Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль Православия в жизни российского общества в различные исторические периоды




Христианство и власть в России

Идея Спасителя - «Помазанника Божья» (на иврите - «Мошиях», в греческом произношении - «Мессия», в переводе на греческий - «Христос») изначально соединяла в себе религию и политику. В еврейской Библии в качестве помазанников выступают цари (прежде всего Давид и его потомки), персидский царь Кир Великий (Исход 45:1), сирийский царь Азаил (1Царств 19:15), первосвященники и пророки. Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994, стр. 19.

Акт помазания миром символизировал божественное избрание личности для исполнения предначертаний Всевышнего, нисхождение на нее Духа Господа, трансцендентной харизмы, а для священнослужителей - акт их посвящения, т.е. в результате этого действия личность становилась неподконтрольна никаким земным инструментам.

Выступая на Большом Московском соборе 1666-1667 годов, митрополит Константинопольского патриархата Паисий Лигарид следующим образом сформулировал православное понимание должности царя Алексея Михайловича: «Наречется новым Константином. Будет царь и вместе архиерей, как и преданный вере Христовой великий Константин восхваляется у нас на великой вечерне - иереем и царем. Да и у римлян, как и у египтян, царь соединял в себе власть священства и царство»Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. В 2-х томах. М., 1991, стр. 216..

Однако следует заметить, что такое понимание должности верховного правителя складывалось постепенно и явилось закономерным результатом длительного исторического процесса, начавшегося с Крещения Руси князем Владимиром Святославичем в 988 году.

христианство православие религия искусство

Роль Православия в жизни российского общества в различные исторические периоды

Прежде всего, мне хотелось бы уточнить, что, говоря о роли Христианства в жизни российского общества, невозможно сказать о его сегодняшней роли и умолчать о значении этой религии в прошлом. Если говорить об отношениях власти и Церкви (а это есть признак степени влияния Церкви на жизнь государства, а значит, и общества), то можно выделить огромнейшее множество этапов. Однако если укрупнить ее, то можно выделить из всего этого множества периодов четыре основных:

I этап - с 988 по 1917 год - «симфония» Церкви и государства.

Христианство было призвано, мировоззренчески обосновать самодержавную власть князя как богоданную. Слабость собственных сил князя вынуждала его искать согласия с народом, т.е. с вечем, хотя сакральный характер последнего был утрачен. Отсутствие экономических рычагов подчинения заставляло обращаться к силовым методам воздействия, что и явилось одной из причин кровавых княжеских междоусобиц. Князья стремились захватить и удержать Киевский великокняжеский престол как высшую сакральную цель.

Так в истории Руси начался долгий период борьбы за самодержавную власть. Абсолютно бессмысленными в этой ситуации выглядели попытки решать дела путем княжеских съездов (например, Любический, Витечевский и др.). Ведь каждый отдельно взятый князь стремился к одной цели - Киевскому княжескому столу.

Во время монгольского ига высшей властью для русских стал «царь татарский» - богдыхан - «могущество Бога на Земле», как значилось на печати Чингисхана. Эта новая властная модель была признана и Православной церковью, молившейся за богдыхана. Русские князья фактически превратились в сборщиков дани и руководителей карательных отрядов, они удерживали народ в повиновении «царю татарскому». Церемониал встречи ханских послов московскими князьями наглядно свидетельствует об унизительном положении последних: «Князь выходил за город навстречу всякому послу ханскому и ежегодно приезжавшему сборщику податей и пеший вел его лошадь под уздцы до дворца. Посол садился на княжеский престол, а князь, преклонив колени, выслушивал посольство» Савва В. Московские цари и византийские базилевсы. Харьков, 1901, стр. 215.

Следовательно, можно говорить о частичной десакрализации княжеской власти. Ведь признанным сакральным владыкой являлся «царь татарский», русские же князья получали от него ярлыки на княжение. Это разрушало сакральную формулу «богоданности» княжеской власти. Идея о «царе татарском», по существу, способствовала и десакрализации христианского догмата о «едином христианском царе» в Константинополе.

