I ФОРМИРОВАНИЕ ПАССАЖИРОПОТОКОВ И СОСТАВЛЕНИЕ МАРШРУТНОЙ СЕТИ ГОРОДСКОГО ТРАНСПОРТА
Разбивка города на расчетно-транспортные районы
Разбивка города на расчетно-транспортные районы является подготовительным этапом для определения корреспонденции и путей связи на территории города.
Число микрорайонов в нашем случае принимается 10.
При разбивке территории города на транспортные районы границы районов следует назначать с учетом предполагаемого распределения пассажиров по транспортной сети. Они должны проходить по естественным границам, препятствующим сообщению между районами, и по которым будут проходить линии пассажирского транспорта.
Размеры территории расчетных районов должны быть такими, чтобы их жители при передвижении внутри районов не пользовались транспортом, а зона пешего похода от наиболее удаленной точки до транспортной линии, проходящей в районе, не превышала 500 – 700 м.
После разбивки города на транспортные районы для каждого района определяется центр тяжести пассажиропотоков района, который обозначается точкой.
Подсчет численности населения по расчетно-транспортным районам
Ni = si·Fi,
где Ni – численность населения i – го расчетно-транспортного района, чел.;
si – плотность населения i – го расчетно-транспортного района, жит./га;
Fi – территория района i – го расчетно-транспортного района, га.
Обозначение
Показатели
Расчётно-транспортный район
Итого
∑
Fi
Территория района, га
σi
Плотность населения, жит./га
Ni
Численность населения, чел.
Определение общего количества передвижений
Для определения общего количества передвижений по каждому транспортному району и по городу в целом все население делится на группы. Каждая из групп населения в зависимости от трудовой деятельности, потребности в культурном отдыхе и бытовой деятельности совершает определенное количество передвижений.
При транспортных расчетах принято делить все население на три группы: I, II, III.
Процентное соотношение численности указанных групп населения принимается по таблице 2.
Таблица 2
Соотношение численности отдельных групп населения города, %
Группа населения, r
Удельный вес населения Dr
I. Градообразующие и градообслуживающие кадры (за исключением учащихся)
II. Учащиеся вузов и техникумов
III. Несамостоятельное население
Итого:
Численность групп населения по каждому району находится, умножая численность людей района на принятую (см. таблицу 2) долю группы населения:
Nr,i = Dr · Ni.
Расчеты сводятся в таблицу 3.
Все передвижения населения, совершаемые в черте города, делят на три категории:
а) трудовые;
б) деловые;
в) культурно-бытовые.
Трудовые передвижения совершаются I и II группами населения (передвижения на работу и с работы, на учебу и с учебы). Эти передвижения подсчитывают исходя из количества рабочих дней в году (для рабочих и служащих) и количества учебных дней в году (для учащихся).
Таблица 3
Численность населения по транспортным районам Nr,i,чел.
Группа населения, r
Расчетно-транспортный район, i
Итого
∑ Nr, i
I. Градообразующие и градообслуживающие кадры (за исключением учащихся)
II. Учащиеся вузов и техникумов
III. Несамостоятельное население
Деловые передвижения совершаются только жителями I группы. Количество таких передвижений принимается в размере 5-10% от трудовых передвижений.
Культурно-бытовые совершают все группы населения города. Их количество принимается условно для каждой группы в зависимости от свободного времени у населения этой группы и его физического состояния.
В курсовом проекте количество передвижений каждой группы населения рекомендуется принимать в соответствии с таблицей 4.
Таблица 4
Количество передвижений различных групп населения
Группа населения, r
Передвижения
Трудовые и деловые
Культурно-бытовые
I. Градообразующие и градообслуживающие кадры (за исключением учащихся)
II. Учащиеся вузов и техникумов
III. Несамостоятельное население
-
Количество передвижений для каждого расчетно-транспортного района определяется путем умножения численности населения отдельных групп на число передвижений и сводится в таблицу 5.
Пz,i=530· Nr,i (r=1, z=1),
Пz,i=480· Nr,i (r=2, z=2),
Пz,i=350·N1,i + 500·N2,i + 350·N3,i (r=1-3, z=3).
