Классы защищенности автоматизированных систем
Документы ГТК устанавливают девять классов защищенности АС от НСД, каждый из которых xapaктеризуются определенной совокупнопностью требовании к средствам защит. Классы подразделяются на три группы, отличающиеся спецификой обработки информации в АС. Группа АС определяется на основании следующих признаков: · наличие в АС информации различного уровня конфиденциальности, · уровень полномочий пользователей АС на доступ к конфиденциальной информации, · режим обработки данных в АС (коллективный или индивидуальный). В пределах каждой группы соблюдается иерархия классов защищенности АС. Класс, соответствующий высшей степени защищенности дли данной группы, обозначается индексом NA, где N - номер группы (от 1 до 3). Следующий класс обозначается NБ и т.д. Третья группа включает АС, в которых работает один пользователь, допущенный ко всей информации АС. размещенной на носителях одного уровня конфиденциальности. Группа содержит два класса — 3Б и 3А. Вторая группа включает АС, в которых пользователи имеют одинаковые полномочия доступа ко всей информации, обрабатываемой и/или хранимой в АС на носителях различного уровня конфиденциальности. Группа содержит два класса — 2Б и 2А. Первая группа включает многопользовательские АС, в которых одновременно обрабатывается и/или хранится информация разных уровней конфиденциальности. Не все пользователи имеют равные права доступа. Группа содержит пять классов — 1Д, 1Г. 1В, 1Б и 1А. В таб. 2.2 приведены требования к подсистемам защиты для каждого класса. Выводы Разработка руководящих документов ГТК явилась следствием бурно развивающегося в России процесса внедрения информационных технологий. До начала 90-х годов необходимости в подобных документах не было, так как в большинстве случаев обработка и хранение конфиденциальной информации осуществлялись без применения вычислительной техники. Поэтому разработка стандартов подобного рода представляет собой абсолютно новую и незнакомую область деятельности для соответствующих институтов и учреждений, что позволяет трактовать данные документы как первую стадию формирования отечественных стандартов в области информационной безопасности.
Таблица 2.3 Требования к классам защищенности АС
Обозначения:
«+» - требование к данному классу присутствует
На разработку этих документов наибольшее влияние оказала «Оранжевая киша», однако но влияние в основном отражается в ориентированности обоих документов на системы военного применения и в использовании единой универсальной шкалы степени защищенности. К недостаткам данного стандарта относятся, как мы уже говорили, отсутствие требований к защите от угроз работоспособности, ориентация на противодействие НСД и отсутствие требований к адекватности реализации политики безопасности. Понятие «политика безопасности» трактуется исключительно как поддержание режима секретности и отсутствие НСД [1], что принципиально неверно. Из-за этою средства защиты ориентируются исключительно на противодействие внешним угрозам, а к структуре самой системы и се функционированию не предъявляется никаких требований. Ранжирование требований по классам защищенности по сравнению с остальными стандартами информационной безопасности максимально упрощено и сведено до определения наличия/отсутствия заданного набора механизмов защиты, что существенно снижает гибкость требований и возможность их практического применения во многих случаях затрудняет.
Несмотря на указанные недостатки, документ ГТК заполнили правовой вакуум в области стандартов информационной безопасности в нашей стране и на определенном этапе оперативно решили актуальную проблему. Федеральные критерии безопасности информационных технологий Цель разработки «Федеральные критерии безопасности информационных технологий» (Federal Criteria for Information Technology Security) [17] разрабатывались как одна из составляющих «Американского федерального стандарта по обработке информации» (Federal Information Processing Standard), призванного заменить «Оранжевую книгу». Авторами стандарта выступили Национальный институт стандартов и технологий США (National Institute of Standards and Technology) и Агентство национальной безопасности США (National Security Agency). Данный обзор основан на версии 1.0 этого документа, опубликованной в декабре 1992 года. Этот документ основан на результатах многочисленных исследований в области обеспечения безопасности информационных техпомощи 80-х — начала 90-х годов, а также на анализе опыта использования «Оранжевой книги». Документ представляет собой базу дня разработки и сертификации компонентов информационных технологий с точки зрения обеспечения безопасности. Создание «Федеральных критериев безопасности информационных технологий» преследовало следующие цели. 1. Определение универсального н открытого для дальнейшего развития набора основных требований безопасности, предъявляемых к современным информационным технологиям. Требования к безопасности и критерии оценки уровня защищенности должны соответствовать современному уровню развития информационных технологий и учитывать его прогресс в будущем. Стандарт предлагает обоснованный и структурированный подход к разработке требований безопасности, налагаемый на продукты информационных технологий с учетом областей их применения. 2. Совершенствование существующих требований и критериев безопасности. В связи с развитием информационных технологий назрела необходимость пересмотра фундаментальных принципов безопасности с учетом появления новых областей их применения как в государственном, так и в частном секторе.
