Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогические взгляды гуманистов эпохи Возрождения (В.де Фельтре, Ф.Рабле,М.Монтень,Т.Мор,Т.Кампанелла,Э.Роттердамский)




Система образования и воспитания в государствах Древней Греции (Спарта,Афины).

Спартанское государство было одним из самых ранних в Древней Греции. Население Спарты делилось на спартиатов — господствующий класс (завоеватели), периэков - граждан имущих, лично свободных, но лишенных политических прав, и илотов - порабощенных людей, лишенных всяких прав, но оставленных завоевателями на их прежней земле, ставшей собственностью всего государства. Следствием жестокой эксплуатации илотов были их частые восстания. Это заставляло спартиатов силой оружия поддерживать свое господство. Целью воспитания было готовить из детей спартиатов воинов, стойких и закаленных, будущих рабовладельцев. Семилетних мальчиков забирали из семьи и помешали в специальные государственные воспитательные учреждения — агеллы, где они находились до 18 лет. С 18 до 20 лет юноши проходили специальную военную подготовку в эфебии, затем они зачислялись в войско. Лишь с 30 лет молодые спартиаты считались полноправными гражданами. Афины представляли собой наиболее развитое рабовладельческое государство. Афины оставили человечеству богатое наследство в области философии, искусства, литературы, педагогики. До 7 лет все дети воспитывались в семье. Большое внимание уделялось физическому развитию детей. С 7 лет мальчики посещали различные школы. До 13— 14 лет они учились в школе грамматиста и кифариста. В школе грамматиста учителя, дидаскалы, обучали детей чтению, письму, счету. Счету учили при помощи пальцев, использовали также и камешки, и специальную счетную доску. В 13—14 лет подростки переходили в палестру, где занимались физическими упражнениями, овладевали пятиборьем (бег, борьба, метание копья и диска, плавание). Такое разностороннее воспитание и образование было доступно лишь детям крупных рабовладельцев. Для большинства свободного населения - демоса — оно заканчивалось в палестре, рабы были полностью отчуждены от школы.

 

4)Взгляды древнегреческих философов на воспитание и обучение. Демокрит (460 - 370 до н. э.) - один из первых философов Древней Греции, занимавшихся проблемами воспитания; считал, что воспитание ведет к обладанию тремя дарами: "хорошо мыслить", "хорошо говорить", "хорошо делать". Педагогические идеи Демокрита можно сформулировать следующим образом: хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее его руками действует природа, ибо человек является ее частицей - "микрокосмом"; родителям важно посвятить себя воспитанию детей; процесс воспитания и обучения - тяжкий, но благодарный труд, который преобразует природу человека; важным в образовании является не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта; естественно прибегать к принуждению учащихся. Педагогические суждения Сократа: главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование; человек обладает разумным сознанием, направленным к добру и истине; счастье - в устранении противоречия между личным и общественным бытием; задача наставника - в том, чтобы пробудить мощные душевные силы ученика ("повивальное искусство"); самопознание - наиболее верный путь проявления способностей человека. Платон также был учеником Сократа. Содержание школьного образования раскрыто во многих произведениях Платона: в "Протагоре", "Федоне", "Государстве", "Пире", "Федре" рассматривается сущность воспитания;в "Теэтете" излагается теория познания; в "Меноне" высказывается идея о познании как припоминании того,что душа знала до своего земного воплощения; Взгляды Аристотеля: он придавал первостепенное значение общественному, государственному воспитанию; допускал домашнее воспитание в традиционных формах до 7-летнего возраста под началом отца, однако настаивал, чтобы семейное воспитание находилось под присмотром государственных чиновников - педо- номов; считал, что мальчиков с 7 лет должно воспитывать государство. В круг предметов начального образования должны включаться грамматика, гимнастика, музыка и иногда - рисование;предлагал начинать воспитание школьника с "заботы о теле", а затем "заботиться о духе", чтобы "воспитание тела способствовало воспитанию духа.