Таблица 5
Количество передвижений по расчетно-транспортным районам
Категория передвижения, z
Расчетно-транспортный район, i
Итого
∑ Пz,i
1. Трудовые и деловые
2. На учебу
3. Культурно-бытовые
Итого, ∑ Пz,i
Установление путей передвижения
Сообщение между жилыми районами и пунктами тяготения осуществляется как на транспорте, так и пешком. При пешем передвижении пути следования выбираются населением по кратчайшему расстоянию по уличной сети города, а при пользовании транспортом – по линии транспорта без учета возможной организации маршрута. Соотношение передвижений пеших и на транспорте изменяется с увеличением расстояния.
Пути следования на транспорте выбираются из расчета минимальной затраты времени на поездку.
Для этого рекомендуется транспортную сеть разбить на участки и обозначить каждый участок буквой. Разбивка сети на участки должна производится с таким расчетом, чтобы в пределах участков не наблюдалось резкого изменения пассажиропотоков. Поэтому границами участков следует принимать транспортные узлы (пересечения и разветвления) и точки, связывающие по кратчайшему расстоянию центры тяжести транспортных районов с транспортной сетью. Длина участков, дальность передвижения пассажиров на транспорте и пешком заносятся в таблицы 6, 7 и 8.
Таблица 6
Длина участков транспортной сети, ls
Участок транспортной сети, s
Протяженность участка, км
1,43
1,82
1,95
1,105
2,6
1,3
1,43
1,3
1,43
1,235
0,975
2,47
1,625
2,665
2,08
1,755
1,43
0,65
1,625
2,145
1,008
1,495
0,715
1,04
0,845
0,748
0,975
1,95
1,3
0,845
1,82
1,17
2,795
1,755
1,3
1,17
1,04
0,585
0,748
1,17
1,43
1,43
1,3
1,43
1,008
0,715
0,748
0,845
0,748
В таблице 8 записываются два значения расстояний: в верхней правой части при передвижение на транспорте и в нижней левой при передвижении пешком. Причем, при пешем передвижении заносятся значения расстояния до 3 км. Если это расстояние свыше 3 км, считается, что все передвижения осуществляются на транспорте.
Таблица 7
Пути передвижения на транспорте, Sij
Расчетно-транспортный район и пункт тяготения –j, р
Расчетно-транспортный район, i
Пункт тяготения, р
ПЗ1
ПЗ2
Ст
ПК
КЦ
-
18,36
18,43,42,27,26
18,43,42,48,30
18,43,34
18,43,42,48
18,36,45
18,36,37,38,23
18,43,39
18,6
16,15
18,36,45,21
18,43,42
18,43,42
18,43
18,36
-
37,38,23,46,7,25,26
36,43,42,48,30
36,43,34
36,43,42,48
37,38,23
37,38,40,24,25,26
36,6
36,6,35
45,21
36,43,42
36,43,42
36,43
18,43,42,27,26
37,38,23,46,7,25,26
-
26,27,48,30
26,27,31
26,27,48
26,25,24,40,22,21
26,25,7,46
26,27,42,39
26,27,31,32,35
27,31,32
26,25,24,40,22
26,27
26,27
26,27,42
18,43,42,48,30
36,43,42,48,30
26,27,48,30
-
44,34,43,36,45
30,48,27,25,7,46
44,34,39
44,32,35
44,32
44,34,39,49,38,22
30,48
30,48
44,34
18,43,34
36,43,34
26,27,31
-
44,30
34,43,36,45
34,39,49,38,23
34,39
32,35
34,39,49,38,22
18,43,42,48
36,43,42,48
26,27,48
44,30
-
48,4243,36,45
48,27,25,7,46
48,42,39
30,44,32,35
30,44,32
48,27,25,24,40,22
48,42
18,36,45
26,25,24,40,22,21
