Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гос.поддержка инв-й деят-ти.




Гос-во принимает на себя большую часть фим-я инв-х проектов развития произв-й и соц-й инфраструктуры.В наст.врсмя гос-во направляет до 80% инв-х ресурсов,цснтралнзованных в Федер. бд на удовлетв-е неотложных потрсб-тсй соц.сфсры, жилищного и мунииип-го строит-ва, здровоохранення. культ, и науки. Оставш-ся 20% централиз-х инв-х ресурсов исп-ся на стимулир-е частных отечеств-х и иностр-х инв-ций в произ-й сфере. Важным источ-м фим-я эк-ки яв-ся ср-ва фсдер.бд и внебд-х фондов.Д/улучшения эк.сит-ции желательно довести долю гос.инв-ций до 3% от ВВП из кот-х на развитие соц.сферы будет напр-ся 60-70%,а пр-й сферы 30-40%.Без ср-в Фсдер.бд. невозможно эффект-с развитие отраслей соц-го комплекса, а также жизненно важных отраслей произв-й сферы. Гос.регулир-е инв-й деят-ти,гос. поддержка инв-х проектов осущ-ся путем направления фин.ресурсов на выполнение федер.целевых программ и на др. федер.гос. нужды.Бд-е фин-е инв-х проектов осущ-ся в формах: 1)Фин.поддержка высокоэффект-х инв-х проектов на условиях размещения выделенных бд-х ср-в на конкурсной основе. 2) Центр ал изо в-с фин-е федер.инв-х программ. Принципиально новой особенн-ю инв.политики последнего времени яв-ся переход от распределения бд-х ассигнований на кап.строит-во м/д отраслями и регионами к избират-му частичному фин-ю конкрет-х ннв-х проектов на конкурсной основе.Приоритет-м напр-ем д/кот. н. господдержка в реал-ции инв-х проектов за счет ср-в федер.бд. опр-ся Министер-м эк-ки, фин-сов и др. федер.орг.власти.Опред-е конкрет-го состава инв-х проектов д/гос.поддержки осущ-ся в неск.этапов: 1)отбор строек и объектов д/включения в перечень д/федер. гос.нужд в соотв-ии с гос.инв-й программой с привлечением ср-в гос.бд,предоставлясмых на безвозвратн.или возврати, основе пр-ся на конкурсн.основе.

Основы методологии управл-я инв. процессами.

Упр-с проектами-исксство рук-ва и координации людских и матср-х ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта путем применения системы соврем-х методов техники упр-я д/достижения опр-х в проекте рез-тов по составу и объему работ стоим-ти,времени,кач-ву и удовлетв-ю участников проекта. Крупнейшая мсждунар. орг-я в обл-ти упр-я проектами: м/днар. ассоц-я упр-я просктами(IРМА).С1997г.сущ-ст Россий-я ассоцц-я упр-я проектами (СОВМЕТ).яв-ся членом IPMA. Методы упр-я проектами позволяют: 1)опр-тъ цели проекта и провести его обоснование2)выявитъ структуру проскта(подцсли, осн.этапы раб.3)опр-ть нсобх.объем и источ-ки фин-я4)подобрать исполнителей ч/з торги и конкурсы5)подгот-ть и заключить контра-кты6)опр-ть сроки выпол-я проекта, сост-ть график его реал-ции 7)рассчитать смету и бюджет проскта8)планировать и учнт-ть риски9)обеспсчить контроль за ходом выпол-я проекта. Упр-с инв-ми проектами-это дсят-ть по планир-ю, орг-ции, коорд-ции,мотиваиии и контролю на протяжении жизненного цикла проекта путем применения системы совр.методов и техники упр-я,кот-я имеет цель обесп-ть нанб.эффект-ю рсал-цию в инв.проекте рез-тов по составу и объему работ,стоим-ти,кач-ву и удовл-ти уч-ков инв. проекта. Схемы упр-я проектами:

1)Осн.система:Рук-ль проекта-представитель заказчика фин. отв-ти

за принятие решения не несет им м.б. любая фирма-учас-к проскта.В

этом случае рук-ль проекта отвечает за коорд-цию

и упр-е ходом разраб-кн и реал-ции проекта,в контрактных

отношениях с участ-ми проекта не состоит^кроме заказчика).

"+"-объект-ть рук-ля,"-"-риск за судьбу проекта лежит на заказчике.

