Определение потребного числа автомобиле-часов работы на линии и расчет сменности работы водителей
Потребное число автомобиле-часов работы на линии численно равно площади фигуры, образованной диаграммой потребности в автобусах на маршруте по часам суток (рис. 2.4). Общее число рабочих смен, отрабатываемых водителями за день на маршруте, определяется по формуле
СМ = (АЧ + tн * Аmax)/Тсм
СМ = (278 + 0,08*28) / 8 = 35
Число выходов с различными режимами сменности определяют по коэффициенту выхода
Квых = СМ - 2*Аmax
Квых = 35 – 2 * 28 = - 21
Таблица 31 – Потребное число выходов в зависимости от режима сменности
Квых
Односменный
Двухсменный
Трехсменный
Не требуется
Аmax
Не требуется
Больше 0
Не требуется
3Amax – CM
СМ – 2Аmax
Меньше 0
2Amax - CM
CM - Amax
Не требуется
Выбираем односменный и двусменный режим работы:
2Amax – CM = 2 * 28 – 35 = 21
CM - Amax = 35 - 28 = 7
2.3.2 Определение рационального времени предоставления водителям обеденных и внутрисменных перерывов
При определение рационального времени обеденных и внутрисменных перерывов, необходимо соблюдать следующие требования:
- обеденные перерывы предоставляются по окончании периодов пик;
- число предоставленных обедов равно числу автобусов, работающих без внутрисменных перерывов, умноженное на длительность предоставляемого обеда;
- водителям, работающим с внутрисменными перерывами, отдельный обеденный перерыв не предоставляется.
2.3.3 Выравнивание продолжительности работы автобусов по различным выходам
Р
Р
Р
Р
Р
Р
Р
Р
Р
Р
Р
Р
Р
Р
Р
Р
Р
Р
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
5-6
6-7
7-8
8-9
9-10
10-11
11-12
12-13
13-14
14-15
15-16
16-17
17-18
18-19
19-20
20-21
21-22
22-23
23-24
Рисунок 7 – Диаграмма графоаналитического расчета потребности в автобусах
О – обеденный перерыв (1 час); Р – работа автобусов, подменяющих автобусы находящихся на обеденном перерыве.
Таблица 32 – Результаты графоаналитического расчета
Номер выхода
Тип выхода
Номер смены
Начало смены
Конец смены
Время перерывов
Обеденного
Внутрисменного
5:00
14:00
9:00-10:00
-
16:00
24:00
19:00-20:00
-
5:00
14:00
9:00-10:00
-
16:00
24:00
19:00-20:00
-
5:00
14:00
9:00-10:00
-
16:00
24:00
19:00-20:00
-
5:00
14:00
9:00-10:00
-
16:00
24:00
19:00-20:00
-
5:00
14:00
9:00-10:00
-
16:00
24:00
19:00-20:00
-
5:00
13:00
9:00-10:00
-
15:00
22:00
19:00-19:30
-
7:00
12:00
9:00-10:00
-
14:00
22:00
19:30-20:00
-
6:00
22:00
9:00-9:30 и 19:00-20:00
12:00-16:00
6:00
22:00
9:30-10:00 и 19:00-20:00
12:00-16:00
6:00
22:00
9:00-10:00 и 19:00-20:00
12:00-16:00
6:00
20:00
-
10:00-16:00
6:00
20:00
-
10:00-16:00
6:00
20:00
-
10:00-16:00
6:00
20:00
-
10:00-16:00
6:00
19:00
-
10:00-15:00
6:00
19:00
-
10:00-15:00
6:00
19:00
-
10:00-15:00
6:00
19:00
-
5:00-14:00
6:00
19:00
-
5:00-14:00
6:00
19:00
-
5:00-14:00
6:00
19:00
-
5:00-14:00
6:00
19:00
-
5:00-14:00
6:00
20:00
-
10:00-16:00
6:00
20:00
-
10:00-16:00
6:00
20:00
-
10:00-16:00
5:00
20:00
-
10:00-16:00
5:00
20:00
-
5:00-16:00
5:00
20:00
-
5:00-16:00
Организация труда автобусных бригад
2.1.1 Группировка автобусов по продолжительности их работы на маршруте
Из рисунка 7 видно, что:
- первую группу составят 17 автобуса, работающие 1 смену с выемкой общей продолжительностью 8 часов (выходы 27, 28 и 11-25);
- вторую группу составляет 1 автобусов, работающий 1 смену с выемкой общей продолжительностью 9 часов (выход 26);
- третью группу составляет 1 автобусов, работающий 1 смену с выемкой общей продолжительностью 10 часов (выход 10);
- четвертую группу составляет 1 автобус, работающий 1 смену с выемкой общей продолжительностью 10,5 часов (выходы 8-9);
- пятую группу составляют 2 автобуса, работающих в 2 смены с выемкой и общей продолжительностью смены 13,5 часов (выходы 6–7);
- шестую группу составляют 5 автобусов, работающих в 2 смены с выемкой и общей продолжительностью смен 15 часов (выходы 1–5).
Определим месячный фонд рабочего времени, который рассчитывается по формуле
Определим число водителей в каждой группе на один автобус
nвод = Nвод/Агр
1 группа nвод = 27/17 = 2
2 группа nвод = 2/1 = 2
3 группа nвод = 2/1 = 2
4 группа nвод = 2/1 = 2
5 группа nвод = 5/2 = 3
6 группа nвод = 14/5 = 3
Результаты расчетов оформим в таблицу 33.
Таблица 33 – Результаты расчета потребности в водителях
Показатель
Значение показателей для групп
Группа 1
Группа 2
Группа 3
Группа 4
Группа 5
Группа 6
Время непосредственной работы на маршруте Тм,ч
Число автобусов в группе Агр, ед
Число водителей в группе Nвод
Число водителей в каждой группе на один автобус nвод
Далее определяем для каждой группы форму организации труда автобусных бригад.
Для групп 1, 2,3,4 подходит сдвоенная форма организации труда. За двумя водителями закреплен один автобусов. Работают шесть дней в неделю, средняя продолжительность смены 7 – 8 часов. Водитель работает в утреннюю или вечернюю смену. Автобус используется ежедневно в две смены.
Таблица 34 – График работы автобусных бригад
Водители
Числа месяца
Первый
В
В
Второй
В
В
Водители
Числа месяца
Первый
В
В
Второй
В
В
Для 5 и 6 групп подходит строенная форма организации труда. За тремя водителями закреплен один автобус. Водитель работает два дня в утреннюю или вечернюю смену, на третий день выходной, после чего происходит чередование смен. Автобус ежедневно работает в две смены. Средняя продолжительность смены 7,5…10,5 ч.
Таблица 35 – График работы автобусных бригад для 1, 2, 4 групп