного зрителя), "О-й. Поздняя любовь" (реж. Д.А.Крымов; Театр "Школа драматического искусства"), "Кабаре Брехт" (реж. Ю.Н.Бутусова; Санкт-Петербургский государственный академический театр имени Ленсовета). С участием приглашенных крупных зарубежных режиссеров были поставлены такие значительные спектакли, как "Сказки Пушкина" (реж. Роберт Уилсон, Театр Наций) и "Вакханки" по Еврипиду (реж. Теодорос Терзопулос) и "Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой" (реж. Хайнер Гёббельс, Электротеатр Станиславский). Обращает на себя внимание то, что большинство театральных событий 2015 года связаны с произведениями классики (по преимуществу - русской) как XIX, так и XX веков. Год литературы не стал формальным мероприятием, а совпал с глубинными тенденциями современного театра, который стал нуждаться в качественном и серьезном драматическом материале. Именно спектакли по классике собрали основной "урожай" наград фестиваля "Золотая маска", решения жюри которого в этом году вызвали меньше разногласий, чем обычно. "Сон в летнюю ночь" В.Шекспира в постановке И.Поповски был признан лучшим спектаклем большой формы; "О-й. Поздняя любовь" по А.Н.Островскому в постановке Д.А.Крымова - лучшим спектаклем малой формы. С.А.Волков был признан лучшим драматическим актером за роль в спектакле "Кабаре Брехт". Премия за лучшую режиссуру присуждена А.А.Могучему, поставившему пьесу И.А.Вырыпаева "Пьяные". Фестивальное движение остается одним из эффективных направлений популяризации театрального дела. Наряду с фестивалем "Золотая маска" и упомянутыми Чеховским и Волковским фестивалями прошли крупные международные театральные форумы: Международный театральный фестиваль "Сезон Станиславского", Международный театральный фестиваль "Александринский", Международный фестиваль "Балканское театральное пространство" (г.Санкт-Петербург). Среди региональных событий следует отметить "Театральный салют Ялты - 2015", Международный фестиваль "Молодые театры России" (г.Омск), Международный Фестиваль-Форум "Пространство режиссуры" (г.Пермь), Всероссийский Пушкинский театральный фестиваль (г.Псков), Международный фестиваль театрального искусства "Полярная звезда" (г.Мурманск), Международный театральный фестиваль "Голоса истории" (г.Вологда), Международный фестиваль "CheLовек театра" (г.Челябинск), Фестиваль молодой режиссуры "Ремесло" (г.Казань), Театральный фестиваль русских театров республик, краев и областей Южного Федерального Округа "Комплимент" (г.Новочеркасск), Международный театральный фестиваль "Театральный остров" (г.Санкт-Петербург.), Фестиваль национальных театров республик Северного Кавказа "Сцена без границ" (г.Владикавказ). Несомненным театрально-фестивальным центром России в 2015 году стал Воронеж, "прирастивший" к успешно проводимому на протяжении пяти последних лет Международному Платоновскому фестивалю искусств два новых проекта: фестиваль поэзии и театра "Мандельштамфест" и детский театральный фестиваль "Маршак". Такое фестивальное разнообразие стало возможным благодаря деятельной помощи областной администрации, губернатора Воронежской области А.В.Гордеева, получившего в 2015 году "Золотую маску" за поддержку театрального искусства. Было бы полезно использовать этот опыт взаимодействия власти и театра в других городах и регионах России. Особое место в сложившейся системе форумов занимает традиционный Всероссийский фестиваль театрального искусства для детей "Арлекин", играющий важную роль в сохранении и развитии традиций отечественного театрального искусства для подрастающего поколения. В 2015 году продолжалась реализация программы "Большие гастроли. Театральное лето России", осуществляемой Федеральным центром поддержки гастрольной деятельности (июнь-октябрь). В ней приняли участие более 20 ведущих театров в 35 регионах России. Программа "Большие гастроли - 2015" включала в себя не только спектакли, но и встречи звезд театральной сцены со зрителями, профессиональные мастер-классы, круглые столы по культурной журналистике и театральной педагогике. Система фестивалей и гастролей не только позволяет населению увидеть спектакли приезжих театров, но и служит культурной консолидации регионов нашей огромной страны. Создание единого культурного пространства России - это задача, требующая постоянных усилий. Мощным объединяющим фактором в 2015 году стало широко отмечавшееся в стране 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. В той или иной степени на юбилейную дату откликнулась каждая российская сцена, что привело к появлению целого ряда высокохудожественных, глубоких, по-настоящему проникновенных спектаклей, осмысляющих величайшие в истории страны триумф и трагедию, проникнутых подлинным духом патриотизма, любви к Отечеству. Среди таких работ: "Фронтовичка" Русского драматического театра имени Н.А.Бестужева (г.Улан-Удэ), "Победители" Томского театра юного зрителя, "Эшелон" Коми-Пермяцкого драматического театра имени М.Горького (г.