2)Систсма расшнр.упр-я:Рук-ль проекта принимает ответ-ть за проект в

пределах фикснр.сметной цены.Рук-ль обесп-ст

упр-е и коорд-цию процессов проекта по соглашениям м/д

ними и ум-ми проекта в пределах фикс.цены.Им м.б.подрядная

или консалтинговая фирма.Конс.фирма упр-сг проектом,

коорд-ет поставки и работы.Риск возлаг-ся на заказчика.

3)Система мод ключ: Рук-ль проскта-проектно-строит-я фирма с кот. заказчик закд-ст контракт "под ключ" с объявл-й стоим-ю проекта.


Орган-но-правовые условия инвестир-и. Правовая база включает в себя прежде всего фсдср.законы С опр.долей условности в их составе м.выделить 4группы

1)Базовые законы непосред-но регулир-с инв-ю дсят-ть. захват-е ее оси-с принципы и вводящие осн-с понятия этой дсят-ти(3-н "О иив-й дсят-ти в РСФСРнЗ-н"Об инв-ях")

2)3аконы,правообсспсчивающис отдельные виды инв.дсят-ти (Федер.3-н"0 соглашениях и разделе продукции"3-ниОлизннгс")

3)3аконодаг-с акты,регламентир-е деят-ть фин.институтов, • аккумулир-с инв.ресурсы(Фсдер.З-ннО негос-х пенсион-х фондах")

4)3аконы,касающиеся условий осуш-я инв-инй.устан-с налоговый режим, опрсд-е орг-но-правовую форму прсд-я-получ-ля инв-ций. легитимирующие инструменты привлечения и гарантирования последних.

Др.существснным инструментом правовой базы ннв-го процесса выступают законод-е акты.регулирующне в рамках их компетенции осущ-с этого прцссса.Ими опр-ся налоговый режим, форм-ся инструменты гарантирования инв-х ресурсов.

 

Договорные отношения м/д участ-ми инв.дсят-ти. Договор пред-ст собой осн-й юр.акт.из кот-го возникают обязательственные правоотношения.Он явл-ся главным сред-вом рсгулир-я товарно-дснсж-х связей,опрсд-щих содержание правоотношений,прав и обязанностей его уч-ков.Деят-ть пред-й м.происх-ть т. на договорной основе, поэтому рез-ты дсят-ти опр-ся системой догов-х отнош-П. Основа догов.отнош-й-правовая опред-ть и защищенность участников догов-х отнош-нии.Договор выступает как один из видов сдслок.Сделками призн-ся дей-я граждан и юр.лиц направл-е на устан-е,изменение или прекращение гражд-х прав и обязанностей.Сделки м.б. одно-,двух- и многостор-мн. Д/заключ-я договора необходимо согласованное волеизъявление 2-хсторон (2-х сторон.сделки),3-х и более сторон(многостор-с) и 1 стороны(1 сторон-е). Договор-это соглашение двух или нсск-х лиц об устан-нии, изменении или прекращении гражд-х прав и обязанностей. Существенной явл-ся определенная "свобода выбора". Граждане и юр.лица свободны в заключении договора. Стороны м. заключать договор в кот. содсрж-ся элементы разл.договоров,прсдусм-х законом.Условия договора опр-ся по соглашению сторон,кромс случаев когда содсрж-е опр-ся законом. Договора м.б.возмсздными и безвозмездными. Осн.виды договоров на прсд-тии:1)Д.купли-прдажи2)Дпоставки 3)Д.аренды4)Д.продажи5)Д.лизинга6)Д.подряда. Порядок заключ-я Дсостоит в том,что одна из сторон напр-ет другой свое предложение о заключении Д.(оферту),а др.стор. получив офсрту.принимает предложение заключить Д(акцспт). Лицо,сделавшее предложение-оферент,лицо,прииявшее-акцептант.С момента заключ-я Д.стороны обязаны вып-ть устан-с в нем обяз-ва.При заключении Д.предприн-ли стремятся применить правовые ср-ва,гарантнр-с в той или иной степени исп-е догов-х обяз-в.Всоотв-ии с ГК РФ сущ-ют след-с способы обеспечения обяз-в:-неустойка;-залог;-поручительство;-задаток; -удержание имущ-ва должника.-банковская гарантия.

Пред посылки роста инвестиций и задачи по их стимулмпоианию.

Анализ стат.данных показывает, что м/д ростом экономики и динамикой

капвлож-пй сущ-ет прямая связь. Рост ВВП (в%) рассм-ся по формуле:

2 +1/2темпа прироста капвлож-ий. Чтобы добиться, например 5%-го

увелич-я ВВП, капвлож-я д.- вырасти на 6%. Следовательно, чтобы

продолеть кризис np-ва в России, т.е. выйти на траекторию роста ВВП,

мало еспольз-ть такой рычаг как реальные инвестиции. Точка опоры

этого рычага - институциональные преобразования, смысл кот. в созд-и

либерализации экономики.

