Анализ научной литературы по исследуемой проблематике
Анализ научной литературы по исследуемой проблематике выявил негативное отношение со стороны ряда исследователей конца XIX – начала XX века к проблеме патриотического воспитания. О.В. Лебедева выявила три важнейших довода противников патриотического воспитания. Первый довод сводится к тому, что истинный патриотизм заключается в стремлении народа занять почетное место среди других народов в роли носителя и созидателя общечеловеческих ценностей. Другой довод воспитания любви к Родине основывается на суждении, что чувство патриотизма не прививается, а зарождается, само собой. Третий довод обозначен как интимный характер патриотических чувств и их принудительное развитие, патриотизм требует глубины переживаний, которые не всегда можно демонстрировать [8, с. 77-79]. Ученый придерживается такой точки зрения, что учащимся необходимо прививать интерес к истории своей страны, но она должна носить активный характер, проявляющийся в желании приносить пользу «использовать свое призвание так, чтобы способствовать процветанию Родины, заботясь о повышении ее материального благосостояния и совершенствования государственного устройства» [8, с. 82]. К сторонникам данной точки зрения условно следует причислить и автора учебного пособия «Теория и методика воспитания» (Л.И. Маленкова), в котором патриотическое воспитание, как направление воспитания в современной школе, отсутствует [2]. В числе пятнадцати направлений воспитания (духовное, нравственное, политическое, половое, правовое, трудовое, умственное, физическое, художественное, экологическое, экономическое, эстетическое, этическое, социальное, свободное), обозначенных в педагогическом словаре под редакцией Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова, не значится патриотическое [6, с. 23-24].
Справедливо в данном контексте утверждение Е.В. Бондаревской, отмечающей, что «запущенность» в сфере патриотического воспитания усугубляется кризисным состоянием педагогической теории. Главные приметы кризиса: неопределенность культурно-воспитательного идеала; необоснованность общей цели воспитания; несобранность гуманистических ценностей в единую целостную воспитательную систему; необоснованность типа воспитания, соответствующего типу современного общества и культуры; неразработанность стратегии воспитания, адекватной общей технологии социального развития [1, с. 17]. Второе направление, как отмечается выше, связано с позитивной ориентацией педагогов на патриотическое воспитание учащихся (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский и др.). Это направление имеет давние традиции. Суть педагогических воззрений ученых и мыслителей прошлого и настоящего сводится к тому, что воспитание подрастающего поколения должно опираться на объединяющую идею по отношению к патриотическому воспитанию граждан. Если нет единого общегосударственного патриотизма, то это чревато негативными последствиями для существования Отечества. Поэтому обязательным условием развития России является формирование общенационального, общественно-патриотического сознания на основе общегосударственных ценностей с учетом российского менталитета. При этом мы считаем ценной мысль О.В. Лебедевой, что основой воспитания патриотизма должен стать анализ как положительных сторон действительности, так и отрицательных [4, с. 80]. Резюмируя вышеизложенное, отметим, что экономические трудности, значительная социальная дифференциация общества, изменение системы духовных ценностей и ориентиров последнего десятилетия XX века оказали негативное влияние на общественное сознание россиян. С развалом Советского Союза прекратила свое существование действовавшая в то время законодательная база патриотического воспитания граждан. Образовавшийся вакуум стал быстро заполняться, с одной стороны, широким потоком западных «духовных ценностей», культивирующих самые низменные человеческие чувства: вседозволенность, ниспровержение высокой морали, уважительности, превозношение насилия, жестокости, с другой стороны, стало происходить искажение исторических фактов, традиций российской культуры. Все это приводит к снижению позитивного воспитательного воздействия на сознание подрастающего поколения культуры, искусства и образования как важнейших институтов формирования патриотизма.