3. Приведение в соответствие между собой принятых в разных странах требований и критериев безопасности информационных технологий. 4. Нормативное закрепление основополагающих принципов информационной безопасности. Стандарт является обобщением основных принципов обеспечения безопасности информационных технологий, разработанных в 80-е годы, и обеспечивает преемственность по отношению к ним с целью сохранения достижений в области защиты информации. Основные положения «Федеральные критерии безопасности информационных технологий» (далее просто «Федеральные критерии») охватывают практически полный спектр проблем, связанных с защитой и обеспечением безопасности, так как включают все аспекты обеспечения конфиденциальности, целостности и работоспособности. Основными объектами применения требований безопасности «Федеральных критериев» являются продукты информационных технологий (Information Technology Products) и системы обработки информации (Information Technology Systems). Под продуктом информационных технологий (далее просто «ИТ-продукт») понимается совокупность аппаратных и/или программных средств, которая представляет собой поставляемое конечному потребителю готовое к использованию средство обработки информации. Как правило, ИТ-продукт эксплуатируется не автономно, а интегрируется в систему обработки информации, представляющую собой совокупность ИТ-продуктов, объединенных в функционально полный комплекс, предназначенный для решения прикладных задач. В ряде случаев система обработки информации может состоять только из одного ИТ-продукта, обеспечивающего решение всех стоящих перед системой задач и удовлетворяющего требованиям безопасности. С точки зрения безопасности, принципиальное различие между ИТ-продуктом и системой обработки информации определяется средой их эксплуатации. Продукт информационных технологий обычно разрабатывается в расчете на то, что он будет использован во многих системах обработки информации, и. следовательно, разработчик должен ориентироваться только на самые общие предположения о среде эксплуатации своего продукта, включающие условия применения и общие угрозы. Напротив, система обработки информации разрабатывается для решения прикладных задач в расчете на требования конечных потребителей, что позволяет в полной мере учитывать специфику воздействий со стороны конкретной среды эксплуатации.
«Федеральные критерии» содержат положения, относящиеся только к отдельным продуктам информационных технологий. Вопросы построения систем обработки информации из набора ИТ-продуктов не являются предметом рассмотрения этого документа. Положения «Федеральных критериев» касаются только собственных средств обеспечения безопасности ИТ-продуктов, т.е. механизмов защиты, встроенных непосредственно в эти продукты в виде соответствующих программных и аппаратных средств. Для повышения их эффективности могут дополнительно применяться внешние системы защиты и средства обеспечения безопасности, к которым относятся как технические средства, так и организационные меры, правовые и юридические нормы. В конечном счете безопасность ИТ-продукта определяется совокупностью собственных средств обеспечения безопасности и внешних средств, являющихся частью среды эксплуатации. Ключевым понятие концепции информационной безопасности «Федеральных критериев» является понятие «профиля защиты» (Protection Profile). Профиль Защиты — это нормативный документ, который регламентирует все аспекты безопасности ИТ-продукта в виде требований к его проектированию, технологии разработки и квалификационному анализу. Как правило. одни профиль защиты описывает несколько близких по структуре и назначению ИТ-продуктов. Основное внимание в профиле защиты уделяется требованиям к составу средств защиты и качеству их реализации, а также их адекватности предполагаемым угрозам безопасности. «Федеральные критерии» представляют процесс разработки систем обработки информации, начинающийся с формулирования требований потребителями и заканчивающийся введением в эксплуатацию в виде последовательности следующих основных этапов: 1. Разработка и анализ профиля защиты. Требования, изложенные в профиле защиты, определяют функциональные возможности ИТ-продуктов по обеспечению безопасности и условия эксплуатации, при соблюдении которых гарантируется соответствие предъявляемым требованиям. Кроме требований безопасности профиль содержит требования по соблюдению технологической дисциплины в процессе разработки, тестирования и квалификационного анализа ИТ-продукта. Профиль безопасности анализируется на полноту, непротиворечивость и техническую корректность. 2. Разработка и квалификационный анализ ИТ-продуктов. Разработанные ИТ-продукты подвергаются независимому анализу, целью которого является определение степени соответствия характерно гик продукта сформулированным в профиле защиты требованиям и спецификациям. 3. Компоновка и сертификация системы обработки информации в целом. Успешно прошедшие квалификацию уровня безопасности ИТ-продукты интегрируются в систему обработки информации. Полученная в результате система должна удовлетворять заявленным в профиле защиты требованиям при соблюдении указанных в нем условий эксплуатации. «Федеральные критерии» регламентируют только первый этап этой схемы — разработку и анализ профиля защиты. Процесс создания ИТ-продуктов и компоновка систем обработки информации остаются вне рамок этого стандарта. Профиль защиты Как уже говорилось, профиль защиты является центральным понятием «Федеральных критериев», большая часть содержания которых представляет собой описание разделов профиля защиты, включающее таксономию требований безопасности и их ранжирование. Рассмотрим назначение, структуру и этапы разработки профиля защиты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|