Система образования в Зап Европе в период реформации и контрреформации
Движение Реформации связано прежде всего с именами Мартина Лютера (1483 - 1546) в Германии, Жана Кальвина (1509 - 1564) во Франции и Ульриха Цвингли (1484 - 1532) в Швейцарии. Реформация, выступавшая против средневековой католической церкви, стремилась к перестройке религиозного сознания людей в духе рациональной трактовки христианского вероучения. Главная цель этих преобразований состояла в разработке рационального содержания образования и воспитания, предусматривавшего преемственную связь между средней школой и университетом. Разделение детей на классы,усиление обучения латинскому языку, с особым вниманием к грамматике, римской поэтике и прозе,обязательное знание Закона Божьего,пение. Первым учебным заведением, ставшим эталоном европейской школы, стала гимназия, основанная И. Штурмом в 1538 году в Страсбурге на базе латинской средней школы. Она строилась на трех принципах:благочести,красноречии,знании. С конца 50-х гг. XVI века в качестве противостоящей лютеранству силы выступила Контрреформация, которая была не только католической реакцией на реформаторское религиозное движение, но и противостояла гуманистической культуре. Основатель католического ордена иезуитов, хорошо образованный испанский религиозный деятель, бывший офицер Игнатий Лойола (1491 - 1556). Иезуитская система воспитания, Интерес в этой системе обучения и воспитания представляли такие методы, как:межклассное и внутриклассное состязание,конкурсы,театрализованные представления, школьное самоуправление. 9)Дидактическая система Я.А.Каменского Чешский мыслитель-гуманист, философ, лингвист, основоположник педагогики. Семья Коменского принадлежала к протес-тантской общине чешских братьев. Для всех членов протестантских общин было обязательным умение читать и писать на родном языке, знать Библию. Дидактическая система, изложенная в "Великой дидактике", вошла в золотой фонд классической педагогической литературы. Я. А. Коменский большое внимание уделил определению новых организационных форм обучения. Основной формой обучения он считал классно-урочных занятия. Его советы актуальны: оборудование школы должно соответствовать учебным задачам; четкая регламентация времени: не переобтяжування ребенка учебным материалом; точное соответствие домашних заданий том, о чем говорилось на уроке сколько классов, столько и учебных комнат, каждая комната должна иметь кафедру и достаточное количество рядов
10)Деятельность и педагогические взгляды Я.А.Каменского Чешский мыслитель-гуманист, философ, лингвист, основоположник педагогики. Свой главный педагогический труд «Великая дидактика». Я. А. Коменский рассматривал дидактику как педагогику в целом - в трактате рассматриваются вопросы не только обучения, но и воспитания (умственного, нравственного, физического, эстетического),педагогической психологии. Педагог считал, что школы должны стремиться к тому, чтобы:·при посредстве наук и искусств развивались природные дарования;·совершенствовались языки;·развивались благонравие и нравы в направлении всякой благопристойности, согласно со всеми нравственными устоями.Коменский неоднократно давал определение термину «правильное образование», вкладывая в него христологическое содержание.
11)Педагогическая концепция ДЖ Локка Свои педагогические взгляды Локк изложил в книге «Мысли о воспитании» (1693). Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе.Настоящий джентльмен воспитывается дома, ибо «даже недостатки домашнего воспитания несравненно полезнее приобретаемых в школе знаний и умений». Огромное значение Локк придавал физическому воспитанию и предлагал тщательно разработанную, стоявшую на уровне науки того времени систему физического воспитания. Поведение джентльмена должно быть разумно,он должен быть дисциплинированным, уметь подчинять себя велениям рассудка. Выработка характера, развитие воли.
12)Движение просвещения во Франции.Д.Дидро.К.А.Гельвеций о воспитании. Главным центром идей Просвещения оказалась Франция. Здесь жил и работал Жан-Жак Руссо. Руссо подверг критике существующую практику организации воспитания. Руссо предлагал сделать воспитание естественным и природосообразным. Главным естественным правом человека Руссо признавал право на свободу. Поэтому он выдвинул идею свободного воспитания. Гельвеций признавал право всех людей на образование. Важнейший фактор формирования человека — влияние среды. Гельвеций доказывал преимущество общественного воспитания перед семейным.Ребенок, по мнению Гельвеция не рождается злым или добрым, тем или иным его делает общественная среда и воспитание. Дидро отвергал утверждение.Признавая, однако, что при помощи воспитания можно многого добиться. «Люди имеют разные природные задатки и особенности». Дидро выступал против сословного воспитания. Признавал роль воспитания в становлении личности 13)Теория свободного воспитания Ж.Ж.Руссо Он написал трактат «Эмиль, или О воспитании». Ни одно другое произведение, посвященное вопросам воспитания детей, ни до, ни после «Эмиля» не оказало столь сильного влияния на развитие педагогической мысли. Руссо хотел защитить голову ребенка от мусора, которым его набивают взрослые, хотел защитить еще неокрепшую душу от жестокого общества. По Руссо, все заблуждения и пороки детей – от окружающих. При этом, свободное воспитание по Руссо – это не воспитание без педагогического образца, не воспитание «что вырастет, то вырастет», это целенаправленное формирование личности воспитанника. Руссо на страницах «Эмиля» демонстрирует, что воспитатель не только настойчиво обучает, но и настойчиво воспитывает, целенаправленно формирует личность своего воспитанника. 14)Пед деятельность И.Г.Песталоцци.Элементарное образование. Швейцарский педагог-демократ. Разработал теорию трудового воспитания и элементарного образования и апробировал ее на базе экспериментальных учреждений. Песталоцци попытался претворить в жизнь свой идеал народной школы, основанный на сочетании обучения с производительным трудом. Его труды и педагогические идеи были востребованы в последующие эпохи. И.Г. Песталоцци разрабатывает метод элементарного образования. Суть этого метода заключалась в том, чтобы пробудить задатки способностей, которые заложены в каждом ребенке.Это определенная система развития способностей, а также система упражнений. Он предполагал взгляд на обыденное как нечто неизведанное и любопытное, т.е. намечалось поощрять детское свойство удивляться миру и познавать его. Метод предполагал самостоятельность воспитанников. Он предлагал начинать не с заучивания арифметических правил, а с сочетаний единичных предметов и формирования на этой основе представлений о свойствах чисел.
