Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль социальных работников




Социальные работники могут играть не­сколько ролей в микрорайоне. Однако, чтобы осуществлять эффективное вмешательство, они должны знать о концептуальных пробле­мах, связанных с дефиницией микрорайона и определением его границ, с ролью и функци­ями, которые осуществляет микрорайон в от­ношении различных групп населения и об­щины в целом.

В этом разделе рассматривается участие социальных работников в оказании гумани­тарных услуг, организации общины, разви­тии и планировании общины. Социальные работники занимаются практической дея­тельностью, используя свои навыки в реше­нии как мелких, так и более широких про­блем. Социальные работники почти в любой

практической области могут играть значи­тельную роль, вмешиваясь в жизнь городских микрорайонов и используя для этого свои микро- и макронавыки. Помимо того, что со­циальные работники обеспечивают персона­лом организации микрорайона, они в качест­ве сотрудников агентств, правительственных и деловых структур могут взаимодействовать с организациями микрорайонов и защищать их интересы.

Предоставление гуманитарных услуг. В отношении предоставления гума­нитарных услуг в микрорайоне социальные работники имеют три функциональные обя­занности: 1) облегчать процедуру получения социальных услуг, 2) укреплять системы по­мощи в микрорайоне, 3) развивать связи между неформальными и профессиональны­ми структурами.

Облегчение процедуры получе­ния социальных услуг. Многие исследо­вания свидетельствуют о том, что поиск и получение помощи жителями микрорайона сталкиваются со многими препятствиями, среди которых недоступность услуг, разоб­щенность служб, отсутствие их подотчетно­сти и связи между профессиональными и неформальными социальными структурами (Р. Аграноф, 1977; Ш. Камерман и А. Кан, 1976; С. Сарасонидр., 1977).

Некоторые трудности, такие, как предо­ставление услуг в неудобное время и неудоб­ное расположение служб, нехватка служб и недостаточная осведомленность социальных работников о возможностях общины, носят систематический характер. Другие трудно­сти являются "индивидуальными, или лич­ными", например чувство гордости жителей микрорайона, которое может заставить их от­рицать существование проблемы или выра­жаться в их нежелании искать необходимую профессиональную помощь.

Социальные работники могут играть важную роль, помогая преодолеть эти слож­ности и тем самым улучшить социальное об­служивание жителей микрорайона. Для до­стижения этой цели им надо лучше понимать существующие трудности, особенно харак­терные для конкретного микрорайона. Им на­до также иметь информацию о том, каким образом различные группы населения город­ского микрорайона решают свои проблемы и удовлетворяют потребности. Существует множество вариантов оказания социальной помощи, зависящих от расы, этнической и социально-классовой принадлежности, пола и личности. Социальные работники могут
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

328

черпать информацию из этнографических исследований, из общения с жителями мик­рорайона - "естественными помощниками" и лидерами общины. Они должны располагать информацией о характере проблем, с которы­ми сталкиваются подгруппы населения; о не­формальных и формальных каналах (и внут­ри микрорайона, и внешних), которые используются жителями, нуждающимися в помощи; о тех препятствиях, с которыми сталкиваются группы населения в поиске получения помощи.

Полученные данные можно подвергнуть исследованию, чтобы определить, какие пути необходимо применить в работе агентств для устранения имеющихся препятствий и ук­репления неформальных систем поддержки. Например, в общине священнослужители яв­ляются важным источником помощи и в то же время существует предубеждение против центров психического здоровья. В такой об­щине услуги в области психического здраво­охранения можно оказывать в церкви, объе­динив усилия пастора и социального работника. Когда налицо недостаточное со­циальное обслуживание, можно разработать план действий, направленных на удовлетво­рение насущных потребностей.

