Предпосылки Холокоста. «еврейский» вопрос.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Введение Это смерть на войне с оружием в руках, смерть людей, которые оставили свой дом, семью, пашню, песни, книги, традицию и историю. Это – пересечение древа жизни. Это гибель корней, а не только веток и листьев. Это убийство души и тела народа… Это уничтожение нации. Василий Гроссман Годы войны и немецкой оккупации принесли неимоверные страдания и смерть многим миллионам советских граждан. Геноцид евреев, проводимый фашистской Германией, обычно называют греческим словом «Холокост», что значит «Всесожжение», а на иврите «Шоа» - Катастрофа. До войны в СССР жили свыше пяти миллионов евреев. Более трех миллионов из них оказались на оккупированной территории, где была уничтожена практически половина жертв Холокоста, причем без газовых камер и крематориев. Холокост унес жизни около шести миллионов евреев. Но что такое цифры? Они столь огромны, что легко могут превратиться в абстракцию, утерять подлинный, человеческий смысл. Но за каждой цифрой – дети, родители, родственники, каждое имя – это друг, сосед и любимый, это навеки потерянное будущее. Эта катастрофа коснулась и нашей республики. Что же произошло в том далеком 1942 году близ нашего села Троицкое? Какая трагедия? Ответы на эти и другие вопросы мы искали в процессе данной исследовательской работы. Надеемся, что эта работа станет не только источником информации, но и послужит данью памяти тем, кто стал жертвами крайнего проявления антисемитизма. Таким образом, целью работы является сбор материала по истории Холокоста на территории с.Троицкое для развития деятельности по увековечиванию памяти евреев-жертв фашизма и воспитания толерантности, милосердия у подрастающего поколения. Для достижения этой цели я поставил следующие задачи:
1. Изучить литературу, связанную с Холокостом; 2. Продолжить поиск информации (изучение архивного материала, встречи с очевидцами), связанной с историей Холокоста на территории с.Троицкое; 3. Начать работу по сбору материала о Холокосте на территории Калмыкии; 4. Подготовить и провести беседы, экскурсии среди учащихся 4-5 классов по теме исследования; 5. Организовать уборку территории Меноры – памятника павшим евреям; 6. Составить план-график по проведению субботников на территории Меноры в дальнейшем и предложить его на рассмотрение детской ученической организации гимназии «Очн».
Литературный обзор. Знание о Холокосте не может и не должно быть политическим товаром. Об этом событии следует писать, неукоснительно соблюдая научные стандарты. В отношении Холокоста на территории бывшего Советского Союза выполнить такое требование не всегда легко, поскольку многие годы научные исследования этой темы в СССР не поощрялись. Лишь недавно в России были открыты архивы и опубликованы результаты независимых исследований. В нашей стране создан Научно-просветительский центр «Холокост». Усилиями его сотрудников были подготовлены различные по жанру издания, посвященные истории катастрофы. В числе этих изданий статья Гефтера М.Я. «Мир Холокоста XX века». Автор попытался показать причины этого страшного явления XX века. Он говорит, что люди должны говорить на эту тему. Быть откровенным при ее обсуждении и не бояться остроты возникающих вопросов. Книги Кузнецова А. и Ляховицкого Ю. написаны ярким, пронизывающим языком. Иллюстрации, на которых изображены жертвы нацизма, выступают как набат, предостерегающий человечество от беды. Книга Примо Леви «Передайте об этом детям вашим…» представляет собой свидетельство того, что многолетняя стена умолчания Холокоста в России разрушена. Признание Холокоста означает, что отныне наша страна входит в общий ряд цивилизованных стран, для которых эта катастрофа воспринимается как общечеловеческая, а не только национальная трагедия. Осознание трагедии Холокоста занимает важное место в программе по толерантности, созданной по инициативе Председателя Правительства В.В.Путина.
Архивный отдел ЦРМО Республики Калмыкия сегодня имеет на хранении 64 фонда, в количестве 11023 единиц. Работают два сотрудника. Филимонова Раиса Николаевна – бывший архивариус, оказала большую помощь в работе над темой «Холокост. Еврейская круча». Ею были переданы следующие документы: списки расстрелянных евреев, письмо Хигер Л.В. и газетный материал.