Направления патриотического воспитания школьников правоустанавливаются соответствующими государственными документами. В статье, подготовленной нами, подробно проанализированы этапы формирования и развития законодательной базы в исследуемом направлении [17]. Как показывает анализ, в период 90-х годов XX века государственные институты занимают позицию сторонних наблюдателей. Этот период мы характеризуем как стихийный в аспекте разработки законодательной базы по патриотическому воспитанию учащихся в условиях демократизации. Следует отметить, что лишь в начале XXI века происходят позитивные изменения. Так, в 2001 году Правительство Российской Федерации утверждает первую Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», выстраивая государственную политику нового государства в данном направлении [11]. В настоящее время создан комплекс стратегических документов и нормативных актов, включающих совокупность законов, издаваемых высшим органом государственной власти, и подзаконных нормативных актов, определяющих порядок и условия непрерывности процесса по формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации. Нормативно-правовая база становления и развития системы патриотического воспитания представляется по юридической силе документов: законов, постановлений, решений, а также в зависимости от органов, принимающих те или иные нормативные правовые акты, в числе которых Конституция Российской Федерации (1993 г.); Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года (2000 г.); Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2013 г.); Закон Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (1993 г.); Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (1995 г.); Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» (1998 г.); Указ Президента Российской Федерации «О Боевом знамени воинской части» (2006 г.); Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке проведения дней воинской славы России и мероприятий, посвященных памятным датам России» (2006 г.); Концепция долгосрочного развития России до 2020 года (2008 г.); Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (2008 г.); Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 (2006 г.); Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. (2001 г.); Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (2003 г.); Государственные программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (2001, 2005, 2010 гг.); Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2010 г.); Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2010 г.); Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (2013 г.); Федеральные целевые программы «Молодежь России» (1997, 2000, 2005, 2010 гг.); Программа Федерального архивного агентства (Росархива) по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы (2010 г.);
Эти нормативные документы определили не только основные направления реализации государственной политики в стране по патриотическому воспитанию молодежи, но и механизм реализации правовых, социально- экономических и организационных условий в системе образования страны. Анализ показывает, что работа по совершенствованию нормативно- правовой базы патриотического воспитания граждан продолжается и в настоящее время. Внесены изменения и дополнения в перечень объектов для включения в реестр музеев, составляющих национальное достояние России, разработаны положения об общественных музеях, о проведении всероссийских военно-спортивных игр и ряд других. Принят ряд актов и документов по координации и реализации планов совместной деятельности органов военного управления с федеральными и региональными органами исполнительной власти по военно-патриотическому воспитанию молодежи и подготовке ее к военной службе.
Основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод, что проблема патриотического воспитания граждан Российской Федерации стала приоритетным направлением государственной политики в начале XXI века. В этот период принят ряд государственных программ и нормативных актов в области патриотического воспитания граждан, в которых определен комплекс ценностей и ценностных ориентаций, наиболее актуальных для данного направления воспитания молодежи, механизм информационного взаимодействия всех субъектов воспитания.
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ:
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, своей земле, воспринимаемые в качестве родной естественной и привычной среды обитания человека. Уже в детском саду дети через фольклор и живопись знакомятся с жизнью и историей своего народа. В белорусском фольклоре сочетается слово, музыкальный ритм напевность. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, оно развивает и воспитывает чувства. Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная разнообразная деятельность. Проведенный анализ педагогической, социологической, философской, психологической литературы, а также нормативно-правовых документов по исследуемой проблеме, позволил уточнить основные используемые в исследовании понятия и сделать следующие выводы: Установлено, что в педагогической теории и практике нет однозначного толкования феномена «патриотическое воспитание» подрастающего поколения, что в значительной степени определяется многогранностью и многоаспектностью проблемы. На разных исторических стадиях социально-педагогический феномен наполняется специфическим содержанием на основе исторически выработанных духовных ценностей, взаимосвязей человека с обществом.
Итак, историко-педагогический анализ исследования проблемы патриотического воспитания показал, что взгляды ученых на его содержательные характеристики соответствовали социальной и культурной среде общества. В условиях новой общественно-политической ситуации в научно-исследовательской литературе рассматриваются важнейшие стороны данной проблемы, определяется его содержание и направления деятельности в условиях общеобразовательной школы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|