Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дополнительный материал к занятию




Методы изучения факторов вирулентности бактерий и силы токсинов

1. Биологические пробы на лабораторных животных для определения силы токсина (дерматонекротическая проба на лабораторных животных, кератоконъюнктивальная проба, определение DLM токсина).

2. Посев культуры на кровяной агар для определения продукции гемолизинов.

3. Определение ферментов, обусловливающих инвазивность бактерий:

· плазмокоагулаза определяется в реакции плазмокоагуляции с цитратной кроличьей плазмой;

· гиалуронидаза определяется по способности культуры гидролизовать гиалуроновую кислоту;

· лецитиназу определяют на среде ЖСА (желточно-солевой агар) по наличию венчика вокруг колонии;

· ДНК-азу определяют на питательной среде, в которую добавляют раствор ДНК, по просветлению среды вокруг колонии после нанесения на поверхность среды HCl.

4. Определение факторов персистенции микроорганизмов (антилизоцимной, антикомплементарной, антитрипсиновой, антиинтерфероновой, антикарнозиновой, антитромбоцитарной, антииммуноглобулиновой, антигистоновой активности).

 

Заражение лабораторных животных проводят для:

· моделирования инфекционных заболеваний;

· выделения чистой культуры возбудителя болезни:

· определения факторов вирулентности и измерения летальной дозы;

· проверки качества вакцин, иммунных сывороток, фармпрепаратов, антибактериальных препаратов.

Заражение животных производят разными способами (подкожно, внутрикожно, накожно, внутримышечно, внутрибрюшинно, внутривенно, через рот, в мозг, интраорбитально и др.) в зависимости от задач исследования и используемых животных.

 

Контрольные вопросы

Формы симбиоза микро– и макроорганизма. Дайте определение понятий «инфекционный процесс» и «инфекционное заболевание». Условия, от которых зависит возникновение, течение и исход инфекционного процесса. Перечислите положения «триады Генле-Коха». Что такое патогенность микроба? Вирулентность микробов, единицы её измерения. Какая разница между понятиями патогенность и вирулентность микробов? Какой микроб более вирулентен: с DLM 1 миллиард микробных клеток или с DLM 250 млн. микробных клеток? Как можно понизить вирулентность микробов? Как повысить вирулентность микробов? Дайте определение: факультативные внутриклеточные паразиты и облигатные внутриклеточные паразиты, приведите примеры. Факторы вирулентности микробов. Что такое адгезивность микробов и с какими факторами связано это свойство? Что такое инвазивность микробов и с какими факторами связано это свойство? Что такое антифагоцитарная активность микробов и с какими факторами это связано? Какие факторы обеспечивают персистенцию микроорганизмов в организме хозяина? Дайте характеристику экзотоксинов и эндотоксинов: образование, получение, химическая природа, сила действия, избирательность действия, антигенность, реакция на действие формалина и тепла. Анатоксин, его получение и основные свойства. Перечислите токсигенные бактерии. Пирогены бактериального происхождения, их характеристика, применение в медицине; в каких препаратах присутствие пирогенов является нежелательным? Как определяется пирогенность воды и растворов? Понятие об условно-патогенных микробах, примеры. Влияние состояния макроорганизма и условий внешней среды на течение инфекционного процесса. Возможные исходы заражения. Формы инфекционного процесса в зависимости от наличия клинических проявлений. Что такое экзогенная инфекция, эндогенная инфекция, аутоинфекция? Формы инфекции в зависимости от локализации возбудителя в организме хозяина, в зависимости от продолжительности взаимодействия возбудителя с макроорганизмом. Что такое рецидив, реинфекция, суперинфекция, вторичная инфекция? Понятие о бактериемии, септицемии, септикопиемии, токсинемии. Если ввести кровь больного ботулизмом человека в организм мыши, то она заболевает и погибает: чем вызывается гибель мыши? Как называется состояние организма, которое возникает у мыши? Укажите признаки, по которым инфекционные болезни отличаются от неинфекционных. Периоды течения инфекционного заболевания. Основные формы взаимодействия возбудителей при смешанных инфекциях. Перечислите основные особенности вирусных инфекций. Типы вирусной инфекции. Каким термином обозначается вирулентность вирусов? Определение понятия инфекции связанные с оказанием медицинской помощи (ИСМП). Какие микроорганизмы (патогенные или условно-патогенные) чаще всего их вызывают? Определение понятия «госпитальные штаммы» микроорганизмов и их основные свойства. Условия, способствующие возникновению ИСМП. В каких целях используется экспериментальный метод исследования? Какие животные чаще всего используются для экспериментов в микробиологических лабораториях? Правила отбора и подготовки животных для экспериментального заражения. Какие меры предосторожности следует соблюдать при заражении животных? Назовите методы заражения животных. Какова цель бактериологического исследования трупа экспериментального животного? Какие условия соблюдаются при бактериологическом исследовании трупа? Почему исследуемый материал не должен соприкасаться с дезинфицирующими веществами?

