Идеализм, в свою очередь, утверждает субстанциональность и первичность идеального фактора, сознания и в большинстве своем отрицает возможность познания мира.
Необходимо рассмотреть вопрос о разновидностях идеализма. Различают две основные формы идеализма: объективный и субъективный в зависимости от того, какое сознание принимается за первооснову мира. Объективный идеализм (Платон, Гегель, неотомисты) за первооснову мира принимает безличное объективно существующее духовное начало, которое превращается в формы внешнего мира, природу, человеческую историю. Такое абсолютизированное сознание и объявляется первичным, оно возносится и над материей, и над отдельным человеком. Субъективный идеализм первичным считает различные формы сознания отдельного человека, субъекта. Субъективные идеалисты объявляют мир совокупностью ощущений, восприятий, представлений. Они отрицают объективное существование внешнего мира. Но независимо от этих различий, сущность всех форм идеализма остается одной и той же – все они так или иначе признают творение мира духом. Суть второй стороны основного вопроса философии, по определению Ф. Энгельса, состоит в том, «как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности?». Большинство философов и, прежде всего материалистов, дают положительный ответ на эти вопросы, т.е. признают принципиальную возможность познания мира. Но наряду с ними есть философы, которые отрицают познаваемость мира. Философское учение, отрицающее принципиальную возможность познания мира, называется агностицизмом. Элементы агностицизма в форме скептицизма возникли еще в древнегреческой философии, а свое классическое оформление агностицизм получил в философии Д. Юма (1711–1776) и И. Канта (1724–1804).
В истории философии существовали и сейчас существуют также большое количество философских школ, представители которых занимают промежуточную, непоследовательную позицию между материализмом и идеализмом, эклектически объединяют элементы того и другого направления, заявляя о ненужности основного вопроса философии и ориентируясь в основном на позитивистскую (конкретно-описательную) методологию. В настоящее время материалистическую линию продолжает современная философия, а идеализм представлен различными философскими течениями: экзистенциализмом, постпозитивизмом, герменевтикой, неотомизмом и другими направлениями. В последние десятилетия на Западе возник постмодернизм как идеология, обобщающая и включающая в себя многие идеалистические течения. Свою сущность постмодернизм проявляет через отрицание объективности мира, роли науки и научного познания, утверждение субъективности результатов познавательной деятельности. Для современного этапа развития философии характерно взаимодействие материализма и идеализма в форме диалога. Современный материализм признает возможность определяющей роли субъективного фактора в рамках отдельных исторических процессов, тогда как многие идеалистические направления включили в себя элементы диалектики, признание решающей роли социально-экономических условий в развитии общества и другие существенные положения материалистической теории. Итак, из рассмотренного следует, что альтернативное решение основного вопроса философии теоретически предопределяет поляризацию философии на материализм и идеализм как два основных направления (см. рис. 1.3). Основной вопрос философии определяет общие принципы философского мировоззрения, процесса познания мира, выступая и основным вопросом гносеологии; существенным образом влияет на понимание общетеоретических проблем науки, политики, нравственности, искусства и т.д.
Современная философия как новый этап в развитии теоретической мысли отражает состояние общества и положение человека в мире применительно к постиндустриальной эпохе и соответствующему уровню достижений науки. Она является теоретической моделью формирующейся информационно-технологической цивилизации, способствует нахождению решений глобальных проблем человечества, осмыслению глубоких интеграционных процессов в мировом сообществе, правильному пониманию других актуальных проблем.
Рис. 1.3. Основной вопрос философии – об отношении сознания к материи Философия выступает как всеобщий метод познания. Специфика философского метода определяется характером решения ряда коренных проблем: Развивается ли мир или он пребывает в неизменном состоянии? Представляет ли собой мир нечто единое целое или он механическая совокупность предметов? Что является источником развития? Каково направление развития мира: от низшего к высшему или это простое повторение? В зависимости от решения этих вопросов в философии различают 2 метода исследования: диалектику и метафизику.
