Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наиболее очевидные проблемы




В этом контексте становятся понятными высокие цифры случаев плохого обращения с детьми, бездомности и т. п. Для многих семья утратила свою стабилизирующую роль. Ве­роятно, есть и многочисленные исключения, но на всех социальных уровнях имеется до­вольно высокая доля родителей, часто моло­дых, в одиночку, без всякой поддержки, ре­шающих проблемы родительства, домашнего хозяйства и межличностных отношений. Су­щественная часть их испытывает финансо­вые затруднения и плохо образованна. Часто они проживают в замкнутых внутригород­ских районах, где не находят ни сочувствия, ни возможностей изменить свое положение, поскольку им не хватает навыков, требую­щихся на рынке труда. Многие являются представителями дискриминируемых этни­ческих меньшинств, особенно негров и испа-ноязычных. Таков, по крайней мере, один ас­пект проблемы.

Другой — более позитивный — заключа­ется в том, что события, происходящие в семье, стали более очевидными и открытыми для помощи со стороны общества. Возможно, плохое обращение с детьми существовало и раньше, но оно было скрыто в недрах первич­ной группы. Не имели понятия в прошлом и об общепризнанных правах, позволяющих общественности или организациям вмеши­ваться в частные семейные проблемы с целью как можно более оптимального их решения.

Плохое обращение с детьми и супругами. Независимо от того, характер­ны ли для правонарушителей эмоциональная неустойчивость или отклоняющееся поведе­ние — а исследования по этой проблеме изо­билуют впечатляющими данными, — ясно, что личность является промежуточным звеном, переменной между социально право­мерным и запрещенным поведением. Лич­ность является также продуктом изменяюще­гося социального контекста, и нарушения и отклонения могут возрастать вследствие структурных и функциональных перемен в семье и отсутствия поддержки социального окружения. В любом случае плохое обраще­ние с детьми и супругами представляет собой важную социальную проблему, требующую общественной реакции.

В конце XIX в. впервые был поднят воп­рос о защите детей. Тогда же возникло наци­ональное движение и было разработано спе­циальное законодательство. И так же как и сейчас, потребовалось провести разграниче­ние между необходимой защитой детей, под­вергающихся насилию, с одной стороны, и
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: ТЕОРИИ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

270

попытками доминирующих социальных групп навязать свои собственные представле­ния о семейной жизни и воспитании детей — с другой. В 70-е и 80-е годы XX в. аналогич­ные процессы повторяются — старые систе­мы, особенно службы социального обеспече­ния для детей и социальные службы семьи, признаны неадекватными, новые же органи­зации, системы и службы возникли под фла­гом борьбы с проявлениями плохого обраще­ния с детьми и супругами ввиду увеличения числа случаев насилия в семье. Эти новые учреждения получили финансовое обеспече­ние, правовое обоснование и находятся в цен­тре внимания общественности.

Не следует доверять статистическим дан­ным, которые часто отражают не реальное положение дел, а лишь то, о чем сообщалось (что якобы имело место). Если говорить о де­тях, то здесь часто в одном и том же статисти­ческом показателе объединяются и случаи жестокого физического избиения, и факты, когда детьми пренебрегают, и даже случаи, когда детей просто заставляют подчиняться родителям. Тем не менее специалисты счита­ют, что не менее миллиона случаев ежегодно требуют вмешательства специальных служб, однако же ситуаций, требующих постоянного наблюдения, контроля или применения мер со стороны властных структур, гораздо мень­ше. В начале 1986 г. по сообщению Дугласа Бешарова, возглавлявшего кампанию феде­ральных властей против плохого обращения с детьми, 65% из 1,5 млн случаев, о которых сообщалось в 1984 г., были признаны "не со­ответствующими действительности". В 1973 г. таких случаев было лишь 35%.

Система реагирования на плохое обраще­ние с детьми включает в себя федеральные законы, требующие обязательного сообще­ния о подобных случаях; их регистрацию; срочные меры по защите детей под опекой полиции или социальных работников; созда­ние систем для анализа; организацию специ­альных служб наблюдения за детьми из груп­пы риска, служб интенсивной помощи семьям и детям, служб, занимающихся изо­лированием детей от семей, где с ними плохо обращаются; формирование органов уголов­ного преследования и групп самопомощи. На протяжении почти десяти лет федеральные программы исследования и соответствующее финансирование обеспечивали развитие ука­занной системы. Были созданы и другие федеральные фонды, которые финансирова­ли просветительную, информационную дея­тельность и ряд конкретных исследований. К 1983 г. эта федеральная помощь стала сокра-

щаться, поскольку внимание общественности было привлечено к серии широко освещае­мых случаев сексуального насилия над деть­ми, якобы имевших место в детских садах в ряде городов страны. Власти штатов и мест­ные органы власти проводили проверки и ин­спекции, федеральные власти предложили финансировать подготовку персонала и вновь обратили внимание на нормы функциониро­вания детских садов, а специалисты начали выдавать родителям рекомендации, как вы­брать подходящий детский сад и как узнать у ребенка о его опыте.