Укрепление систем помощи, су­ществующих в микрорайоне. Соци­альные работники могут способствовать ук­реплению существующих неформальных связей в микрорайоне и развитию обще­ственной работы, нацеленной на удовлетво­рение давно назревших потребностей, при сотрудничестве с неформальными помощни­ками. Для этого необходимо:

■ знать, какую роль играют неформальные помощники в жизни своих клиентов и в чем состоит их роль по оказанию помощи жите­лям микрорайона в целом. Эту информацию можно использовать в непосредственной кли­нической (практической) работе, в которой система естественной помощи может быть мобилизована на поддержку планов профес­сионального вмешательства. Б. Готтлиб (1982) отметил, что естественные связи могут препятствовать желанию отдельных людей последовать советам специалиста, и подчерк­нул, что непрофессиональная и профессио­нальная системы помощи должны координировать свои усилия;

■ создавать дополнительные службы, спо­собствующие взаимному обмену информа­цией о возможности сотрудничества с естественными помощниками. Исследования показали, что профессиональные помощни-

ки располагают в основном информацией о возможностях профессиональной системы, тогда как неформальные помощники — о не­формальных возможностях. Такое взаимо­действие может пойти на пользу как профессионалам, так и естественным помощ­никам;

■ привлекать неформальных помощников к планированию задач и целей агентства. Агентства, даже при самой тщательной раз­работке своих программ, обычно не использу­ют информацию естественных помощников. Однако эти помощники — благодаря своим контактам, опыту и знаниям — могут быть ценным источником информации для агент­ства, занятого планированием своего будуще­го курса;

■ поддерживать неформальных помощни­ков в их работе путем их консультирования (А. Коллинс и Д. Панкост, 1976). Подобная деятельность могла бы помочь помощникам лучше узнать возможности агентства, повы­сить их компетентность и обогатить опыт, а также способствовала бы расширению не­формальных структур обслуживания, что по­зволило бы им обслуживать большее количество клиентов;

■ работать вместе с неформальными по­мощниками в целевых группах, комитетах и т. п. Став частью неформального сектора, со­циальные работники достигают слияния профессионального и непрофессионального опыта, что помогает решать проблемы общи­ны.

Развитие связи между нефор­мальными и профессиональными структурами. Только что предложенные стратегии работы с неформальными помощ­никами могут укрепить взаимосвязи между неформальными и профессиональными структурами. Правда, на уровне общенацио­нальной политики широко распространено и поддерживается понятие партнерства, не­обходимого для улучшения работы системы гуманитарного обслуживания и более эффек­тивного использования фондов. Однако на практике такого партнерства добиться значи­тельно сложнее, чем в теории. Поэтому соци­альные работники должны знать о сложно­стях, которые могут сдерживать развитие тесного сотрудничества на базе микрорайона.

Партнерству может помешать отсутствие информации о тех видах услуг, которые пре­доставляются другими помощниками и сис­темами помощи. Не только специалисты не ведают о важной роли, которую играют не­формальные помощники, но и последние ча

329

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

сто не в состоянии оценить объем, значимость и эффективность услуг, которые они оказы­вают.

Изоляция структур помощи очевидна как на внешнем, так и на внутреннем уровне. В книге под редакцией Д. Бигеля и А. Нейпа-стека (1982) сообщается о том, что католиче­ские священники соседних приходов не зна­ют о консультативной деятельности друг друга; что администраторы психиатрических клиник, расположенных в полумиле друг от друга, никогда не встречаются, хотя обслу­живают один и тот же микрорайон; что не­формальные помощники не знают о своих коллегах, живущих рядом и оказывающих своим соседям те же услуги. Если говорить о разных структурных уровнях, то незнание неформальных и профессиональных помощ­ников о фактической и потенциальной роли друг друга мешает установлению эффектив­ных связей.

Даже когда они знают о возможностях друг друга, они могут исповедовать разные ценности, а значит, ставить под сомнение де­ятельность другого. Различия в образовании, опыте, классовой и этнической принадлеж­ности также осложняют взаимные отноше­ния неформальных помощников и професси­оналов.

