Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Российский экономический журнал. №4, 1998




 

Постановка на официальном уровне задач создания в России системы индикативного пла­нирования', актуальность которых неоднократ­но аргументировалась на страницах «Россий­ского экономического журнала», не может не привлекать внимание исследователей к прак­тике ряда стран развитой рыночной экономики, где индикативные планы доказали свою эффек­тивность в качестве одного из средств государ­ственного макрорегулирования. Среди этих стран выделяется Франция, ибо французская си­стема, как справедливо подчеркивалось в лите­ратуре, оказала стимулирующее влияние на раз­витие макропланирования в Германии и Вели­кобритании, а в последнее время ее принципы все более пристально изучаются и в определен­ной мере используются органами межгосудар­ственного регулирования ЕС. Информацию о некоторых существенных моментах этой систе­мы и ее эволюции, почерпнутую из ряда перво­источников, и хотелось бы донести до читате­лей журнала.

Идейно-теоретические основы послевоен­ной французской экономической политики сло­жились, во-первых, под воздействием кейнсианства. Во-вторых, на их формирование повлияло то обстоятельство, что восстановление и мо­дернизация экономики осуществлялись в русле решения сформулированной Ш. де Голлем гло­бальной задачи упрочения международного по­ложения Франции, в том числе на основе подъе­ма экономики. Важную роль в решении данной задачи сыграла система индикативного плани­рования, опиравшаяся на высокую долю госсоб­ственности в народном хозяйстве (сохранив­шуюся и поныне, о чем свидетельствуют данные табл. 1). «Идейным отцом» системы явился Ж.Монне.

Таблица 1.

 

Страны В численности занятых В валовом внутреннем продукте В капиталовложениях в основ- ной капитал В среднем по странам
Германия 10,1 11,1 16,8 12,6
Италия 15,0 20,0 26,0 20,3
Великобритания 9,0 12,0 17,0 12,7
Франция 17,6 19,5 34,9 24,0
Испания 6,0 14,0 21,0 13,6
Голландия 6,3 11,0 7,0 8,1
Бельгия 11,0 8,3 14,0 11,1
Люксембург 5,0 3,5 4,0 4,2
Португалия 12,1 21,0 35,0 22,7
Греция 10,0 19,0 40,6 23,2
Дания 8,2 6,0 20,0 11,4
Ирландия 10,5 14,7 20,7 15,3

Уже в конце 40-х годов была разработана и начала реализовываться уникальная «демо­кратическая система планирования», позволяю­щая органам госуправления регулировать хо­зяйственные процессы таким образом, чтобы «государственная бюрократия не задавила эф­фективное функционирование рыночных субъ­ектов». Вместо построения обычной иерархиче­ской системы «сверху вниз» утверждалось пла­нирование «снизу», базируемое на принципах консультирования и согласования и включаю­щее участие на равноправных началах пред­ставителей различных «групповых интересов»: госслужащих, предпринимателей, профсоюзов, союзов потребителей и др. Согласно рассматри­ваемой системе, план рождается в результате многоступенчатых итераций, и в консенсусе от­носительно его реализации заинтересованы все участники. Вместе с тем, плановые показатели не являются обязательными (директивными), а вы­ступают прежде всего в качестве экономических индикаторов-носителей информации об ожида­емой экономической конъюнктуре.

Определенные изменения во французской экономической философии произошли лишь в конце 80-х годов и свелись главным образом к более лояльному отношению и к большей вос­приимчивости к неолиберальным идеям. Тем не менее, роль государства в управлении экономи­кой во Франции до сих пор небезосновательно считается одной из наиболее существенных сре­ди промышленно развитых стран мира. Что ка­сается собственно индикативного планирова­ния, то оно оставалось и остается элементом го­сударственного управления и регулирования французской экономики. Есть сведения об один­надцати разрабатывавшихся среднесрочных ин­дикативных планах, охватывавших все нацио­нальное хозяйство (соответствующая хроно­логия представлена в табл. 2).

Таблица 2.

Порядковый номер индикативного плана Период охвата, годы
Первый 1947-1953
Второй 1954-1957
Третий 1957-1961
Четвертый 1962-1965
Пятый 1966-1970
Шестой 1970-1975
Седьмой 1976-1981
Восьмой 1981-1985
Промежуточный 1982-1983
Девятый 1984-1989
Десятый 1989-1992
Одиннадцатый 1993-1997

Планы составляются, как правило, на пятилетие, и в них фиксируются общие черты желаемого экономического и социального раз­вития. При этом определяющую роль играет не столько собственно индикативный план, сколь­ко сам процесс (процедура) его составления. Этот процесс отличается уже упоминавшимися многоступенчатыми итерациями, в результате которых не только происходит обмен инфор­мацией, но и достигается национальный консен­сус между различными участниками хозяйствен­ной деятельности и разными уровнями хозяйст­вования и управления.