Условия, благоприятствующие деят-ти инвесторов:

Устойчивый побудительный мотив д/собственннка создает стабильность

эк условий. Нельзя допустить, чтобы чел. рассчитывал, реализуя

инв.проект, на 1 величину прибыли получал гораздо меньшую. Гос-во

берет на себя обяз-во не ухудшать усл-я ведения хоз.дсят-ти до полной

окупаемости инв.проекта.

Роль России в мировых потоках и в накоплениях мировых ПИИ (прям.

иностр. инвестиций) пока минимальна. Страна начала привлекать ПИИ

срав-но недавно (1987г.). Более того, ни масштабы иностр. инвестиций,

ни их кач-во не отвечают ни потребностям, ни возм-ям российской

экономики. Доля ПИИ в общем объеме иностр. капвлож-ий снижается

при росте доли портфельных и прочих инвестиций, что означает рост

внеш. дол га страны.

Россия выступает в основном в качестве импортера ПИИ, т.к. ПИИ

нужны д/развития и перестройки хоз-ва. В последние годы внутр.

инвестиции постоянно сокращаются, не давая стране возм-ть встать на

путь эк.роста. Фин-ый кризис 1998г. еще больше обострил ситуацию.

С 90-х гг. наша страна не т. импортировала, но и экспортировала капитал

за рубеж по каналам ряда совместных обществ, расположенных во

многих гос-ах.

Страна проигрывает конкуренцию за ПИИ на иностр.рынках. В 1997г.

приток иностр.инвестиций составлял 6241 млн.5, а Китай - 44236,

Мексика - 12477. Незначительные масштабы привлечения иностр.

капитала в РФ обусловлены неблагоприятным инв. климатом:

политическая нестабильность, затянувшийся кризис, незавершенность

процесса и т.д. Привлекательными д/иностр.инвесторов в РФ явл-ся

добыча и переработка природных ископаемых. Вопрос о дешевизне и

высоком кач-ве российских работ не однозначен. Россия нах-ся лишь на

3-м из 4-х выделенных групп из 49 гос-в. Третья группа объед-ет страны,

где размещение капитала возм-но, но усл-я д/этого недостаточно

благоприятные.

Предполагалось, что в 98-2000гг. наступит 2-ая фаза, д/кот. м.б. типичны

большие объемы инвестиций за счет эк.роста, но этого не произошло.

Усугубил ситуацию и фин-ый кризис, хотя прямые инвестиции в ходе

кризиса пострадали значительно меньше, чем портфельные.

Важной тенденцией в обл-ти современных ПИИ явл-ся усиленное

внимание к возм-ям регулир-я таких инвестиций на многостороннем

уровне.

Cm имуп ирование:

Многие страны д/привлеч-я инвестиций используют предоставление

различного рода льгот иностранным инвесторам. Стимулировать м. либо

путем отмены или сокращения существовавших ранее огр-ий (на

участие в опр-ых сектора, производствах, регионах), либо с пом.

введения нов.стимулов.

Льготы иностр.инвесторам м. разделить на 3 группы: 1)финансовые,

2)фискальные (налоговые и таможенные льготы). Они прим-ся по отн-ю

к уже вложенным инвестициям; 3)прочие (льготы по использованию

инфраструктуры: земли, связи). Любые льготы сопряжены с потерями

д/предоставляемых их стран. Многие страны предлагают бороться не с

льготами, а с негативным эффектом их прим-я (рост упр-я льготами,

повыш-е квалиф-и кадров).

Россия в своей политике изначально отдавала предплчтенне различного

рода льготам. Сегодня число льгот на федеральном уровне сократилось,

но на региональном их довольно много. В основном это налоговые и

таможенные льготы. Однако на такие льготы нет ср-в


Упрощение и осущ-е инв. деятельности

К высшему звену упр-я, наряду с др. отн-си рсгиональ.структуры упр-я

субъектами федерации: Советы министров республик в составе России.

администрации краев, областей, автономных образований. Отраслевые

структуры упр-я выступают, в больш-вс случаев, одним из учредителе»!

АО, кот. явл-ся ср.звеном упр-я.

В наст.врсмя эк., соц. и экологич. политика на местах осущ-ся вне связи

с пойти ко и фед-го прав-ва. Практически региональные органы упр-я

осущ-ют все ф-ии упр-я вне связи с задачами, решаемыми фед-ми

структурами. Однако возм»ти реал-и в.регионах orp-ны действующим

бд. налогами, кредитной и фин-ой системами.

