Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Память о холокосте – путь к толерантности.




На кровавой карте Холокоста есть много мест, ставших символами этой трагедии. Освенцим, Треблинка, Майданек, Бабий Яр — не просто географические названия; каждое из них до сих пор заставляет содрогаться сердце.

Годы замалчивания Холокоста остались позади. Но до сих пор места гибели зачастую остаются в безвестности, и не отдельные могилы, а рвы, наполненные невинными жертвами, поросли травой и сровнялись с землей. Теперь и в селе Троицкое есть памятный знак, место, куда можно прийти и поставить свечу, чтобы робкий огонек, колышущийся на ветру, воскресил память не только о тех, кто здесь пал, но и обо всех родных и близких, могилы которых безвестны.

В процессе исследовательской работы были подготовлены и проведены беседы по данной теме среди учащихся 5-9 классов, организованы экскурсии к мемориалу «Менора». Прослушал лекцию кандидата педагогических наук Л.Д.Мунчиновой об истории Холокоста. Она говорила о том, что молодежь мало знает об этой кровавой трагедии. Почему так сложилось? И нужно ли помнить это трагическое явление в истории человечества? Она считает, что ответы на эти вопросы чрезвычайно важны для современного мира и, в частности, для молодежи.

Мне отрадно было узнать в процессе данного исследования, что память о Холокосте, о других событиях войны жива в сердцах односельчан. И чтобы о тех страшных событиях не забывали мы, подрастающее поколение, делается немало.

Так, например, детский танцевальный ансамбль «Веселая карусель» принял участие в детско-юношеском фестивале в г.Москве. Фестиваль был организован Еврейским центром искусств и в нем принимали участие еврейские художественные коллективы из стран ближнего зарубежья. Дети из нашего района получили приглашение на фестиваль как знак огромной благодарности и признательности потомкам тех людей, кто оказывал помощь еврейскому народу в годы Великой Отечественной войны. И кто, по истечению многих лет сохранил и увековечил память о погибших представителях этого народа на территории нашего района. В числе организаторов фестиваля был В.Б.Плисс – кантор, представитель конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России.

В дни фестиваля произошла еще одна незабываемая встреча. К делегации Целинного района обратилась пожилая женщина, представилась Евгенией Романовной Роговской. Оказалось, что она в годы войны, в 1941-1921 гг. находилась в эвакуации, в Элисте, в составе Симферопольского театра. С приближением фашистов театр был эвакуирован дальше, в Казахстан. С тех пор прошло много времени. Но Е.Р.Роговская до сих пор с большой душевной теплотой и благодарностью вспоминает жителей нашей республики. Она помнит и наш город, как он выглядел в те годы, и даже нашу калмыцкую национальную кухню. Евгения Романовна сейчас живет в Москве.

В национальном архиве было обнаружено письмо. Хигер Любовь Владимировна, жительница города Днепропетровска, которая обращалась в Элистинский горвоенкомат с просьбой оказать содействие в поиске ее отца Шустера Владимира Абрамовича, который был призван на фронт в 1942 году из с.Троицкое. Она сообщала, что по ее сведениям он попал в Троицкий РВК. Ее письмо датировано 18 ноября 1990 г. По воспоминаниям односельчан, данным архивного материала, начальник районного архива Филимова Раиса Николаевна установила, что Сушсер В.А. упомянутый в Книге Памяти, как пропавший без вести в июне 1942 года и есть Шустер В.А. ее отец.

Холокост и Депортация…Это страшное сочетание слов и по сей день возникает внезапно, чтобы обжечь, остановить, чтобы предостеречь. Это элементы одной трагедии.

Из докладной записки Берии Сталину: «В соответствии ч указом Президиума Верховного Совета и постановлением СНК от 28 октября 1943 года НКВД СССР осуществлена операция по переселению лиц калмыцкой национальности в восточные районы… Всего 46 эшелонов, 28612 семей или 93139 переселенцев, которые отправлены к местам расселения…»[4]

Калмыки – едва ли не единственный народ, который депортировался крайне рассредоточено: от Новосибирска до Заполярья.

Катастрофа для несчастных детей, несчастных родителей: у них отняли будущее, у других – прошлое, у всех – человеческие права: из них 60% дети до 16 лет под стражу с ярлыком бандита, предателя, не говоря уже о растоптанных, поруганных судьбах воинов, многие из которых были награждены боевыми орденами и медалями. Жестокая судьба ожидала их семьи. Многие депортированные не смогли перенести лишений и тягот переезда, голод. Степняки не выдерживали непривычного климата. Одни за другими поступали сообщения с мест о высокой смертности переселенцев, как в пути следования, так и в районах поселения.