Данные о домашнем супружеском наси­лии еще менее надежны. Долгое время эта проблема была скрыта от глаз общественно­сти, и только сейчас она отчасти начинает обнаруживаться. Попытки ее решения вызва­ли к жизни почти такую же систему, как и в случаях плохого обращения с детьми, но только в меньшем масштабе. Кроме того, со­зданы семейные убежища для избитых суп­ругов. Как и при плохом обращении с детьми, очень часто после выявления плохого обра­щения с одним из супругов следует уголовное преследование или вмешательство социаль­ных служб, или же то и другое. Создание других систем шло медленно, несмотря на все попытки добиться их расширения за счет фе­дерального финансирования. Местные орга­ны и власти штатов объединяют свои усилия в создании специальных социальных фондов.

Бегство подростков из дома. Это еще одно проявление того же феномена — изменений в первичных группах. Вызывает тревогу тот факт, что побег учеников средних школ из дома не связан, как это было раньше, с поступлением на работу, переходом к дру­гому виду обучения или ученичества. Чаще всего причины в другом: употребление нарко­тиков, проблемы в школе и в семье, беремен­ность, конфликты со сверстниками или в от­ношениях между мальчиком и девочкой, совершение правонарушений или целый комплекс проблем. Насколько достоверны данные, в соответствии с которыми ежегодно регистрируется миллион беглецов, оценить практически невозможно.

У многих американских семей очень мало знакомых, родственников или близких дру­зей из соседей, которые могли бы приютить подростка во время семейных кризисов. С 60-х годов очень многие молодые люди убега­ли из дома. Многие из них так и не вернулись в семью и не предпринимали попыток нала­дить семейные связи.

Реакция федерального правительства ог­раничилась принятием законов, поддержи вающих усилия местных властей наладить телефон доверия, временные убежища и мно­гоцелевые центры

271 СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: ТЕОРИИ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

для убежавших из дома подростков. Некоторые программы концент­рируются на проблемах, связанных с упот­реблением наркотиков. Новые формы работы связаны с образованием всевозможных добровольческих организаций и групп само­помощи. Отдельные программы финансиро­вались особыми фондами и благотворитель­ными обществами, а многие специально разрабатывались для городов, куда чаще все­го бегут молодые люди, хотя, судя по всему, притягательность разных мест время от вре­мени меняется.

Подростковая беременность. Регистрация случаев подростковой беременно­сти и родов попадает в сферу более надежной медицинской статистики. Каждый год в США фиксируется более миллиона беремен­ных подростков. В 1980 г. на эту возрастную группу приходилось более полумиллиона, т. е. 16%, всех родов. Зарегистрировано при­мерно такое же количество абортов. Большая часть подростков забеременела вне брака, и более половины из них родили детей. По име­ющимся данным, очень большое число разво­дов наблюдается в возрасте до 20 лет.

Большая часть подростковых семей с детьми имеет только одного родителя. Глава­ми большинства таких семей являются бед­ные, плохо образованные, не имеющие профессиональной квалификации молодые женщины, неспособные изменить свое поло­жение. Таким образом, создаются крайне не­благоприятные условия для воспитания и содержания детей. Хотя многим матерям-подросткам помогают их собственные семьи, немалое их количество обращается за по­мощью в государственные социальные служ­бы. Так, подростки, вынашивающие первого ребенка, составили больше половины всех получателей пособия от Программы помощи семьям с зависимыми детьми. Установлено также, что около 60% детей, рожденных вне брака матерями-подростками, впоследствии получают помощь от этой программы. Не­смотря на рост подростковой сексуальной ак­тивности в 70-е годы, а также увеличение числа беременностей и родов вне брака среди белых, все же эти явления, так же как и абор­ты, преобладают среди негритянского населе­ния.

Каких бы точек зрения ни придерживать­ся относительно традиционной семьи и под­ростковой сексуальности, приведенные дан­ные отражают серьезные социальные проблемы: нищету, плохое образование, неадекватную профессиональную подготовку и недостатки системы здравоохранения.

Противоречивые мнения об абортах и ре­шение конгресса о прекращении и закрытии программы "Медикейд", включавшей финан­сирование абортов различными социальны­ми фондами, вероятно, явились причинами увеличения в последние годы числа родов у подростков. Среди программ в этой области преобладают те, которые направлены на снижение сексуальной активности подростков, расширение использования контрацептив­ных средств, повышение эффективности раз­личных мер предохранения от беременности, оказание помощи подросткам в принятии ре­шения в случае беременности и, если принято решение рожать и воспитывать детей, — на обеспечение условий для достойной жизни матери и ребенка. Вопрос о правомерности абортов пока не получил решения и вызывает много споров.

