Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Причины формирования криминальной готовности.




 

 

 2. Меры воздействия на преступность

Исторический анализ показывает, что за тысячелетия человеческой практики выкристаллизовались следующие глобальные методы воздействия на преступность:

- воспитание;

- обеспечение удовлетворенности людей;

- социальный контроль;

- изоляция лиц, представляющих общественную опасность;

- защита и самозащита объекта (предмета) преступного посягательства (воспрепятствование наступлению тяжких последствий в результате нарушения правил безопасности).

Как видим, методов не так уж много — велико число форм и способов их реализации. В умении оптимально сочетать эти методы, использовать различные способы их реализации заключается искусство политика. Суть оптимальной стратегии в своевременном изменении акцентов при использовании всей гаммы методов: интенсифицируя одни виды воздействия и ослабляя другие в зависимости от параметров изменяемого объекта.

Под воспитанием имеется в виду процесс управляемой социализации (процесс передачи социального опыта и организации личного опыта). Социальными инструментами воспитания выступают семья, школа, община, религия, идеология, культура, право (установление и реализация ответственности), средства массовой информации, исправительные структуры для правонарушителей и центры коррекции для лиц, имеющих психофизиологические аномалии.

Обеспечение удовлетворенности граждан достигается, с одной стороны, формированием низких стандартов материального потребления и стереотипов высокой духовности, с другой — повышением уровня удовлетворения материальных и духовных потребностей. Мировая история показывает, что наибольшую неудовлетворенность людей вызывает социальное неравенство и несправедливость, поэтому уже в древности справедливое государственное устройство и сглаживание социальных противоречий стало рассматриваться как один из основных способов обеспечения удовлетворенности населения. Практика социального реформаторства и социальных революций выступает инструментом решения этой проблемы (если реформы шли слишком медленно либо в неверном направлении, это обычно сначала вызывало рост преступности, а затем — социальный взрыв).

Социальный контроль, будучи одной из форм воспитания, одновременно выступает методом пресечения антисоциального поведения и отправным пунктом привлечения правонарушителей к ответственности. Социальный контроль осуществляется самыми разными субъектами: семьей, воспитательными учреждениями, общиной, правоохранительными органами и т.д.

Изоляция лиц, признанных общественно опасными в связи совершением тем преступления, (и даже их физическое устранение) выполняет одновременно функции угрозы и лишения возможности причинять вред обществу. Будучи наиболее критикуемым, этот метод стал неотъемлемым атрибутом практики воздействия на преступность любой социальной системы. Отмечая значительное несовершенство, нельзя не признать его социальной значимости. По мнению американского криминолога А.Найера, главная ценность тюремного заключения состоит в том, что оно позволяет изолировать лицо от общества в момент его наибольшей возрастной криминальной активности. С возрастом тяга к преступлениям ослабевает. По его данным 84% арестованных за тяжкие преступления — это люди в возрасте до 29 лет, 89,1% — до 34 лет, 92% — до 39 лет. Поэтому, если человек «пересидит» опасный возраст в тюрьме, вероятность дальнейшей преступной деятельности с его стороны уменьшается. Заключенные исправляются потому, что становятся старше.[52] Примерно на основе таких же рассуждений социологи Вильсон и Боланд пришли к выводу о том, что увеличение количества арестов за преступления на 10% может повлечь снижение общего количества преступлений на 5%.[53] При этом все больше и больше сторонников завоевывает теория стигмы, в соответствии с которой не следует злоупотреблять краткосрочными лишениями свободы: отрицательные последствия такой меры могут превзойти ее положительный эффект. Сегодня все более популярной становится концепция английского криминалиста XIX века Грифитса: «Необходимо разделить преступников на две большие категории: тех, которые никогда не должны бы были входить в тюрьму, и тех, которые никогда не должны бы были выходить из нее».[54]

Практика самозащиты наиболее ярко иллюстрирует путь развития по спирали. Мы можем констатировать, что человечество сделало первый виток в развитии процесса воздействия на преступность: он начинался с самозащиты, основанной на инстинкте самосохранения. Самозащита (уже на качественно новом уровне) сегодня вновь приобрела особую актуальность. Несколько десятилетий назад появилась новая область знаний, обслуживающая этот метод, — виктимология. Учение о потенциальной жертве преступления стало основой для выработки рекомендаций по такой оптимизации поведения, при которой вероятность стать жертвой преступления значительно снижается.

