3. «Помоги малышу». 4. «Придумай игру». Критерии эксперимента. 2.2 Опытно-практическая работа с дошкольниками. с использованием палочек Кюизенера.
3. «Помоги малышу» Цель: выявить умения детей в принятии на себя ведущей роли в играх и упражнениях с цветными счётными палочками Кюизенера. Материал: цветные счётные палочки Кюизенера Методика предъявления: Смог бы ты, ребёнку 4 лет помочь научиться считать, пользуясь цветными счётными палочками. Как? Расскажи и покажи. 4. «Придумай игру» Цель: выявить уровень развития творческой инициативы у детей в конструировании игровых упражнений. Материал: цветные счётные палочки Кюизенера Методика предъявления: Придумай игру, в которую ты смог бы поиграть с детьми группы. Результаты выполненных заданий анализировались по следующим показателям: - активность ребёнка в деятельности с цветными счётными палочками Кюизенера (интерес к деятельности, целеполагание, планирование деятельности, поиск способов решения задачи (вариативность, адекватность), самооценка) - творческие проявления детей в деятельности с цветными счётными палочками Кюизенера (самостоятельное придумывание игровых упражнений развивающей направленности (или повторение известных) и вовлечение в них детей, оригинальность, аргументированность игровых замыслов) - принятие ребёнком ведущей роли в играх и упражнениях. По ходу эксперимента были выявлены 3 уровня освоения детьми позиции субъекта в деятельности с цветными счётными палочками Кюизенера. В качестве критериев оценки уровня математического развития использовалась десятибалльная система. 8-10 баллов - высокий уровень – ребёнок сразу приступает к деятельности, активен. Принимает на себя ведущую роль в играх. Самостоятельно и вариативно придумывает игровые упражнения с палочками Кюизенера развивающей направленности и вовлекает в них детей. Проявляет творчество.
4-7 баллов - средний уровень – ребёнок сразу приступает к деятельности, активен. Принимает на себя ведущую роль в играх. Недостаточно самостоятелен, требуются советы, указания, подключение взрослого к процессу. Повторяет известные способы составления игровых упражнений. 1-3 балла - низкий уровень – ребёнок не сразу приступает к деятельности. Не принимает на себя ведущую роль в играх. Низкая самостоятельность, необходима прямая помощь взрослого. Творчество не проявляет. Критерии эксперимента. Высокий уровень - дети, проявляют высокую активность в деятельности с палочками Кюизенера. Прослеживается интерес к деятельности, целеполагание, планирование и вариативность выполнения упражнений, оценка собственного результата. Легко принимают на себя роль (роль взрослого). Аргументируют свои игровые замыслы. Дети проявляют высокую самостоятельность в выполнении упражнений, оригинальность и творчество, рационально используя имеющийся опыт. Средний уровень – дети активны в поисковой деятельности. Прослеживается наличие интереса к деятельности, но по ходу выполнения упражнений не сохраняется. Планируют свою деятельность, оценивают свой результат. Принимают на себя роль (роль взрослого). Аргументируют свои игровые замыслы. Сниженная самостоятельность, требовалось подключение взрослого к процессу: повторное объяснение упражнения, советы, указания, наводящие вопросы. Сниженная творческая инициатива, дети в основном опираются на имеющийся опыт при выполнении заданного, не проявляя творчества. Низкий уровень - сниженная активность в деятельности с палочками Кюизенера, заменяют заданное манипуляцией с палочками. Интерес к деятельности не проявляют. Не принимают на себя роль (роль взрослого). На помощь педагога не всегда реагируют адекватно или вообще отказываются от выполнения упражнения, но при этом (в большинстве случаев) аргументируют свой отказ: «Я не знаю, как это делать. Ничего не понимаю», «У меня ничего не придумывается. Я не знаю что составить». Творчество не проявляют, на слово «придумай», не реагируют
2. 2 Опытно-практическая работа с дошкольниками с использованием палочек Кюизенера. Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи были направлены методы и содержание педагогической деятельности со стороны воспитателя к подготовке мышления дошкольников к школьному обучению, в частности, предматематической подготовки. В своей работе по формированию элементарных математических представлений с экспериментальной группой мы использовали палочки Кюизенера, которые: - формируют элементарные математические представления детей с младшей группы; - также легко подводят к осознанию соотношений «больше—меньше», «больше—меньше на... »; - учат делить целое на части и измерять объекты; - способствуют усвоению таких понятий, как «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между», «каждый», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др. Задачи: - Разнообразить формирование у детей элементарных математических представлений с помощью игр на основе палочек Кюизенера. - Развивать умение играть в коллективе. - Развивать психические процессы: восприятие, мышление (анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия, кодирование и декодирование), зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь. - Способствовать развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности. - Использование дидактических игр на основе палочек. Исходя из всего вышеизложенного, я наметила для себя следующие этапы работы: I этап - Изучение методической литературы. - Ознакомиться с опытом педагогов-коллег, работающих по данной теме.