Такой широкий спектр проблем в области подростковой беременности обусловливает и разнообразие подходов, начиная с абортов, планирования семьи и служб здоровья детей в государственных и некоммерческих меди­цинских структурах и кончая специальными программами в школах, включающими кон­сультирование, лечение, обучение и профес­сиональную подготовку, организуемые орга­нами социального обеспечения. Федеральная служба, занимающаяся вопросами семейной жизни подростков, создала фонды для разра­ботки и апробирования соответствующих программ. В них участвуют кроме федераль­ных структур власти штатов и местные орга­ны, а также некоммерческие организации. Все это породило противоречивую, расплыв­чатую, бессистемную структуру весьма огра­ниченного действия. Из-за политики штатов и муниципалитетов, являющейся результа­том прекращения федерального финансирования по решению конгресса, ощущается ос­трая нехватка медицинских учреждений для проведения абортов. В ряде мест подобные учреждения просто отсутствуют. Службы, доступные для беременных подростков, носят иногда очень односторонний характер и име­ют узкий профиль, хотя специалисты, осоз­нающие всю сложность проблемы, настаива­ют на широком подходе, предполагающем ресоциализацию родителейподростков и со­действие им в получении образования, рабо­ты, в обеспечении стабильности их семей и финансовой независимости. Необходимо предоставлять медицинские услуги и детям подростков. В целом даже прекрасно разрабо­танные программы дают весьма скромный

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: ТЕОРИИ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

272

эффект (Д. Полит, Ф. Кан и Д. Стивене, 1985).

Бездомность. Бездомность можно рассматривать либо как отдельную проблему, либо как проявление целого комплекса раз­личных проблем. В начале 80-х годов впервые за полвека проблема бездомности стала пред­метом общественного внимания. Во многих отношениях она, как и проблема нищеты в 60-е годы, связана с организационными воп­росами. Ввиду отсутствия систематической помощи со стороны федеральных властей или властей штатов местная администрация дей­ствовала по своему усмотрению. Государст­венные организации и добровольческие не­коммерческие объединения оказывали лишь незначительную помощь — обычно они пре­доставляли временный приют для отдельных лиц или семей.

Острота проблемы бездомности как госу­дарственной и общественной проблемы явля­ется наглядным примером того, как важный вопрос в какой-то момент времени может по­глотить или заставляет пересматривать свя­занные с ним явления. Городам уже приходи­лось сталкиваться с проблемой жилья для душевнобольных, не находящихся в специ­альных заведениях. Еще одна проблема, воз­никшая в городах в начале 80-х годов, — от­сутствие жилья для сравнительно молодых людей, которые были безработными, приеха­ли з город в поисках работы или были выбро­шены из снимаемых ими квартир за неупла­ту. По своему статусу они не могли рассчитывать на помощь, учитывая отсутст­вие соответствующих ситуации регламенти­рующих положений, или же получали столь маленькое пособие, что его не хватало на оп­лату жилья. Поэтому они скапливались в го­сударственных и частных приютах и ночлеж­ках вместе с алкоголиками, наркоманами и психически больными.

Скопление их в одном месте показало, что в больших городах не хватает особенно одно­комнатных квартир. Бывшие отели и раньше доставляли много хлопот, теперь же в них размещались одинокие взрослые люди. Кто-то из них имел работу, но большинство полу­чали социальное пособие. Здесь же находи­лись старики, не имеющие своего жилья, алкоголики, наркоманы, бывшие пациенты психиатрических лечебниц, условно осуж­денные и др. Это было не слишком хорошее место для проживания: многие из квартиран­тов подвергались опасностям, состояние их здоровья постоянно ухудшалось. Более того, поскольку в некоторых городах в 80-е годы ощущалась острая нехватка жилья, многие

квартировладельцы стали повышать плату, а часть таких жилищ закрылась, и число без домных увеличилось.

Безработица и ограничения федерально го финансирования (особенно оно коснулось Программы помощи семьям с зависимыми детьми и Программы продовольственных та лонов) повлияли также на семьи с детьми, имеющие низкие доходы: некоторые оказа лись не в состоянии выплачивать арендную плату и очутились на улице, лишенные вся кой помощи. Очень часто пособия для оплаты жилья не соответствовали реальным расцен­кам. Многие семьи пострадали от пожаров, плохого качества строительства, плохого со­держания или недостаточного отопления жилья в холодное зимнее время. К 1982— 1983 гг. все эти случаи были объединены в категорию "бездомность", однако начиная с 1985 г. никаких широкомасштабных мер по решению проблемы бездомности принято не было, несмотря на все усилия местных орга­нов власти.