Принципиально новое в объекте упр-я регионов - многосскторная собст-

ть. Наряду с гос-ым сектором созданы и продолжают расширятся

сектора частной, коллективной и совместной собст-тн Создано большое

кол-во произв. АО, холдингов, трастовых компаний, концернов В

послевоенное время появл-ся ФПГ (фин.-пром. группы) Они орг-ют

свою деят-ть в принципах ОАО. В ФПГ сосредотачиваются  усилия

пром.п/п, банков, торг.домов, строит, и транспортных орг-нй

Притягательность объсд-я д/прсд-я осн.звена закл-ся в том, что объсд-я

позволяют обеспечить сохранность сложившихся связей по поставкам

сырья, рсал-и гот.прод-и, проводить согласованную нив.политику

В произв.сфере происходит комплексное совершснствов-е объекта упр-

я: измсн-с структуры пр-ва за счет увслич-я пр-ва тов-в народного

потребления, развития сферы услуг, дсконцентрацня пр-ва Наряду с

этим интенсивно идет процесс форм-я рыночной инфраструктуры в

регионах: коммерч.банки, биржы, страх.компании.

В усл-ях рыноч.отн-ий региональные объекты упр-я преобраз-ся самост-

ые и взаимосвяз-ые (технически и экономически) конгломераты произв-

ых, коммунальных и культурных комплексов.

Отраслевой орган федерации осущ-ст упр-с структурами ср.звена,

имеющими гос-ую долю собст-ти в уставном капитале, путем

назначения лиц в Советы директоров.

Местное самоупр-с в России обсспеч-ет самост.рсш-с нассл-я вопросов

местного       значения:  владения,   поьз-я   и   распоряжения

муниц. собственностью.

Региональные органы упр-я воздействуют на произв.систему их

территорий всеми имеющимися методами упр-я.

Банк России предоставляет централизованные кредиты Прав-ву (на

пополнение    обор.ср-в    п/п,    фнн-с    правительственной

ннв.программы).Эти I составляли 20-30%.

Нссовсрш-во рыночных отн-ий в соврем.экономике РФ (мощный

налоговый пресс, высокие ставки % за  кредит, отсут-е свободного

перелива капитала м/д отраслями народного хоз-ва) мешают

возрождению многих отраслей пром-ти и произв.инфраструктуры.

Дефицитность бд РФ и региональных бд субъектов РФ не позволяет в

этой ситуации ск.-ннбудь значительно протекционировать даже самые

престижные отрасли народного хоз-ва.

Упр-с произв.объединениями, п/п, фирмой складываются из рсал-и упр-я

деят-ти по нсск.направлениям.

Власти на местах — управы, администрации регионов осущ-ют в cou-у ю

сферу. На п/п выполн-ся большой объем управленческой работы.

заполняются все ф-ии (план-е, орг-я, регул-е, стимул-е, контроль).

Процессы кругооборота инвестиций в рыночном хозяйстве. Состояние инвестиционного рынка и его сегментов хар-ся такими показателями как спрос, предложение, цена, конкуренция. Т.к. инвестиционный рынок нах-ся-на этапе становления, то эти показатели постоянно меняются. Как и для всякого рынка, для сегментов инвестиционного рынка хар-ны 4 осн. стадии его развития:1.Подъем; 2 Бум; 3.Период стабильности; 4.Спад. Следует отметить, что для различных рынков в составе инвестиционного эти стадии не одинаковы, что даст возм-тъ переливания инвестиционного капитала из объектов рынка на спале в объекты рынка на подъеме. Кроме того, в рамках одного рынка, например, акций может иметься различная конъюнктура. На инвестиционном рынке, с од. ст., выступают деньги, с др., -нуждающийся в обновлении производственного потенциал. СХЕМА КРУГООБОРОТА ИНВЕСТИЦИЙ:

получатели
инвесторы
       инвестирование

     
 

 

 


Отеч.    и зарубежные част, инвесторы

 

Получение max дох-ти   Провед-е модерниз-и пр-ва   Получ-е первонач капитала  

Вновь создаваемы с гос. пред-я

Частные пред-я

 

Завоев-е рынков сбыта   SS интересов   Увелич-с оборота капитала  
Повыш-е эффск-ти экономики   Регулир-е инвестиц. процесса   Рсал-я соц.-ориентиров анных проектов  

Государство


На практике кроме осн. участников м.б. задействованы десятки посредников, т.е. заинтересованные лица, юр. и физ., от них зав-иг объем заключения, а в ряде случаев эффективность союза инвестора и получателя. Гл. участники инвестиционного процесса - это гос-во, различ. п/п или компании и част.лица,

1. Государство: любому уровню гос.власти нужны опр.Г денег. Возм-ен выпуск облигаций. Др. источником спроса на деньги м.б. текущие нужды гос-ва. Возм-сн выпуск краткосрочных облипший. В целом, гос-во - это чистый потребитель дсн.ср-в (оно использует больше, чем дает).

