Роль социальных работников
Социальные работники могут играть несколько ролей в микрорайоне. Однако, чтобы осуществлять эффективное вмешательство, они должны знать о концептуальных проблемах, связанных с дефиницией микрорайона и определением его границ, с ролью и функциями, которые осуществляет микрорайон в отношении различных групп населения и общины в целом. В этом разделе рассматривается участие социальных работников в оказании гуманитарных услуг, организации общины, развитии и планировании общины. Социальные работники занимаются практической деятельностью, используя свои навыки в решении как мелких, так и более широких проблем. Социальные работники почти в любой практической области могут играть значительную роль, вмешиваясь в жизнь городских микрорайонов и используя для этого свои микро- и макронавыки. Помимо того, что социальные работники обеспечивают персоналом организации микрорайона, они в качестве сотрудников агентств, правительственных и деловых структур могут взаимодействовать с организациями микрорайонов и защищать их интересы. Предоставление гуманитарных услуг. В отношении предоставления гуманитарных услуг в микрорайоне социальные работники имеют три функциональные обязанности: 1) облегчать процедуру получения социальных услуг, 2) укреплять системы помощи в микрорайоне, 3) развивать связи между неформальными и профессиональными структурами. Облегчение процедуры получения социальных услуг. Многие исследования свидетельствуют о том, что поиск и получение помощи жителями микрорайона сталкиваются со многими препятствиями, среди которых недоступность услуг, разобщенность служб, отсутствие их подотчетности и связи между профессиональными и неформальными социальными структурами (Р. Аграноф, 1977; Ш. Камерман и А. Кан, 1976; С. Сарасонидр., 1977).
Некоторые трудности, такие, как предоставление услуг в неудобное время и неудобное расположение служб, нехватка служб и недостаточная осведомленность социальных работников о возможностях общины, носят систематический характер. Другие трудности являются "индивидуальными, или личными", например чувство гордости жителей микрорайона, которое может заставить их отрицать существование проблемы или выражаться в их нежелании искать необходимую профессиональную помощь. Социальные работники могут играть важную роль, помогая преодолеть эти сложности и тем самым улучшить социальное обслуживание жителей микрорайона. Для достижения этой цели им надо лучше понимать существующие трудности, особенно характерные для конкретного микрорайона. Им надо также иметь информацию о том, каким образом различные группы населения городского микрорайона решают свои проблемы и удовлетворяют потребности. Существует множество вариантов оказания социальной помощи, зависящих от расы, этнической и социально-классовой принадлежности, пола и личности. Социальные работники могут 328 черпать информацию из этнографических исследований, из общения с жителями микрорайона - "естественными помощниками" и лидерами общины. Они должны располагать информацией о характере проблем, с которыми сталкиваются подгруппы населения; о неформальных и формальных каналах (и внутри микрорайона, и внешних), которые используются жителями, нуждающимися в помощи; о тех препятствиях, с которыми сталкиваются группы населения в поиске получения помощи. Полученные данные можно подвергнуть исследованию, чтобы определить, какие пути необходимо применить в работе агентств для устранения имеющихся препятствий и укрепления неформальных систем поддержки. Например, в общине священнослужители являются важным источником помощи и в то же время существует предубеждение против центров психического здоровья. В такой общине услуги в области психического здравоохранения можно оказывать в церкви, объединив усилия пастора и социального работника. Когда налицо недостаточное социальное обслуживание, можно разработать план действий, направленных на удовлетворение насущных потребностей.
