Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Белорусский экономический журнал. №2, 1998




ПЛАН

ПРИМЕНЕНИЕ МАКРОМОДЕЛЕЙ В ИСЛЕДОВАНИИ И ПРОГНОЗИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ                                           2

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОГРАМИРОВАНИЕ И НДЕКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ                                                              13

ИЗ ПРАКТИКИ ФРАНЦУЗКОГО ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ                                                                                                  17

ЛИТЕРАТУРА                                                                                     21

Тема 1

С.Ф. Миксюк

Применение макромоделей в исследовании

и прогнозировании экономики

Белорусский экономический журнал. №2, 1998

 

Переживаемый Республикой Беларусь кризис требует принятия комплексных мер, направленных на его преодоление и систем­ное реформирование экономики. Инструмен­том такого согласования показателей эконо­мической политики может служить макроэко­номическая модель.

В странах с развитой рыночной эконо­микой большинство среднесрочных макроэко­номических моделей базируется на регресси­онных методах, которые по своей сути пред­полагают некоторую неизменность динамики технологических факторов, результатов инсти­туциональной деятельности и экономическо­го поведения в сравнении с базовым перио­дом. Представляется очевидной проблема­тичность подобного инструментария для мо­делирования экономики переходного периода, отличающегося нестабильностью экономичес­ких процессов. Более того, применение стоха­стических моделей в переходной экономике затруднено переводом статистики Беларуси на принятую в международной практике сис­тему национальных счетов и в этой связи на­личием слишком узкой информационной базы. Последнее делает объясняющую способ­ность модели весьма ограниченной. Необхо­димо также иметь в виду, что в переходный период не могут быть использованы положе­ния теории рыночной экономики без внесе­ния в нее корректив. Применительно к моде­ли это касается, прежде всего, выбора факто­ров, объясняющих поведение экономических показателей.

Указанные выше причины привели нас к мысли о том, что для переходной экономи­ки следует разработать не стохастическую, а детерминированную модель. В неприемлемо­сти стохастической модели для наших усло­вий убеждает также имеющийся у автора от­рицательный опыт разработки регрессионных зависимостей показателей внешней торговли. Что касается детерминированных моделей, то основным их недостатком является жесткий характер. Однако он может быть устранен с помощью аппарата имитации с различными сценариями, отражающими альтернативные варианты правительственной политики.

Изложенное выше позволяет заключить, что в условиях переходного периода исполь­зование разработанного в странах с развитой рыночной экономикой модельного аппарата является невозможным. То же относится и к моделям централизованной экономики, раз­работанным в странах бывшего СССР. Все это предопределило необходимость собственных модельных разработок. Следует отметить, что в республике имеются стандартные модель­ные разработки Всемирного банка и МВФ, выполненные для стран с переходной эконо­микой, однако попытки их практического ос­воения оказались неудачными. Во-первых, потому, что информационное обеспечение этих моделей не учитывает особенностей статисти­ческой отчетности Беларуси. Во-вторых, мо­дели ориентированы на решение внешних для нашей экономики специфических задач.

В этой связи с 1994 г. в НИЭИ Минэко­номики Республики Беларусь началась раз­работка собственной среднесрочной макроэко­номической модели. Основная цель первого этапа работы — создание комплексной мак­ромодели, позволяющей осуществить прогноз взаимосвязанных потоков материально-веще­ственных и денежно-финансовых ресурсов в экономике республики. По аналогии с моде­лью Всемирного банка в основу модели был положен методологический принцип потока финансовых средств, согласно которому дохо­ды одного сектора служат расходами другого. При этом в модели выделены четыре внут­ренних сектора экономики - домашние хо­зяйства, нефинансовые предприятия, сектор государственного управления, банковский сек­тор, а также внешний сектор. В 1996 г. первая версия комплексной модели среднесрочного прогнозирования (на период до 3 лет) про­шла практическую апробацию (Миксюк С.Ф. Разработка и использование комп­лексной макромодели прогнозирования эко­номики Беларуси в условиях ее рыночной пе­реориентации // Вопросы прогнозирования развития отраслей и сфер народного хозяй­ства. Мн.: НИЭИ Минэкономики РБ, 1997. — Ред.). Модель состояла из трех взаимоувя­занных блоков: совокупного спроса и предло­жения, платежного баланса, кредитно-денеж­ного. Она включала 80 уравнений и по свое­му характеру являлась высокоагрегированной. Результаты практической апробации модели дают основание сделать следующие выводы.

