Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пед взгляды белорусских просветителей и гуманистов эпохи Возраждения (Ф.Скорина,Н.Гусовский,С.Будный)




Скорина Франциск Первопечатник. Эпоху Скорины библейские книги (Псалтырь и др.) служили одновременно школьными пособиями. Их духовно-вос-питательное значение для просветителя было неоспоримым. Он считал, что книги утверждают в обществе мудрость, добрые обычаи и нравственность. Ф. Скорина стремился приблизить книгу, сделать ее достоянием широкого круга людей. Небольшой объем изданий, красивое оформление,богатство содержания, хороший язык делали их востребованными и доступными. Н.Гусовский идея Н. Гусовского наиболее ярко представлена в его литературном произведении – поэме «Песня о зубре». Важнейшим средством формирования духовного мира человека и его моральных качеств поэт считал индивидуальный опыт, приобретенный в результате взаимодействия с природой. Отношения с природой, по мысли Гусовского, жизненно необходимы человеку, с ними связано не только физическое, но и духовное здоровье. Оно является источником знаний, формирует характер, моральные и гражданские добродетели, учит понимать природу С.Будный считал, что в моральных отношениях люди равные между собой, добро и зло не заложены в них от природы, а являются результатом обстоятельств, среды и воспитания. Ренессансно-гуманистические взгляды С. Будного оказали влияние на истоки человеческой нравственности, его мысли о роли среды и воспитания предопределили образовательные философско-этические учения. Будный стремился использовать Библию, этот кладезь гуманистических идей, как средство гуманистического просвещения населения.

21)Братские школы Братские школы, возникшие в конце XVI, были наиболее распространенным типом учебных заведений в РБ. Братства объединяли людей разных сословий духовного и светского звания, за исключением магнатов. При этом в них преобладали лица светского происхождения — ремесленники и торговцы.Нередко братства на общих сходах под давлением светского большинства принимали решения, не совсем угодные лицам духовного звания. Большинство братств добились полной независимости от местного духовенства, в том числе и от епископов. Базой для открытия таких школ были более примитивные школы. Дисциплина в братских школах была строгой.

22)Влияние церкви на развитие просвещения на бел землях.Католические,протестантские,униатские школы Наиболее бурно развивались католические школы. Это были добротные здания, хорошо оборудованные помещения, в которых работали высококвалифицированные педагогические кадры. С целью привлечения к католичеству молодежи обучение в этих учебных заведениях велось не только на латинском, польском, но и на белорусском языке (Несвиж, Орша, Берестье, Городня, Бобруйск, Могилев, Слоним, Витебск, Пинск, Мстиславль и др.). Одновременно учащиеся получали исторические, географические, математические и природоведческие знания. Протестантские: В качестве учебных дисциплин должны преподаваться не только религия, языки, но и диалектика, риторика, математика, история, музыка, природоведение. Униатские школы были представлены учебными заведениями, называемыми новициантами. Расширением и укреплением униатской идеологии занимался орден базалиан. Первые базилианские школы появились в 1637 году. При многих школах открывались театры.

23)Школа и просвещение в РБ в период вхождения в состав ВКЛ О распространении письменности и просвещения на Беларуси в XIV–XVI веках подтверждают многочисленные документы. Одним из таких является текст Оршанского рукописного евангелия. При костелах открывались соборные и кафедральные школы. Они функционировали в Полоцке, Витебске, Бресте, Гродно, Минске, Могилеве и других городах. Одной из самых древних кафедральных католических школ была – Виленская. Кафедральными школами заведовали состоящие при епископах капитул схоластики и надзиратели, которые обязаны были управлять школами и следить как за преподаванием, так и за убеждениями учеников и учителей.Большую роль сыграла деятельность Ф.Скорины.

