Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разработка программы патриотического воспитания детей




 

Гражданско-патриотическое воспитание в школе является составной частью воспитательного процесса. Оно представляет собой систематическую и целенаправленную работу общеобразовательных организаций (далее – ОО) по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и прав, и обязанностей защитить интересы Родины, которые диктуются Конституцией.

Цель патриотического воспитания подростков – формирование и развитие у них высокой социальной активности, активной гражданской позиции, нравственности, становление граждан, ориентированных на позитивные ценности и качества, способных конструктивно проявить их в созидательном процессе в интересах общества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Данная цель пронизывает весь педагогический процесс, охватывает все структуры, объединяя учебную и внеурочную деятельность школьников, все многообразие деятельности.

Достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

• установление в обществе, в сознании и эмоциях граждан общественно-значимых патриотических ценностей, убеждений, уважения к культурному и историческому традициям и наследию, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;

• формирование и обеспечение реализации возможностей для эффективного привлечения граждан к решению социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем социума;

• воспитание граждан в духе уважения к Конституции РФ, законности, нормам общественной жизни, создание условий для обеспечения реализации прав человека, декларируемых Конституцией и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;

• формирование и развитие у граждан России чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – герба, флага, гимна, другой российской символики и исторических святынь;

• привлечение традиционных для России религиозных конфессий для создания у граждан потребности служения Отечеству, ее защиты как высшего нравственного долга;

• создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других СМИ при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противостояние антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, подлогу и фальсификации истории Отечества;

• формирование расовой, национальной, религиозной толерантности, развитие дружеских отношений между народами.

Принципы и направления гражданско-патриотического воспитания в школе

К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач патриотического воспитания подростков относятся:

• научность;

гуманизм;

• демократизм;

приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;

• системность;

• преемственность и непрерывность в развитии подростков;

• направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;

• многообразие форм, методов и средств воспитания.

С принятием Правительством РФ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»1 общественные институты, образовательные организации получили хорошее подкрепление своей деятельности и активизировали работу. Направления патриотического воспитания в ОО сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе.

Согласно стратегии развития воспитания в РФ гражданско-патриотическое воспитание в школе и формирование российской идентичности предусматривают:

• создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности;

• формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в т. ч. военно-патриотического воспитания;

• повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

• развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;

• развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.

Система ценностей гражданско-патриотического воспитания в школе условно может быть разделена на главные сферы:

• духовно-патриотическую (признание и сохранение великого духовного наследия России, русского языка, религии и культуры как высших святынь народа, национальное самосознание, гордость и достоинство, духовная зрелость);

• нравственно-патриотическую (любовь к Родине, своему народу, следование собственной совести, религиозным убеждениям и моральным принципам, добросовестность, честность, коллективизм, уважение к старшим, любовь к семье и близким, этикет);

• историко-патриотическую (верность героическому прошлому и лучшим традициям истории Отечества, следование исторической правде и нетерпимость к фальсификации истории, сохранение исторической памяти и преемственности поколений);

• государственно-патриотическую (приоритет национальных ценностей и интересов России, ее суверенитет, независимость и целостность, гражданская зрелость, верность гражданскому и воинскому долгу, готовность к защите Отечества, активное участие в решении проблем и преодолении трудностей в обществе и государстве).

Они взаимосвязаны и взаимодополняемы. Основное содержание деятельности, осуществляемой по ним, сфокусировано на формировании у обучающихся исторической памяти, уважения к героической и драматической истории страны, высокой культуре, духовности, любви к России, на конкретном наполнении патриотической идеи, особенно в связи с ценностями и интересами общества, государства, личности, гражданской ответственности, готовности к достойному служению Отечеству и защите в случае необходимости, суверенитета, государственной целостности и национальных интересов Российской Федерации.

Рекомендации:

1) воспитательная работа патриотической направленности в образовательных учреждениях не должна носить разовый и формальный характер;

2) необходимо опираться на хорошо зарекомендованные ранее способы и методы патриотического воспитания, и в то же время внедрять новые эффективные технологии социально-культурной сферы;

3) процесс патриотического воспитания должен соответствовать возрастным особенностям детей.