Воспрепятствование наступлению тяжких последствий в результате нарушения правил безопасности — одно из наиболее перспективных направлений предупреждения неосторожных преступлений. Главной составляющей этого направления является совершенствование технических средств, оказывающихся источником повышенной опасности.

В целях оптимизации воздействии на элементы криминально-криминогенного феномена (частные объекты) необходимо осуществить рациональный выбор:

- методов воздействия и форм их реализации;

- оптимальной комбинации способов одновременного воздействия и замены одних мер другими в процессе длительного воздействия.

Меры воздействия можно разделить на несколько групп:

- меры, принятие которых могло бы избавить общество от преступности;

- меры, которые позволяют значительно ограничить криминальный феномен на основе оптимального использования доступных социуму возможностей;

- нерациональные меры.

Нерациональными следует считать меры затраты на которые превышают их эффект, а также меры, не ориентированные на рациональное использование антикриминальных потенций социума.

Меры, принятие которых могло бы избавить общество от преступности — теоретическая проблема. Избавления от криминального феномена — давняя мечта человечества, социальный идеал. Достижение его многими ставится под сомнение. В то же время периодически появляются идеи, обосновывающие реальность претворения в жизнь данного социального идеала. Одним из первых был китайский государственный деятель Гунсунь Ян, предложивший сверхжесткие меры наведения порядка: массовые репрессии и устрашение населения.[55] В Древнем Китае уничтожение селений и даже городов как способ наказания преступников и предотвращения преступных проявлений было вполне приемлемой мерой. В определенной мере этот опыт был воспроизведен Пол Потом в Кампучии. Уничтожить значительную часть населения, чтобы запугать тех, кого пощадили — таким представляется оптимальный путь наведения порядка в государстве лицам, склонным к тоталитаризму.

Сущностный порок тотальной практики сверхжестких мер воздействия на преступность, всеобщего устрашения, государственного террора (имеющего тенденция приобретать хроническую форму) заключается в том, что такая практика не уменьшает общей суммы общественной опасности в социуме. Поэтому относить практику сверхжестких мер к реализации социального идеала вряд ли обосновано.

Политический порок практики тоталитаризма заключается в том, что он приостанавливает развитие страны. Поэтому тирания не бывает устойчивой. Еще Аристотель подметил, что тирания редко выдерживает несколько поколений правителей. Если тиран может позволить себе паразитировать на плодах предшествующего свободного развития общества, то его преемники, как правило, вынуждены менять политический курс в сторону либерализации. В противном случае оборонный потенциал страны катастрофически уменьшается, что делает проблематичным независимость государственного правления.

Вряд ли можно признать оптимальным и диаметрально противоположный вариант. Либерализация общественных отношений может дать мощный импульс развитию страны. Однако «излишки» свободы имеют тенденцию быстро трансформироваться в анархию и власть криминалитета. Принцип оптимального баланса власти и свободы сформулировал в VI веке до н.э. выдающийся государственный деятель Древней Греции Солон: «Власть даровал я народу в той мере, в какой он нуждался: чести его не лишил, но и не дал лишних прав».[56] Императив Солона отрицает как абсолютизацию жестких и сверхжестких мер, так и вседозволенность (фактическое безвластие).

На иной основе пытались сконструировать общество без преступности идеологи справедливой государственности. Среди них были и утописты, и философы идеалисты, и революционные радикалы, и представители радикального гуманизма. Основой всех этих идей является концепция доминирующей роли социальной системы. Практика социального реформаторства как оптимального способа воздействия на преступность была развита еще в древнем мире. Кампанелла и Мор также мыслили в рамках социологической парадигмы, интуитивно сконструированной в собственном сознании. Одним из основоположников научной теории социальной системы был бельгийский ученый А.Кетле.[57]

В зависимости от степени радикализма меры можно классифицировать на:

- связанные с изменением социальной системы и основ культуры общества (революционным или реформаторским);

- меры, не затрагивающие фундаментальных основ общественной жизни;

- меры, имитирующие воздействие на преступность (их основная цель не разрушение преступности, а обеспечение пропагандистского эффекта и снятия социальной напряженности).