24)Развитие школы в Русском государстве.Киево-Могилянская и Славяно-греко-латинская академия В XVII веке в России выделяется три подхода к образованию: латинское направление, грекофильское, старообрядческое. В целом на рубеже XVI-XVII вв. в русском обществе обозначилась программа создания общеобразовательных церковных школ и технических государственных училищ по иноземным образцам и при помощи иноземных учителей. Намечался путь к созданию системы регулярных учебных заведений. В Киево-Могилянской академии учились дети духовенства, горожан, казаков, крестьян. При ней имелся Сиротский дом (Бурса). В академии было 8 классов («школ»). Здесь преподавался широкий круг наук — астрономия, музыка, катехизис, славянский, польский, греческий, латинский, древнееврейский, немецкий и французский языки, история, география, математика и тд… Славяно-греко-латинская академия была создана как всесословное учебное заведение в 1687 году. Академия готовила образованных людей для государственной службы и церкви, осуществляла цензуру книг духовного содержания и суд над отступниками от православия. В XVII в. в академии, объединявшей черты высшей и средней школы, преподавались греческий, латинский и славянский языки, «семь свободных искусств», богословие, но основное внимание уделялось греческому языку.

25)Просветительская деятельность С.Полоцкого Симеон Полоцкий — великий белорусский просветитель. Он вошел в историю как монах, общественный и церковный деятель, богослов, педагог и воспитатель, поэт и писатель. По разносторонности своих интересов и деятельности был близок деятелям эпохи Возрождения. В Полоцкой братской школе была значительно расширена программа обучения: в дополнение к белорусскому языку включались для изучения русский и польский, большее внимание уделялось грамматике, осваивались риторика и поэзия. Для царских детей Симеон Полоцкий написал несколько сочинений: «Вертоград Многоцветный»,«Житие и учение Христа Господа и Бога нашего», «Книга кратких вопросов и ответов катехизических» и ряд других. Он составлял также речи царя, писал торжественные объявления, переводил полемические трактаты Паисия Лигарида. Когда в 1680 году в Москве возник план организации первого высшего учебного заведения, он принял деятельное участие в становлении

26)Просветительские реформы начала 18 века.Государственные советские УЗ С начала XVIII в. стала складываться система отечественных дворянских учебных заведений, главным образом военных. Быстрыми темпами развивается система профессионального образования. Благодаря Петру I у славян возникло понятие специализации в обучении.Большой вклад внес М.В.Ломоносов он был автором учебников для гимназии при Университете и Академии наук: «Риторика», «Российская грамматика»,«Экспериментальная физика» и др. По проекту Ломоносова в 1755 году был открыт Московский университет, ставший центром отечественной науки, культуры, просвещения и педагогической мысли. Московский университет состоял из трех факультетов: философского, юридического и медицинского.

27)Вклад М.В.Ломоносова в развитие национальной науки.Университет МСК Был первым российским ученым мирового значения, основателем российского науки, основоположником светского высшего образования, мыслителем-энциклопедистом. Прежде всего, М.В. Ломоносов был основателем химической науки, он создал собственное гениальное учение о молекулах, которое сам назвал «корпускулярная философия», стал основоположником физической химии. Он является автором всеобщего закона сохранения массы вещества и движения, а также многих других открытий в области естествознания.”Опередил время”. Создание университета было предложено М. В. Ломоносовым. Открытие состоялось в 1755 году. В XVIII столетии в составе университета были три факультета: факультет философии, факультет медицины, и факультет права.

28)Педагогические взгляды и деятельность И.И.Бецкого.Закрытые сословные УЗ Был профессиональным педагогом, получившим образование за границей, где под влиянием идей французских просветителей он сформировался как мыслитель и деятель образования. Оптимальной формой организации воспитания и обучения должно быть закрытое воспитательное учреждение, куда должны были приниматься дети с 5-6 лет и находиться в нем до 18-20 лет. На протяжении всего пребывания в воспитательном учреждении дети должны быть изолированы от воздействия окружающей среды, даже от родственников. начал реализовываться с создания училища при Академии художеств (1764), воспитательных домов в Москве (1764) и Петербурге (1770), Воспитательного общества благородных девиц в Петербурге (1764) и коммерческого училища (1773). Каждое учебное заведение имело свой устав, общим для которых было: запрещение телесных наказаний и запугивания детей, индивидуальный подход в оценке способностей каждого учащегося, ориентация всей педагогической деятельности на решение задач развития неповторимой личности учащегося.