Укрепление систем помощи, существующих в микрорайоне. Социальные работники могут способствовать укреплению существующих неформальных связей в микрорайоне и развитию общественной работы, нацеленной на удовлетворение давно назревших потребностей, при сотрудничестве с неформальными помощниками. Для этого необходимо: ■ знать, какую роль играют неформальные помощники в жизни своих клиентов и в чем состоит их роль по оказанию помощи жителям микрорайона в целом. Эту информацию можно использовать в непосредственной клинической (практической) работе, в которой система естественной помощи может быть мобилизована на поддержку планов профессионального вмешательства. Б. Готтлиб (1982) отметил, что естественные связи могут препятствовать желанию отдельных людей последовать советам специалиста, и подчеркнул, что непрофессиональная и профессиональная системы помощи должны координировать свои усилия; ■ создавать дополнительные службы, способствующие взаимному обмену информацией о возможности сотрудничества с естественными помощниками. Исследования показали, что профессиональные помощни- ки располагают в основном информацией о возможностях профессиональной системы, тогда как неформальные помощники — о неформальных возможностях. Такое взаимодействие может пойти на пользу как профессионалам, так и естественным помощникам; ■ привлекать неформальных помощников к планированию задач и целей агентства. Агентства, даже при самой тщательной разработке своих программ, обычно не используют информацию естественных помощников. Однако эти помощники — благодаря своим контактам, опыту и знаниям — могут быть ценным источником информации для агентства, занятого планированием своего будущего курса;
■ поддерживать неформальных помощников в их работе путем их консультирования (А. Коллинс и Д. Панкост, 1976). Подобная деятельность могла бы помочь помощникам лучше узнать возможности агентства, повысить их компетентность и обогатить опыт, а также способствовала бы расширению неформальных структур обслуживания, что позволило бы им обслуживать большее количество клиентов; ■ работать вместе с неформальными помощниками в целевых группах, комитетах и т. п. Став частью неформального сектора, социальные работники достигают слияния профессионального и непрофессионального опыта, что помогает решать проблемы общины. Развитие связи между неформальными и профессиональными структурами. Только что предложенные стратегии работы с неформальными помощниками могут укрепить взаимосвязи между неформальными и профессиональными структурами. Правда, на уровне общенациональной политики широко распространено и поддерживается понятие партнерства, необходимого для улучшения работы системы гуманитарного обслуживания и более эффективного использования фондов. Однако на практике такого партнерства добиться значительно сложнее, чем в теории. Поэтому социальные работники должны знать о сложностях, которые могут сдерживать развитие тесного сотрудничества на базе микрорайона. Партнерству может помешать отсутствие информации о тех видах услуг, которые предоставляются другими помощниками и системами помощи. Не только специалисты не ведают о важной роли, которую играют неформальные помощники, но и последние ча 329 ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ сто не в состоянии оценить объем, значимость и эффективность услуг, которые они оказывают. Изоляция структур помощи очевидна как на внешнем, так и на внутреннем уровне. В книге под редакцией Д. Бигеля и А. Нейпа-стека (1982) сообщается о том, что католические священники соседних приходов не знают о консультативной деятельности друг друга; что администраторы психиатрических клиник, расположенных в полумиле друг от друга, никогда не встречаются, хотя обслуживают один и тот же микрорайон; что неформальные помощники не знают о своих коллегах, живущих рядом и оказывающих своим соседям те же услуги. Если говорить о разных структурных уровнях, то незнание неформальных и профессиональных помощников о фактической и потенциальной роли друг друга мешает установлению эффективных связей.
Даже когда они знают о возможностях друг друга, они могут исповедовать разные ценности, а значит, ставить под сомнение деятельность другого. Различия в образовании, опыте, классовой и этнической принадлежности также осложняют взаимные отношения неформальных помощников и профессионалов. Организация, развитие и планирование общины. В этом отношении социальные работники могут делать следующее: 1) помогать создавать новые организации, 2) защищать интересы микрорайона, 3) улаживать конфликты, 4) заниматься политической деятельностью, 5) обеспечивать техническую экспертизу и консультирование (Д. Биклен, 1983). Помощь в создании новых организаций микрорайона. Не в каждом микрорайоне есть организация, которая занимается структурными проблемами, защитой населения, развитием общины или оказанием социальных услуг. Социальные работники вместе с общиной и руководителями организаций могут помочь в создании представительных организаций, которые должны защищать интересы жителей микрорайона. Защита интересов микрорайона. Независимо от характера своей практической деятельности социальные работники могут защищать интересы жителей микрорайона, помогать им защищать себя или поддерживать усилия официальных представителей микрорайона, направленные на улучшение обслуживания жилищного фонда, школ, а также на решение многих других проблем. Улаживание конфликтов между государственными институтами, частным бизнесом и организациями микрорайона. Конфликты часто возникают, по определению Дж. Каннингема (1983), между структурами экономическими и общинными. Общинные организации сильны поддержкой народа, который голосовал за них на выборах, тогда как экономические структуры сильны мощью кошелька. Поскольку социальные работники часто сталкиваются с группами, которые представляют оба интереса, они могут быть эффективными посредниками и помогать организациям завоевывать союзников вне микрорайона. Политическая деятельность. Участие социальных работников в политике на стороне организации микрорайона выливается в самые разные формы, начиная от помощи в регистрации избирателей и просветительской деятельности во время избирательной кампании и кончая руководством государственной структурой.