Все меры воздействия на криминально-криминогенный феномен по степени глобальности делятся на две группы:

- оперативные (направленные на поддержание социальной стабильности и обеспечение удержания преступности на социально терпимом уровне);

- стратегические (направленные на изменение фундаментальных основ социального бытия и культуры в целях уменьшения общего уровня общественной опасности).

Оперативные меры ориентированы на такие частные объекты:

- криминальная деятельность;

- некоторые составляющие криминальной готовности (интеллектуальную, организационную, материальную, психологическую);

- субъективные и организационные факторы устойчивости готовности к преступлению;

- субъективная несправедливость.

Оперативные меры направлены на устранение криминальной симптоматики. Пороки социальных основ бытия, продолжающие генерировать криминальную готовность (главным образом, нравственную ее составляющую) и обусловливающие трансформацию готовности в преступную деятельность, находятся вне пределов досягаемости этих мер.

Оперативные меры ориентированы на ограничение криминального феномена. Реальной целью, достижение которой возможно посредством оперативных мер, является сдерживание криминала — уменьшение темпов роста преступности. Для обеспечения благоприятной динамики преступности (измеряемой в таких объективных показателях, как суммарный уровень общественной опасности в социуме) необходимо формирование и развитие системы стратегических мер. Оперативные меры — инструмент контроля преступности (в классическом понимании этой доктрины).

Стратегические меры направлены на совершенствование общественных отношений и социальной культуры. Их задача — уменьшение криминогенного потенциала общества.

Оптимальная система мер воздействия на преступность состоит из двух уровней: оперативного и стратегического. Отсутствие стратегического уровня делает систему реагирующей. Преступность в такой системе первична, ее развитие опережает воздействие. Отсутствие оперативного уровня не позволит реализоваться системе стратегических мер, носящих долгосрочный характер, эффект которых может проявляться через годы. Без оперативного обеспечения не может быть проведена в жизнь никакая стратегия.

Органичным объектом воздействия оперативных мер является криминальная деятельность, на иные объекты оперативные меры могут воздействовать лишь в ограниченной мере.

Виды антикриминальных стратегий:

1) без изменения социальной системы — максимальное использование антикриминального потенциала существующей социальной системы (если антикриминальный потенциал системы больше криминального, это имеет смысл; если криминальный потенциал превышает антикриминальный, то такая стратегия бесперспективна);

2) с частичным изменением социальной системы без затрагивания основ строя (вариант развитых стран Запада);

3) с частичными изменениями, затрагивающими экономические, но не политические основы (китайский вариант);

4) изменения, затрагивающие экономические, идеологические и политические основы строя:

а) реформаторские (постепенные, эволюционные);

б) революционные.

 

 

 3. Субъект воздействия на преступность

Субъектом является лицо, орган, сообщество, государственная структура, которые способны оказывать воздействие на преступность и заинтересованные в результатах воздействия. В качестве субъектов воздействия на преступность обычно выступают государственные органы, должностные лица, общественные организации и отдельные граждане.

В зависимости от того, участвует ли субъект в воздействии на преступность могут выделяться активные (участвующими в воздействии на преступность) и потенциальные (способными воздействовать, но не участвующие в этом процессе по каким-либо причинам).

По характеру организации и обеспечения можно выделить следующие типы субъектов:

- государственные, управляемые государством и обеспечиваемые государством (например, МВД);

- негосударственные, обеспечиваемые государством (например, добровольная народная дружина);

- негосударственные, находящиеся на автономном обеспечении (например, общественный фонд борьбы с преступностью).