С распадом Монгольской империи место богдыхана оказалось вакантным. Великий князь Московский, возвысившийся над другими князьями, узрел реальную возможность стать царем. С закатом Орды в XV веке великие князья Московские, начиная с Василия Темного, стали именоваться в некоторых исторических документах царями.

В эпоху Ивана Грозного окончательно оформилась религиозная доктрина власти, согласно которой московский великий князь был признан не просто «могуществом, силой Бога на земле», а его реальным воплощением - Спасителем, Мессией всего народа Божьего. Этот статус уже полностью освобождал великого князя от какой либо ответственности перед народом.

В царствование Ивана Грозного происходит юридическое закрепление статуса великого князя Московского как царя. Характерно, что этот статус был закреплен не в светском кодексе, а в церковном памятнике "Стоглав" - "державный самодержец, прекроткий царь Иван, многим разумом и мудростью венчанный (…) по непосредственному наущению Христа" ["Стоглав, 1863, с. 22] В издании [Емченко, 2000, с. 241] эта цитата заканчивается словами: "осиаваем благодатию божественного Духа"..

В 1589 г. было учреждено Патриаршество, и Церковь обрела патриарха, которым стал митрополит Московский Иов. Характерно, что инициатива учреждения патриаршества исходила от светской власти.

В XVII веке в России окончательно установится режим цезаропапизма. К этому времени экономический базис был приведен в соответствие с религиозно-политической надстройкой: российский самодержец стал монополистом в торговле и промышленности, собственником большей части земли (дворяне не являлись владельцами поместий, которые были отданы им царем лишь в управлении на условиях обязательного несения царской службы). Абсолютная политическая власть российских самодержцев была адекватна их экономическому могуществу Вальденберг В. Древнерусские учения о пределах царской власти. Петроград, 1916.

Как апофеоз цезаропапизма прозвучали на Большом Московском соборе 1666 г. упомянутые слова Паисия Лигарида о том, что царь именуется Богом и имеет право на богоименование. В качестве иллюстрации этой русской модели цезаропапизма можно привести некоторые исторические факты и свидетельства. Иностранцы, посетившие Московское государство в XVI - XVII веках, свидетельствовали, что московиты "считают своего царя за высшее божество" Масса И. Краткое известие о Московии в начале XVII века. М., 1937, стр 68 или "считают царя почти за Бога" Седерберг Г. О религии и нравах русского народа. М., 1873, стр. 37.

Особенно наглядно власть царя как "наместника Бога" на земле проявляется в том факте, что у людей, умерших в государевой опале, хоронили вне кладбищ, как почивших нехристианской смертью. Утверждалось, что страшным, непрощаемым видом греха является преступление против царя; оно приравнивалось к преступлению против Бога. Тем самым политическое повиновение царю было полностью тождественно религиозному послушанию Богу. Царь-богочеловек присваивал себе функции судьи от имени небес и обладал властью, сопоставимой с властью Бога.

Любопытно, что именно патриарх Никон предпринял первую и единственную попытку поставить власть священства выше власти царства. "Священство не от человек, ни человеком, но от самого Бога, и древнее и нынешнее, а не от царей (цит. по: [Карташев, т. 2 с. 195]), - так он развивал папоцезаристские идеи, опираясь на учение Папы Григория Великого. Однако не теологические построения лежали в основе русского папоцезаризма, а огромное экономическое могущество Церкви, достигшее апофеоза к середине XVII века. К тому же времени был выбран и удобный политический момент заинтересованности царя в поддержке со стороны церкви. Никон первоначально одобрял и ту полноту светской и духовной власти, которой обладал "вселенский православный" царь в качестве "наместника Христа".