 

29)Школьная реформа 1782-1786 в РФ.Деятельность Ф.И.Янковича Большое внимание уделялось вопросам просветительского характера: провозглашались идеи развития национальной системы образования, общественного воспитания, целесообразности изучения и использования европейского опыта на основе собственных национальных традиций. Приоритетом школьной политики второй половины XVIII века являлось удовлетворение культурно-просветительских интересов дворянства. Усиливается стремление к новому образованию западного образца, выбравшему в качестве приоритета греко-латинскую образованность. Федор Иванович Янкович: Главными пунктами реформирования назывались устройство системы народных училищ, подготовка учителей и издание хороших учебников. По инициативе Ф.И. Янковича, в Петербургском главном народном училище, директором которого он являлся в 1783 – 85 гг., была организована подготовка кадров преподавателей. При его непосредственном участии был издан комплект учебников: «Букварь», «Правила для учащихся». «Всемирная история» и др. При учреждении в России Министерства народного просвещения (1802) Ф.И. Янкович вошел в состав вновь образованной комиссии об училищах.

30)Школьная политика в России в начале 19 века.Государственная система просвещения К началу XIX в. общее образование в России было представлено малыми и главными училищами, остро осознается важность и необходимость расширения начального образования. Однако феодально-крепостнические отношения задерживали развитие общего образования в стране. Помещики и дворяне не были заинтересованы в том, чтобы крепостное крестьянство, получило образование.Но со временем произошла разработка нового школьного устава и провели реформу. Создали четыре ступени: высшая -- университеты (в каждом округе), средняя - гимназии (в каждом губернском городе), промежуточная - уездные училища (по одному в каждом уезде), низшая - приходские (в городах, селах). Все четыре ступени преемственно связаны между собой.

31)Философско-педагогические взгляды Л.Н.Толстого. Яснополянская школа Идея свободного воспитания. Она тесно связана с его философско-идеалистическими и политическими взглядами. Л. Н. Толстой считал, что человек имеет право свободно формировать свои убеждения и взгляды,без принуждения со стороны общества. Свободное воспитание содействует саморазвитию, самораскрытию нравственных качеств, склонностей и способностей, заложенных в ребенке от рождения. Яснополянская школа, была создана писателем для детей крестьян и явилась замечательной педагогической лабораторией. Учителя Яснополянской школы стремились всегда учитывать индивидуальные особенности и склонности детей, всемерно развивать их творческие силы.

32)Педагогическая деятельность К.Д.Ушинского.Вклад в развитие педагогики России Основоположник научной педагогики и народной школы в России. Был крупнейшим ученым своего времени в области педагогики. Посвятил рассмотрению этой проблемы труд “Человек как предмет воспитания”. Был сторонником реального образования, отстаивал идею народности воспитания. Среди педагогического наследия Ушинского центральное место занимают учебники для начальной школы. Педагогическая деятельность Ушинского оказала огромное влияние на развитие педагогической мысли в России. В 1947 г. в РСФСР была учреждена медаль им. К.Д. Ушинского, присваиваемая авторам лучших педагогических работ.

33)Дидактические взгляды К.Д.Ушинского Он требовал построения обучения на основе учета возрастных этапов развития детей и их психологических особенностей. В частности, он дал ценные указания по использованию внимания детей во время обучения. Отметив, что существуют два вида внимания: активное, т.е. произвольное, и пассивное, т.е. непроизвольное. Большое значение придавал принципу наглядности. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями, вообще…»; отсюда необходимость для детей наглядного обучения, «которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком», – писал он. Он рассматривал обучение как важнейшее средство воспитания. Он требовал, чтобы в начальной школе вместо отдельных учителей, преподающих каждый учебный предмет, были классные учителя, преподающие в данном классе все предметы.

 

34)Общественно педагогическое движение в России в 60-е.19в.Пед деятельность Н.И.Пирогова
В 60-е годы XIX в. в России распространились материалистические идеи, наблюдалось дальнейшее развитие науки, искусства, литературы. В эти годы развернули свою творческую деятельность крупнейшие классики русской педагогики (и прежде всего великий педагог-демократ К. Д. Ушинский), обеспечившие русскому народу почетное место в истории развития мировой педагогики и приоритет в решении многих принципиальных вопросов педагогической теории и практики. Прогрессивные русские педагоги выступали с убедительной критикой крепостнического воспитания, они требовали создания массовой народной школы и внесли большой вклад в разработку теории начального образования. Русские педагоги выступали против механического заимствования зарубежных педагогических систем и теорий. В 1856 году появилась статья Пирогова «Вопросы жизни», освещавшая важные вопросы воспитания. Она обратила на себя внимание общественности передовыми идеями об общечеловеческом воспитании, сделала имя автора широко известным.