По уровню специализации выделяют:

- специальные субъекты, которые созданы исключительно для оказания воздействия на преступность (например, милиция);

- универсальные субъекты, которые созданы для выполнения нескольких функций, одна из которых воздействие на преступность (например, школа);

- неспециальные (непроизвольные) субъекты, которые созданы для других целей, но функционирование которых оказывает существенное воздействие на это явление (например, средства массовой информации, кинематограф).

Одной из задач интенсификации процесса воздействия на преступность является воспрепятствование негативному воздействию на преступность неспециальных субъектов. Одним из примеров такой акции можно считать заключение в 30-х годах негласного договора между госдепартаментом США и Голивудом. В соответствии с этим договором, в художественных фильмах, снимаемых на голивудских студиях, не должно быть пропаганды преступной деятельности, образы преступников не должны быть привлекательными, а образы полицейских — соответствовать стандартам национальных героев. Аналогичным образом в субъектов воздействия на преступность правительство США превратило производителей автомобилей, обязав их клеймить практически все детали, что существенно затруднило сбыт похищенных автомобилей.

Развитие разрушающего воздействия на преступность возможно несколькими способами:

1. Повышением интенсивности и эффективности воздействия активных субъектов.

2. Выявлением потенциальных субъектов и побуждением их к активной деятельности.

3. Формированием новых субъектов.

Задачи исследования субъекта воздействия на преступность заключаются в следующем:

1) изучение общества с целью получить ответ на вопрос, каковы его потенциальные возможности в самореализации как субъекта антикриминального воздействия;

2) изыскание способов реализации антикриминальных потенций социума, формирование субъектов воздействия на преступность из граждан, социальных групп, государственных органов и общественных организаций, а также различных государственных и негосударственных ассоциаций;

3) анализ механизмов, которые позволили бы сделать совокупное общественное воздействие на преступность более разрушительным:

- за счет увеличения числа субъектов (поиск потенциальных субъектов, формирование у них заинтересованности в осуществлении антикриминального воздействия и оптимального обеспечения их);

- путем активизации и повышения эффективности деятельности функционирующих субъектов (стимулирование, подготовка, обеспечение, управление, контроль);

- посредством создания системы воздействующих субъектов и ее постоянного развития, совершенствования (организация, обеспечение, управление).

К числу методов интенсификации деятельности субъектов воздействия на преступность относятся:

- улучшение организации;

- совершенствование управления;

- оптимизация обеспечения;

- контроль и коррекция деятельности;

- интеграция субъектов в системы и макросистемы.

 

 4. Цели воздействия на преступность

Цель — идеальная модель (характеристика) того или иного феномена.

Рациональные цели разрушающего воздействия на преступность находятся в диапазоне между полным уничтожением преступности и уменьшением темпов ее роста, улучшением структуры.

Теоретически в качестве цели воздействия на преступность можно моделировать любые параметры криминального феномена. В политической деятельности обычно в качестве целей рассматривают преодоление неких пороговых параметров преступности (когда количественные изменения трансформируются в ощутимые качественные перемены). Такими пороговыми параметрами преступности являются:

- социально неприемлемый уровень преступности (вызывающий социальный кризис, смещение государственных руководителей, революционный переворот, утрата государственной самостоятельности);

- рациональный уровень (не подрывающий государственной и общественной стабильности, обеспечивающий нормальное функционирование социального организма в целом и отдельных областей социальной жизни);

- социально приемлемые параметры (когда люди субъективно перестают воспринимать преступность как закономерность — перестают пользоваться замками, устанавливают стеклянные входные двери, не боятся ночных улиц, отпускают детей из дому одних, верят честному слову и т.п.);

- практически полное искоренение преступности.

Применительно к политическим деятелям целесообразно выделять цели декларируемые и цели, к достижению которых реально стремятся. Цели могут выражать осознанные потребности общества, а могут лишь выполнять функцию инструмента политической борьбы. Для завоевания политического авторитета могут декларироваться самые радужные цели (например, большевики в 1917 году гарантировали полное уничтожение преступности, аналогичные обещания давали в ходе предвыборной компании многие претенденты на пост президента Чечни в 1996 году). Реально же задачи политиков, пришедших к власти, редко выходят за рамки преодоления первого порога: избавление общества от кризисного состояния преступности и удержание криминала от скатывания к этому уровню.