Необходимо, чтобы все звенья образовательной системы были включены в систему патриотического воспитания, чтобы оно проходило через все образовательные ступени, нарастая по глубине и содержанию, формировало личность школьника как гражданина своего Отечества, осознающего неразрывную связь с Родиной.

Разрабатывая программу патриотического воспитания, мы ставили перед собой следующие задачи:

1) провести ряд экскурсий по историческому центру нашего города;

2) провести внеклассные мероприятия, формирующие гордость за историческое прошлое нашей страны, интерес к культуре России;

3) подвести итоги, сделать выводы по проведенным мероприятиям.

Программа патриотического воспитания детей включила экскурсии и внеклассные занятия патриотической направленности.

Представляем план программы по патриотическому воспитанию детей (таблица 2.4 – 2.5).

 

 

Таблица 2.4 Личность, семья

Вид мероприятия Название Цели Исполнители
  Классные часы     Выставка   Классный час   Классный час   Если с другом вышел в путь? Твори добро Мое семейное древо     Моя семья служит России     «Война в моей семье» Воспитывать нравственные качества   Воспитывать чувство патриотизма. Развитие творческих способностей. Воспитывать патриотические чувства, нравственные качества на примере героического прошлого. На примере родственников учащихся воспитывать гражданские качества. Воспитывать чувство долга, патриотизма на примере ветеранов войны. Воспитывать чувство долга, патриотизма. Развитие творческих способностей. Классные руководители, психолог, педагоги
  Праздник «А ну-ка, мальчики!» Воспитание патриотических чувств, нравственных качеств, развитие творческих способностей учащихся Классные руководители, педагоги
  Акция Операция «ВНУК» Воспитывать чувство долга, патриотизма на примере ветеранов войны. Воспитывать чувство долга, патриотизма. Классные руководители, родители
  Акция Помощь многодетным семьям, пенсионерам Мальшинской богадельни Воспитание нравственных качеств, чувства долга Классные руководители, родители, ШДОО
  Участие в конкурсах различного уровня     Классные руководители, педагоги
  Мероприятия по плану воспитательной работы школы     Зам. директора по ВР

Таблица 2.5 Малая и большая Родина

Вид мероприятия Название Цели Исполнители
  Экскурсии Музеи и памятники города     Знакомство с прошлым горожан и жителей области. Воспитывать гражданственность и патриотизм. На примере творчества деятелей культуры воспитывать любовь к прекрасному. Классные руководители
  Викторина   «Конституция России»   Воспитание активной гражданской позиции, знание прав и обязанностей человека Классные руководители    
  Месячник оборонно-спортивной работы и патриотического воспитания Памятные даты Смотр строя и песни     «Беслан – помним и скорбим» «Афганистан – незаживающая рана» Воспитание толерантности, уважения к традициям, гордости за воинскую доблесть страны.   Воспитание активной гражданской позиции, патриотизма, нравственных качеств на примере героического прошлого. Классные руководители
  Мероприятия по плану воспитательной работы школы     Зам. директора по ВР

К концу занятий дети должны ознакомиться со знаменитыми российскими олимпийцами, почувствовать чувство гордости за спортивные успехи соотечественников.

После применения плана-программы, нами будет проведен контрольный этап эмпирического исследования, в котором будет выявлена динамика развития чувства патриотизма у детей экспериментальной группы после апробации, разработанной нами программы; сравнение результатов повторной диагностики уровня патриотического воспитания учащихся контрольной и экспериментальной групп.

Повторная диагностика будет осуществляется по той же методике, что и первоначальная. Учащимся будет предложено ответить на вопросы анкеты (Приложение №1).

 

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ:

 

Эмпирическое исследование по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста средствами социально-культурной деятельности осуществлялось на базе ГБОУ гимназии №17 города Рязань. В нём приняли участие 10 педагогов и 53 учащихся младшего школьного возраста. Эмпирическое исследование включило в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Для диагностики уровня патриотического воспитания детей были использованы следующие методы: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент (11 учащихся составили экспериментальную группу, 9 – контрольную).