- Проведение родительского собрания для ознакомления родителей с данной методикой. - Подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей детей. - Подготовка игр на основе палочек Кюизенера - Конкретно обозначить виды игр, посредством которых будет проводиться целенаправленная работа педагога. - Составить план (см. приложение 1) использования игр в совместной и самостоятельной деятельности. - В течение всего временного промежутка (учебный 2011 – 2012 год) наблюдать за особенностями формирования математических представлений у каждого конкретного ребенка. II Этап - Рассматривание палочек в свободной деятельности. - Изготовить игры - Анализ действий детей с новыми играми. III Этап - Обучение детей работе с палочками, с использованием образца. - Вовлечение в занятия сказочных персонажей - Использование игр, как основного средства формирования элементарных математических представлений. Методическое обеспечение: - Практические пособия «Дидактические игры – занятия в ДОУ» под редакцией Е. Н. Пановой и «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» (для работы с детьми 3 – 7 лет) под редакцией В. П. Новиковой, Л. И. Тихоновой. - Цветные счётные палочки Кюизенера. - Плоскостной вариант палочек Кюизенера. - Б. Б. Финкельштейн «Волшебные дорожки». Альбом-игра (Палочки Кюизенера) - Б. Б. Финкельштейн «Дом с колокольчиком». Альбом-игра (Палочки Кюизенера) - Цветные схемы-карточки. Проанализировав различные материалы, авторские разработки, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами – практиками, я заинтересовалась возможностью применения одной из универсальных технологий – цветных палочек Кюизенера в игровой деятельности и в самостоятельных играх детей дошкольного возраста в детском саду для формирования математических представлений. Знакомство с палочками мы начинали в самом благоприятном возрасте – от двух до трёх лет вместе с альбомом «Волшебные дорожки», который можно назвать настоящей исследовательской лабораторией, где дети настоящие творцы. Они сравнивали, ориентировались на плоскости, делали открытия и радовались. А в дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации деятельности с детьми мы считаем атмосферу доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Это важно не только для интеллектуального развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья.
Знакомство детей с дидактическим пособием цветными палочками Кюизенера, математической игрой развивающего характера, началось с использования его как просто игрового материала для игр детей в группе. Дети играли с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создавали различные постройки и конфигурации. Детей привлекали конкретные образы, а так же качественные характеристики материала – цвет, форма, размер, большое количество предметов. Счетные палочки, так широко всем известные, служат нам не только как счетный материал. С их помощью в доступной пониманию ребенка форме знакомлю детей с началами геометрии. Предложив рассмотреть счетную палочку как единицу измерения, учу детей умению выделять элементы фигур и даю им количественную характеристику, учу строить и преобразовывать простые и сложные фигуры по условиям, воссоздаю связи и отношения между ними. Играя со счетными палочками, принимая их за строительный материал, формирую у детей геометрические представления и развиваю пространственное воображение. При этом не забываю, что это прекрасный фундамент для развития мелкой моторики будущего школьника. В играх с палочками создаются большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности, но и благодаря открытию новых способов действий с материалом развиваются такие качества мышления, как активность и самостоятельность. Задачи со счетными палочками нельзя решать каким-либо одним, ранее усвоенным способом, каждая задача в этом смысле уникальна. Познакомив детей со счетными палочками, дав детям рассмотреть их, уточнив материал, из которого они изготовлены, их количество, цвет и размер, на первом этапе предлагала игры на построение простых фигур. На этом этапе дети играли с палочками, строя различные фигуры, которые им подсказывает собственное воображение; они с удовольствием выкладывали узоры, картинки, сюжеты, здесь моим детям была представлена полная свобода действий и фантазии. В ходе свободного манипулирования мальчики, в основном, строили дороги, гаражи, машины и поезда, башни, лесенки, а девочки увлекались составлением мозаики, узоров. В процессе игровой деятельности 75% детей сами (а остальные 25% - с помощью воспитателя) подошли к пониманию, что эти палочки удобнее использовать таким образом, чтобы они соприкасались со столом наибольшей поверхностью и что в таком положении они наиболее устойчивы. Для закрепления знаний цветовой гаммы, по окончанию игры дети по моей просьбе складывали палочки в одну общую большую коробку в определенной цветовой последовательности: сначала все белые палочки, потом розовые, голубые, красные и т. д.
