Игры и упражнения для развития голоса
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Серия «Логопед от А до Я» Н.Г. Синичкина ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ Саратов 2013
На третьем году жизни нормально развивающийся ребенок произносит, хотя и не всегда четко, почти все гласные и ряд согласных звуков: М, МЬ; Н, НЬ; П, ПЬ; Б, БЬ; Ф, ФЬ; В, ВЬ; Т, ТЬ; Д, ДЬ; К, КЬ; Г, ГЬ; Х, ХЬ; Й; СЬ; ЛЬ. При этом допустимо, что некоторые согласные звуки произносятся смягченно или заменяются похожими. Однако необходимо внимательно следить за тем, какие именно звуки не получаются. Для их отработки будут необходимы артикуляционные упражнения, специальные игры и элементы логопедического массажа. В норме к 5–6 годам речь ребенка должна стать чистой, то есть дошкольник должен произносить все звуки родного языка правильно. К четырем годам в речи малыша должны появиться свистящие звуки: С, З и Ц. Ближе к пяти годам ребенок должен кроме свистящих произносить шипящие звуки: Ш, Ж, Ч и Щ. Шестилетний дошкольник должен владеть всеми звуками родной речи, в том числе и наиболее сложными сонорными – произносить звук Р и твердый звук Л.
Если ваш ребенок не вписывается в эти нормативы, то с ним нужно проводить комплексную логопедическую работу, включающую в себя развитие дыхания, голоса и артикуляции. Игры и упражнения на развитие дыхания Учить малыша делать быстрый глубокий вдох, а затем плавный длительный выдох можно с помощью игрушек: дудочек, свистулек, а также при выдувании мыльных пузырей. Чтобы выдох через рот был сильным и целенаправленным, предложите малышу дуть на вертушки, бумажные игрушки, одуванчик, легкое перышко, ватный шарик. Дуя на игрушки, ребенок должен совершать вдох, не поднимая плеч (то есть надувать при этом животик), а выдыхать непрерывно.
Малыш до 3 лет может дуть через губы, сложенные трубочкой, а ребенку постарше необходимо учиться делать легкую улыбку и дуть в щелочку между губами. Важное условие – игрушка, на которую дует малыш, должна находиться на уровне губ ребенка, на расстоянии 10–15 см. Щеки во время дыхательных упражнений ни в коем случае не должны надуваться – можно предложить ему придержать щечки ладошками. Внимание! Дыхательные упражнения могут привести к гипервентиляции и вызвать головокружение: не делайте более 3–5 упражнений подряд. Длительность пропевания звуков зависит от возраста. Так, 2-летний малыш может тянуть один звук в течение 2 секунд (или пропеть подряд два разных гласных звука), 3-летний ребенок может петь один звук в течение 3 секунд (или подряд три разных гласных звука), 4-летний тянет звук в течение 4 секунд. Правило простое: у дошкольников длительность пения на одном выдохе в секундах соответствует количеству полных лет Поиграй животиком! Для игры понадобится любая игрушка-зверушка. Предложите ребенку лечь в кроватку или на ковер и положить руки себе на живот. Покажите, как надо глубоко вдохнуть, – надуть животик, а затем через несколько секунд выдохнуть, – животик при этом опустится. Делать упражнение можно не более 5 раз подряд, чтобы не было большой нагрузки на диафрагму и брюшные мышцы. А чтобы малышу было интересно выполнять дыхательное упражнение, положите на животик ребенка небольшую игрушку. Когда малыш вдохнет, игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто она качается на качелях. ... ? Игра развивает физиологическое дыхание. Длина вдоха по продолжительности равна длине выдоха. Вертушка Для игры вам потребуется игрушка-вертушка, купленная в магазине или изготовленная собственными руками.
Покажите ребенку, как надо подуть на вертушку, чтобы она пришла в движение. Пусть малыш сам подует на бумажную вертушку. ... ? Игра развивает физиологическое дыхание. Бабочка Для игры надо вырезать бабочку из папиросной бумаги и прикрепить ее на нитку длиной 15–20 см. Покажите ребенку, как можно дуть на бабочку, подвешенную на нитке. Затем поднесите бабочку к губам малыша и попросите его подуть. ... ? Игра помогает выработать у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох. Танцующая матрешка До начала игры надо вырезать из бумаги фигурку матрешки, раскрасить ее и прикрепить игрушку на нитку. Покажите ребенку, как можно дуть на матрешку, подвешенную на нитке. Матрешка начнет кружиться, как будто она танцует. Затем поднесите бабочку к губам малыша и попросите его подуть самого, чтобы матрешка начала танцевать. ... ? Игра формирует у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох. Сдуй снежинку с рукавички Для игры понадобятся вырезанная из картона рукавичка и вырезанная из бумаги снежинка. Покажите ребенку, как можно сдуть бумажную снежинку с рукавички. Затем вновь положите снежинку на рукавичку, поднесите ее к губам малыша. Попросите ребенка подуть на снежинку.
? Игра помогает выработать у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох. Сдуй пушинку Для игры потребуются легкое перышко, пушинка или кусочек ваты. Покажите ребенку, как можно сдуть перышко с ладони. Затем положите перышко на свою ладонь, поднесите ее к губам малыша и попросите его подуть на перышко. В другой раз дайте задание ребенку сдуть с вашей ладони несколько пушинок или бумажек одним выдохом. Бумажки расположите так, чтобы они находились одна от другой на некотором расстоянии. ... ? Игра помогает закрепить у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох. Карусель До игры изготовьте пособие «Карусель». Для этого надо вырезать из цветной бумаги 4 круга и согнуть их пополам. Вложите посередине пособия тонкую веревочку, а затем склейте круги. Покажите ребенку, как надо взять игрушку за концы веревочки и подуть на нее. Под струей воздуха карусель начнет кружиться.
