Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Евреи в калмыкии: последний причал.




Троицкое в начале войны.

«Весть о нападении германских фашистов на советскую землю быстро разнеслась по селу. Гневом и ненавистью к врагу наполнились сердца колхозников. На митинге, где присутствовали свыше пятисот человек, Иван Кузьмич Грачов заявил: «Два моих сына находятся в рядах доблестной Красной Армии. Но и я, несмотря на свой пятидесятилетний возраст, не смогу оставаться в стороне. Я готов идти на фронт хотя бы сейчас». В своей резолюции участники митинга дают партии и правительству слово работать, не покладая рук, на дело укрепления своей родины, быть на всех участках бдительными».

С первых дней войны трудящиеся Калмыкии умножали фонды помощи фронту и государству, ускоряли темпы производства рыбной и местной промышленности, изыскивали резервы для развития сельского хозяйства, увеличивали государственные поставки сырья и продовольствия, изготовляли и собирали теплые вещи для воинов Советской Армии. Это требовало огромного напряжения сил, самоотверженного труда. Несмотря на нехватку рабочих рук, тяговой силы и техники, производственные задания, как правило, выполнялись и перевыполнялись. Женщины и подростки, заменившие ушедших в армию мужчин, становились солдатами трудового фронта. Рабочие, колхозники, интеллигенция – все трудящиеся тыла предоставляли также, как красноармейцы и партизаны, борющийся народ. Они питали армию всем необходимым, поддерживали ее дух, ее волю к сопротивлению, к победе. Армия тысячами нитей была связана с тылом.

«Для советских воинов ничего не жалели, будем работать, не считаясь со временем, и соберем теплую одежду для Красной Армии»[1], - писала секретарь Троицкого уисполкома А.Васянова.

Старейшая жительница с.Троицкое, ветеран колхоза «Родина» Колокольцева Раиса Ивановна рассказывает: «Мы пахали на быках, сеяли вручную. Зерно отправляли на фронт. Поздними вечерами после работы шили телогрейки, кисеты. Вязали носки и варежки, на которых вывязывали по два пальца, чтобы удобнее было стрелять из винтовки».

«Все для фронта, все для победы» - эти слова стали отправной точкой на протяжении всей войны для женщин нашего села. Отправив мужей на фронт, они не покладая рук, трудились в колхозе. Среди них можно назвать Кургузскину Анастасию Романовну, Захарову Анастасию Афанасьевну, Кошманову Веру Николаевну, Васькину Екатерину Дорджиевну, Скрыльникову Раису Петровну, Курдюкову Пелагею Федоровну, Кургузскину Анастасию Дмитриевну, Еременко Марию Дмитриевну.

В газете «Ленинский путь» от 28.02.1943 г. напечатано благодарственное письмо бойцов и командиров Н-ской части колхозникам Троицкого улуса.

Советские воины, не щадя своей крови и самой жизни, бьются с врагом, чтобы избавить народ от варваров. В этой борьбе Красная Армия чувствует повседневную заботу своего народа. Вот и теперь перед праздником, наша часть получила от вас подарки. Бойцы и командиры сердечно благодарят вас за них. Ваши скромные подарки воодушевляют нас на новые боевые подвиги. Даем вам, товарищи колхозники, свое обещание, что свой долг перед Родиной выполнили с честью…». По поручению бойцов и командиров письмо подписали: Бахратов, Шмитько, Мышинский.

В оккупированных врагом районах СССР советские люди сразу же повели самоотверженную героическую борьбу против немецко-фашистских захватчиков.

Партизанское движение было одним из проявлений справедливого, освободительного характера Великой Отечественной Войны.

До войны в с.Троицкое секретарь улусного комитета комсомола был Чавычалов Николай Семенович. В 1942 г. он вступил в партизанский отряд под командованием Гермашева И.Ф., который действовал в окрестностях г.Элисты.

«По неполным данным отряд напал на с.Кегульта Калмыцкой АССР, где находилась румынская рота. Партизаны ночью 22-23 октября обстреляли румын, последние бежали в панике из села за 40-45 км. Убито 18 румын. Количество раненых неизвестно. Убито трое полицейских и двое ранено. Партизанский отряд отбыл в неизвестном направлении.