Одна из важных особенностей научного познания в сравнении с обыденным состоит в его организованности и использовании целого ряда методов исследования. Под методом при этом понимается совокупность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и практической, преобразующей деятельности людей. Эти приемы, правила, в конечном счете, устанавливаются не произвольно, а разрабатываются, исходя из закономерностей самих изучаемых объектов. Поэтому методы познания столь же многообразны, как и сама действительность. Исследование методов познания и практической деятельности является задачей особой дисциплины – методологии. При всем различии и многообразии методов они могут быть разделены на несколько основных групп: 1. Всеобщие, философские методы, сфера применения которых наиболее широка. К их числу принадлежит и диалектико-материалистический метод. 2. Общенаучные методы, находящие применение во всех или почти во всех науках. Их своеобразие и отличие от всеобщих методов в том, что они находят применение не на всех, а лишь на определенных этапах процесса познания. Например, индукция играет ведущую роль на эмпирическом, а дедукция – на теоретическом уровне познания, анализ преобладает на начальной стадии исследования, а синтез - на заключительной. При этом в самих общенаучных методах находят, как правило, свое проявление и преломление требования всеобщих методов. 3. Частные или специальные методы, характерные для отдельных наук или областей практической деятельности. Это методы химии или физики, биологии или математики, методы металлообработки или строительного дела. 4. Наконец, особую группу методов образуют методики, представляющие собой приемы и способы, вырабатываемые для решения какой-то особенной, частной проблемы. Выбор верной методики - важное условие успеха исследования. В XXI веке материалистическая философия определяется как новая методология, на основе которой все научные дисциплины предстали как элементы единого знания об эволюции Вселенной и человека.
Контрольные вопросы 1. Дайте определение философии. 2. Назовите основные структурные элементы философского знания. 3. Каково соотношение мировоззрения и философии? 4. Какие исторические типы мировоззрения вам известны? Дайте их краткую характеристику. В чем их отличие от философии? 5. Как формулируется основной вопрос философии и в чем состоит его мировоззренческое и методологическое значение? 6. В чем состоят мировоззренческая и методологическая функции философии? 7. Почему изучение философии необходимо специалисту любой отрасли знания: инженеру, врачу, учителю и т.д.? Список литературы
1. Алексеев П. В. Философия – наука // Философия: учеб. / 2. Алексеев П. В. Философия: учеб. / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М., 2003. – 603 с. 3. Аристотель. Соч. в 4-х т. – М., 1975. – Т.1. – С.119. 4. Введение в философию: учеб. для вузов / под ред. Ф. С. Фай-зуллина. – Уфа, 1996. 5. Вильгельм В. Что такое философия? // Хрестоматия по философии. – М.: Проспект, 1998. – С. 45–53. 6. Гегель Г. В. Ф. Условия философствования // Хрестоматия 7. Горелов А. А. Древо духовной жизни. – М., 1994. 8. Грот Н. Я. Философия как ветвь искусства // Хрестоматия по философии. – М.: Проспект, 1998. – С. 53–57. 9. Коган Л. А. О будущем философии // Вопросы философии. – 1996. – № 7. 10. Краткая философская энциклопедия. – М.,1994. 11. Мерло-Понти М. В защиту философии. – М.,1996. – 240 с. 12. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М., 1991. – 403 с. 13. Основы философии: учеб. пособие / под ред. Ф. С. Фай-зуллина. – Уфа, 2002. – 375 с. 14. Радугин А. А. Философия: курс лекций. – М.: Центр, 1996. – 333 с. 15. Современный философский словарь. – М.: Политиздат, 1998. – 1250 с. 16. Философия: учеб. / под ред. В. И. Лавриненко. – М., 1999. – 584 с. 17. Философия: учеб. для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 1995. 18. Что такое философия? (Материалы «Круглого стола») // Вестник Московского университета. – 1995. – № 2–3.
Читайте также: A) обоснованная, оправданная свобода или возможность поведения, которая признается в обществе Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|