ПРЕДПОСЫЛКИ ХОЛОКОСТА. «ЕВРЕЙСКИЙ» ВОПРОС. Выступая в рейхстаге 30 января 1939 года, Гитлер говорил: «Сегодня я вновь буду пророком. Если еврейским финансистам в Европе и за ее пределами удастся втянуть народы мира в мировую войну, то результатом будет не большевизация мира и, следовательно, победа евреев, а уничтожение еврейской расы в Европе». Гитлер оказался в числе руководителей этой партии, отличившись публичными выступлениями против евреев. Экономическая депрессия, крайний национализм как реакция на поражение в первой мировой войне, беспорядки, разочарование в демократии пробудили во многих немцах яростный антисемитизм. Воспользовавшись общим недовольством и экономическими трудностями, Гитлер утверждал расистскую теорию, открыто выступая против евреев. Евреи были обвинены в поражении Германии, в распространении коммунистических идей, в стремлении разрушить демократические режимы в Европе. В книге «Mein Kampf» («Моя борьба») в 1923 г. Гитлер утверждал, что евреи не способны к продуктивной деятельности, не могут создать своего государства, а потому используют творческую энергию других наций. Они якобы поставили себе целью поработить наиболее активные народы. Гитлер провозгласил беспощадную борьбу против еврейства – за чистоту немецкой расы. Он считал себя призванным спасти мир от «еврейского засилья». Приход фашистов к власти в Германии означал утверждение антисемитизма как одной из основ государственной политики.
После захвата Австрии, Чехословакии и вторжения в Польшу руководство гитлеровского государства начало готовиться к установлению в Европе «нового порядка». Самые жуткие планы вынашивались в отношении евреев. В секретном приказе начальника службы безопасности Рейнхарда Гейдриха от 21 сентября 1939 года была определена политика нацистов по отношению к евреям Польши. Всех евреев следовало вывезти из небольших городов – в гетто; почти вся собственность евреев подлежала конфискации. Вторжение гитлеровской армии в СССР 22 июня 1941 года ознаменовало собой новый этап антиеврейской политики фашистов. Вслед за германскими армиями на оккупированные территории Советского Союза вступали мобильные подразделения - айнзацгруппы, главной задачей которых было уничтожение «враждебных элементов» в завоеванной зоне. Массовые убийства советских евреев часто осуществлялись при поддержке местного нееврейского населения. Евреев вынуждали выходить из городов на окраины, заставляли рыть глубокие рвы, а затем расстреливали. Подобным образом в Литве, Белоруссии, на Украине были осуществлены десятки массовых убийств. 29-30 сентября 1941 г. в Бабьем Яре, на окраине Киева были расстреляны десятки тысяч евреев. Однако метод массовых убийств, используемых айнзацгруппами, вскоре был признан неэффективным для достижения целей, поставленных Гитлером. 20 января 1942 года состоялась конференция в пригороде Берлина – Ванзее. Крупные нацистские деятели обсуждали пути выполнения приказа Германа Геринга о проведении мероприятий «для окончательного решения еврейского вопроса в сфере германского влияния». Было решено создать в Польше шесть лагерей смерти, куда депортировалось еврейское население Европы (Треблинка, Хелм, Собибур, Майданек, Освенцим, Белжец). В этих лагерях уничтожение людей проводилось на индустриальной основе. Были оборудованы газовые камеры и печи для сжигания трупов – крематории. В конце1941-начале 1942 гг. в Прибалтике, в Белоруссии и на Украине гитлеровцы приступили к ликвидации гетто. Их обитателей либо уничтожали, либо перевели в лагеря смерти. Туда направлялись эшелоны с евреями из оккупированных западноевропейских стран, из Украины, Белоруссии, Прибалтики, из западной России. Прибывающие на железнодорожные станции под предлогом приведения себя в порядок после дороги направлялись в «душевые». В помещение подавался газ «циклон В» - через 5 минут люди, находившиеся в газовой камере, погибали. В Освенциме за один день подобным образом убивали 12 тысяч человек, тела, которых впоследствии сжигали в печах крематория.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|