Анкета была представлена в google форме, по ссылке: https://goo.gl/forms/XdsJvfuXjdzr1T4s2.

Диагностика начального уровня патриотической воспитанности у учащихся контрольной группы показала, что четыре респондента имеют средний уровень патриотической воспитанности, три – высокий уровень и два учащихся – низкий уровень патриотического воспитания. В сумме контрольная группа набрала 69 баллов из 108 возможных, т.е. средний уровень патриотической воспитанности составил 63, 9%.

Диагностика начального уровня патриотической воспитанности у учащихся экспериментальной группы показала, что два респондента имеют высокий уровень патриотического воспитания, пять – средний, по два учащихся – уровни ниже среднего и низкий. В сумме экспериментальная группа набрала 83 балла из 132 возможных. Средний уровень патриотической воспитанности у детей данной группы составил 62,8%.

Далее нами была разработана программа и даны рекомендации. Программа патриотического воспитания детей включает экскурсии и внеклассные мероприятия патриотической направленности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что на протяжении рассматриваемого периода наблюдался генезис представлений о патриотизме; трактовка термина «патриотизм» характеризуется многовариантностью и неоднозначностью; содержательная направленность этого понятия определялась господствующей идеологией, военной опасностью и состоянием международной обстановки; в основе всех определений патриотизма лежит одна из высших духовных ценностей человека — любовь к Родине и Отечеству, хотя содержание этих смыслообразующих понятий менялось в соответствии с конкретными историческими условиями и сменой общественных формаций; независимо от государственного строя в качестве первоочередного субъекта патриотизма выступает личность, задачей которой является осознание своей исторической, духовной, национальной принадлежности.

Исследование показывает, что в современных условиях многие положения патриотического воспитания прошлого могут оказать неоценимую помощь в формировании истинного патриотизма в современной школе.

Проведенный анализ педагогической, социологической, философской, психологической литературы, а также нормативно-правовых документов по исследуемой проблеме, позволил уточнить основные используемые в исследовании понятия и сделать следующие выводы:

Установлено, что в педагогической теории и практике нет однозначного толкования феномена «патриотическое воспитание» подрастающего поколения, что в значительной степени определяется многогранностью и многоаспектностью проблемы. На разных исторических стадиях социально-педагогический феномен наполняется специфическим содержанием на основе исторически выработанных духовных ценностей, взаимосвязей человека с обществом.

Итак, историко-педагогический анализ исследования проблемы патриотического воспитания показал, что взгляды ученых на его содержательные характеристики соответствовали социальной и культурной среде общества. В условиях новой общественно-политической ситуации в научно-исследовательской литературе рассматриваются важнейшие стороны данной проблемы, определяется его содержание и направления деятельности в условиях общеобразовательной школы.

Эмпирическое исследование по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста средствами социально-культурной деятельности осуществлялось на базе ГБОУ гимназии №17 города Рязань. В нём приняли участие 10 педагогов и 53 учащихся младшего школьного возраста. Эмпирическое исследование включило в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Для диагностики уровня патриотического воспитания детей были использованы следующие методы: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент (11 учащихся составили экспериментальную группу, 9 – контрольную).

Анкета была представлена в google форме, по ссылке: https://goo.gl/forms/XdsJvfuXjdzr1T4s2.

Диагностика начального уровня патриотической воспитанности у учащихся контрольной группы показала, что четыре респондента имеют средний уровень патриотической воспитанности, три – высокий уровень и два учащихся – низкий уровень патриотического воспитания. В сумме контрольная группа набрала 69 баллов из 108 возможных, т.е. средний уровень патриотической воспитанности составил 63, 9%.

Диагностика начального уровня патриотической воспитанности у учащихся экспериментальной группы показала, что два респондента имеют высокий уровень патриотического воспитания, пять – средний, по два учащихся – уровни ниже среднего и низкий. В сумме экспериментальная группа набрала 83 балла из 132 возможных. Средний уровень патриотической воспитанности у детей данной группы составил 62,8%.

Далее нами была разработана программа и даны рекомендации. Программа патриотического воспитания детей включает экскурсии и внеклассные мероприятия патриотической направленности.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...