Обеспечение технической экспертизы U консультаций. Будучи образованными и опытными профессионалами, социальные работники способны помочь группам микрорайона в различных областях, таких, как планирование, развитие программ, менеджмент, сбор средств, профессиональное обучение, исследования и оценка. Заключение Определение понятия, роли и функций городских микрорайонов зависит от того, кому оно принадлежит. Городские жители по-разному используют ресурсы микрорайона, связаны первичными и вторичными (по значимости) отношениями в микрорайоне, участвуют в добровольческих организациях на базе микрорайона и испытывают привязанность, верность и долг по отношению к месту их проживания. Представим себе белого или чернокожего рабочего, который имеет собственный дом, проживает в микрорайоне свыше 20 лет, работает поблизости и ходит в местную церковь, посещает районный этнический клуб, участвует в районных церковных организациях. Все человеческие привязанности его относятся к людям, живущим в том же микрорайоне. Ясно, что этот человек отличается от людей другого типа — от бедного жителя микрорайона, который живет в 330 регионе с высокой преступностью и за последние пять лет три раза менял квартиру; от негра, семья которого живет в микрорайоне, где 95% населения составляют белые, выражающие свое недовольство соседством черных; от домовладельца средней руки, чьи близкие родственники, друзья и т. д. живут за пределами микрорайона. Ясно, что каждый из упомянутых людей будет по-своему относиться к микрорайону, в котором живет. Но как бы каждый из них ни относился к микрорайонам, с функциональной точки зрения их реальность и действенность очевидна, а потому требует дальнейшего серьезного изучения. Дэвид Бигель См. также: Группы взаимной помощи; Естественные источники помощи; Сеттльменты и территориальные центры; Территориальная община: социальные действия. • AgranoffR. (1977). Services Integration. In: W. F. Anderson, B. J. Frieden, M. J. Murphy (Eds.). Managing Human Services (p. 527— 561). Wash., D. C: International City Management Association. • Ahlbrandt R. Jr., (1984). Neighborhoods, People and Community. N. Y.: Plenum Press. • Ahlbrandt R., Jr., Cunningham J. V. (1979). A New Public Policy for Neighborhood Revitalization. N. Y.: Praeger Publishers. • Berger P., Neuhaus R. С ■■'7' To Empower People: The Role of Mediating Institutions. Wash., D. C: American Enterprise Institute for Public Policy Research. • Biegel D., NaparstekA. (Eds.) (1982). Community Support Systems and Mental Health: Practice, Theory and Research. N. Y.: Springer Publishing Co. • BiegelD., ShermanW. (1979). Neighborhood Capacity Building and the Ethnic Aged. In: D. Gelfand, A. Kutzik (Eds.). Ethnicity and Aging (p. 320—340). N. Y.: Springer Publishing Co. • Biklen D. P. (1983). Community Organizing: Theory and Practice. Englewood Cliffs, N. J.: Preniice-Hall. • BurghardtS. (1982). Organizing for Community Action. Beverly Hills, Calif.: Sage Publications. • Caplan G. (1974). Support Systems and Community Mental Health. N. Y.: Behavioral Publications. • ColemanR. P. (1978). Attitudes toward Neighborhoods: How Americans Choose to Live (Working paper N 49). Cambridge, Mass.: Joint Center for Urban Studies of the Massachusetts Institute of Technology & Harvard University. • Collins A., Pancoast D. (1976). Natural Helping Networks. Wash., D. C: National Association of Social Workers. • Cunningham J. V. (1983). Power, Participation and Local Government: The Communal Struggle for Parity.— Journal of Urban Affairs, 5(3), 257—266. • Cunningham J. V., Kotler M. (1983). Building Neighborhood Organizations. Notre Dame, Ind.: University of Notre Dame Press. • Downs A. (1981). Neighborhoods and Urban Development. Wash., D. C: The Brookings Institution. • Ecklein J. L., LaufferA.A. (Eds.) (1972). Community Organizers and Social Planners. N. Y.: John Wiley <Sr Sons. • Gottlieb B. (1982). Social Support in the Workplace. In: D. Biegel, A. Naparstek (Eds.). Community Support Systems and Mental Health: Practice, Theory and Research. N. Y.: Springer Publishing Co. • Hallman H. W. (1974). Neighborhood Government in a Metropolitan Setting. Beverly Hills, Calif.: Sage Publications. • HallmanH.W. * 1984a). Defining Neighborhood.— Urban Resources 1(3), 6. • Hallman H. W. (1984b). Neighborhoods: Their Place in Urban Life. Beverly Hills, Calif.: Sage Publications. • Kamerman S., KahnA. (1976). Social Services in the United States: Policies and Programs. Philadelphia: Temple University Press. • Keller S. (1968). The Urban Neighborhood: A Sociological Perspective. N. Y.: Random House. • KotlerM. (1969). Neighborhood Government. Indianapolis, Ind.: Boobs-Merrill Co. • LitwakE. (1979). Support Networks and the Disabled: The Transition from the Community to the Institutional Setting.