Кудымкар), спектакль-концерт "Он не вернулся из боя" Российского государственного академического театра имени Ф.Волкова (г.Ярославль), "ПроЖить" Театра кукол Удмуртской республики (г.Ижевск). К сожалению, специальный всероссийский театральный фестиваль, приуроченный к исторической дате - 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, организован не был, хотя на местах прошли отдельные фестивали, например, состоявшийся в апреле 2015 года в г.Новокуйбышевске VII фестиваль провинциальных театров "ПоМост" был целиком посвящен именно юбилейной дате. Значительным событием 2015 года стало завершение реконструкции исторического здания Красноярского драматического театра имени А.С.Пушкина, новое оборудование сцены которого отныне отвечает европейским техническим стандартам. В реконструированном здании свой 115-й сезон открыл один из старейших на Урале Бугурусланский драматический театр имени Н.В.Гоголя. В то же время из-за экономических трудностей не были введены в эксплуатацию давно запланированные к открытию в 2015 году новые здания Омского драматического театра "Галерка", Самарского театра юного зрителя "САМАРТ". Существенным и далеко не в лучшую сторону изменениям подвергся замечательный проект реконструкции Минусинского драматического театра - одного из заметнейших на театральной карте России. Вследствие недостатка средств замороженными на неопределенный срок оказались еще несколько настоятельно требующих реконструкции театральных зданий. В целом состояние театральных зданий по стране оставляет желать лучшего. Так, согласно "Своду данных о деятельности театров Минкультуры России за 2015 год" 232 сценических помещения из общего числа 807 (без учета г.Москвы и г.Санкт-Петербурга) требуют капитального ремонта. Особенно красноречивы эти показатели в некоторых регионах: в Тверской области из 5 помещений в капитальном ремонте нуждаются 4, одно находится в аварийном состоянии. Такое же положение дел наблюдается в Ярославской области. Острая ситуация сложилась в Красноярском крае - Проблема материально-технического обеспечения по-прежнему остается ключевой для значительного числа российских театров. Несмотря на это в 2015 году свою первейшую задачу - выпуск интересных, ярких и качественных (в том числе и с технической точки зрения) спектаклей провинциальные театры выполнили и перевыполнили. Об этом свидетельствует большое количество региональных постановок, номинированных по итогам сезона 2014/2015 годов на Национальную театральную премию "Золотая маска" и на других престижных всероссийских сценических смотрах. К несомненным удачам, которыми был ознаменован 2015 год на региональной драматической сцене, следует отнести: "Месяц в деревне" И.С.Тургенева в Ярославском Академическом театре драмы имени Ф.Волкова и "Невольницы" А.Н.Островского в Костромском драматическом театре, "Господа Головлевы" М.Е.Салтыкова-Щедрина в Новокузнецком драматическом театре и "Ревизор" Н.В.Гоголя в Новосибирском драматическом театре (постановка была осуществлена за счет одного из 8 грантов, выделенных Минкультуры на поддержку театральной деятельности в регионах страны), "Колыбельная для Софьи" по Е.Замятину в Минусинском драматическом театре и "Ак и человечество" по пьесе Е.Зозули в воронежском Камерном театре. Среди спектаклей, основанных на зарубежной и современной драматургии, необходимо упомянуть такие разные по подходу и способу сценического воплощения, но успешные постановки, как "На чемоданах" Х.Левина в Омском театре драмы и "Горькие слезы Петры фон Кант" Р.В.Фассбиндера в Красноярском театре юного зрителя, "Толстая тетрадь" по А.Кристофф в Пермском театре кукол и "Лодочник" А.Яблонской в Каменск-Уральском театре "Драма № 3". В течение 2015 года осуществлена постановка нескольких ярких спектаклей, пополнивших детский репертуар, среди которых "Русалочка" по Г.Х.Андерсену Екатеринбургского театра юного зрителя, "Король Матиуш" по Я.Корчаку Новосибирского театра "Глобус", "У лис длинные носы" У.Хубба Омского театра юного зрителя. В числе постановщиков спектаклей - имена как солидных мастеров, многие годы возглавляющих тот или иной коллектив, так и совсем молодых режиссеров, сравнительно недавно закончивших столичные театральные вузы и приглашаемых театрами на разовые постановки. Такая практика не всегда приводит к появлению выдающихся сценических произведений, но в последние годы она стала существенным и важным элементом жизни российского театра. Этому немало способствует институт режиссерских и драматургических лабораторий, ориентированных преимущественно на театральную молодежь и активно развивающихся в российских регионах в последние сезоны. Важно отметить, что наряду с лабораториями, посвященными "новой драме" и современной пьесе, возникает все больше подобных лабораторий, связанных с классическим наследием: достаточно упомянуть лабораторию "По тропинкам Тургенева..." в Новокузнецком драматическом театре или лабораторию "Шекспир. Трагедии. Век XXI", организованную Свердловским театром драмы (г.