Индикативный план включает формули­ровки среднесрочных целей развития экономи­ки Франции, прогнозные показатели и тенден­ции, концептуальные алгоритмы преобразова­ния структурных пропорций. Ключевые разде­лы плана касаются экономического роста, инве­стиций, финансовых потоков, сбалансирован­ности экономики, инфляции и конкуренции. В большинстве случаев стратегические задачи вы­ражаются в конкретных (количественно опреде­ленных) плановых заданиях, но последние носят второстепенный характер. Главное содержание плана составляет определение «актов государ­ственного вмешательства», охватывающих: а) основные задачи государства в области эко­номики на плановый период; б) их детализацию применительно к инвестированию и перерас­пределению государственных доходов с указа­нием на источники финансирования капитало­вложений и на соответствующие государствен­ные мероприятия (предоставление бюджетных субвенций, госкредитование, льготное финан­сирование и т.д.). Французские индикативные планы, иными словами, четко ориентированы на инвестиционную деятельность. Причем если в первых планах присутствовали конкретные отраслевые прогнозы и отраслевые плановые задания, то впоследствии их заменили отмечен­ные «акты (программы) государственного вме­шательства», разрабатываемые применительно к основным отраслям промышленности.

Характеризуемые планы, далее, охватыва­ют и хозяйственный механизм, который при­зван косвенно обеспечить достижение наиболее значимых экономических индикаторов. Хотя, как уже отмечалось, плановые задания не носят обязательного характера, индикативный план по сути своей является активным средством го­сударственного регулирования экономики: сего помощью государство не только прогнозирует тенденции и показатели народнохозяйственно­го развития, но и оказывает на них активное влияние. Индикативный план принимается и ут­верждается Парламентом Франции.

Весьма специфична и институционально-организационная структура планирования. Ко­личество штатных сотрудников Комитета по планированию, выполняющего организацион­но-управленческие функции, исчисляется десят­ками. Однако собственно планированием зани­мается и включающий совокупность эксперт­ных комиссий Комитет по модернизации, куда входят работники министерств и органов мест­ной власти, представители промышленников (это обычно руководители крупных фирм) и профсоюзов, ученые и специалисты. Общая чис­ленность работающих в Комитете по модерни­зации представителей и специалистов достигает 5 тыс. человек. Комитет по планированию не об­ладает полномочиями исполнительной власти, именно здесь — в процессе многоступенчатой согласовательной деятельности — выявляются цели и приоритеты народнохозяйственного раз­вития на перспективу, которые во многом пре­допределяют и политический курс Франции.

Существенными распорядительными пол­номочиями располагает такой орган француз­ской системы планирования, как Фонд эконо­мического и социального развития, финанси­руемый непосредственно из бюджета. Предназ­начение Фонда —финансовое обеспечение про­грамм, включенных в индикативный план, прежде всего предоставление льготных креди­тов. Председателем Фонда является министр финансов Франции, а в директорат входит пред­седатель Комитета по планированию.

Эффективность системы планирования можно оценивать по двум линиям. Во-первых, сравнивая плановые показатели с фактически достигнутыми. Во-вторых, —осуществляя меж­дународные сопоставления (выясняя, оказало ли планирование влияние на достижение более высоких темпов экономического роста и на бо­лее рациональное использование ресурсов, в ка­честве базы сравнения следует избирать во мно­гом схожие национальные экономики, где пла­нирование отсутствует). Факты таковы, что эф­фективность планирования во Франции достиг­ла «пиковых» значений в 50-х—60-х годах, после чего стала в определенной мере снижаться.

Начиная с седьмого пятилетнего плана фактические экономические показатели значи­тельно отстают от плановых. В условиях нара­ставшей международной конкуренции Фран­ция стала сдавать свои позиции. Мощное госу­дарственное вмешательство в экономику, преж­де всего через систему индикативного плани­рования, создало искусственную защиту для отечественной промышленности от внутренней и внешней конкуренции, а с середины 70-х годов стало сдерживать позитивные структурные преобразования. Довольно частые смены-полити­ческих курсов в 80-х годах также не способство­вали укреплению плановых начал. Восьмой ин­дикативный план не был принят парламента­риями (на законодательном уровне рассматри­вались лишь контрольные цифры плана), и но­вое левое правительство Франции разработало промежуточный двухлетний план (см. табл. 2);

пришедшее же к власти правительство правого толка не сочло выполнение данного плана обя­зательным для себя. Девятый и десятый планы играли подчиненную роль в системе государст­венного управления экономикой, а последний (одиннадцатый) индикативный план не был раз­работан столь детально, как предыдущие; ре­альное управленческое значение ему придала главным образом попытка согласования раз­личных интересов.

Более сложная картина наблюдается в от­ношении совершенствования структуры эконо­мики. В таких отраслях экономики, как элект­роника, химическая индустрия, средства связи, атомная промышленность, информатика, само­летостроение и автомобилестроение, в продуцировании передовых технологий Франция удерживается в числе мировых лидеров. Вместе с тем в целом структура национальной промыш­ленности ухудшилась, ее конкурентоспособ­ность в международном сопоставлении упала; уровень технологической вооруженности труда во Франции выше, чем в среднем в странах ЕС, но отстает от уровня США, Японии, Германии и Великобритании. Французские фирмы все с большим трудом могут конкурировать с амери­канскими ТНК. Отрасли-производители пере­довых технологий сумели выжить за счет госу­дарственной поддержки, тогда как традицион­ные отрасли перерабатывающей промышлен­ности во многих сегментах мирового рынка оттеснены зарубежными фирмами.

Активная роль государства в экономике Франции создает стране известные трудности в системе общеевропейской интеграции. Органы ЕС, с одной стороны, воспринимают, как уже отмечалось, некоторые черты французского опыта, а с другой, — оказывают определенное давление на Францию, требуя ослабить госу­дарственное вмешательство в экономику.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.БЕЛОРУССКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ №2, 1999г.

2.РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ №4 1998г.

3.РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ №7 1998г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...