Социальные услуги: правительственный заказ
Покупка услуг на контрактной основе все больше входит в общую практику социальных служб, так как существует необходимость решать основные проблемы социального обеспечения в условиях ограниченных средств. Контрактная система используется в разных областях сферы социальной работы для реализации всевозможных программ. Предпосылки и тенденции В США предоставление социальных услуг по контракту возникло в связи с быстро растущими расходами на социальные цели и неспособностью государственных служб справиться с большим объемом обязанностей по осуществлению программ. Развитие контрактной системы отразило перемены в климате социальной политики. Во-первых, в 60 — 70-е годы основное внимание тех, кто делал политику, переключилось на контрактные варианты. Какими бы ни были достижения в строительстве "государства всеобщего благосостояния" в период деятельности администрации президента Л. Джонсона, не удалось добиться социального прогресса, на который рассчитывали его сторонники. В последующий период реакции на эти неудачи аналитики, комментаторы и политики часто рассматривали инициативу частного сектора как альтернативу государственному вмешательству. Этим путем правительственные структуры смогли бы, видимо, передать свои полномочия, не прибегая к созданию новых органов управления или к расширению государственных служб. Под знаменами "приватизации" и "передачи полномочий" данная тенденция получила мощ- СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ: ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ 280 ну ю идеологическую поддержку в противовес государственной системе налогообложения. Во-вторых, контрактная система представляет собой, по существу, конверсию четырех основных политических тем последних 20 лет: целевого социального обслуживания, децентрализации, деинституциализации и рыночных вариантов.
Целевое социальное обслуживание. Социальное целевое обслуживание сосредоточивает усилия на уровне отдельных групп населения, главным образом остро нуждающихся и получающих при этом неадекватные услуги. Например, принятие программы "Война с бедностью" привело к появлению по всей стране дополнительных агентств на уровне микрорайона, в обязанности которых входили планирование и реализация новых услуг и защита интересов бедных слоев. Структуры, созданные в рамках этой программы, получили название "агентства-делегаты". Многие из них были приватные, предоставляли услуги в области охраны здоровья, обучения профессиям и психотерапии. Созданные на муниципальном уровне "демонстрационные" агентства часто нанимали добровольческие "оперативные" агентства для обеспечения программ. Таким же образом государственные деятели, заботясь о психическом здоровье нации, использовали свои возможности для ликвидации очагов острой патологии, часто прибегая к услугам местных организаций. Целевое социальное обслуживание, признавая необходимость адаптации служб к определенным расовым, этническим и недееспособным группам, способствует развитию идеи контрактирования. Вместо получения услуг через государственные бюрократические структуры, разнообразная клиентура через контрактную систему имеет плюралистическую структуру служб, реагирующую на конкретные запросы и нужды клиентов. Таким образом, контрактная система соединяет универсализм, связанный с правительственным спонсорством, с возможностями дифференцированного добровольного подхода, способствуя как гибкости в оказании услуг, так и их доступности.
Децентрализация. Децентрализация федеральной помощи также способствовала контрактному принципу. В 60-е годы контрактная система была укреплена благодаря передаче властных полномочий микрорайонам, населенным меньшинствами, и таким структурам на местах, как церкви, группы самопомощи и организации поддержки. В 70 — 80-е годы "Новый федерализм" президентов Р. Никсона—Дж. Форда— Р. Рейгана дал дополнительный импульс контрактному принципу. Закон о полной трудовой занятости и профессиональной подготовке побудил основных спонсоров на местном уровне использовать общественные структуры для создания программ образования и профессионального обучения безработных из числа негритянского и испаноязычно-го населения. Ряд разделов Закона о социальном страховании (1975) побудил правительства штатов покупать социальные услуги, а не предоставлять их прямым путем. При Р. Рейгане штатам и местным органам были предоставлены широкие полномочия в важных направлениях социальной политики: в сферах установления уровня пособий, стандартов для определения права на социальную помощь и форм оказания услуг. Одним из результатов такого гибкого подхода явилось сохранение и расширение контрактной системы. Деинституциализация. Отказ от политики институциализации, предусматривающей учреждение новых государственных институтов, явился еще одним стимулом для развития контрактного принципа. Деинституциализация в этой сфере оказала сильное влияние на развитие систем психического здоровья, работы с умственно отсталыми, обеспечения ребенка и судебной ответственности несовершеннолетних. В этих и других областях произошло перемещение социальных служб из институтов в общественные структуры. Местными органами управления были закуплены программы, необходимые для осуществления процесса "реинтеграции". Среди них — программы обеспечения жильем, психического лечения, отвлекающей психотерапии, помощи на дому, которые осуществляли добровольческие агентства микрорайонов. Рыночные варианты. Расширение частного рынка стало одним из основных направлений при заключении контрактов, более ощутимо воздействующим в области здравоохранения. Система бесплатной медицинской помощи и государственного медицинского обслуживания финансирует частные структуры в целях создания широкой сети такого рода служб для пожилых и нуждающихся. При наличии гарантированных государственных фондов как добровольческие, так и коммерческие организации заинтересованы сотрудничать в таких областях, как дневной уход, долговременный уход, обеспечение стационарным лечением и детскими домами.