Модель позволяет осуществлять прогноз не противоречащих друг другу счетов как в разрезе секторов экономики, так и по эконо­мике в целом. Малая размерность модели, с одной стороны, обеспечивает аналитическую наглядность получаемых результатов, что по­зволяет оперативно работать с моделью и про­водить многовариантные расчеты в ограничен­ные временные сроки. С другой стороны, высокоагрегированность модели сопряжена с большим количеством допущений, что делает прогноз в значительной степени условным.

С учетом этого в 1996 г. модель получила дальнейшее развитие в направлении детали­зации показателей налогово-бюджетного сек­тора. Это потребовало переклассификации статей бюджета и внебюджетных фондов в соответствии с классификацией СНС, отсле­живания взаимосвязей государственного, ме­стных бюджетов, внебюджетных фондов, пред­ставления доходной части бюджета и внебюд­жетных фондов в требуемой классификации.

Концепция общей структуры модели

Конечной целью построения модели яв­ляется разработка инструмента, который по­зволил бы в зависимости от проводимой эко­номической политики и развития экономи­ческой конъюнктуры осуществлять прогноз комплекса не противоречащих друг другу сче­тов основных секторов экономики.

Создание модели, способствующей реше­нию данной задачи, требует, с одной стороны, адекватного воспроизведения взаимосвязей макропоказателей; с другой стороны, — вве­дения в модель группы государственных ре­гуляторов (налоги, бюджетные статьи расхо­дов, ставка процента, индекс реальной денеж­ной массы) и адекватного отражения их вли­яния на макропоказатели. Первое требование в модели удовлетворяется посредством реа­лизации методологии потока финансовых средств (там же). Что касается второго требо­вания, то его достижение обеспечивается за счет отражения взаимосвязей показателей в методологии СНС, а также за счет отражения прямого влияния регуляторов на поведение экономических субъектов на основе коэффи­циентов эластичности.

Использование в модели принципа ме­тодологии потока финансовых средств авто­матически предполагает прогнозирование в разрезе секторов экономики и отслеживание движения потоков между секторами. Каждый сектор имеет информационную базу для про­гнозирования финансовых и нефинансовых потоков: сектор госуправления - государствен­ная финансовая статистика; домашние хозяй­ства - баланс доходов и расходов населения; банковский сектор - денежно-кредитный об­зор; внешний сектор - платежный баланс; в целом по экономике - счет национального дохода и продукта. Исключение составляет лишь сектор нефинансовых предприятий, для прогнозирования показателей которого инфор­мационная база отсутствует. Поэтому в рам­ках модели доходы и расходы данного сектора определяются как балансирующие элементы между соответствующими показателями на­ционального дохода и показателями секторов государственного управления и домашних хозяйств.

На рис.1 представлена блок-схема мак­ромодели среднесрочного прогнозирования.

Блок производства и издержек в текущих ценах Эндогенные переменные Материальные затраты Налогооблагаемые базы: выручка от реализации, прибыль, затраты на производство продукции, амортизация основных фондов Рентабельность Капвложения за счет собственных средств предприятия

Блок доходов и расходов государства Эндогенные переменные Доходы бюджета и внебюджетных фондов Дефицит бюджета Сбережения и валовые накопления сектора государственного управления Социальные выплаты: среднемесячная стипендия одного студента, среднемесячная пенсия одного пенсионера, среднемесячное пособие одного безработного

Блок доходов и расходов населения Эндогенные переменные Доходы населения Текущие потребительские расходы Сбережения населения Валовое накопление населения Капвложения за счет средств населения Среднемесячная зарплата одного занятого

