Теория правового государства.
Правовое государство— государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права. Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе, обладающими властью лицами или органами, называется «законностью» в российской юриспруденции и «верховенством права» в странах общего права. Идея правового государства возникла давно, однако целостная концепция сложилась только в период становления буржуазного общества, когда усилилась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов власти перед обществом. Идеи Дж. Локка, Ш. Монтескье и других мыслителей нашли воплощение в конституционном законодательстве США и Франции в конце XVIII в. Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в. Признаки правового государства: - главенство права и закона во всех сферах жизни общества; - равенство всех перед законом; - разделение властей на три ветви; - реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность. - признание прав и свобод человека высшей ценностью; - взаимная ответственность личности и государства; - политический и идеологический плюрализм; - стабильность законности и правопорядка в обществе. Правовое государство требует наличия следующих институтов: Назначение наказаний за правонарушения исключительно согласно опубликованным и чётко определённым процедурам и нормам. Равенство перед законом, так, что все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, а нарушители правопорядка подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения.
Существование независимых, эффективных, беспристрастных и доступных для граждан судов, полиции и других правоохранительных органов. Выполнение функции нормативного регулирования действий государства отделённым от исполнительной власти законодательным органом. Базовыми принципами функционирования правового государства являются: - господство закона во всех сферах общественной жизни, в том числе над органами власти; - признание и гарантирование прав и свобод человека (см. Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г.). - разделение ветвей государственной власти. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране; - разграничение полномочий между органами власти различных уровней; - контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, средств массовой информации и других субъектов политики. Не каждое государство, в котором есть правовая система и законодательство, можно считать правовым. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение антидемократических, деспотических форм правления. В авторитарных и тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом лишь провозглашаются права и свободы. Поэтому во взаимоотношениях правового государства и личности должен господствовать приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен законодателем и представителями других органов государственной власти.
Понятие и структура политической системы общества. Политическая система общества – основанное на политической власти и культурных традициях общества упорядоченное объединение элементов политической жизни. Признаки 1. Базирование на политической власти. Этот признак разделяет политическую и государственную системы. Государство также является системным социальным образованием, однако государство используют государственную власть, а политическая система общества базируется на политической власти. Политическая власть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение и действия граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.
2. Объединение элементов политической жизни. 3. Упорядоченность. Все элементы политической системы общества относительно упорядочены. 4. Базирование на культурных традициях общества. В мире нет двух идентичных политических систем. Функции политической системы: интеграция общества; упорядочение политических ресурсов; мобилизация ресурсов; легитимация власти; формирование общественного сознание; контрольная. Принято выделять следующие уровни политической системы: - институционный, который включает в себя: политические организации (государство, политические партии), общественные организации (профсоюзы, потребительские кооперативы), отдельных людей, СМИ, ОМС; - нормативный, который включает в себя: правовые нормы политического содержания, корпоративные нормы политического содержания, политические традиции и обычаи, правила политической этики; - функциональный, который включает в себя: направления политической деятельности, формы политической деятельности, способы воздействия на политическую обстановку, средства и способы воздействия на политическую обстановку; - коммуникативный, который включает в себя: связи внутри политической системы, связи политической системы со внешней средой. Политическая система характеризуется: - политической идеологией; - политической культурой; - политическими нормами, традициями и обычаями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|