Организация, развитие и плани­рование общины. В этом отношении со­циальные работники могут делать следую­щее: 1) помогать создавать новые организации, 2) защищать интересы микро­района, 3) улаживать конфликты, 4) зани­маться политической деятельностью, 5) обес­печивать техническую экспертизу и консультирование (Д. Биклен, 1983).

Помощь в создании новых орга­низаций микрорайона. Не в каждом микрорайоне есть организация, которая за­нимается структурными проблемами, защи­той населения, развитием общины или оказа­нием социальных услуг. Социальные работники вместе с общиной и руководителя­ми организаций могут помочь в создании представительных организаций, которые должны защищать интересы жителей микро­района.

Защита интересов микрорайо­на. Независимо от характера своей практи­ческой деятельности социальные работники могут защищать интересы жителей микро­района, помогать им защищать себя или под­держивать усилия официальных представи­телей микрорайона, направленные на

улучшение обслуживания жилищного фон­да, школ, а также на решение многих других проблем.

Улаживание конфликтов между государственными институтами, частным бизнесом и организация­ми микрорайона. Конфликты часто воз­никают, по определению Дж. Каннингема (1983), между структурами экономическими и общинными. Общинные организации силь­ны поддержкой народа, который голосовал за них на выборах, тогда как экономические структуры сильны мощью кошелька. По­скольку социальные работники часто сталки­ваются с группами, которые представляют оба интереса, они могут быть эффективными посредниками и помогать организациям за­воевывать союзников вне микрорайона.

Политическая деятельность. Участие социальных работников в политике на стороне организации микрорайона выли­вается в самые разные формы, начиная от помощи в регистрации избирателей и просве­тительской деятельности во время избира­тельной кампании и кончая руководством го­сударственной структурой.

Обеспечение технической экс­пертизы U консультаций. Будучи об­разованными и опытными профессионалами, социальные работники способны помочь группам микрорайона в различных областях, таких, как планирование, развитие про­грамм, менеджмент, сбор средств, професси­ональное обучение, исследования и оценка.

Заключение

Определение понятия, роли и функций городских микрорайонов зависит от того, ко­му оно принадлежит. Городские жители по-разному используют ресурсы микрорайона, связаны первичными и вторичными (по зна­чимости) отношениями в микрорайоне, уча­ствуют в добровольческих организациях на базе микрорайона и испытывают привязан­ность, верность и долг по отношению к месту их проживания. Представим себе белого или чернокожего рабочего, который имеет собст­венный дом, проживает в микрорайоне свы­ше 20 лет, работает поблизости и ходит в местную церковь, посещает районный этни­ческий клуб, участвует в районных церков­ных организациях. Все человеческие привя­занности его относятся к людям, живущим в том же микрорайоне. Ясно, что этот человек отличается от людей другого типа — от бед­ного жителя микрорайона, который живет в
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

330

регионе с высокой преступностью и за по­следние пять лет три раза менял квартиру; от негра, семья которого живет в микрорайоне, где 95% населения составляют белые, выра­жающие свое недовольство соседством чер­ных; от домовладельца средней руки, чьи близкие родственники, друзья и т. д. живут за пределами микрорайона. Ясно, что каждый из упомянутых людей будет по-своему отно­ситься к микрорайону, в котором живет. Но как бы каждый из них ни относился к микро­районам, с функциональной точки зрения их реальность и действенность очевидна, а пото­му требует дальнейшего серьезного изучения.

Дэвид Бигель

См. также: Группы взаимной помощи; Есте­ственные источники помощи; Сеттль­менты и территориальные центры; Территориальная община: социальные действия.