Блок национального дохода и продукта Эндогенные переменные Валовой выпуск и валовой внутренний продукт в рыночных ценах Сбережения и валовое накопление сектора нефинансовых предприятий Воспроизводственная структура ВВП в разрезе секторов Финансовая структура ВВП

Блок платежного баланса Эндогенные переменные Показатели текущего счета: сальдо торгового баланса, сальдо нефакторных услуг, сальдо дохода, сальдо текущих трансфертов Внешний заем Внешний долг на конец периода

Блок кредитно-денежного сектора Эндогенные переменные Чистые внутренние активы в разрезе секторов Широкие деньги в разрезе секторов

Рис. 1 Блок-схема модели среднесрочного прогнозирования


Блок производства и издержек. В дан­ном блоке рассчитываются со стороны пред­ложения номинальный и реальный ВВП, ва­ловой выпуск по факторной стоимости на основе экспертно заданных темпов роста про­изводства отраслей и индексов цен на про­дукцию этих отраслей. Работа блока представ­лена следующими отраслями: промышлен­ность, сельское хозяйство, прочие отрасли ма­териального производства, нематериальные услуги. В данном блоке рассчитываются все налогооблагаемые базы, необходимые для ра­боты очередного блока: выручка от реализа­ции, оплата труда, материальные затраты, амортизация, прибыль от реализации, балан­совая прибыль. В блоке отражается влияние динамики ставки косвенных налогов на дина­мику объема продаж и, как следствие, на ве­личину выручки от реализации.

Налогово-бюджетный блок. Поступле­ния в бюджет и внебюджетные фонды рас­считываются путем умножения величины налогооблагаемых баз на экзогенно задаваемую ставку фактического изъятия. При выборе ус­ловно расчетных баз налогообложения мы ис­ходили из следующих соображений:

а) условно расчетная база, принятая в модельных расчетах, должна быть максимально приближена к базе, устанавливаемой в законодательном порядке;

б) при невозможности установления подобного соответствия приоритет отдается базе, которая в наибольшей степени отражает сферу производства;

в) в методологии модельных расчетов не должно быть противоречия при определении налогооблагаемой базы: если показатель является результирующим, он не может выступать в качестве налогооблагаемой базы, поскольку рассчитывается в первом блоке модели.

В модели воспроизводится взаимосвязь бюджета и внебюджетных фондов посредством включения позиции "поступления из бюдже­та" в статьи внебюджетных фондов. Следует отметить, что в модельных расчетах данная позиция является балансирующей между рас­ходной и доходной частями внебюджетных фондов. Такая методика расчетов предполага­ет бездефицитность внебюджетных фондов.

В отличие от доходов, возможности про­гнозирования государственных расходов на основе обычных экономических соотношений гораздо более ограниченны. Это является след­ствием политической природы принятия ре­шения по поводу государственных расходов. Методика прогнозирования бюджетных рас­ходов в рамках модели предполагала решение следующих вопросов: классификация расхо­дов, обеспечивающая связь финансовых по­токов между бюджетом и остальными секто­рами, методика прогноза этих расходов.

Требуемая для модельных расчетов клас­сификация бюджетных расходов представле­на как сумма текущих и капитальных расхо­дов (рис.2). В свою очередь текущие расходы складываются из текущего государственного потребления (заработная плата, товары и ус­луги), субсидий, трансфертов, расходов по об­служиванию внутреннего и внешнего долга. К капитальным расходам бюджета относятся капитальные трансферты сектору нефинансо­вых предприятий, инвестиции госсектора.

В силу политической природы бюджет­ных расходов их прогнозирование осуществ­ляется на основе экзогенно заданных реаль­ных темпов роста. Следует отметить, что ос­новная сложность прогнозирования расходов бюджета состоит в формировании его отчет­ной информационной базы в требуемой клас­сификации. Это потребовало обращения не к агрегированному бюджету, а к его детализи­рованному виду.

Дефицит бюджета рассчитывается как разница доходов и расходов бюджета. Финан­сирование дефицита бюджета определяется на основе экзогенно задаваемой структуры: вне­шние источники, внутреннее банковское фи­нансирование, внутреннее небанковское фи­нансирование. Влияние статей бюджета на основные макропоказатели отражено в моде­ли посредством расчета располагаемого секто­рами дохода и его взаимосвязей.