Екатеринбург). После учреждения в 2014 году Федерального центра поддержки гастрольной деятельности, значительно возросло число столь необходимых для полноценной творческой жизни гастрольных поездок театров России. В рассматриваемый период коллективы практически всех субъектов Российской Федерации (за исключением 6 с малым количеством театров) совершали выезды за пределы своего региона. Общее количество показанных ими в ходе гастрольных поездок спектаклей превышает 3 000. В отношении зарубежных поездок цифры выглядят гораздо скромнее - в течение 2015 года театры российской провинции дали за границей 860 спектаклей, большая часть которых приходится на музыкальные театры. Между тем, многие драматические театры страны могут сегодня достойно представить сценическое искусство нашей страны за рубежом. 2015 год - год 175-летнего юбилея П.И.Чайковского, что не могло не отразиться на репертуарной политике музыкальных театров. Практически во всех ведущих оперных театрах страны были поставлены или возобновлены его оперы. Чаще всего исполнялась его опера "Евгений Онегин" (в Санкт-Петербурге она шла в трех оперных театрах). Событием стала премьера "Евгения Онегина" в театре "Геликон-опера" - реконструкция исторического спектакля К.С.Станиславского. Большой успех имела в Большом театре премьера одноактной оперы П.И.Чайковского Иоланта", ее поставили и в Центре оперного пения Галины Вишневской, в Петербургском театре "Зазеркалье", Астраханском оперном театре. Обратила на себя внимание постановка в Приморском театре оперы и балета (г.Владивосток) оперы "Мазепа", действие которой перенесено в наше время. Опера "Орлеанская дева" в Большом театре была представлена в концертном исполнении, а в Башкирском театре оперы и балета - в сценическом варианте. Классический оперный репертуар в целом по стране остается самым востребованным. В сфере оперного искусства все шире развивается тенденция включения в репертуар театров республик в составе Российской Федерации опер на национальных языках, с национальными сюжетами и фольклорным музыкальным материалом. Наибольшее число таких сочинений присутствует, как и ранее, в Оперном театре Республики Саха (Якутия) - почти 40%. Продолжение получила тенденция, отмеченная в предыдущем сезоне, - постановки сочинений современных отечественных и зарубежных композиторов. Статистическая выборка по 10 ведущим областным театрам показывает, что процент таких постановок не превышает 5, а в некоторых театрах современная музыка вообще не представлена. Исключение составляют Пермский театр оперы и балета, где 25% репертуара - это новейшие сочинения, а также Камерный музыкальный театр имени Б.А.Покровского (г.Москва), в котором идет 11 опер современных авторов (более четверти репертуара), две из которых - мировые премьеры 2015 года. Среди наиболее заметных спектаклей на музыку современных композиторов эксперты отмечают следующие: - "Путешествие в страну Джамблей" П.Поспелова (Пермский театр оперы и балета), получивший специальную премию на фестивале "Золотая маска" 2016 года; - "Судья" ("Потерянные дети") Кр.Колоновица (Мариинский театр-2, с Х.Каррерасом в главной роли); - "Титий Безупречный" А.Маноцкова (Камерный музыкальный театр имени Б.А.Покровского); - "По ту сторону тени" В.Тарнопольского (Музыкальный театр имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко). Старинные оперы "домоцартовского периода" занимают в репертуаре отечественных театров по-прежнему незначительное место, однако в сезоне 2015 года наметилась позитивная тенденция. Так, несомненной удачей стала постановка оперы "Роделинда" Г.Ф.Генделя в Государственном академическом Большом театре России (совместно с Английской национальной оперой). Новым достижением можно считать постановки старинных опер не только на столичных, но и на региональных сценах с привлечением сил российских артистов. Отметим такие спектакли, как "Геракл" Г.Ф.Генделя в постановке Г.Исаакяна (Башкирский театр оперы и балета), "Ордандо" Г.Ф.Генделя (Воронежский театр оперы и балета). Особый интерес представляет мировая премьера оперы Дж.Ристори "Ариадна" (Царицынская опера, Волгоград). Функционирование театров в большинстве случаев соответствовало утвердившимся в России принципам, а именно - на основе стабильного репертуара. Осуществляются проекты антрепризного плана, но вес их значительно меньше, чем в драматическом театре. Позитивной тенденцией можно считать продолжившуюся практику постановок совместно с зарубежными партнерами (копродукция), например, спектакли Большого театра: "Роделинда" Г.Ф.Генделя и "Риголетто" Дж.Верди (копродукция с оперным фестивалем Экс-ан-Прованс, Рейнской национальной оперой в Страсбурге, Оперным театром Женевы). В 2015 году лидерами, определившими разные тенденции в развитии отечественного оперного искусства, стали три театра. Два из них сохранили положение, которое они занимали на протяжении уже нескольких лет, - Мариинский и
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|