Именно для проведения церковной реформы и был востребован такой энергичный человек как Никон. Царю был необходим решительный сторонник его идеи о превращении русского царства во вселенское, и именно этим можно объяснить то, что в 1653 г. царь дал патриарху клятву слушаться его, как главного архипастыря и отца во всем, что тот будет возвещать о догматах Божиих и о правилах Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. В 2-х томах. М., 1991, стр. 133.. Однако совсем мало времени потребовалось царю, чтобы уразуметь, что папоцезаристкие поползновения Никона противоречат его замыслам стать полновластным вселенским царем. Уже в 1657 г. Никон сделался для царя "мужиком, невеждой, б. сыном" Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. В 2-х томах. М., 1991, стр. 144.. Будучи творением рук царя Алексея Михайловича и лишившись его поддержки, этот патриарх потерял свой сан.

Петр Великий в свой реформаторской деятельности не мог уже опираться на прежнюю, православную мифологию власти. Он ввел в русскую политическую мысль идею государства как института, стоящего над монархом, что явилось началом крушения наместнической модели власти. Знаменательны слова, сказанные Петром пред Полтавской битвой: "Вы сражаетесь не за Петра, а за государство, Петру врученное (…), а о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия, слава, честь и благосостояние ее" Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. В 3-х томах. М., 1992, т. 3, стр. 605.. Свою деятельность Петр рассматривал не только как службу Царю Небесному, но и как службу Российскому государству.

В самой постановке вопроса о приоритете чисто земной инстанции - государства над монархом заключена оппозиция христианскому пониманию иерархии власти: "Царь - наместник Христа". Отделение понятия государства от должности самодержца являлось во всех странах первым шагом на пути заката абсолютных монархий, основанных на божественном праве. Какое значение придавал Петр идее государства, видно, например, из того факта, что он пожертвовал одним из фундаментальных принципов неограниченных монархий - старшинством в наследовании престола. Как государственник он не мог допустить, чтобы недостойный сын или другое лицо, не обладавшее способностями к государственной деятельности, управляло Россией только в силу своего старшинства. Петр I ввел в российскую политическую мысль новую оценку личности самодержца, который должен был своими деловыми качествами соответствовать роли повелителя великой страны.

С петровской эпохи в России начался процесс десакрализации должности царя как наместника Христа. Естественно, православная мифология власти (как и сама православная церковь) не смогли служить идеологической опорой реформаторской политике Петра.

Петр, помня о папских притязаниях патриарха Никона и о финансовом могуществе Церкви, стремился к ее нейтрализации.

Начал же император с моральной дискредитации церковной иерархии.

25 января 1721 г. Патриаршество было ликвидировано и учреждался высший коллегиальный орган - Духовная коллегия, позже - Святейший правительствующий синод. Для обеспечения надзора со стороны государства за деятельностью Синода вводилась должность обер-прокурора Синода. Высшая власть над Синодом принадлежала самодержцу - его председателю и "крайнему судии".

Активное участие в разработке церковной реформы Петра принимал архиепископ Псковский Феофан Прокопович. Это один из примеров личного влияния духовного лица на государственные дела, основанного на близости взглядов Петра и Феофана.

Таким образом, на ход исторического развития России оказал решающее влияние религиозный догмат о верховном правителе - наследнике Иисуса Христа, в должности которого объединены функции светского и жреческого Мессии. В России идея тотальной наместнической власти, в конечном счете, исчерпала себя. С XVIII века в России начинается необратимый процесс секуляризации В средневековой Европе термин "секуляризация" означал обогащение церковных или монастырских земель в государственную собственность. Этим же термином обозначалась и передача каких-либо функций из церковного ведения в распоряжение гражданских властей. В настоящее время под секуляризацией понимается сложный многогранный процесс освобождения различных сфер общества и культуры от господства религиозных институтов. христианской модели наместнической власти, который завершился только в начале ХХ века с крушением власти последнего российского императора Николая II, считавшего себя "орудием Всевышнего, посредством которого Всевышней управляет Российской Империею" Витте С.Ю. Воспоминания. В 3-х томах. М., 1960. Т.3, стр. 331..

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...