Территориальная община: теория и исследования
Предпринятые попытки исследовать тео -ретические основы общинных и организаци ■ онных проблем социальной работы связаны со значительными трудностями, так как гра -ницы социальных наук стремительно расши • ряются, предоставляя возможность делать новые теоретические и практические выво -ды. Кроме того, ученые все в большей степени интересуются социальными исследованиями и теоретическим обоснованием социальной работы, а социальные работники в свою оче • редь обращают больше внимания на резуль таты научных исследований и применение их на практике. В данной статье описывается несколько теоретических областей социологии, которые служат основой для социального планирования и общинной организации. Теория общины Одна из трудностей, сопутствующих теоретической работе по анализу общины, за ключается в том, что само понятие общины трактуется по-разному. Община, как тако вая, не существует в природе в виде чего-то реального с четко определенными параметра • ми, как, например, человек или камень. Об ■ щины не обладают неотъемлемыми или есте ственными границами и не имеют также универсальных характеристик. Община -это скорее умственная конструкция, опреде ление, данное некоему социальному образо • ванию исследователем или аналитиком, и эти конструкция обладает параметрами и отли ■ чительными свойствами, которые следует учитывать. Например, представляют ли об щину отдельные лица, проживающие в дан 310 ном городе, или под определение общины надо подвести также жителей окрестных районов? Или, может быть, стоит расширить границы определения и включить в него и прилегающие сельские районы, производящие продукты питания для города и имеющие с ним тесные взаимоотношения? С другой стороны, а не лучше было бы рассматривать общину как ряд расположенных по соседству районов и этнических территорий, которые взаимодействуют друг с другом в практических целях? На эти вопросы нет определенных ответов, истина представлена мнением аналитика.
Таково краткое описание способов определения общины некоторыми учеными. Убедительный анализ провел в 1972 г. Р. Уоррен в своем труде "Община в Америке". К определению общины подходили с разных точек зрения, беря за основу одну из пяти обширных областей: структурную, социально-психологическую, людей и территории, процессы деятельности и функционирование социальной системы. Эти категории ни в коем случае не являются взаимоисключающими, и они дают приблизительную схему для обсуждения. Структурное определение. Определение общины со структурной точки зрения предполагает введение нескольких подкатегорий. Возможно, наиболее привычным для широкой общественности является политико-правовой взгляд на общину. Термин "политико-правовой" относ с: гс я к официальным, таким же, как "муниципалитет", "город", "округ" и т. д. Он включает в себя установленные роли, ответственность перед избирателями, организацию голосования, уплату налогов и получение определенных видов государственного обслуживания. Политологи нередко используют в своих анализах этот подход. Часто община рассматривается с пространственно-географической точки зрения, которая является в некотором роде самой простой, так как относится к территориальному пространству, на котором физически размещены люди. Концентрация людей в пределах этого пространства дает основание для определения общины. Социальное деление и структура власти являются дополнениями к определению общины. Оба понятия влияют на распределение влияния, экономических ресурсов, статусы, привилегии принятия решений внутри общины.