15)Пед взгляды социалистов-утопистов (Ф.М.Фурье К.А. Сен-Симон Р.Оуэн) Они в своих социальных воззрениях были очень близки, исходя из признания несправедливости существовавшего в их время общественного устройства и мечтая о создании общества, в котором свободный труд и все достижения науки будут поставлены на службу всем людям. Опираясь на личное знание общественной ситуации и документальные свидетельства, социалисты-утописты XIX в. говорили об эксплуатации детского труда. Они принимали активное участие в разработке проектов уставов и руководств для школы, отстаивая в них идеи о необходимости гуманного отношения к детям, учета их возрастных и индивидуальных особенностей и создания благоприятных условий для умственного, нравственного и физического развития каждого ребенка. Идеи Р. Оуэна оказали значительное влияние на рабочее движение в Англии, в частности на разнообразные формы его просветительской деятельности. Фурье говорил о том, что труд должен быть осмыслен знанием, но дававшиеся существующей школой начатки знаний, оторванные от практики, отбивали, по его словам, интерес и охоту к учебе у всех детей. К.А. Сен-Симон обращал внимание на значение реальных зна- ний и необходимость обновления содержания школьного образования.
16)Педагогические взгляды И.Ф.Гербарта Немецкий философ, психолог и педагог.В молодости находился под силь-ным влиянием Песталоцци. По Гербарту, философия указывает цель воспитания,а психология — пути достижения этой цели. Гербарт различал педагогику как науку и как искусство воспитания. Внес вклад в развитие дидактики, разработав учение о ступенях обучения. Схема обучения, пред-ложенная Гербартом, была популярна в европейской педагоги-ке второй половины XIX в. Поскольку основным объектом его внимания было прежде всего гимназическое образование, он считается идеологом образовательной философии европейской средней школы. Внес вклад в развитие теории воспитывающего обучения. 17)Педагогические взгляды Адольфа Дистерверга. Известный немецкий педагог первой половины XIX в., дея-тель народного образования, доктор философии. За свою орга-низаторскую деятельность по объединению немецкого учительства получил почетное звание «учитель немецких учителей». Разработанный им учебный план был признан образцовым и положен в основу работы других прусских семинарий. В 1827 г. Основал педагогический журнал «Рейнские листки для воспитания и обу-чения...». На страницах журнала, пропагандировал взгляды Песталоцци. Был сторонником реального образования. С целью объединения немецкого учительства провел реорганизацию ряда педагогических обществ,инициировал проведение многочисленных педагогических конференций.. В 1835 г. опубликовал свой самый знаменитый труд «Руководство к образованию немецких учителей». До самой смерти Дистервег продолжал отстаивать интересы немецкого учительства. 18)Воспитание,школа и пед мысль Древней руси,до 12 века В начале педагогическая мысль оформлялась в виде отдельных суждений и высказываний — своеобразных педагогических заповедей. Их темой были правила поведения и отношения между родителями и детьми. До того как зародилась письменность, эти суждения имели устное бытование и до нашего времени дошли в виде пословиц, крылатых выражений.Церковь влияла на образование. «Поучение детям» Вл. Мономаха, которое автор адресовал своим Детям и всем, кто захочет его выслушать. Большое место в памятнике древнерусской «учительной» литературы отведено прославлению труда и борьбе с ленностью. Князь учил своих детей честно и достойно исполнять главное мужское дело — защищать родную землю, не давать в обиду своих подданных. Указывал на необходимость для будущего правителя разностороннего книжного учения. Позже появились школы «мастеров грамоты». Мастера грамоты были главными лицами народного просвещения и подготовки духовенства.Как правило, они основывали школы: в семье, в домах учителей, при монастырях и церквях.Нравственное воспитание личности играло важную роль.
19)Белорусские просветители(Е.Полоцкая и К.Туровский) Евфросиния Полоцкая (1102 – 1173) – дочь полоцкого князя Георгия (мирское имя – Предслава), создательница первых школьных библиотек на Руси. Она основала два монастыря (мужской и женский) и две церкви. Русская просветительница, Евфросиния сама переписывала книги, составляла летописи, переводила с греческого и латинского языков.Обучала будущих писцов грамоте в течение 2-х циклов: первые два-три года учили читать, писать и считать, петь молитвы. Во втором цикле обучения изучали церковнославянский, греческий и латинский языки, основы медицины, риторику, природоведение, историю. Обучали будущих писцов также благочестию и "хорошим манерам" и иконописи. В женском монастыре, кроме того, обучали шитью, вышиванию и пению. Епископ Кирилл Туровский. Кирилл был сыном богатых родителей. Вначале в отцовском доме, а затем в Туровском епископском монастыре будущий писатель получил хорошее образование. Он был автором вдохновенных повестей, наставлений, посланий, которые значительно обогатили духовную жизнь народа. Туровское Евангелие XI века, самая ранняя из известных науке книга, созданная на белорусских землях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|