 

Статьи бюджета

                                                                            

2. Капитальные расходы

 

2.1. Валовое накопление госсектора

 

2.1.1. Валовое накопление основного капитала

 

2.1.2. Изменение запасов материальных оборотных средств

 

2.2. Капитальные трансферты и чистое кредитование

 

2.2.1. Валовое накопление нефинансовых предприятий

 

2.2.2. Чистое кредитование, в т.ч. ссуды на жилищное строительство

 

Рис. 2. Классификация статей бюджета

 

1. Текущие расходы

 

1.1. Текущее государственное потребление

 

1.1.1. Заработная плата

1.1.2. Товары и услуги

 

1.2. Субсидии предприятиям

 

1.3. Рублевое покрытие за перечисление средств в валютные фонды

1.4. Трансфертные платежи населению

1.4.1. Стипендии

 

1.4.2. Средства в фонд социальной защиты

 

1.4.3. Социальные пособия в натуре

 

1.4.4. Прочие

 

1.5. Расходы по обслуживанию внутреннего долга

 

1.6. Выплаты процентов по внешнему долгу

 

Доходы и расходы населения. Данный блок является в целом производным от пока­зателей предыдущих блоков. В нем отражает­ся влияние налогов с населения на располага­емый доход и далее — на конечное потребле­ние домашних хозяйств и инвестиции насе­ления.

В блоке национального дохода и про­дукта рассчитывается материально-веще­ственная структура ВВП, финансовая струк­тура, а также сбережения как в целом по эко­номике Беларуси, так и в разрезе секторов. В блоке реализуются основные балансовые со­отношения макроэкономики. Очевидно, что основная часть показателей балансовых соот­ношений рассчитывается в предыдущих бло­ках, в этом же определяются лишь баланси­рующие элементы, по динамике которых мож­но судить о реалистичности полученных ра­нее прогнозных показателей. В блоке также отражается влияние прямых налогов с юри­дических лиц на величину чистой балансо­вой прибыли и, как следствие, на инвестиции за счет средств предприятий.

В блоке платежного баланса реализо­вано балансовое соотношение: сальдо счета вне­шних текущих операций должно компенси­роваться за счет либо притока капитала, либо снижения уровня резервов. В качестве балан­сирующего элемента в соотношении высту­пает показатель внешних займов. Все осталь­ные показатели указанного балансового соот­ношения рассчитываются автономно на осно­ве экзогенно задаваемых темпов роста, описывающих динамику внешней конъюнк­туры. Исключение составляют экспорт и им­порт товаров. Физический индекс роста им­порта товаров прогнозируется на основе ко­эффициента эластичности от ВВП. Импорт товаров в долларовом выражении определя­ется на основе физического индекса роста импорта и индекса цен на импорт. Экспорт товаров является производным от рассчитан­ных ранее внешнеторгового сальдо и импорта товаров. Назначение блока заключается не только в том, чтобы отразить взаимодействие секторов экономики, но и в том, чтобы оце­нить реалистичность прогноза на основе ба­лансирующего показателя "внешние займы".

Блок кредитно-денежного сектора. Реализация данного блока решает, каковы должны быть кредиты секторам, чтобы после­дние находились в рамках своих бюджетных ограничений. Решение данной задачи требует прогнозирования спроса на денежные активы со стороны секторов. В модели эта задача ре­шается с использованием коэффициентов эла­стичности: депозиты населения - от реаль­ной ставки процента; депозиты предприятий - от ВВП. Потоки кредитов секторам опреде­ляются как балансирующие элементы соотношении, отражающих бюджетные ограниче­ния секторов. Следует отметить, что в этих балансовых соотношениях используются по­казатели, рассчитанные в предыдущих бло­ках. В блоке реализуется также соотношение, отражающее баланс банковской системы: из­менение совокупной денежной массы совпа­дает с изменением чистых иностранных акти­вов и чистых внутренних кредитов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...