Написал статью «Вопросы жизни» (1856), в которой изложены идеи общечеловеческого воспитания и проект школьной системы.

Попечитель Одесского и Киевского округов.

Поднял вопрос о телесных наказаниях в школе

Открыл первую в России воскресную школу для взрослых

35)Развитие системы просвещения в России во второй половине 19 века.Реформы 60-х Наиболее известным среди деятелей просвещения является М.В.Ломоносов Проявляя заботу о распространении просвещения в России, М.В.Ломоносов настаивал на создании в столице университета европейского типа, доступного всем слоям населения. Его хлопоты увенчались успехом, и в 1775 году по собственному проекту академика был организован Московский университет, носящий и ныне имя М.В. Ломоносова. Способствовал развитию образования в России М.В. Ломоносов и как разносторонний ученый, человек энциклопедических знаний. Он представлен в истории как основоположник физической химии, талантливый математик, движимый высоким чувством патриотизма историк; поэт, заложивший основы современного русского языка; достаточно известный художник. Им создано много научных работ. Наиболее известными с педагогической точки зрения являются: «Краткое руководство к риторике», «Российская грамматика», «Древняя российская история», «О сохранении и размножении российского народа», «Проект регламента московских гимназий». М.В.Ломоносов был инициатором разнообразных научных, технических и культурных начинаний в стране, организатором науки и просвещения, уделял внимание педагогическим вопросам, организации обучения и воспитания, справедливо полагая, что создать благие условия для жизни сограждан, улучшить положение народа можно посредством распространения культуры и просвещения. Ученый постоянно подавал прошения Сенату о разрешении бессословной системы образования вплоть до университета. Метод и условие воспитания для Ломоносова — порядок и дисциплина.

36)Педагогические взгляды революционеров –демократов Н.Г.Чернышевского и Н.А. Добролюбова Мировоззрение Чернышевского формировалось под влиянием идей В.Г. Белинского и А. И. Герцена, а также немецкой классической философии,особенно Л. Фейербаха. Свои теоретические воззрения Чернышевский целиком подчинял делу борьбы за освобождение трудящихся от рабства.Из всех утопистов он наиболее близко подошел к научному социализму, свои надежды возлагал на революцию. Чернышевский с особой силой отмечал то неблагополучие в области воспитания, которое наблюдалось в условиях самодержавно-крепостнического строя в России.То есть Чернышевский хотел сказать что, во-первых, народ никогда не против образования, что если наблюдается подобное отношение к образованию со стороны отдельных лиц, то на основе этого нельзя делать обобщений и судить о народе в целом. Педагогические взгляды Добролюбова схожи во многом со взглядами Н. Г. Чернышевского. Был против воспитания покорности, слепого повиновения, подавления личности, угодничества. Критиковал действующую систему воспитания, которая убивает в детях «внутреннего человека», от чего он вырастает неподготовленным к жизни.

37)Развитие педагогической мысли в России во второй половине 19 века (Н.Ф.Бунаков,В.П.Вахтеров,Н.А.Корф) Вахтеров Василий Русский педагог, деятель народного образования. Начал педагогическую деятельность в 1872 г. в качестве учителя уездного училища. Активно занимается подготовкой и изданием учебных книг для народной школы, построенных на принципе развивающего обучения. В годы, предшествующие револю-ции, проводил большую работу по объединению учительства.Являлся одним из организаторов Всероссийского учительского союза (1905—1907), учительских курсов Н.Ф.Бунаков Был руководителем учительских съездов и курсов[1]. Руководил 11-ю учительскими съездами. В 1872 г. читает лекции по методике обучения родному языку на съезде учителей. В работах Бунакова показанно что школа должна развивать в своих учениках любовь и уважение к труду как в интересах обучения, которое само по себе есть труд и немыслимо без труда, так и в интересах жизни вообще. Бунаков считал что учащийся может полюбить труд посильный и интересный. Н.А.Корф На втором году жизни Николай Александрович остался круглым сиротой. Первоначальное образование получил в семье Градовских (в Воронежской губернии), где существовала домашняя школа. Корфу принадлежит заслуга устройства в России дешевой и краткосрочной начальной школы, которую ведет один учитель, с 3 отделениями в одном классе. Избранный членом училищного совета от земства, Корф сумел победить равнодушие к народному образованию, и открытие школ в уезде пошло быстро.