В одном из боев отряд был окружен и Николай, вместе с другими партизанами был расстрелян.[2]

За время оккупации территории Троицкого улуса немецкие хищники, не стесняясь в своих действиях: грабили, уничтожали, вывозили колхозное, совхозное имущество, а также имущество колхозников: скот, хлеб, сырье, шерсть и другое. При малейшем сопротивлении грабежу, граждане подвергались избиению немецкой сворой. Помимо истреблений и издевательств немецкие изверги и головорезы расстреливали ни в чем неповинных граждан.

 

 

История еврейской кручи.

В первые месяцы войны Калмыкия стала прибежищем множества эвакуированных евреев. Бежали, в основном, с Украины, стремительно захваченной немцами. Наше степное захолустье было для них скорее перекладным пунктом по дороге на восток. Но судьба распорядилась иначе. Многие из них так и не успели проделать спасительные три сотни километров до Астрахани и остались здесь…навсегда.

На северной окраине села Троицкое есть балка, которую в народе называют Еврейской кручей. Название происходит от того, что в октябре 1942 года фашисты расстреляли там 29 евреев.

«Расстрел с ужасом наблюдало все Троицкое. И хоть балка расположена в некотором отдалении от села, она хорошо просматривается издали. Невозможно было разглядеть только лица палачей. Одеты они были в черную униформу».[3]

Накануне немцы со своими прислужниками собрали по всем домам всех евреев, списки которых, очевидно, были составлены заранее. Людям объяснили, что они будут направлены либо на работы, либо домой, либо дальше в «эвакуацию». В здании бывшего НКВД, а тогда сельской рады, их держали еще некоторое время. Оттуда октябрьским вечером 1942 года, когда еще было светло, отъехала грузовая машина. Ее сопровождали два черных автомобиля. У балки остановились. Вывели раздетых людей, издалека белели лишь их фигуры.

По свидетельству местных жителей, среди троицких эвакуированных евреев были лишь старики, малолетние дети и молодые женщины до 35 лет.

Воспоминания очевидцев.

Очевидцев того страшного события, способных что-то рассказать о несчастных переселенцах, сегодня почти не осталось.

Колесникова Анна Федоровна показала место расстрела и захоронения. В ту пору ей было 22 года. Из рассказа Анны Федоровны: «Балка Булгун огромная. К ней примыкают другие балки. Та, куда были сброшены тела расстрелянных, называется в народе Еврейской балкой или Еврейской кручей».

Из воспоминаний Емельянова Б.Н. – бывшего председателя сельсовета: «В то время мне было 12 лет. Подробности не знаю, но помню, как женщины рассказывали о том, что детей умертвляли «бескровно», смазывали каким-то ядом губы, затем, ухватив их за ручки или ножки, скидывали в балку. Взрослых расстреливали из пистолетов: каждого подводили к краю обрыва, раздавался выстрел, и человек падал вниз. Ни криков, ни плача слышно не было. Только сухие щелчки. Говорят, подросток лет 12, пасший неподалеку овец, видел все происходящее очень близко. Немцы его обнаружили и были, пока он не перестал подавать признаков жизни. Но мальчишка оклемался, приполз домой, после чего его семья немедленно уехала из села. Фамилия мальчика не то Шкурыгин, не то Шуригин. Он единственный мог рассмотреть лица убийц. Среди палачей были не только немцы, но и перешедшие на их сторону предатели. Может быть, потому и избили мальчишку».

Об этом также рассказывала Колокольцева Р.И. – ветеран колхоза «Родина».

Наталье Васильевне Ефремовой в 1942 г. было 25 лет. Она работала в колхозе. Там и познакомилась с эвакуированной Соней Костяровской. Соня – единственная из расстрелянных евреев, которую хорошо помнят старожилы. «Соня… красивая была, черненькая такая, муж у нее офицер, на фронте воевал. С нею был шестилетний сын. Было ей 30-35 лет – говорит Наталья Васильевна. «Когда всех расстреляли, собрали все мужское население Троицкого – стариков 60-70 лет. Им было приказано взять лопаты засыпать трупы землей. Два раза их хоронили. Живые они еще были. Земля дышала. Потом по-второму разу дедов с лопатами гнали к балке» - продолжала она. Из ее воспоминаний было известно, что Костяровская Соня до войны работала заведующей ювелирным магазином, золотом торговала. Во время пребывания в Троицком Соня вместе с женщинами пахала на быках землю, а позже Наталья Васильевна устроила ее помощницей повара. Жила Соня с сыном в доме Молчановой Ульяны Филипповны.