44,34,43,36,45
34,43,36,45
48,4243,36,45
-
21,22,23
45,37,49
45,36,6
45,36,6,35
45,36,43,42
45,36,43,42
45,36,43
18,36,37,38,23
37,38,23
26,25,7,46
30,48,27,25,7,46
34,39,49,38,23
48,27,25,7,46
21,22,23
-
23,38,49
23,38,37,36,6
23,38,49,39,33
23,22
46,7,25,27
46,7,25,27
23,38,49
18,43,39
37,38,40,24,25,26
26,27,42,39
44,34,39
34,39
48,42,39
45,37,49
23,38,49
-
39,43,6
39,33
49,38,22
39,42
39,42
18,6
36,6
26,27,31,32,35
44,32,35
32,35
30,44,32,35
45,36,6
23,38,37,36,6
39,43,6
-
6,36,45,21
6,43,42
6,43,42
6,43
Промышленная зона 1
16,15
36,6,35
27,31,32
44,32
30,44,32
45,36,6,35
23,38,49,39,33
39,33
-
35,6,36,45,21
32,31
32,31
Промышленная зона 2
18,36,45,21
45,21
26,25,24,40,22
44,34,39,49,38,22
34,39,49,38,22
48,27,25,24,40,22
23,22
49,38,22
6,36,45,21
35,6,36,45,21
-
22,40,41,42
22,40,41,42
22,40,41
Стадион
18,43,42
36,43,42
26,27
30,48
45,36,43,42
46,7,25,27
39,42
6,43,42
32,31
22,40,41,42
-
-
Парк культуры и отдыха
18,43,42
36,43,42
26,27
30,48
45,36,43,42
46,7,25,27
39,42
6,43,42
32,31
22,40,41,42
-
-
Культурный центр города
18,43
36,43
26,27,42
44,34
48,42
45,36,43
23,38,49
6,43
22,40,41
-
Таблица 8
Расстояние между районами и пунктами тяготения l ij
Расчетно-транспортный район и пункт тяготения –j, р
Расчетно-транспортный район, i
Пункт тяготения, р
ПЗ1
ПЗ2
Ст
ПК
КЦ
-
1,82
5,103
5,07
3,705
4,225
2,828
4,16
2,698
1,95
3,835
3,836
3,38
3,38
1,95
Передвижения на транспорте
1,82
-
6,078
5,59
4,225
4,745
1,008
2,34
5,428
2,47
3,77
2,016
3,9
3,9
2,47
5,103
6,078
-
3,413
3,543
2,568
6,306
3,738
3,901
6,013
6,013
3,965
5,298
5,298
3,153
5,07
5,59
3,413
-
1,43
0,845
6,663
5,655
3,933
3,9
2,6
6,761
1,82
1,82
1,755
3,705
4,225
3,543
1,43
-
2,275
5,233
4,551
2,503
2,47
1,17
5,331
1,82
1,82
1,755
4,225
4,745
2,568
0,845
2,275
-
5,753
4,81
3,023
4,745
3,445
6,37
0,845
0,845
2,275
2,828
1,008
6,306
6,663
5,233
5,753
-
3,218
2,796
3,478
4,778
1,008
4,908
4,908
3,478
4,16
2,34
3,738
5,655
4,551
4,81
3,218
-
2,048
4,81
5,591
2,21
3,965
3,965
2,048
2,698
5,428
3,901
3,933
2,503
3,023
2,796
2,048
-
3,348
5,543
2,828
2,718
2,718
0,748
1,95
2,47
6,013
3,9
2,47
4,745
3,478
4,81
3,348
-
1,3
4,486
4,03
4,03
2,6
Промышленная зона 1
3,835
3,77
6,013
2,6
1,17
3,445
4,778
5,591
5,543
1,3
-
5,786
2,99
2,99
4,095
Промышленная зона 2
3,836
2,016
3,965
6,761
5,331
6,37
1,008
2,21
2,828
4,486
5,786
-
5,225
5,225
3,795
Стадион
3,38
3,9
5,298
1,82
1,82
0,845
4,908
3,965
2,718
4,03
2,99
5,225
-
-
1,43
Парк культуры и отдыха
3,38
3,9
5,298
1,82
1,82
0,845
4,908
3,965
2,718
4,03
2,99
5,225
-
-
1,43
Культурный центр города
1,95
2,47
3,153
1,755
1,755
2,275
3,478
2,048
0,748
2,6
4,095
3,795
1,43
1,43
-
Передвижения пешком
Определение времени сообщения между расчетно–транспортными районами и пунктами тяготения
Передвижения населения города, как на транспорте, так и пешком связаны с затратой времени. Это «потерянное» населением времени увеличивается с увеличением размера городской территории.