• AgranoffR. (1977). Services Integration. In: W. F. Anderson, B. J. Frieden, M. J. Murphy (Eds.). Managing Human Services (p. 527— 561). Wash., D. C: International City Management Association. • Ahlbrandt R. Jr., (1984). Neighborhoods, People and Community. N. Y.: Plenum Press. • Ahlbrandt R., Jr., Cunningham J. V. (1979). A New Public Policy for Neighborhood Revitalization. N. Y.: Praeger Publishers. • Berger P., Neuhaus R. С ■■'7' To Empower People: The Role of Mediating Institutions. Wash., D. C: American Enterprise Institute for Public Policy Research. • Biegel D., NaparstekA. (Eds.) (1982). Community Support Systems and Mental Health: Practice, Theory and Research. N. Y.: Springer Publishing Co. • BiegelD., ShermanW. (1979). Neighborhood Capacity Building and the Ethnic Aged. In: D. Gelfand, A. Kutzik (Eds.). Ethnicity and Aging (p. 320—340). N. Y.: Springer Publishing Co. • Biklen D. P. (1983). Community Organizing: Theory and Practice. Englewood Cliffs, N. J.: Preniice-Hall. • BurghardtS. (1982). Organizing for Community Action. Beverly Hills, Calif.: Sage Publications. • Caplan G. (1974). Support Systems and Community Mental Health. N. Y.: Behavioral Publications. • ColemanR. P. (1978). Attitudes toward Neighborhoods: How Americans Choose to Live (Working paper N 49). Cambridge, Mass.: Joint Center for Urban Studies of the Massachusetts Institute of Technology & Harvard University. • Collins A., Pancoast D. (1976). Natural Helping Networks. Wash., D. C: National Association of Social Workers. • Cunningham J. V. (1983). Power, Participation

and Local Government: The Communal Struggle for Parity.— Journal of Urban Affairs, 5(3), 257—266. • Cunningham J. V., Kotler M. (1983). Building Neighborhood Organizations. Notre Dame, Ind.: University of Notre Dame Press. • Downs A. (1981). Neighborhoods and Urban Development. Wash., D. C: The Brookings Institution. • Ecklein J. L., LaufferA.A. (Eds.) (1972). Community Organizers and Social Planners. N. Y.: John Wiley <Sr Sons. • Gottlieb B. (1982). Social Support in the Workplace. In: D. Biegel, A. Naparstek (Eds.). Community Support Systems and Mental Health: Practice, Theory and Research. N. Y.: Springer Publishing Co. • Hallman H. W. (1974). Neighborhood Government in a Metropolitan Setting. Beverly Hills, Calif.: Sage Publications. • HallmanH.W.

* 1984a). Defining Neighborhood.— Urban Resources 1(3), 6. • Hallman H. W. (1984b). Neighborhoods: Their Place in Urban Life. Beverly Hills, Calif.: Sage Publications. • Kamerman S., KahnA. (1976). Social Services in the United States: Policies and Programs. Philadelphia: Temple University Press. • Keller S. (1968). The Urban Neighborhood: A Sociological Perspective. N. Y.: Random House.

• KotlerM. (1969). Neighborhood Government. Indianapolis, Ind.: Boobs-Merrill Co. • LitwakE. (1979). Support Networks and the Disabled: The Transition from the Community to the Institutional Setting.— Paper presented at the annual meeting of the Gerontological Society. Wash., D. C. • Litwak E., Szelenyi I. (1969). Primary Group Structures and Their Functions: I- in, Neighbors and Friends.— American Sociological Review, 34(4) 465—481. • Mann P. (1970). The Neighborhood. In: R. Gutman, D. Popenoe (Eds.). Neighborhood, City and Metropolis (p. 568—583). N. Y.: Random House. • Morris D., Hess К (1975). Neighborhood Power: The New Localism. Boston: Beacon Press. • Moskowitz E., Simpson D. (1984). Experiments in Neighborhood Empowerment: Chicago as a Laboratory.— Urban Resources, 1 (3), 27—34. •Naparstek A., Biegel D., Spiro H. (1982). Neigborhood Networks for Humane Mental Health Care. N. Y.: Plenum Press. • PallenJ. J., London B. (Eds.) (1984). Gentrification, Displacement and Neighboehood Revitalization. Albany: State University of New York Press. • Perlman R., Gurin A. (1972). Community Organization and Social Planning. N. Y.: John Wiley & Sons. • RoosJ. L.BrodenT. F. (1976). Neighborhood Conservation. South Bend, Ind.: South Bend Observatory. • Sarason S, et al. (1977). Human ServicesandResource Networks.