Сегодня известны всего несколько имен расстрелянных евреев. Кроме Софьи Костяровской-Перелойзен, Шотели и жительница села Мария Ивановна Рябова, которую немцы расстреляли за укрытие еврейской семьи. А также жена и трое детей Шойцеме Гертена.

Менора – вечная память.

История и память народная будут вечно хранить имена невинно расстрелянных людей.

8 мая 2000 года в Троицком на месте расстрела граждан еврейской национальности был заложен памятный камень. Перед собравшимися выступили представитель президента Республики Калмыкия В.А.Кисько, заведующая архивом Р.Н.Филимонова и другие. К подножию символического обелиска были возложены цветы.

В конце мая 2000 года по проекту скульптора С.Батиева возведен памятник выполненный в соответствии с требованиями еврейских традиций. Менора – семисвечник. Это сооружение является единственным памятником на территории постсоветского пространства, воздвигнутое в честь памяти погибших евреев. Несмотря на то, что монумент находится на окраине села, о нем не забывают. В дни памятных дат к его подножию возлагают живые цветы и венки.

Чтобы отдать дань уважения памяти соплеменников, в с.Троицкое приезжала еврейская делегация. Ее возглавил Эмиль Абрамович Паин – профессор, генеральный директор Цетра этнополитических и региональных исследований фонда «индем». В составе делегации также Владимир Плисс – кантор, представитель конгкресса еврейских религиозных организаций и объединений России, Заман Иоффе – раввин Волгоградской области и В.Алцкан – руководитель отдела регистров мемориального музея Холокост и Вашингтона. В.Алцкан с волнением в голосе поблагодарил наших односельчан, руководство района в лице представителя президента РК в Целинном районе А.О.Кекешкеева за память о погибших в селе евреях сказал: «Этот памятник – урок истории, из которого мы должны сделать для себя вывод. Шесть миллионов евреев было расстреляно, сожжено в крематориях в годы войны. Эти невинные люди, дети, старики и женщины стали жертвами нацизма. Сегодня поднимается так называемый еврейский вопрос, на котором отдельные политики пытаются набрать силы. Я глубоко тронут, - сказал В.Алцкан, и взволнован, тем, что в далеком небольшом селе такое уважение и такая память. Считаю, что в этом присутствует определенная символическая связь, ибо у калмыцкого народа был свой геноцид, а у евреев своя трагическая судьба также связана с геноцидом». Затем наш гость вкратце рассказал о музее, созданном в США. За семь лет существования его посетило 10 миллионов людей. Среди посетителей был Далай-лама XIV.

Затем он, следуя древней традиции своей религии, протрубил в рожок – шофар. Оригинальность этого ритуала, звуки рожка, такие необычные и мелодичные, буквально заворожили собравшихся. Они неслись над широкой калмыцкой степью, над местом расстрела невинных людей, будили душу и мысли.

Затем выступил главный раввин Волгоградской еврейской религиозной общины З.Иоффе. Он прочел молитву о погибших, сожженных и убиенных на этой земле.

Безусловно, очень интересным было выступление Эмиля Абрамовича Паина, человека известного в политических кругах. Он сказал: «Сегодня, когда я освобожден от должности советника Президента РФ, я могу больше времени уделять работе еврейских общин в России по восстановлению имен расстрелянных. Ведь до сих пор, пока не установлено имя расстрелянного человека – это статистика. Но когда имя восстановлено – это уже история, это судьба, порой очень трагическая судьба семьи, династии, поколения. Все мы прекрасно знаем, каково было отношение к евреям в России. И не случайно именно Калмыкия, первая и единственная из 89 регионов России отдала дань уважения тем жертвам фашизма, что были расстреляны на ее территории. Мы побывали в балке Гашун, там воздвигнут монумент. Сегодня я видел лица ваших односельчан, видел молодых людей, в чьих глазах был огонек интереса к истории, к судьбе еврейского народа. И я очень взволнован и этим скромным обелиском, и отношением руководства района. И тем, что простые люди ведут поиск совершенно чужих им людей. Это невозможно передать словами. Поражены и мои товарищи по делегации. Вчера мы долго говорили об этом. Созданный в США музей Холокост – это монументально, на века. Но крепче память в сердцах людей. И спасибо вам всем. Передайте читателям вашей газеты мою благодарность. Это отношение, этот памятник, воздвигнутый в степи, и этих слез людей – забыть невозможно. Это навсегда останется в моем сердце».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...