Следует учесть, что решение проблемы бездомности зависит от многих факторов и не обеспечивается какой-то универсальной про­граммой. Для того чтобы душевнобольные или пожилые люди были хорошо устроены вне специальных учреждений, нужны значи­тельные ресурсы для ухода за такими людьми внутри данного сообщества; должны быть увеличены пособия по безработице и доплаты для тех, кто пострадал от недостатка рабочих мест и имеет низкий доход; необходима сеть семейных приютов в случае таких чрезвы­чайных обстоятельств, как пожары, разруше­ние зданий, выселение или насилие в семье; кроме того, общество должно серьезно отне­стись к проблеме одиночек-маргиналов с низ­ким уровнем образования, которые в силу каких-то личностных отклонений или при­страстий не могут найти себя в современной жизни и даже не имеют постоянного места жительства, при наличии которого они могли бы ис::ать работу, учиться, получать финан­совую помощь или проходить реабилитацию. Много внимания следует уделить проблеме рынка жилья, где цены за приличное жилье недоступны для семей даже с одним и двумя работающими и никоим образом не покрыва­ются государственными субсидиями в большинстве регионов. Возможно, именно эта проблема и лежит в основе всех осталь­ных.

Реакция общества

Вместо того чтобы втягиваться в обычную полемику о том, как исправить положение и

273 СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: ТЕОРИИ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

какие превентивные меры следует принять, lid можно, для социальных работников будет полезнее сделать ставку на нормальную, а не на патологическую реакцию общества. Обес­покоенное общество могло бы заметить, что пгремены в семье создают не только пробле­мы, но и вполне естественные потребности. 1!сли и семьи с двумя работающими родите­лями, и семьи, где только один родитель, и семьи, живущие вдали от родных, имеют сложности с воспитанием детей, ясно, что многие из них нуждаются в помощи со сторо­ны специальных институтов. Речь практиче­ски идет об усилении внимания к таким воп-|к>сам, как работа, доходы, жилье, здравоохранение, воспитание детей, мага­зинное обслуживание, организация отдыха и досуга, доступность библиотек, культурных программ и общественных центров. Короче шпоря, общество должно понять, что именно из подобных семей оно и состоит; их не сле­дует рассматривать только как источник про­блем, они — нормальные явления нашего Времени.

В своих попытках регулировать семей­ную жизнь, которые часто насильно навязы­ваются, социальные органы излишне ориен­тируются на просветительную деятельность, взаимопомощь, финансовую поддержку, по­мощь по хозяйству или в уходе за детьми. Все эти меры, уместные и в определенной степени эффективные, не обеспечивают глобального решения всех проблем. Внимание должно быть направлено прежде всего на так назы­ваемую обычную повседневную жизнь обыч­ных семей, а не на те семьи, которые уже находятся под опекой каких-либо социаль­ных органов или судебной системы.

Очевидна необходимость в новой гуман­ной социальной политике, которая должна включать в себя следующие компоненты:

— политику в области занятости и дохо­дов, которая учитывала бы меняющиеся реа­лии экономики и рынка рабочей силы и охва­тывала бы все население;

— политику в области образования и ква­лифицированной подготовки, которая обес­печила бы подготовку взрослого населения к полезной и успешной трудовой деятельности в меняющихся экономических условиях;

—систему перераспределения доходов, которая бы обеспечивала дополнительные средства, возмещение или компенсацию лю­дям, относящимся к группам риска, поддер­живала бы достаточный уровень потребления при условии, что приоритетной остается необходимость трудоустройства и труда в ка­честве основного источника доходов;

— политику медицинского обслужива­ния, которая обеспечивала бы доступность медицинских и больничных услуг на основе не рыночных критериев, а каких-то других стимулов и для клиентов, и для специалистов и была бы доступна для любого заболевшего человека, каким бы ни было его материальное положение;

— жилищную политику, которая бы пре­одолела разрыв между рыночной стоимостью жилья и доходами основной массы населе­ния;

— политику индивидуализированных служб, которые бы разрабатывали специали­зированные услуги в области просвещения, социализации и оказания практической по­мощи, адресованные семьям с двумя работа­ющими родителями, семьям с одним родите­лем, семьям, оказавшимся без поддержки родственников, и беспомощным престарелым людям, обеспечивали бы их информацией, помощью, социальными знаниями, органи­зовали бы консультации и взаимопомощь.

Конечно, учитывая сложность явлений и ограниченность наших знаний, нельзя рас­считывать на то, что при реализации даже самой лучшей программы все проблемы будут разрешены. Те проблемы, которые останутся, можно было бы решать с помощью общих или индивидуализированных социальных служб, и поскольку эти службы не заменят социаль­ной политики, ее роль будет постоянно возра­стать.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...