Когда дети строили постройки, отвечая на вопросы воспитателя, старались составить рассказ о том, что они хотят построить и как они будут это делать. Среди высказываний детей мной были выделены подмеченные Саматом и Гришей такие особенности, что постройки можно выполнять на одном и том же месте как в горизонтальной, так и вертикальной плоскости. Это было закреплено выкладыванием лесенки в разных плоскостях, рассмотрено с детьми и предложено каждому проделать тоже самое. Игровые упражнения с палочками Кюизенера проводились как индивидуально, так и небольшими группами по несколько детей. Это оказалась наиболее удобная и продуктивная форма работы. Фронтальная работа сразу показала свою неэффективность, поскольку из-за большого количества детей, шумности и невозможности педагогом охватить вниманием и контролем всех играющих детей, возможность оказывать помощь советами и практически. Для поднятия интереса к игровой деятельности с палочками Кюизенера использовался такой вариант, как соревновательность. Детям предлагалось сделать постройку, выложив узор на соревновательных условиях и это вызывало живой интерес, самостоятельность в поиске решения или ответа на поставленные перед детьми творческими задачами. Выполняя игровые упражнения, дети учились выдвигать предположения и их проверять, осуществлять практически и мыслительные пробы. Оказываемая мной помощь детям была в касательной форме: «подуй еще раз, но по-другому», «попробуй сам выполнить задание», одобрительное высказывание правильных решений ребенка и суждений. По мере того, как дети достаточно хорошо познакомились с палочками Кюизенера, работа с ними перешла в форму выполнения упражнений, заданных воспитателем; проигрывание игровых ситуаций. Индивидуальные упражнения и упражнения для подгруппы детей. Палочками Кюизенера послужили нам своеобразной «Цветной математикой», играя, дети учились кодировать и декодировать игру красок в числовые соотношения; обучаясь чередованию цветных полосок в узоре – учились составу числа; на основе игровых упражнений подошли к пониманию свойств чисел (чем больше числа, тем больше вариантов его разложения). Усвоению достаточно сложных математических знаний, формированию интереса к ним, помогала игра – одна из самых привлекательных для детей форм детской деятельности. Палочки Кюизенера широко и часто использовались мной не только в свободной игровой деятельности, но и в процессе организованной формы обучения детей. Обязательным моментом на каждом занятии было обращение внимания детей на самые интересные построения детей с эмоционально-положительной оценкой. Словесное поощрение детей побуждало к созданию более сложных и разнообразных форм. Игровые упражнения со счетными палочками проводились в основном во второй половине дня, тогда у детей было достаточное количество времени для самостоятельной творческой деятельности. Следующим этапом в работе со счетными палочками было построение сложных фигур (здесь идет построение фигуры из нескольких простых). В качестве условия построения фигуры выступают ее пространственно-количественные характеристики. Дети строили фигуры с условием: по заданному общему количеству палочек, взаимному расположению. Для того чтобы сюжет игровых действий заинтересовал детей, вносился элемент заинтересованности для детей, например, в гости к детям приходили различные сказочные герои или просто персонажи с различными просьбами – творческими заданиями (помочь построить дом, забор, составить узор, построить ту или иную фигуры) (приложение 2). Дети с радостью и большой заинтересованностью включались в процесс творческой деятельности. Искреннее желание помочь герою вызывало эмоциональный всплеск. Этот прием помогал мне в педагогической коррекции детей с низким уровнем активности и слабой заинтересованности к этому виду развивающей деятельности. В начале учебного года Артемий, Глеб, Раван и Рита были малоусидчивы, не внимательны. На протяжении нескольких занятий, уделяя большее внимание их постройкам и привлекая внимание детей к их работам, давая детям положительные оценки их деятельности, мне удалось выработать в них самостоятельное желание играть с палочками. Постройки детей с каждым разом становились разнообразнее и усложнялись. Для закрепления устойчивого интереса, мной были придуманы награды-символы: «Лучшему конструктору», «Самому старательному! », - которые вручались детям-победителям по итогам подводимым в конце