38) Педагогическое течение конца 19,нач 20 веков Традиционные педагогические теории были главным образом нацелены на формирование культуры мышления, предусматривали жесткое управление педагогическим процессом и отводили в нем первостепенную роль учителю. Подобные установки вели к чрезмерной интеллектуализации образования, лишали учащихся самостоятельности.Одним из наиболее важных и противоречивых вопросов, которые рассматривались в педагогических теориях конца XIX века, был вопрос о целях воспитания подрастающего поколения. Идеалы, к которым стремились почти все реформаторские течения можно условно разделить на три группы это: индустриально-образованный пролетариат; «хозяин» жизни, беспринципный предприниматель, который достигает своих целей любым способом; «средний» человек

39)Движение за реформу школьного образования Поиски путей перестройки школы происходили в атмосфере дискуссий по проблемам человека, его воспитания и образования. В орбиту общественного интереса наряду с традиционными объектами изучения — школы и семьи — начало входить изучение трудовой деятельности учащихся, досуга, личностных отношений. Многочисленные концепции и течения в общественно-педагогической мысли конца XIX в., стремившиеся к коренному изменению характера деятельности школы, часто подводятся под общее понятие «реформаторская педагогика» или «движение нового воспитания». В условиях конца XIX в. повсеместно усиливалось участие государственных органов в управлении и изменении характера деятельности общеобразовательной школы. К концу столетия почти во всех развитых странах Европы и Америки были изданы законы об обязательном начальном образовании.

40)Экспериментальный поиск новых подходов к обучению и воспитанию Станислав Теофилович Шацкий. В дореволюционной России был известен как педагог-экспериментатор, создатель экспериментальных учебно-воспитательных учреждений «Сеттлемент» (1906), общество «Детский труд и отдых» (1909), колония «Бодрая жизнь» (1911). В них велся поиск новых форм и методов воспитательной работы. Педагог мечтал в этих учреждениях «вернуть детям детство, приобщить их к полезной деятельности, к творчеству, к труду и учению», что и пытались осуществить педагоги-энтузиасты во главе с Шацким.«Сеттлемент» - просветительно-воспитательное учреждение, где юноши и подростки могли получать профессиональную подготовку и учиться в начальной школе одновременно «Детский труд и отдых», учебно-воспитательное учреждение, появившееся на основе «Сеттльмента», в котором особое значение придавалось связям обучения и воспитания с социокультурным окружением.
В 1919 г. он организовал опытно-экспериментальную работу по созданию школы нового типа, создал научную педагогическую школу. Им была создана Первая опытная станция (1919 – 1932 гг.), которая представляла собой комплекс научно-исследовательских педагогических учреждений, детских садов, школ, внешкольных учреждений, просветительских организаций для взрослых. Организующим ядром школьной жизни по мнению Шацкого должно быть эстетическое воспитание. В рамках Станции имелись мастерские, фермы, сады, которые давали хороший доход и в то же время были средой для трудового и эстетического воспитания школьников. Центральной педагогической задачей Станции было исследование влияния среды на развитие ребенка.
Педагоги использовали в своей воспитательной деятельности все ценное и позитивное в культуре среды, активно включали в воспитательный процесс родителей учащихся

41)Педагогические взгляды Дж.Дьюи. Выдающийся американский философ и педагог. автор собственной педагогической теории, которую он сам называл инструментальной педагогикой или инструментализмом. Опыт превыше систематизированных знаний. Дж. Дьюи полагал, что обучение должно происходить с помощью опытного познания. Только при изучении окружающего мира у ребёнка проявится желание к дальнейшему познанию. Ценным является то, что приносит практический результат. Согласно теории Дж. Дьюи воспитание и обучение осуществляются не посредством усвоения теории, а в процессе выполнения практических задач. Интересы ребёнка – основа учебно-воспитательного. Игровая деятельность.И компетентные педагоги.