331

ТРАНС АКТНЫЙ АНАЛИЗ

San Francisco: Jossey-Bass. • Schill M. H., Nathan R. P. (1983). Revitalizing America's Cities. Albany: State University of New York Press. • Suttles G. D. (1972). The Social Construction of Communities. Chicago: University of Chicago Press. • Warren R. В., Warren D.I. (1977). The Neighborhood Organizer's Handbook. Notre Dame, Ind.: University of Notre Dame Press.

ТЕХНИЧЕСКАЯ СФЕРАМ СОЦИ­АЛЬНАЯ РАБОТА. См. Организацион­ные связи местной общины; Социальная работа в производственной сфере.

ТОРГОВЛЯ. См. Лицензирование соци­альных услуг; Национальная ассоциация со­циальных работников.

ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ

Созданная в начале 50-х годов Эриком Берном теория анализа межличностных вза­имодействий является теорией личности и методом анализа, прогнозирования и измене­ния человеческого поведения. Не вдаваясь в детали, это поведение можно определить как взаимодействие человеческих существ друг с другом. Описание Берном структуры лично­сти положило начало теории, которая объяс­няет, почему люди мыслят, чувствуют и дей­ствуют именно так, а не иначе. Ученики и последователи Берна расширили и развили его идеи в законченную теорию личности и создали систему социального вмешательства, или психотерапии. Теория межличностного взаимодействия основана на следующих по­сылках (К. Штейнер, 1974):

1. Люди рождаются оптимистами как в отношении себя, так и в отношении других.

2. Какими бы ни были их возрастные, со­циальные, эмоциональные или физические

затруднения, люди нуждаются в том, чтобы участвовать в процессе решения проблем своей собственной жизни, и способны это сде­лать.

3. Все социальные и эмоциональные трудности преодолимы при адекватных зна­ниях и соответствующем подходе.

Истоки

Фундаментальной частью трансактно-го анализа стали идеи 3. Фрейда. Как врач, Берн считал, что болезнь и физиологические проблемы являются реакцией на внешние и внутренние стрессы; он подчеркивал, что эф­фективная терапия предполагает изменение окружающих человека природных и соци­альных связей. Вслед за Юнгом, Рейком, Дарвином и другими Берн изучал природу человеческой интуиции. Он определял инту­ицию (1977) как знание, полученное субъек­том с помощью чувств, причем субъект не может точно сказать, каким образом это зна­ние было получено. Эта работа об интуиции явилась основой теории Берна о подсозна­тельном, которое он определил как воспоми­нание о былых чувствах и опыте. Будучи сто­ронником Э. Эриксона, он подчеркивал важность для развития личности того жиз­ненного опыта, который она приобретает на каждой стадии развития.

Мысли Берна об актуальных воспомина­ниях, хранящихся в мозге, получили под­тверждение в работе невролога Уилдера Пенфилда (1952). Эксперименты с электри­ческой стимуляцией мозга показали, что по­добные воспоминания о событиях, включая цвет и запах, постоянно фиксируются мозгом и могут быть актуализированы. Берн понял, что его пациенты отчасти являются детьми. Он обращался к ним как к молодым людям, и это имело смысл, поскольку система их мыс­лей, чувств и форм поведения отчасти восп­роизводила их детское Эго. Клиент "вновь ис­пытывает те эмоции, которые в нем первоначально вызвала данная ситуация, и дает им те же самые объяснения, будь они истинными или ложными, которые он уже использовал для прояснения своего жизнен­ного опыта" (Э. Берн, 1961). Берн также вы­делял две другие части, или состояния Эго, которые существуют одновременно с детским Эго. Его интерес к актуализируемым феноме­нологическим или действительным событиям в жизни его клиентов положил начало его разрыву с теорией бессознательного 3. Фрей­да. Он начал думать о другой структуре лич­ности.
ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ

332

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...