281 СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ: ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ Современное положение В настоящее время федеральные социальные программы, программы на уровне штата и на на местном уровне широко реализуются через частные структуры. Например, только небольшое количество федеральных программ по оказанию помощи и предоставлению субсидий обеспечивается исключительно в рамках правительственных структур; реализация многих других программ предлагается или передается местной администрации. Законы штата и распоряжения муниципальной администрации часто конкретизируют условия социального обеспечения применительно к местному уровню. Фактическое количество контрактов меняется от программы к программе, при этом определяется характер и объем контракта и дается его законодательное обоснование. Услуги ДЛЯ ПОЖИЛЫХ. Хотя Закон о положении престарелых американцев был принят в 1965 г., от штатов потребовали социального обслуживания пожилых и престарелых только после принятия поправок относительно районных агентств в 1973 г. Этим агентствам вменялись в обязанности планирование, координация, оказание содействия, контроль и объединение местных ресурсов для создания всеобъемлющих систем региональных служб. Принятые поправки дают четкую регламентацию в отношении порядка предоставления услуг. В них отмечается: "Не является обязательным требование, чтобы районные агентства для пожилых были основными поставщиками услуг — их главная задача должна состоять в координации существующих служб, в стимулировании их расширения и в привлечении новых служб..."
Федеральное регулирование обычно ограничивает деятельность районных агентств информационным и справочным обслуживанием. Кроме этого каждое агентство определяет потребности своих служб и затем ищет соответствующего поставщика среди добровольческих некоммерческих и коммерческих структур. Согласно требованиям федерального регулирования необходимо участие советников из государственных служб в качестве членов правления или наблюдателей за исполнением программы, а также аналитиков. Предположительно на контракты расходуется свыше половины всех фондов для пожилых, хотя точных данных нет. Анализ, проведенный недавно в районе Сан-Франциско, обнаружил, что местные агентства тратят на покупку услуг 59% своего бюджета, 41 % расходуется на финансирование основных функций менеджмента, таких, как координация, контракт-мониторинг, годовое и долгосрочное планирование и тренинг. Добровольцы используются для организации общих обедов и программ правильного питания, юридических служб, служб сопровождения и транспорта, а также для содействия кустарям и организации помощи в домашней работе. Службы психического здоровья. До 60-х годов государственная политика в области психического здоровья и болезней велась через институциональные учреждения. Людей, страдающих психическими расстройствами, которые не могли позволить себе лечиться в частных клиниках, помещали в огромные по размеру учреждения, находящиеся в ведении штатов. Большей частью они были перегружены, имели недостаточное число сотрудников, представляли собой места скорее принудительного заключения, чем терапевтического лечения. После появления транквилизаторов и распространения более человечных методов ухода и направлений лечение психических болезней переместилось из больниц в общественные службы. В 1963 г. на основании федерального Закона о строительстве центров психического здоровья в территориальных общинах были изысканы фонды для создания сети общественных служб. В результате в последующие годы произошел массовый отток больных из больниц штатов в местные общины. В 1965 г., например, в психиатрических больницах штата Калифорния было 37 тыс. пациентов, а в настоящее время, по неточным данным, эта цифра сократилась до 5 тыс. (приблизительно половина из них — осужденные за совершение преступлений). Целая сеть программ социальной помощи должна была помочь больным приспособиться к общественным условиям. Этой сети было передано большинство полномочий, касающихся таких услуг, как амбулаторное лечение, "Скорая помощь", образование, специализированные детские службы, обслуживание пожилых, помощь наркоманам и алкоголикам, уход после стационарного лечения, лечение в дневное время и программы обучения жизни в обществе. Такие услуги в основном предоставляются по контракту, хотя соотношение между государственным финансированием помощи психически больным и частным обеспечением бывает разным. Юрисдикция некоторых штатов допускает