42)Строительство советской системы образования и ее теоретические основы 1917-1930г Согласно постановлениям правительства в стране были установлены следующие типы школ:- начальная школа (1-4 кл.), неполная средняя школа (5-7 кл.), полная средняя школа (8-10 кл.)Ввводились обязательные для всех программы с точно очерченным кругом систематизированных знаний; устанавливалась классно-урочная организация школьной работы; вводилось твердое расписание и состав учащихся; вводился систематический индивидуальный учет знаний по 5 словесной системе (очень плохо, плохо, посредственно, хорошо, отлично); устанавливалась руководящая роль учителя в классе, усиливалась идеология и централизация в системе образования.В 1920-е годы экспериментальная активно велась работа в опытно-показательных учреждениях, включающих в себя комплекс разных воспитательно-образовательных и просветительных учреждений: детского сада, школы, курсов для учителей. Во главе наиболее известной из них – «Первая опытная станция», стоял советский педагог С.Т. Шацкий. Целью педагогики по Шацкому является научение ребенка сочетанию личных и групповых интересов, научение коллективному труду, не обучение, но развитие способностей.

43)Педагогическая деятельность А.С.Макаренко Педагогическое творчество А.С. Макаренко пришло в противоречие с антигуманной сталинской педагогикой, насаждавшей идею воспитания человека-винтика в гигантской социальной машине государства. Макаренко же исповедовал идею воспитания самостоятельного и деятельного члена общества. Концентрацией методики системы воспитания, по А.С. Макаренко, является мысль воспитательного действия коллектива, сущность которой заключается в необходимости формирования одного трудового коллектива преподавателей и воспитанников, жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и особенности.Качества коллектива Макаренко определил так: коллектив объединяет людей во имя общей цели, в общем труде и в организации этого труда. Цели частные и общие при этом не противостоят друг другу. Каждое действие отдельного ученика, каждая его удача или неудача должны расцениваться как неудачи на фоне общего дела, как удача в общем деле.Через коллектив каждый его член входит в общество, отсюда вытекает идея дисциплины, понятия долга и чести, гармонии личных и общих интересов. Единым коллективом должна быть школа, в которой организованы все воспитательные процессы

44)Вклад советских педагогов 20-30х годов в развитии образования (П.П.Блонский,С.Т.Шацкий) Блонский Павел Петрович В дореволюционный период интенсивно занимался исследованиями в области истории педагогики. занимался преподавательской деятельностью в ряде вузов. абота «Трудовая школа» (1919) принесла ему всемир-ную известность. Целью воспитания считал всестороннее разви-тие человеческой личности, а пути достижения цели видел в со-единении умственного образования с эстетическим, физическим,нравственным, трудовым и политехническим обучением. С.Т.Шацкий:Советский педагог, организатор системы внешкольного воспитания. Совместно с А.И. Зеленко организовал под Москвой летнюю колонию для детей и подростков, в основу деятельности которой положил коллективный труд и самоуправление. В годы советской власти руководил (1919—1932) созданной им Первой опытной станцией по народному образованию Наркомпроса РСФСР

45)Советская школа в годы ВОВ.Белорусская школа в период оккупации В годы Великой Отечественной войны на оккупированной территории захватчики уничтожили и разграбили 82 тыс. школ, где до войны обучалось свыше 15 млн детей. С первых месяцев войны учителя и ученики советской школы встали на защиту Родины, проявив верность тем идеалам, на которых они воспитывались, мужество и героизм, организованность и дисциплину как на фронте, так и в тылу. В 1941 г. в армию вступили 10 тыс. учителей Белоруссии. В прифронтовой зоне и в тылу многие школы были превращены в госпитали, казармы, военно-призывные пункты.

