Характеристика криминогенной ситуации
Особенностью детерминации неосторожных преступлений является то, что криминогенная ситуация в их генезисе практически всегда играет достаточно значимую роль. По степени сложности криминогенные ситуации можно классифицировать: 1. Криминогенная ситуация высокого уровня сложности (ситуация, с которой может справиться, сумеет избежать отрицательных последствий не всякий специалист. Обеспечение безопасности в такой ситуации — искусство). Криминогенная ситуация данного типа играет в генезисе неосторожного преступления решающую роль. 2. Криминогенная ситуация среднего уровня сложности (обеспечение безопасности требует хорошей подготовки специалиста, умения собраться и концентрироваться на принятии правильного решения и преодолении опасности). Роль ситуации данного типа и роль личности в генезисе неосторожного преступления равнозначны. 3. Криминогенная ситуация низкого уровня сложности (криминогенная ситуация играет второстепенную роль в генезисе преступления, главная роль принадлежит отрицательным качествам личности). Выделение криминогенной ситуации в качестве объекта профилактического воздействия на неосторожную преступность имеет особое значение. Это обусловлено тем, что в сложных ситуациях возможности человека контролировать техногенные процессы очень малы (а иногда и близки к нулю). Последствия же выхода этих процессов из-под контроля, как правило, оказываются катастрофическими (достаточно привести пример аварии на Чернобыльской АЭС). Поэтому определенную группу неосторожных преступлений возможно предотвратить только посредством технических и организационных мер профилактики криминогенных ситуаций.
Стратегия воздействия на неосторожную преступность должна включать три направления: 1) профилактика криминогенных ситуаций высокого уровня сложности, сведение их к минимуму (прогноз и пресечение возможных вариантов чрезвычайного усложнения техногенной ситуации, грозящей выходом техники из-под контроля людей; исключение производства серийных технических конструкций, эксплуатация которых создает такие ситуации; ограничение экспериментальных ситуаций такого рода, обеспечение повышенного уровня локализации негативных последствий в ходе технических экспериментов); 2) подготовка специалистов к оптимальному поведению в ситуациях среднего уровня сложности, постоянный тренинг, периодическое повышение их квалификации и текущий контроль соответствия уровня их подготовки и психофизического состояния сложности выполняемых задач; 3) воспитательная работа, направленная на предупреждение тех или иных нарушений правил безопасности из лихачества, озорства или по причине алкогольного опьянения в ситуациях низкого уровня сложности. Усиление ответственности правонарушителей данной категории.
3. Воздействие на неосторожную преступность Меры воздействия на неосторожную преступность можно разделить на три группы: 1. Меры воздействия на человека. 2. Повышение конструктивной безопасности технических средств. 3. Меры, обеспечивающие безопасную эксплуатацию источников повышенной опасности. Первая группа мер включает: - улучшение подготовки специалистов (формирование специальных, технических и общих прогностических умений и навыков); - постоянное поддержание технического мастерства специалистов на высоком уровне; - усиление контроля за их деятельностью, привлечение к ответственности нарушителей правил безопасности; - проведение воспитательной работы: разъяснение, какие нарушения правил безопасности к каким последствиям могут привести, какая ответственность предусмотрена законодательством за такого рода правонарушения; формирование вероятностного мышления, которое позволяет правильно оценивать личный негативный опыт (нарушение правил безопасности в прошлом, оставшееся безнаказанным и не повлекшее отрицательных последствий, не гарантирует отсутствия тяжких последствий и безнаказанности при аналогичных нарушениях в будущем);
- профилактика пьянства и наркомании. Повышению конструктивной безопасности изделий предшествует изучение опыта эксплуатации технического средства и: - анализ самых распространенных ошибок и нарушений правил безопасности при эксплуатации того или иного технического средства; - выявление узлов и механизмов, наиболее уязвимых по отношению к факторам аварийности (заклинивание дверей автомобилей при авариях,). На основании этого анализа разрабатываются новые технические решения, блокирующие возможные ошибки оператора и сводящие к минимуму негативные последствия аварий и несчастных случаев. Например, все автомобили, производимые в США, оснащаются подушками безопасности, которые при столкновении мгновенно надуваются и позволяют водителю и пассажирам избежать серьезных травм. К мерам, обеспечивающим безопасную эксплуатацию источников повышенной опасности может быть отнесено улучшение среды, в которой используется оружие или эксплуатируется транспортное средство. Применительно к оружию эта группа мер включает развитие системы стрелковых стендов, стрельбищ, тиров, оснащение их инженерными сооружениями и оборудованием, обеспечивающим безопасность при стрельбе. Применительно к транспортным средствам — это, прежде всего, улучшение дорог: устранение дефектов дорожного покрытия, разделение полос встречного движения широкой полосой отчуждения, нанесение дорожной разметки, установка соответствующих знаков и т.п. Кроме того, к этой группе мер может быть отнесено улучшение технического обслуживания автомобилей, оборудование городских магистралей электронными средствами регулирования и контроля дорожного движения. Например, в западноевропейских странах наиболее крупные магистрали оснащены скрытыми телекамерами, которые автоматически фиксируют транспортные средства, превышающие установленную скорость (записывают на пленку скорость, время и номерной знак автомобиля).
Зарубежные исследователи проблемы предупреждения неосторожных преступлений пришли к выводу, что наиболее эффективными и надежными в этом плане являются меры, не связанные с воздействием на человека. В соответствующей практике развитых стран акцент делается на повышение безопасности автотранспорта и иной техники, улучшение дорог, установку автоматических средств регулировки движения и контроля, развитие сети сервисных услуг (ремонт автомобиля, отдых водителя и т.п.). Вторая и третья группа мер носят стратегический характер, они требуют значительных материальных затрат, их реализация занимает значительный временной период (как правило, около 10 лет). Улучшение подготовки специалистов, усиление контроля за ними (как в процессе эксплуатации техники, так и при допуске к ней), усиление ответственности за нарушения — требуют меньше затрат, эти меры могут быть реализованы в более сжатые сроки. В зарубежной практике воздействия на неосторожную преступность акцент делается на развитие стратегических мер, в отечественной — большее внимание уделяется мерам тактическим и оперативным (воздействие на человека). И это различие сказывается на результатах: уровень травматизма в России в 5-8 раз выше, чем в развитых странах мира. Из каждых 100 пострадавших в авариях людей у нас погибает 15, тогда как в США и Германии — только 2, в Италии и Швейцарии — 3.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|