5)Воспитание и школа в Древнем Риме Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее обучение и воспитание. В так называемую эпоху царей уже сложились крепкие традиции семьи, дома как ячейки общества и воспитания. Дети получали религиозное воспитание, при этом отец выполнял обязанности жреца. первые попытки создания учебных заведений относятся к 449-му г. до н. э. Занятия проводились частными лицами на форуме - в месте общественных сборищ римлян. К III в. до н. э. восходит появление профессии наставника. Его роль выполняли рабы. Рабы-педагоги обучали мальчиков чтению, письму и счету. Рабынь-нянек и рабов-педагогов содержали состоятельные граждане. Остальные римляне посылали детей учиться на форум. Уже на заре римской истории греческая образованность почиталась как эталон. В I в. основными считались девять школьных дисциплин: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина и архитектура. К V в. из этого списка были исключены медицина и архитектура. Таким образом, оформилась программа семи свободных искусств с двухчастным делением на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка).

6)Образование и школа в Западной Европе в ср века Развитие школьного образования в Западной Европе в XVII в.шло в тесной связи с социальными и экономическими процес-сами, происходившими в обществе. Зарождение индустриаль-ного общества требовало создания новых типов школ, поиска новых подходов к образованию. В начальных школах изучалось письмо, чтение,церковное пение. Профессиональный уровень учителей, работающих в начальной школе, был крайне низок. Как правило, учителями становились случайные люди: солдаты, школяры и др. Средняя школа повышенного типа была представлена гимна-зиями, дворцовыми, грамматическими и латинскими школами.Программы средних школ постепенно усложнялись и обогащались.На развитие начальных и средних школ оказывала большое влияние Церковь, которая фактически являлась духовным и организационным центром школьного образования. Начиная с XVI в. в Германии на базе латинских школ открываются гимназии — средние школы с 8—10-летним курсом обучения, действовавшие на основе классно-урочной системы.

Педагогические взгляды гуманистов эпохи Возрождения (В.де Фельтре, Ф.Рабле,М.Монтень,Т.Мор,Т.Кампанелла,Э.Роттердамский)

Ф.Рабле,едко и остроумно обличал пороки средневекового воспитания и обучения и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания, в центре которого – духовное и телесное развитие личности.
Средневековая система воспитания получила сатирическое изображение в романе ученого-гуманиста – «Гаргантюа и Пантагрюэль». В романе нашли отражение новые идеи педагогики данной эпохи. Основной труд Мишеля Монтеня «Опыты» рассматривает человека как высшую ценность. Ребёнок от рождения обладает первозданной чистотой, которую потом «разъедает» общество. Ребёнок превращается в личность не столько благодаря полученным знаниям, сколько развив способность к критическим суждениям. Монтень осуждал гипертрофированное словесное обучение. Блестящим проявлением возрождения человеческого духа явились труды ранних социалистов-утопистов Т. Мора и Т. Кампанеллы В государстве Утопия, созданном фантазией автора, все граждане обязаны трудиться (по 6 часов в день), продукты общественного труда распределяются между всеми поровну. В этом государстве всеобщим и обязательным является также и обучение будущих граждан, причем и здесь сохраняется полное равенство независимо от пола ребенка. «У всех мужчин и женщин,— писал Т. Мор, есть одно общее занятие — земледелие, от которого никто не избавлен. Ему учатся все с детства, отчасти в школе путем усвоения теории, отчасти же на ближайших к городу полях, куда детей выводят как бы для игры, между тем как там они не только смотрят, но под предлогом физического упражнения также и работают». Эразм Роттердамский Э.Р. отвергал методы обучения, осн. на зубрёжке и подражании непререкаемым образцам. Воспитание рассматривал какформирование человека, поскольку, по его убеждению, судьбы людей в решающей степени определяютсяполученными в молодости образованием и воспитанием. "Людьми не рождаются, а воспитываются" - таковоотличие человека от других живых существ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...