 

Задания для выполнения в процессе самоподготовки

В рабочей тетради заполните схему «Основные факторы вирулентности микробов».

Работа студента на практическом занятии

1. Изучение факторов вирулентности микробов. Определение плазмокоагулазы: культуру стафилококка засеять в пробирку с цитратной плазмой кролика, в контроле оставить незасеянную плазму. Результаты учесть через два часа. В тетради описать ход опыта, результат и сделать вывод.

2. Изучение демонстрационных посевов стафилококков и стрептококков на кровяном агаре, объяснить причину образования зон гемолиза вокруг колоний.

3. По таблице определить DLM экзотоксина, записать в тетрадь. По таблице определить DLM и вычислить LD50 микробов. Записать в тетрадь.

4. Изучить схемы заражения экспериментальных животных.

5. Внимательно ознакомиться с процессом вскрытия трупа заражённого животного. Протокол вскрытия записать в тетрадь.

ЗАНЯТИЕ 14

ИММУНИТЕТ. ФАКТОРЫ ВРОЖДЁННОГО ИММУНИТЕТА.
АНТИГЕНЫ

Для врача очень важно иметь представление об иммунитете как о способе защиты постоянства внутренней среды организма от генетически чужеродных агентов, в том числе от патогенных микроорганизмов. Иммунология внесла значительный вклад в такие области современной медицины, как переливание крови, вакцинация, трансплантация органов, лечение аллергии, аутоиммунных болезней и рака. Мощным фактором защиты организма от микроорганизмов является врождённый (видовой) иммунитет, который представляет собой совокупность анатомо–физиологических приспособлений организма. Приобретённый иммунитет формируется в результате попадания или введения в организм антигена. Студент должен знать, какие же вещества могут выступать в роли антигена, как получить антиген.

Цель самоподготовки

После самостоятельного изучения темы студент должен знать:

- определение понятия иммунитет, виды иммунитета;

- клеточные и гуморальные факторы врождённого (видового) иммунитета;

- антигены, способы их получения и практическое применение.

 

Исходный уровень знаний

Из курса биологии и гистологии вспомнить клетки крови, их морфологию; приготовление мазка из крови, фиксацию, окраску.

 

Цель занятия

1. Познакомиться с клеточными и гуморальными механизмами врождённого иммунитета (фагоцитоз, лизоцим, комплемент, интерфероны).

2. Освоить методы оценки факторов врождённого иммунитета организма человека.

3. Выработать чёткое преставление об антигенах, их разнообразии, свойствах.

План изучения темы

1. Иммунитет, виды иммунитета.

2. Факторы врождённого иммунитета.

3. Антигены, свойства антигенов, методы получения.

В процессе самоподготовки используйте конспект лекций, учебник, руководство к практическим занятиям. Просмотрите дополнительный материал в пособии, ответьте на контрольные вопросы и решите задачи.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...