Дети тех страшных дней – сегодняшние старики свидетельствуют, они – живая память народа, они помнят не только зло. Они помнят солдат, которые не скрывали слез, помогали растерянным людям собирать вещи. Иные из них сами подбирали все самое необходимое. Народ благодарит их за человечность.

Вспоминает Шалбуров Виктор Сергеевич: «Родился я в 1934 году в селе Улан-Хөөч. Очень рано остался круглым сиротой. Воспитывала меня бабушка, иногда меня к себе брала тетя Поля. Когда учился во втором классе, пришла лихая пора – декабрь 1943 года. Нас погрузили в вагоны без нар. В щели задували ветры. Были семьи, поднятые прямо с постели, разутые, раздетые, без еды. Делились друг с другом всем, что имели.

Ехали долго. На полустанках двери открывались, людей выпускали по нужде. Под дулами солдат оправлялись, как могли. Шаг в сторону воспринимался как побег, расстреливали без предупреждения. Остановки использовались и для очищения вагонов от покойников. Некоторые люди прятали умерших родственников, надеясь похоронить их на месте, но солдаты автоматами заставляли вытаскивать из вагонов умерших. Вагоны трогались – мертвые матери, отцы, дети оставались на снегу. Бабушка все время плакала.

В Сибири она меня отдала в детский дом, так как тяжело заболела. Я помню большое количество детей в странном помещении: серо, сыро, нет окон, крыша текла. Дети умирали. В связи с этим возросла и беспризорность. Я тоже убежал оттуда. Стал бродить по людям: кто накормит мерзлой картошкой, кто даст кусок хлеба. Мир не без добрых людей. Это ощутил я на себе и повзрослев я понял, что жалость к несчастным детям диктовалось не только общечеловеческими воззрениями, но и запрятанным глубоко внутри христианским чувством милосердия. Ведь издавна на Руси говорили: «Не строй семь церквей, а пристрой семь детей».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ.

Человечество никогда не сможет полностью осмыслить Холокост. И все же отрицание реальности Холокоста, равнодушие к его событиям ставит под угрозу наше будущее. Холокост – черная дыра в истории Европы и современного мира. Но надо помнить, что такие люди, как мы с вами, год за годом планировали, осуществляли массовые убийства. Это был добровольный и сознательный выбор.

Все взрослые люди обязаны объяснить своим детям, что верный выбор всегда соседствует с неверным, преступным. И, чтобы сделать в жизни верный выбор, мы должны понимать, во что обойдется ошибка, извлекать уроки из прошлого. «Тяжело и малоприятно погружаться в эту пучину зла, - размышляет Примо Леви – есть искушение, поморщившись, отвернуться и отключить сознание. Этому искушению нельзя поддаваться».[5]

Мы должны всегда помнить о Катастрофе, потрясшей XX век. Пепел миллионов погибших должен стучать в наши сердца. История Холокоста, незаживающая кровавая рана человечества, должна дойти до сознания каждого жителя земли. Должна, ибо она - предупредительный сигнал всему роду людскому - будьте бдительны, знайте, что таят в себе расовые предрассудки, знайте - как опасны тоталитарные режимы. Знание о Холокосте необходимо всему человечеству, если оно не желает возвращаться в кровавые годы фашизма.

Изучение страшного прошлого – это не только сохранение памяти о погибших, но и одно из условий выживания современного человека. Этот важнейший вывод должен стать основой воспитания подрастающего поколения на принципах толерантности, милосердия. Молодежь должна пропустить через себя боль и страдания людей, чтобы каждый осознал, что будущее планеты в его руках. Эта трагедия трогает чувства людей и заставляет думать о нашем будущем.

В результате проделанной поисковой работы мы пришли к выводу, что тема Холокоста имеет еще много «белых пятен» и нам необходимо продолжить ее исследование. И несмотря на то, что память о Холокосте не угасает, еще предстоит многое узнать, изучить, а главное - переосмыслить. Мы, учащиеся Троицкой гимназии, решили взять шефство над памятником «Менора», ежесезонно проводить уборку его территории. Это будет нашим вкладом в дело увековечивания памяти о Холокосте.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...