46)Развитие системы народного образования СССР в послевоенные годы.Реформа 1958 В 1949 году законодательно был оформлен переход ко всеобщему обязательному семилетнему образованию. На основе решения XIX съезда ВКП(б) (1952) о постепенном переходе ко всеобщему среднему образованию и увеличению строительства школ в городах и на селе на 70 %. 24 декабря 1958 г. Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», положивший начало реформе школы. Главной целью реформы была объявлена подготовка технически грамотных кадров для промышленности и сельского хозяйства. Вместо 7-летнего вводилось всеобщее обязательное 8-летнее образование, переход к которому полностью завершился в 1963 г. Полное среднее образование, срок которого был увеличен с 10 до 11 лет, предусматривалось осуществлять на основе соединения обучения с трудом в дневной или вечерней школе, либо в техникуме. Выпускники средней школы наряду с аттестатом зрелости получали свидетельство о специальности.Расширялась сеть вечернего и заочного образования, предоставлялись преимущества для поступления в вуз уже проработавшим на производстве не менее трех лет

47)Педагогическая деятельность В.А.Сухомлинского После окончания школы-семилетки учился на подготовительных курсах при Кременчугском педагогическом институте. Начал педагогическую деятельность в 1935 г. учителем украинского языка и литературы в сельской школе. Спустя три года, в 1938 г.,окончил Полтавский педагогический институт. Он упорно искал пути укрепления связи школы с семьей. Центральная часть дидактической системы Сухомлинско-го — трудовое воспитание. Вошел в историю педагогики как педагог-гуманист, разработавший самобытную концепцию воспитания и претворивший ее в дея-тельности простой сельской школы. Написал ряд литератур-но-художественных произведений: «Сердце отдаю детям», «Рож-дение гражданина», «Разговор с молодым директором школы»,«Мудрая власть коллектива».

48)Реализация идей педагогики сотрудничества в деятельности педагогов-новаторов 70-80г В конце 70 – начале 80-х гг. в общественно-педагогической жизни появился большой отряд педагогов-новаторов. Они выступали под девизом «Творчество учителя – творчество ученика». Заинтересованность собственным предметом, способность провести урок со стопроцентным участием учеников, умение любить и уважать личность ученика с самых первых дней его нахождения в школе – это признаки истинного учителя, педагога. Педагоги-новаторы развили направление-педагогика сотрудничества. Индивидуальный подход рассчитан на всех учеников одновременно: он возбуждает атмосферу коллективной работы. Шаталов был сторонником освобождения детей от недостойного страха перед двойкой. Шаталов считал, что ключевые методические инструменты педагога – это участие, осознание внутреннего мира ребенка, его волнений, сомнений, слабостей.

49)Кризис советской системы образования и его причины.Реформа советской школы 1984 года. Реформа 1984 года это возврат к курсу, который был взят в 1958 году. Так, снова возобладала тенденция профессионализации общеобразовательной школы. В области трудового воспитания молодежи реформа ставила следующую задачу: «коренным образом улучшить постановку трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в общеобразовательной школе.Расширить подготовку рабочих кадров в системе профессионально-технического обучения. Создавали профессиональные училища

50)Система образования и пед мысли в РБ 90 годы.Школьная реформа 1998г. Цель образования – развитие индивида, сообщества и, в глобальном плане, сохранение и развитие культурных и цивилизационных форм жизни – достигаются посредством освоения индивидом различных форм деятельности. Поэтому образование есть синтез обучения и учения В 1998 году,в Беларуси стали открываться новые типы УЗ:гимназии и лицеи.Их целью было предоставление возможности наиболее способным учащимся получать среднее образование с учетом их желаний и потребностей.

51)Реформа высшего образования в Европе.Болонский процесс Болонским» принято называть процесс создания странами Европы единого образовательного пространства. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и, в конечном счете, гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы.Реформа высшего образования нужна была т.к. методы обучения устаревали

52)Тенденция развития школьного образования в Зап Европе и США во второй половине 20 века Научно-техническая революция второй половины 20 в. во многом повлияла на представления людей о жизни, о ее ценностях, о труде и досуге. Возникла необходимость реорганизации образовательной системы. Теоретической основой обновления систем образования стала идея непрерывного образования, которая вызвана к жизни возрастающей динамизацией труда. Общие принципы системы непрерывного образования сводятся к следующему:- ориентация образования на неповторимую индивидуальность и потребности человека;- доступность любого вида образования каждому;- гибкость системы образования; разнообразие образовательных услуг, которые предлагаются обучающимся и обеспечивают им в дальнейшем возможность выбора своей стратегии образования.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...