Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основы становления нового земельного строя в СССР




Реферат

на тему:

«Земельный кодекс РСФСР 1922 г.»

 

Выполнил:

студент группы № 31 очного отделения

направление подготовки

«Землеустройство и кадастры»

Подачева А.

 

Проверил профессор:

Евдокимов С.П.

 

 

Смоленск

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Основы становления нового земельного строя в СССР………………5

Глава 2. Проект первого Земельного кодекса РСФСР 1922г. …………………10

Глава 3. Характеристика первого Земельного кодекса РСФСР 1922 г. …......12

3.1. Основные правовые положения Кодекса…………………………….12

3.2. Собственность на землю и право землепользования……………….13

3.3. Аренда и наёмный труд…………………………………………….…14

3.4. Земельное общество, крестьянский двор………………………….…15

3.5. Городские земли, землеустройство и переселение………………….16

Заключение…………………………………………………………………...……18

Библиографический список……………………………………………………….19


Введение

Земля - самое ценное среди всех природных богатств, которыми дано владеть человеку. Земля занимает определяющее место среди материальных условий, необходимых для жизнедеятельности людей. Поэтому земельная проблема имеет не только правовую и экономическую стороны, но также политическую и социальную. Земля для России всегда была, есть и будет одним из основных источников благосостояния страны. Вот почему необходимо бережно, умело и рачительно хозяйствовать на ней. В решении этих вопросов, связанных с рациональным использованием земель, важная роль принадлежит земельному законодательству.

Зарождение и развитие современных земельных отношений в России стало результатом долгого и кропотливого развития советского земельного законодательства, которое прошло противоречивый путь от полного отказа частной собственности (как общественного института) до возврата к ней на заре реформ в Современной России. Практическая значимость анализа советского земельного законодательства, а также изучения его влияния на зарождение современных земельных отношений заключается в необходимости поиска мер предосторожности и недопущения имевшихся недоработок и крупных ошибок процессе управления земельной собственности не только как основным средством производства, но и как природным объектом в советское время. В сегодняшних изменившихся экономических, политических и правовых условиях надо создать такое земельное законодательство, которое бы обеспечивало надлежащее правовое регулирование и управление земельными отношениями. С моей точки зрения, при создании и разработке новых законодательных актов, необходимо досконально изучить существовавшие ранее документы и выделить из них всё то положительное, что могло бы быть использовано в законодательной деятельности сейчас.

Таким образом, актуальность настоящей работы состоит в том, что для дальнейшего знакомства с современными нормами земельного законодательства в процессе обучения и практики, изначально необходимо ознакомиться с опытом применения законодательства в этой области в разные исторические периоды. По моему мнению, одним из важных аспектов такого знакомства является изучение истории принятия первого в истории России Земельного Кодекса.

Сравнивая правовое регулирование аграрного сектора в разные периоды истории России, можно увидеть общие начала и различие в концепциях всех этих реформ, выявить объективные закономерности.

Однако проблема правовой концепции земельной реформы в России относительно как прошлых, так и сегодняшних аграрно-правовых преобразований в целостном виде исследованию, видимо, не подвергалась. Тем более нет работ, посвященных анализу правовых концепций земельных реформ 1861, 1906, 1917, 1922, 1930, 1990 годов и формулированию из их анализа выводов для хозяйственного реформирования в современных условиях.

Целью данной работы является рассмотрение Земельного кодекса советской России 1922 года и анализ его правовых норм.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Исследовать историю развития земельного права в России с 1917 года и до принятия в действие Земельного кодекса 1922 года.

2. Рассмотреть статьи Земельного кодекса 1922 года, дать им характеристику.

3. Провести анализ Основных правовых положений Земельного кодекса 1922 года.