282 почти полную закупку услуг и видов помощи, а в других местах сохраняется государственный контроль за реализацией программ. Например, в Калифорнии примерно треть бюджета психиатрических учреждений расходуется на контрактные услуги. В городских районах штата, где хорошо поставлена работа добровольческих служб и где существуют агрессивные этнические группировки, почти три четверти государственного бюджета перетекают в частные агентства. В округе Сан-Франциско, например, программы стационарного и дневного лечения, профилактики заболеваний и общественного обучения отдаются добровольческому сектору. Остаются в государственном подчинении в основном только больницы стационарного типа и службы неотложной помощи. Службы государственного здравоохранения. Сфера государственного здравоохранения есть общепризнанная система соответствующих мероприятий в государственном секторе. Контроль инфекционных заболеваний, гигиеническая регламентация в отношении ресторанов и других общественных учреждений, статистический учет и санитарно-профилактические мероприятия были и остаются в ведении местных правительственных агентств и их сотрудников. В некоторых регионах, однако, частные агентства могут использоваться в интересах государственного здравоохранения. По мере расширения концепции профилактики заболеваний получала признание важность просветительной деятельности в области здравоохранения для повышения компетентности общественных групп. Только через структуры, знающие специфику групп повышенного риска, можно зачастую дойти до отдельных их представителей и семей. Хотя средний медицинский персонал государственного здравоохранения и социальные работники государственных служб добились за многие годы значительного успеха, добровольческие этнические ассоциации на уровне микрорайона особенно привлекательны для нуждающихся в помощи вследствие своей доступности. Служба планирования семьи — наиболее важная служба, существующая на контрактной основе на уровне департаментов здравоохранения штата и на местах. Закон о службах планирования семьи и анализа населения (1970) разрешает субсидии и контракты с государственными и некоммерческими организациями в целях охвата всех желающих службами планирования семьи, существую- щими на добровольной основе, хотя приоритет отдается лицам с низкими доходами. Департаменты здравоохранения часто используют контракт-агентства не только для планирования семьи, но и для разработки и реализации программ профилактики и лечения заболеваний для алкоголиков и наркоманов. Информационные и просветительские службы, направляющие свои усилия на проблему СПИДа, часто работают на контрактной основе с группами гомосексуалистов. Независимые клиники получают фонды на здравоохранение от местных государственных агентств. Хотя расходы на контрактные услуги, как правило, не превышают 10% общенациональных расходов на здравоохранение, штаты и муниципальные округа, где высока концентрация расовых и этнических меньшинств, имеют тенденцию полагаться на услуги добровольческих некоммерческих агентств. Социальные службы. Начиная с 60-х годов эти службы на основании Закона о социальном страховании были обязаны обеспечивать нуждающиеся семьи психотерапевтическим лечением, обучать их членов рабочим специальностям и предоставлять другие услуги для укрепления их материального положения за счет федерального финансирования в размере 75% потребных средств. При этом в компетенции штата остаются фундаментальные проблемы, касающиеся вопроса о том, заключать ли контракт, на какие виды услуг и каким образом. Местные социальные агентства и агентства на уровне штата также занимаются всем комплексом социального обеспечения детей и оказывают поддержку семьям. В этой области работники государственных служб часто выступают в качестве менеджеров клиента, оценивают проблемы, разрабатывают соответствующие планы услуг и затем покупают услуги в случае, если в этом возникает потребность. В частном секторе обычно покупают такие виды индивидуальных услуг, как временная подмена членов семьи для ухода за больным, ведение домашнего хозяйства, терапия. Вместе с тем государственные агентства также заключают контракты с социальными агентствами для обслуживания более широкой категории клиентов. Наконец, на основании Закона о детях-беглецах и беспризорных (1974) местные агентства заключают контракты о предоставлении временного убежища, о продовольственных программах и психотерапевтических услугах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|