2. Предприятия. Большинство п/п, нсзав-мо от их типа, нуждаются в крупных ср-ах для поддержания их деят-ти. Их потреб-ти делятся на долгосрочные (модернизация) и краткосрочные (увелич-е оборота капитала).

3. Частные лица м. поставлять инвестиционному процессу деньги различ. способами. Спрос частных лиц на дсн.ср-ва принимает, гл.образом, форму займов для фин-я покупки имуш-ва, жилых домов, автомобилей. Част.лица - частные поставщики денег, т.е. они дают инвестиционному процессу больше, чем берут.


Особенности инвестиционной деятельности з a рубежом. Во всех развитых странах, начиная с сер.60х гг., рост инвестиции опережал рост прибылей. Стремление компенсировать падение прибылей, не допустить уменьш-я выплат дивидендов, а также снизить риски привело к сокращ-ю использования технических нововведений. Это проявилось в сниж-и эффскт-ти традиц. технологий, замедлении роста технич.параметров и продолжалось до тех пор, пока не сработали ценовые рыночные мех-мы и не разрушился послевоенный кризис, корпорации были вынуждены искать нов.реш-я.

Начало выхода из инвестиц.застоя запаздывало по срав. со сроками выхода из обшсэк. кризиса. В США капиталовложения превзошли докризисный ур. лишь ч/з 5 лет. Важной чертой этого периода была модернизационная направленность инвестицийна нов.технической базе. Радикальная технологическая реконструкция заняла в США не менее 7-8 лет, в Зап.Европе этот этап затянулся до ccp.SOx гг. В тсч. Кризиса 70х гг. осн.усилия по преодолению инвестиц. застоя предпринимались исследовательскими подразделениями самих корпораций. Именно они осуш-ли поиск базисных нововведений в перспективных направлениях (автоматиз-я, электроника, лазер.техника). В этот период роль гос-ва состояла не в том, чтобы вытаскивать нерентабельные пр-ва, а в том, чтобы оздаравливать фин.ситуацию. Гос-во как бы кредитует нововведения под будушис эффек-ыс структурные сдвиги.

В целом же, арсенал рыноч.мех-ов и гос-ой поддержки в кризисных ситуациях хорошо известен: приостановка инфляции, удешевл-с кредита, измен-е в ss налогообложения. Примечательно, что преодол-е самого масштабного инвестиц.кризиса 70х гг. завершилось налоговыми реформами.

На протяж-н всех послевоенных лет в развитых странах изменения в технологиях и ннституц. Структурах сделали периоды спадов менее продолжительными и разрушительными. Это объяс-ся тем, что повысилась маневренность фин.обеспсч-я инвестиц.процессов, как рез-т развитой кр.-дснсжной системы, возросла устойчивость хоз. структур вследствие новых информаатехнологий. Как свидетельствует опыт зарубежных стран даже на фоне замсдл-я роста цен и сниж-я % ставок за кредит спрос на кап.влож-я, как пр., продолжает падать (это наблюдалось в Польше и Литве).

В странах с рыноч. экономикой вся сфера обращ-я (и фин.сектор в особ-ти) обслуживает процесс инвестир-я, а не явл-ся конкурентом мат. пр-ву в борьбе за рес-сы.

Рыноч. и гос-ая системы настроены на координацию и зашиту интересов всех участников инвестиц.процесса. Решения о сроках, объемах, очередности капвлож-ий, страхов-и от рисков принимаются в рамках договорной координации м/д всеми участниками инвсстир-я. Это регламснтир-ся хоз.кодсксом.

В странах с большой ролью банковских источников фин-я (Япония) именно банки осуш-ют кредитный контроль над инвестиц.политикой корпорации, речь идет о развитой сети правовых институтов, регулирующих сложный комплекс взаимосвязей м/д участниками и посредниками и цвести ц. процесса.

Одной из наиболее стабильных потреб-сй явл-ся необх-ть поддерживать относительно высокий ур. жилищного строительства, которое всегда было выгодной сферой днловой активности. В кризис 90х гг. эта доля составляла 25-50%.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...