Социально-психологическое определение. Существует несколько социально-психологических подходов к проблеме общины. По одному из них под общиной име • ется в виду объединение людей с общими ин • тересами. Они испытывают чувства взаимо ■ связанности, взаимной принадлежности, основанные на разделяемых ими интересах, целях, потребностях, ценностях или общей деятельности. Это чувство единения создает общину. Личностно-психологическая община, ба -зирующаяся на индивидуальном подходе, представляет собой общину, осознаваемую отдельным ее членом с позиций отношения к другим членам как дружественному или враждебному, безопасному стабильному ок ■ ру жению и т. д. Это определение использует ■ ся в области экологической психологии, или психологии окружающей среды. Исследова • ния свидетельствуют о том, что дети склонны воспринимать общину в более узких рамках, чем взрослые. Это характерно и для предста ■ вителей низшего класса по сравнению с пред -ставителями среднего и высшего классов. Культурно-антропологическая точка зре • ния считает общину формой социального проживания в сфере определенных отноше ■ ний, норм, традиций и поведения. Некоторые • исследователи учитывают более широкую перспективу, определяя общину как местное общество со сложной системой взаимоотно • шений и моделей поведения. Люди и территории. Это демографи ческий или экологический по своей природе подход к общине. Демография представляет собой статистическое исследование населения — рождений, смертей, подвижности, мо • делей его роста, различных изменений и группах с течением времени. С этой точки зрения община состоит из групп людей с при • сущими им указанными характеристиками. Экологический подход к общине предпо • лагает изучение людей во взаимодействии с окружением. Он рассматривает воздействие окружающей среды на жизнь людей и соци -альную организацию, а также пространственное распределение индивидов и институ • тов. Процессы деятельности и функционирования. Подходы с точки зрения процессов деятельности и функционирования объединены, так как они дополняют дру г друга по отношению к понятию общины. Функциональный подход определяет общину с точки зрения некоторых целей, функций или проблем, требующих разрешения. Одним из первых выделил это понятие М. Росс н 1967 г., определив функциональную общину как "группы людей, которые имеют общие, интересы или функции, такие, как социаль
311 ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОБЩИНА: ТЕОРИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ ное обеспечение, сельское хозяйство, образование и религия". Подход к общине с точки зрения процессов деятельности предполагает изучение различных видов общинных действий и развития общины, а не общих ее структур и процессов. Он отражает скорее узкую, а не широкомасштабную ориентацию по изучению общин. Социальная система и община. Подход к общине с точки зрения социальной системы проистекает из общей теории систем. Две приведенные ниже формулировки социальных систем принадлежат Р. Уоррену (1972) и И. Сандерсу (1966). Определение Р. Уоррена, данное им в работе "Община в Америке", более исчерпывающе и хорошо сформулировано. Он рассматривает общину как горизонтальную систему, при помощи которой отдельные ее элементы привязаны к местному уровню, и как вертикальную систему, посредством которой они функционально связаны с внешними по отношению к общине элементами на национальном уровне и уровне штата. Он описывает также ряд функций местной организации, такие, как производство, распределение и потребление, процессы социализации, социальный контроль, социальное участие и взаимопомощь. Р. Уоррен утверждает, что община является прежде всего организацией социальных отношений, предоставляющей людям возможность принимать участие в деятельности, необходимой для их выживания и развития. Эти функции — суть общины с той точки зрения, что при всех намерениях и целях община является "сочетанием социальных элементов и систем, которые выполняют основные социальные действия, имеющие местную направленность".
Определение социальной системы И. Сандерса более детализировано, и поэтому его труднее коротко изложить. Основная часть включает в себя понятия компонентов и действий. Компонентами являются элементы системы и модели их взаимодействия — люди, социальные группировки, а также основные системы, такие, как семья, экономика, религия, правительство и т. п. Компоненты вовлечены в действия, которые делают систему жизнеспособной, — такие, как привлечение новых членов, социализация, распределение товаров и обслуживания, социальный контроль и социальная интеграция. Составители планов и организаторы общин используют в разных целях различные определения общины. Социальный активист, осознающий неравенство в обществе и отношение к этому власти, интересуется прежде всего социальным расслоением и структурой власти. Составители планов по здравоохране -нию привлекают демографические данные. Социальные работники, занимающиеся раз • витием общины, и теоретики полагаются на перспективы процессов деятельности. Теория общины является наиболее обширной и, возможно, наиболее абстрактной конструкцией социологии, применяемой в отношении социального планирования и общинной организации. К планированию и общинной организации имеют отношение и структуры власти. Планы учитывают участие в делах общины граждан и уровень социального ана • лиза. Объем статьи не позволяет рассмотреть другие проблемы, относящиеся к общинной организации, такие, как исследования этни -ческих групп, ценностей, структуры планирующих организаций и характеристики агентств социального обеспечения как четко выделяющихся подсистем социальной работы. Участие граждан До недавнего времени практика общин ной организации приписывалась добровольческому и частному секторам, так как в течение многих лет добровольческие обществ!! занимали центральное место в общинной организации. Ключевым положением общин ной организации является участие граждан н планировании, в деятельности, а добровольческие общества служили средством, при по мощи которого осуществляется подобное уча стие, способствующее установлению связи отдельных лиц с более крупными обществен ными образованиями. Однако добровольческое гражданское участие характерно также и для правительственного сектора: в совеща тельных советах, назначаемых и выборных комиссиях и других формированиях, перед которыми ставятся особые задачи. Социологи попытались определить функции добровольческих обществ, проследить за моделями их образования и развитием их целей, а так ■ же провести исследование деятельности агентств, сориентированных на социальное обеспечение, таких, например, как Общин ный фонд. Они изучали формы участия раз личных групп населения в Этих обществах, взаимодополняющие роли добровольцев и профессионалов в управлении ими, а также возникающие конфликтные ситуации.