Среднее время, необходимое для проезда между назначенными двумя пунктами (Ti,j) определяется по формуле, мин:
Ti,j = tп1+ tо+ tдв+ tп2,
где tп1 – время подхода к остановке, мин;
tо – среднее время ожидания, мин;
tдв – время движения на транспорте, мин;
tп2 – время подхода от остановки к месту назначения, мин.
Время пешего подхода к остановке tп1 и подхода от остановки к месту назначения tп2 зависят от плотности транспортной сети, расстояния между остановочными пунктами, и определяется по формуле:
tп1 = tп2 = (1/3s + lп/4) · 1/Vп,
где s – плотность транспортной сети, км/га;
lп – расстояние между остановочными пунктами, км;
Vп – скорость пешего передвижения, км/час.
Указанные значения принимаются:
lп = 0,4 км;
Vп = 4 км / час;
s = Lo/F,
где Lo – общая протяженность транспортной сети, км
Время ожидания на остановке рекомендуется принимать равным половине сетевого интервала j движения. Сетевой интервал движения принимается равным 6.
Tо = 4/2 = 2 мин.
Время движения на транспорте определяется отношением расстояния по линии транспорта l i,р на скорость сообщения
tдв i,р = (l i,р/Vс) · 60, мин.
Скорость сообщения на транспорте принимаем 20 км/ч.
Время затрачиваемое на передвижение в пределах районов, в среднем будет составлять 5-7 минут.
Результаты подсчетов по определению времени, необходимого для преодоления расстояния между районами и пунктами тяготения, сводятся в таблицу 9.
На основании данных таблицы 7 подсчитывают величины 1/ Тij для всех корреспондирующих точек, число передвижений между которыми происходит пропорционально 1/ Тij. Эти данные заносят в таблицу 10.
Таблица 9
Время сообщения между пунктами города Тij, мин
Расчетно-транспортный район и пункт тяготения –j, р
Расчетно-транспортный район, i
Пункт тяготения, р
ПЗ1
ПЗ2
Ст
ПК
КЦ
-
18,16
28,009
27,91
23,815
25,375
21,184
25,18
20,794
18,55
24,205
24,208
22,84
22,84
18,55
18,16
-
30,934
29,47
25,375
26,935
15,724
19,72
28,984
20,11
24,01
18,748
24,4
24,4
20,11
28,009
30,934
-
22,939
23,329
20,404
31,618
23,914
24,403
30,739
30,739
24,595
28,594
28,594
22,159
27,91
29,47
22,939
-
16,99
15,235
32,689
29,665
24,499
24,4
20,5
32,983
18,16
18,16
17,965
23,815
25,375
23,329
16,99
-
19,525
28,399
26,353
20,209
20,11
16,21
28,693
18,16
18,16
17,965
25,375
26,935
20,404
15,235
19,525
-
29,959
27,13
21,769
26,935
23,035
31,81
15,235
15,235
19,525
21,184
15,724
31,618
32,689
28,399
29,959
-
22,354
21,088
23,134
27,034
15,724
27,424
27,424
23,134
25,18
19,72
23,914
29,665
26,353
27,13
22,354
-
18,844
27,13
29,473
19,33
24,595
24,595
18,844
20,794
28,984
24,403
24,499
20,209
21,769
21,088
18,844
-
22,744
29,329
21,184
20,854
20,854
14,944
18,55
20,11
30,739
24,4
20,11
26,935
23,134
27,13
22,744
-
16,6
26,158
24,79
24,79
20,5
Таблица 10 – Расчетные значения величины 1/ Тij
Расчетно-транспортный район и пункт тяготения –j, р