— Paper presented at the annual meeting of the Gerontological Society. Wash., D. C. • Litwak E., Szelenyi I. (1969). Primary Group Structures and Their Functions: I- in, Neighbors and Friends.— American Sociological Review, 34(4) 465—481. • Mann P. (1970). The Neighborhood. In: R. Gutman, D. Popenoe (Eds.). Neighborhood, City and Metropolis (p. 568—583). N. Y.: Random House. • Morris D., Hess К (1975). Neighborhood Power: The New Localism. Boston: Beacon Press. • Moskowitz E., Simpson D. (1984). Experiments in Neighborhood Empowerment: Chicago as a Laboratory.— Urban Resources, 1 (3), 27—34. •Naparstek A., Biegel D., Spiro H. (1982). Neigborhood Networks for Humane Mental Health Care. N. Y.: Plenum Press. • PallenJ. J., London B. (Eds.) (1984). Gentrification, Displacement and Neighboehood Revitalization. Albany: State University of New York Press. • Perlman R., Gurin A. (1972). Community Organization and Social Planning. N. Y.: John Wiley & Sons. • RoosJ. L.BrodenT. F. (1976). Neighborhood Conservation. South Bend, Ind.: South Bend Observatory. • Sarason S, et al. (1977). Human ServicesandResource Networks. 331 ТРАНС АКТНЫЙ АНАЛИЗ San Francisco: Jossey-Bass. • Schill M. H., Nathan R. P. (1983). Revitalizing America's Cities. Albany: State University of New York Press. • Suttles G. D. (1972). The Social Construction of Communities. Chicago: University of Chicago Press. • Warren R. В., Warren D.I. (1977). The Neighborhood Organizer's Handbook. Notre Dame, Ind.: University of Notre Dame Press. ТЕХНИЧЕСКАЯ СФЕРАМ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА. См. Организационные связи местной общины; Социальная работа в производственной сфере. ТОРГОВЛЯ. См. Лицензирование социальных услуг; Национальная ассоциация социальных работников. ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ Созданная в начале 50-х годов Эриком Берном теория анализа межличностных взаимодействий является теорией личности и методом анализа, прогнозирования и изменения человеческого поведения. Не вдаваясь в детали, это поведение можно определить как взаимодействие человеческих существ друг с другом. Описание Берном структуры личности положило начало теории, которая объясняет, почему люди мыслят, чувствуют и действуют именно так, а не иначе. Ученики и последователи Берна расширили и развили его идеи в законченную теорию личности и создали систему социального вмешательства, или психотерапии. Теория межличностного взаимодействия основана на следующих посылках (К. Штейнер, 1974): 1. Люди рождаются оптимистами как в отношении себя, так и в отношении других. 2. Какими бы ни были их возрастные, социальные, эмоциональные или физические затруднения, люди нуждаются в том, чтобы участвовать в процессе решения проблем своей собственной жизни, и способны это сделать. 3. Все социальные и эмоциональные трудности преодолимы при адекватных знаниях и соответствующем подходе. Истоки Фундаментальной частью трансактно-го анализа стали идеи 3. Фрейда. Как врач, Берн считал, что болезнь и физиологические проблемы являются реакцией на внешние и внутренние стрессы; он подчеркивал, что эффективная терапия предполагает изменение окружающих человека природных и социальных связей. Вслед за Юнгом, Рейком, Дарвином и другими Берн изучал природу человеческой интуиции. Он определял интуицию (1977) как знание, полученное субъектом с помощью чувств, причем субъект не может точно сказать, каким образом это знание было получено. Эта работа об интуиции явилась основой теории Берна о подсознательном, которое он определил как воспоминание о былых чувствах и опыте. Будучи сторонником Э. Эриксона, он подчеркивал важность для развития личности того жизненного опыта, который она приобретает на каждой стадии развития. Мысли Берна об актуальных воспоминаниях, хранящихся в мозге, получили подтверждение в работе невролога Уилдера Пенфилда (1952). Эксперименты с электрической стимуляцией мозга показали, что подобные воспоминания о событиях, включая цвет и запах, постоянно фиксируются мозгом и могут быть актуализированы. Берн понял, что его пациенты отчасти являются детьми. Он обращался к ним как к молодым людям, и это имело смысл, поскольку система их мыслей, чувств и форм поведения отчасти воспроизводила их детское Эго. Клиент "вновь испытывает те эмоции, которые в нем первоначально вызвала данная ситуация, и дает им те же самые объяснения, будь они истинными или ложными, которые он уже использовал для прояснения своего жизненного опыта" (Э. Берн, 1961). Берн также выделял две другие части, или состояния Эго, которые существуют одновременно с детским Эго. Его интерес к актуализируемым феноменологическим или действительным событиям в жизни его клиентов положил начало его разрыву с теорией бессознательного 3. Фрейда. Он начал думать о другой структуре личности. 332
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|