игры. Многие игры и упражнения со счетными палочками несли проблемно-практический характер: хватит ли палочек-бревнышек для домика мышки? Хватит ли палочек для забора, чтобы спасти поросят от волка, или сможем ли мы построить мост через реку, что помочь козленку перебраться на другой берег реки к маме-козе? Это вызывало в детях живой интерес, сочувствие и искреннее желание помочь героям, давало толчок к активной самостоятельной поисково-творческой деятельности. Дети каждый раз включались в ту или иную игру «открывали» маленькие математические истины. Моя задача состояла в том, чтобы не давать детям готовых решений, а подводить их к самостоятельному поиску и нахождению решения. Следуя требованиям современности, когда на смену жесткой учебной дисциплинарной модели воспитания идет личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию. Насущной становится проблема индивидуально-дифференцированного подхода к обучению в работе с детьми. Это подчеркивается красной линией в образовательной программе развития и воспитания детей «Детство». Поэтому цветные палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход к идее автодидактизма занимают центральное место в вопросе развития математических представлений у дошкольников. Применяя в своей работе приведенные выше нестандартные развивающие средства, были разработаны некоторые этапы при ознакомлении детей с новой игрой. Каждый этап нес в себе определенные цели и задачи. Этапы знакомства детей с новой игрой: 1 Этап: Внесение новой игры в группу. Цель: знакомство детей с новой игрой, с ее особенностями и правилами. 2 Этап: Собственно игра. Цель: Развивать: логическое мышление, представление о множестве, умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов. Познакомить с цветом, размером, длиной объектов Развивать пространственные отношения Развивать познавательные процессы, мыслительные операции. 3 Этап: Самостоятельная игра детей с развивающим материалом. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию. В соответствии с принципом наращивания трудностей предусматривается то, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования играми, первичного знакомства. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с игрой, после чего можно посредством этих игр развивать мыслительную активность. Развитие математических представлений у детей – процесс длительный и весьма трудоемкий; прежде всего для самих детей – уровень мышления каждого очень специфичен. Мысленно я распределяю детей на три группы:
Такое разделение помогает ориентироваться в подборе игр и задач, предупреждает возможные перегрузки «слабых» детей, потерю интереса (ввиду отсутствия усложнений) – у «сильных» Детям, справляющимся с задачами на среднем уровне, я предлагаю варианты подобных задач, а так же подключаю к играм соревновательного характера. Особый подход необходим к «слабым» детям. Учитывая их психические и физические особенности, я стараюсь внушить им уверенность в себе, подвести к самостоятельному решению простых задач. В случае быстрого утомления, вид деятельности сменяется. Особую роль играют «сильные» дети: отлично справившись с конкретной задачей они, по моей просьбе (или самостоятельно) «подключаются» к тем, кто испытывает серьезные трудности. Такая форма взаимодействия педагога и воспитанников очень эффективна. Она помогает сплотить коллектив, дает возможность самоутвердиться успевающим детям и почувствовать уверенность в своих силах – более слабым.
Исследовательница Л. Комарова отмечает, что постепенно в процессе выполнения заданий детей подводят к пониманию того, что у каждой из палочек есть «свое» постоянное и неизменное число. Вместе с заданиями на формирование представлений о различных параметрах величины можно предлагать детям задания на понимание сущности арифметических действий и на развитие логического мышления. В приложении 3 представлено несколько задач из книги Л. Комаровой «Как работать с палочками Кюизенера» с указанием основной цели [5, с. 38]. Игры и упражнения применялись в определенной системе. Постепенно игры усложнялись как по содержанию, так и по способам взаимодействия со средством. Все игры и упражнения имели проблемно – практический характер. Важным условием для реализации наших планов является ознакомление родителей с палочками Кюизенера, для закрепления полученных знаний дома (приложение 4, 5).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|