 

 


 

 

Основы становления нового земельного строя в СССР

Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 г. положила начало зарождению новых социальных отношений в России. Существовавшие достижения в торговле, банковском деле, финансах и прочих отраслях экономии Российской империи в один миг были вычеркнутыми с приходом к власти большевиков. Кардинальные изменения произошли и в оценке советской властью имущественных отношений между людьми, зародившихся и развивавшихся в течение двух сотен лет. Речь идет о коренном изменении имущественных отношений в земельной сфере, сущности права частной собственности на средства производства, в извлечении из частного капитала ренты, развития частного предпринимательства, и т.п.

Правительство Российской империи, не смотря на наличие накопленного опыта в сфере земельных отношений, не смотря на проводимую в свое время Столыпинскую земельную реформу – так и не смогло решить проблему обеспечения крестьян землей в деревнях и селах, не смогло упорядочить земельные отношения в городах. К октябрю 1917 г. накопилось много противоречий, которые и были решены советской властью.

Земельное законодательство периода становления советского государства регулировало земельные отношения на основе модели, заданной Декретом о земле, Декретом «О социализации земли» и Конституцией РСФСР 1918 г.

Первым земельным Актом советской власти стал Декрет о земле, изменивший существующий до 1917 г. земельный строй. Решением ЦК РСДРП(б) от 21 октября (3 ноября) 1917 года составление декрета было поручено В. И.Ленину. Проект декрета был написан Лениным 26 октября (8 ноября). Основой Декрета о земле стал Крестьянский наказ о земле, опубликованный 19 августа 1917 г. в эсеровской газете «Известия Всероссийского Совета крестьянских депутатов». Наказ еще до Октябрьского переворота определил, что в России право частной собственности отменяется навсегда. Раздел Крестьянского наказа «О земле» целиком вошёл в текст декрета. Проект был предложен Лениным в докладе о земле на 2-м заседании съезда Советов поздно вечером 26 октября (8 ноября) и утверждён в 2 часа ночи с 26 на 27 октября 1917 года.

Данный Декрет определил временный порядок обращения с землей, природными ресурсами и природными объектами, конфискованными в собственность государства, определил временный порядок изъятия и перераспределения земли среди крестьян.

В частности в Декрете были обозначены некоторые основные отправные пункты нового порядка развития земельных отношений:

1. Право частной собственности отменяется навсегда; земля не может быть не продаваема, ни сдаваема в аренду либо в залог, ни каким другим способом отчуждаема;

2. Все недра земли: руда, нефть, уголь, соль и т.д. а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, переходят в исключительное пользование государства.

3. Землепользование должно быть уравнительным, т. е. земля распределяется между трудящимися, с учетом местных условий по трудовой или потребительской норме.

Тем самым Декрет отменял помещичью собственность на землю без выкупа и передавал помещичьи, удельные, монастырские, церковные земли в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов. Земли рядовых крестьян и казаков не конфисковались. Отменялось право частной собственности на землю. Запрещались продажа, аренда и залог земли. Вся земля объявлялась всенародным достоянием. Земельные участки с высококультурными хозяйствами и хозяйственный инвентарь земель передавались в пользование государства или общин. Право пользования землей получили все граждане при условии обработки ее своим трудом, семьей или в товариществе без наемного труда, на основе уравнительного землепользования – при свободном выборе его форм, в том числе и артельной. По Декрету о земле крестьяне России получили бесплатно 150 миллионов десятин земли, были освобождены от уплаты 700 миллионов рублей золотом ежегодно за аренду земли и от долгов за землю, достигших к этому времени 3 миллиардов рублей.

Цели, которые в самом начале ставили большевики – носили временный характер, им необходимо было, прежде всего, решить самый главный социальный вопрос – обеспечения крестьян землей, и тем самым закрепить авторитет своей власти. Последствия принятых решений для сельского хозяйства и развития земельных отношений в рамках национальной экономики Советского союза принесли немало бед, но с другой стороны – обеспечили нуждавшихся людей землей, и дали толчок развитию собственному сельскому хозяйству и устроению нового порядка развития земельных отношений в городах и селах. Тем самым Декрет заложил основу дальнейшего развития земельного права советской России, а позже и Советского Союза.