 

 5. Системы, воздействующие на преступность

Совокупность субъектов, воздействующих на преступность различными способами, образует социальную систему антикриминального воздействия. В каждой стране в силу различных обстоятельств (культурных традиций, экономических возможностей, политических режимов и господствующей идеологии) формируется национальная система воздействия на преступность. Антикриминальные системы в разных государствах весьма различны, но в то же время, они имеют и общие черты, что позволяет выделять среди них определенные типы.

По результатам воздействия на преступность выделяют оптимальные, удовлетворительные и неудовлетворительные системы.

Оптимальная система позволяет в практике разрушающего воздействия на преступность реализовать весь антикриминальный потенциал общества. Критерием удовлетворительности системы является ее способность стабилизировать криминал на социально терпимом уровне. Если антикриминальная система не способна ни на первое, ни на второе, ее следует признать неудовлетворительной.

По характеру воздействия можно выделить следующие типы:

- культурно-традиционная, в которой доминируют относительно мягкие меры воздействия на преступность, основанные на сохранении и развитии здоровых национальных культурных традиций (наиболее яркими представителями этого типа являются Швейцария и Япония);

- теократические или религиозные, в которых доминируют достаточно жесткие меры религиозного контроля, в том числе и религиозная карательная практика (такие системы функционируют в Иране, Саудовской Аравии и ряде других исламских государств);

- идеократические, основанные на жестком идеологическом прессинге, который с определенной долей условности можно назвать идеологическим насилием (ярким представителем такой системы является Северная Корея, в значительной мере эта система еще сохранилась и в Китае);

- полицейские, основной акцент в которых делается на пресечение преступлений и развитие полицейских сил (такая система функционирует, например, в США).

Культурно-традиционалистский тип относится к числу наиболее эффективных систем. Есть не мало оснований считать систему воздействия на преступность в Японии и Швейцарии приближающейся к оптимуму.

Исследования криминологов показали, что к числу причин, препятствующих росту преступности в Швейцарии, относятся:

- медленные процессы урбанизации (в этой стране нет городов с миллионным населением);

- децентрализация промышленности и отсутствие крупных промышленных центров с сопутствующими трущобами и нищетой;

- низкая мобильность населения, преобладание коренных жителей (тех, у кого несколько поколений прожили в одном месте) с устоявшимися традициями поведения и социального контроля;

- высокое чувство гражданской ответственности у населения за социальные процессы, происходящие в стране, в том числе и за преступность (швейцарцами владеет глубоко укоренившаяся в общественном сознании вера в необходимость взаимной помощи и солидарности. Среди местных жителей распространена поговорка: в Швейцарии каждый сам себе полицейский);

- децентрализация полиции и ориентация ее на интересы общины;

- отсутствие чрезвычайных реакций на преступления (лишь незначительное число правонарушителей берется под стражу, альтернативой лишения свободы очень часто является условное осуждение — 2/3 приговоров к лишению свободы швейцарские суды выносят условно);

- замужние женщины в Швейцарии меньше всех в мире заняты профессиональным трудом, отсюда крайне низкий уровень преступности среди молодежи (возрастные группы до 18 лет практически не поражены преступностью);

- школьное воспитание исключает вседозволенность, содержит много запретов, учитель имеет очень высокий социальный и экономический статус. [58]

К этому можно добавить, что среди молодежи в Швейцарии нет безработицы и семейное воспитание в стране, где велика роль сельской общины, весьма патриархально.[59]

Японская система воздействия на преступность более специфична, однако ее анализ также представляет несомненный практический интерес. Главными в ней являются фундаментальные факторы:

- традиционная послушность японцев, готовность подчиняться, строго придерживаться установленных правил поведения. Для них характерно благоговение перед иерархичностью жизни;

- низкий уровень разводов (на тысячу браков приходится один развод);

- традиционная общинность и семья из нескольких поколений;

- мононациональность страны и монорелигиозность;

- система пожизненного найма в японских фирмах;

- уровень безработицы в стране низок, разрыв между богатыми и бедными незначителен, людям гарантированы равные права в получении работы и обеспечении социального статуса;

- огнестрельное оружие и наркотические вещества находится под строгим контролем.[60]

Идеократические и теократические системы достаточно эффективны в плане воздействия на преступность, но они нредко оказываются тормозом общественного развития. Полицейские системы недостаточно эффективны и дорогостоящи.