Гражданское участие обычно ассоциируется с двумя теоретическими причинами, встречающимися в литературе. — "субъективные лишения" и "положение неопределенности". Исследователи и теоретики счита ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОБЩИНА: ТЕОРИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ 312 ют, что субъективные ощущения неблагоприятных условий и лишений производят более сильное мобилизующее воздействие на людей, стремящихся улучшить свое положение, чем объективные обстоятельства их образа жизни. Участие в социально ориентированных движениях первыми принимают не те, кто наиболее обездолен, а достигшие более высокого экономического уровня, те, кому есть что терять или которые что-то уже потеряли. Выявление и классификация соответствующих утрат потенциальных участников могли бы, вероятно, быть полезным организационным приемом. Неопределенность положения (и его противоположность - стабильность положения) также влияет на участие граждан в деятельности общины. Степень устойчивости и неустойчивости положения отдельного человека в обществе оказывает влияние на его взгляды и готовность действовать. В последние годы особый интерес вызывает политическое участие. Оно зависит от степени влиятельности определенных групп или их ролей в принятии определенных решений, а также от их социально-экономического положения. Более высокое социально-экономическое положение соответствует более консервативной политике голосования. В последнее время наблюдаются активизация женского политического участия в жизни общества, упадок активности сторонников научного социализма К. Маркса и ограничение поддержки, оказываемой некоторыми католическими деятелями правящей партии. Структура власти После публикации работы Ф. Хантера "Структура общинной власти" в 1953 г. появились многочисленные исследования на эту тему социологов, политологов, антропологов, журналистов и других специалистов. Вопрос о том, кто держит в руках власть и кто определяет социальную политику, занимает умы великого множества людей. Утверждение Ф. Хантера о господстве небольшой элитной группы, в основном представленной деловыми структурами, оспаривается такими исследователями, как Р. Дал и Э. Бэнфильд (1961), которые обнаружили скорее плюралистические, чем однородные элитные, модели, соперничающие в борьбе за власть в американских общинах. Социологи, используя репутационный метод, т. е. собирая мнения информированных обозревателей, пришли в целом к заключению, что существуют однородные модели, оказывающие влияние на политику. Политологи же, используя метод, учитывающий, кто именно принимал решения по конкретным проблемам, обнаружили плюралистические модели, в которых наибольшее влияние оказывают правительственные лица. Некоторые ученые поднялись над национальным уровнем до понимания межнационального характера власти и ее влияния на местные ситуации. Таким образом, например, глубоко были изучены межнациональные корпорации, проводимая ими деятельность и оказываемое на политику влияние. На местном уровне были достигнуты методологические успехи в изучении общинной власти при помощи исследований, проводимых в самых разных направлениях. Т. Кларк, например, проделал в 1973 г. серьезный сравнительный анализ общинной власти с привлечением большого количества переменных величин. Понимание природы власти на общинном уровне очень важно для общинных практиков. Это поможет им выявить возможных союзников или противников, выработать стратегию вмешательства, определив возможные соглашения или конфликты на пути достижения целей, послужит руководством при общей оценке общины. Тем не менее изучение структуры власти не является особенно плодотворным для практики социальной работы. Применяются самые разнообразные методы исследований, поэтому и результаты часто оказываются противоречивыми и вызывающими недоумение. Бурные идеологические и методологические споры часто заменяют научный анализ. Но некоторые заключения могут найти практическое применение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|