Принятие Декрета о земле обеспечило широкую поддержку Советской власти крестьянством. Крестьяне на собственном опыте убедились в недостаточности уравнительного раздела и в необходимости перехода к общественной обработке земли. Декрет о земле дал основу для организации социалистического хозяйства: государственных советских хозяйств, товариществ и артелей крестьян. Изъятие земли из частного оборота, трудовой характер землепользования и уравнительное распределение земель обеспечили не только ликвидацию помещичьего землевладения и крупного капиталистического хозяйства на земле, но и служили средством для ограничения кулацкого хозяйства, пока не созрели условия для полного социалистического кооперирования крестьянских хозяйств и ликвидации кулачества как класса.

Вслед за Декретом «О земле» принимаются нормативные акты, регулирующие отношения государственного управления земельными отношениями, охраны земель, землеустройства, платы за землю.

В декабре 1917 г. (Постановлением Народного комиссариата земледелия РСФСР от 04.12.1917 г. «О волостных земельных комитетах» и Постановлением Совета Народных Комиссаров «Об утверждении Положения о земельных комитетах и об урегулировании сельскохозяйственных отношений» от 04.12.1917 г.) образованным земельным комитетам – Главному и местным (уездным и волостным) был передан широкий круг вопросов.

Главный земельный комитет в соответствии с упомянутым выше Положением играл роль центрального отраслевого уполномоченного органа. Главный земельный комитет обладал следующими полномочиями – составление общего окончательного проекта земельной реформы, составление и предварительное рассмотрение законопроектов по урегулированию земельных правоотношений в связи с осуществлением земельной реформы, контроль за деятельностью местных земельных комитетов по изданию ими обязательных постановлений.

Также Главный земельный комитет в соответствии с инструкцией «Об урегулировании земельными комитетами земельных и сельскохозяйственных отношений» обязан был заниматься уравнительным распределением земель среди нуждающихся, определял порядок распределения земель на местах, инвентаря, осуществлял контроль за расходованием сельскохозяйственных продуктов, контролем и организацией производства.

Местные земельные комитеты также исполняли отведенные данным Положением функции. Если повторно провести аналогию с современным земельным законодательством, то получается, что местные земельные комитеты объединяли в себе полномочия, как органов местного самоуправления, так и исполнительных органов власти. Конечно, полномочия современных органов власти гораздо шире, однако местные земельные комитеты первых лет советской власти уже сформировали для себя круг вопросов, исполнение которых в то время было очень важным и принципиальным. Местные (в основном земские и волостные) земельные комитеты исполняли полномочия по учету земли (функции современного земельного контроля и земельного кадастра земли).

Дальнейшее развитие земельных отношений закрепил второй по значимости Закон Советской России – Декрет ВЦИК от 19.02.1918 «О социализации земли (вместе с инструкцией для установления потребительнотрудовой нормы землепользования на землях сельскохозяйственного назначения)».

Данный Декрет, так же как и Декрет «О земле», не только заложил основу нового порядка земельных отношений (то есть установил правовой режим предоставления, использования и распоряжения уже национализированной землей, природными объектами, производственным инвентарем, скотом, и пр.), но и описал полномочия органов государственной власти, указал список лиц (субъектов), кто может пользоваться государственной землей, дал подробную инструкцию для установления потребительно-трудовой нормы на землях сельскохозяйственного назначения, установил формы землепользования и порядок приобретения, прекращения и перехода прав на земельные участки.