Отнесение антикриминальной системы того или иного государства к определенному типу имеет некоторую условность, поскольку в классическом проявлении они сохраняются лишь определенный период. Например, в 80-х годах в США и Англии системы воздействия на преступность были классическими полицейскими. Поскольку практика доказала их низкую эффективность, они стали трансформироваться, и сейчас значительное место в них занимают идеологические меры, а также развитие здоровых культурных традиций.

В нашей стране в 30-х – 50-х годах система воздействия на преступность была в значительной мере идеократической. В 70-х – 80-х годах к основным элементам системы воздействия на преступность в СССР относились:

- мощнейшее идеологическое воздействие;

- относительное социальное равенство (как реальное, так и мнимое — основанное на блокировании информации об образе жизни высокопоставленных лиц);

- относительно низкие стандарты потребления у основной массы населения как результат соответствующего идеологического воздействия (образ жизни в странах с высокими стандартами потребления подвергался основательной критике, что вызывало у большинства советских людей по отношению, например, к американцам не зависть, а сочувствие);

- жесткая система наказаний, в том числе и уголовных;

- создание средствами массовой информации правоохранительным органам имиджа высокоэффективных;

- подавление межнациональных противоречий (как мягкими идеологическими мерами, так и жесткими, силовыми);

- значительная активность общественности в воспитании подрастающего поколения, профилактике преступлений, предупреждении рецидива;

- достаточно эффективная система воспитания (в школах, общественных организациях, центрах досуга), относительно развитая система педагогического просвещения родителей.

Сегодня идеологическая компонента в нашей социальной системе практически отсутствует, основной акцент все больше и больше делается на полицейские меры. Одной из актуальных задач совершенствования антикриминальной практики в России является гармонизация системы воздействия на преступность с использованием положительного отечественного и зарубежного опыта.

Гармоничная система должна решать ряд задач:

- устранение у людей желания совершить преступление;

- лишение возможности реализовать мотивы преступного поведения;

- пресечение преступлений на ранних стадиях.

Устранение желания совершить преступление — наиболее перспективное направление воздействия. Основой этого воздействия должен быть не идеологический прессинг, а обеспечение удовлетворенности людей, развитие позитивных национальных традиций. Конечно, без идеологических мер сформировать гармоничную систему воздействия на преступность не удалось ни в одной стране мира, важно лишь, чтобы идеологическое воздействие не трансформировалось в идеологическое насилие.

Литература по теме

Янг С. Системное управление организацией. М., 1972; Саркисов Г.С. Социальная система предупреждения преступности. Ереван, 1975; Комплексное изучение системы воздействия на преступность. Л., 1978; Устинов В.С. Система предупредительного воздействия на преступность и уголовно-правовоая профилактика. М., 1983; Курс советской криминологии. М. 1985; Бородин С.В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. М., 1990; Воронин Ю.А. Система борьбы с преступностью в США. Свердловск, 1990; Кудлай Т.П. Специализированные субъекты профилактики правонарушений несовершеннолетних. Киев, 1991; Криминология. Учебник (под ред. И.И.Карпеца, В.Е.Эминова). М., 1992; Криминология. Учебник (под ред. Н.Ф.Кузнецовой, Г.М.Миньковского). М., 1994; Криминология. Учебник (под ред. В.Н.Кудрявцева, В.Е.Эминова). М., 1995; Криминология и организация предупреждения преступлений. М., 1995; Бааль Е.Г. Современная система субъектов предупреждения правонарушений несовершеннолетних. М., 1996; Криминология. Учебник (под ред. А.И.Долговой) М., 1997; Преступность: стратегия борьбы. М., 1997.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...