В Декрете «О социализации земли» были определены следующие понятия. Прежде всего, статус земли. Земля, а также все, что на ней было расположено – переходили в исключительную собственность государства, которой распоряжались Советы разного уровня управления, начиная, от федерального до местного. В частности, ст. 1 Декрета говорит: «Всякая собственность на землю, недра, воды, леса и живые силы природы в пределах Российской Советской Республики отменяется навсегда». Спустя несколько месяцев существовавшие ранее органы власти (Главный и местные земельные комитеты) были преобразованы в центральные и местные отделов Советов, которые в соответствии со статьей 11 исполняли следующие полномочия:

1. Создание условий запасного фонда земель сельско-хозяйственного назначения;

2. Развитие сельскохозяйственных промыслов, как-то: садоводства, пчеловодства, огородничества, скотоводства, молочного хозяйства и пр.;

3. Ускорение перехода от малопроизводительных к более производительным системам полеводства в различных поясах, путем равномерного расселения трудящихся землевладельцев;

4. Развитие коллективного хозяйства в земледелии, как более выгодного в смысле экономии труда и продуктов, за счет хозяйств единоличных, в целях перехода к социалистическому хозяйству.

Декрет «О социализации земли» проводил принцип уравнительного распределения земли. Принцип определения размеров этой нормы заключался в том, чтобы применявшаяся в данном районе потребительнотрудовая норма не превышала трудоспособности наличных сил каждого отдельного хозяйства и в тоже время давала бы возможность безбедного существования землевладельца. Прогрессивная сторона уравнительного землепользования состояла в том, что она была направлена на разрушение крупных землевладений и на обеспечение крестьян землей.

Однако не все земли подлежали в соответствии с данным Декретом разделу по принципу уравнительности. Предусматривалось, что земельные участки с высококультурными хозяйствами не подлежали разделу, а превращались в показательные и передавались в исключительное пользование государства и коллективов в зависимости от размера и их назначения.

Делается первый шаг к классификации земель по категориям. В частности, выделяются земли, предоставляемые для культурно-просветительных целей, для занятия сельским хозяйством, с целью застройки, для устройства путей сообщения. Установлены порядок административного обжалования решений государственных органов о предоставлении земель, основания прекращения права пользования и порядок компенсации при изъятии земель.

Следующим законодательным актом, закрепляющим основы нового земельного строя, стала принятая V Всероссийским съездом Советом 10 июля 1918 г. Конституция РСФСР. В Конституции (р. 1; гл. 2; п. 3.) было закреплено следующее: «В осуществление социализации земли частная собственность на землю отменяется, и весь земельный фонд объявляется общенародным достоянием и передается трудящимся без всякого выкупа, на началах уравнительного землепользования. Все леса, недра и воды общегосударственного значения, а равно и весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия объявляются национальным достоянием». Таким образом, по Конституции 1918 года ликвидирована частная собственность на землю, крестьяне обеспечены землей на уравнительных началах, помещики лишены экономического преимущества, создана правовая основа для организации совхозов и колхозов.

Утвержденное постановлением ВЦИК от 14 февраля 1919 года Положение «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» установило понятие «единого государственного земельного фонда». «Вся земля в пределах РСФСР, в чьём бы пользовании она ни состояла, считается единым государственным фондом». Положение «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию», принято ВЦИК 14.02.1919. Единый государственный земельный фонд стал находиться в непосредственном заведовании и распоряжении соответствующих народных комиссариатов и подведомственных им местных органов власти.

Таким образом, Положение закрепило политику перехода от единоличных форм хозяйствования на земле к коллективным. Общественным сельскохозяйственным объединениям трудящихся - сельскохозяйственным производительным коммунам, советским хозяйствам (совхозам) предоставлялась серьёзная экономическая поддержка и права на получение в пользование наилучших и наиболее ценных земель, а также увеличенной кормовой нормы для скота. Это Положение сыграло важную роль в дальнейшем развитии аграрных и связанных с ними земельных отношений.

Новые задачи обусловили необходимость реорганизации землеустроительных органов. В составе Наркомзема в мае 1919 г. был создан Центральный отдел землеустройства (Центрозем), которому были переданы функции существовавших ранее землемернотехнического отдела, переселенческого управления и отдела текущей земельной политики.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...