Затем дайте пособие малышу и попросите его подуть. ... ? Игра формирует у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох. Загони мяч в ворота Для игры понадобятся воротики (их можно заменить двумя кубиками) и кусочек ваты или небольшой скомканный кусочек папиросной бумаги, играющие роль мяча. Покажите малышу, как можно дуть на легкий «мячик», чтобы загнать его в игрушечные ворота. Попросите ребенка самого загнать мяч в ворота. ... ? Игра вырабатывает у ребенка длительный, сильный, целенаправленный выдох, а также глазомер. Кораблик Для игры приготовьте бумажный кораблик, который поставьте на стол с гладкой поверхностью. Покажите малышу, как надо дуть на бумажный кораблик, чтобы он «доплыл» до противоположного края стола. ? Игра вырабатывает у ребенка длительный, сильный, целенаправленный выдох, а также глазомер. Буря в стакане Предлагайте ребенку время от времени пить сок с помощью трубочки. Меняйте диаметр трубочек, предлагая малышу трубочки сначала толстые, а потом все более тонкие. Расскажите ребенку, что можно не только втягивать в себя сок с помощью трубочки, но и выдувать воздух через трубочку. Для этого налейте в стакан воду и покажите, как можно заставить воду пузыриться. Пусть малыш сам попробует создать бурю в стакане воды. ... Игра формирует у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный выдох, развивает подвижность губ, умение плотно смыкать их. Звуковая ниточка Покажите малышу, как надо соединить пальцы рук, собранные щепотью, перед грудью (как будто они держат за концы короткую ниточку). Затем вдохните и начните разводить руки в стороны, одновременно пропевая какой-либо гласный звук (тяните длинную нить). Можно предложить сначала протянуть короткую ниточку (пропеть звук А в течение 1 секунды), лишь слегка разведя руки в стороны, а затем вытянуть длинную звуковую нить (пропеть звук А в течение нескольких секунд, разведя руки в стороны как можно шире).
В следующий раз предложите малышу пропеть другой гласный звук: У, О или И. ... Игра помогает ребенку развивать правильное речевое дыхание, уточнять артикуляцию гласных звуков. Намотай клубочек Предложите малышу намотать звуковую ниточку, так чтобы получился клубок. Для этого покажите ребенку, как надо вращать руки одна вокруг другой перед грудью и в это время длительно пропевать гласный звук. Можно посоревноваться, чья ниточка окажется длиннее, а значит, и клубок будет больше. (Разумеется, взрослому следует время от времени поддаваться.) ... Игра развивает длительный речевой выдох, закрепляет правильную артикуляцию гласных звуков. Звуковая зарядка-1 (с 2 лет) Покажите малышу, как после короткого глубокого вдоха надо через стороны поднять руки вверх, пропевая звук А, а затем опустить руки вниз, пропевая на этот раз звук У. Пусть малыш скопирует вслед за вами движения и услышанные звуки. В следующий раз можно пропеть другую пару гласных звуков. Например: ИА, УА, ИО и т. п. ... ? Игра формирует правильное речевое дыхание, умение произносить на одном выдохе два гласных звука, закрепляет правильную артикуляцию гласных звуков. Звуковая зарядка-2 (с 3 лет) Продемонстрируйте ребенку, как нужно после короткого глубокого вдоха поднять руки вверх, пропевая звук А, затем развести руки в стороны, про-певая звук У, и, наконец, опустить их вниз, пропевая звук И. Пусть малыш скопирует вслед за вами все движения и звуки. В следующий раз можно пропеть другую тройку звуков, сопровождая их движениями рук. Например: УИА, АОИ, ОУЭ и т. п. ... ? Игра формирует правильное речевое дыхание, умение произносить на одном выдохе три гласных звука. Слоговая зарядка (с 3 лет) Продемонстрируйте ребенку, как после короткого глубокого вдоха надо поднять руки вверх, произнося слог ТА, затем развести руки в стороны, произнося слог ТО, и опустить их вниз, произнося слог ТУ. Пусть малыш скопирует вслед за вами все движения и звуки. В следующий раз можно предложить ребенку произнести другую тройку слогов, заменив в них согласный звук. Например: ГА, ГО, ГУ или НА, НО, НУ. ... ? Игра формирует правильное речевое дыхание, умение произносить на одном выдохе три слога. Удлиним фразу (с 3 лет) Для игры понадобится фотография или рисунок, изображающие жаркий летний день. На картине обязательно должно быть солнце. Попросите ребенка повторять вслед за вами все те слова и фразы, которые вы будете произносить. Покажите ребенку картинку «Жаркий день», укажите на солнце и скажите: «Солнце!»
Затем скажите: «Солнце светит!» После этого произнесите: «Солнце светит ярко!» Скажите фразу от начала до конца: «Солнце светит ярко – всем нам стало жарко!» Пусть ребенок попробует повторить каждую фразу. ? Игра помогает развивать речевое дыхание, умение произносить на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу. Игры и упражнения для развития голоса Как только в активном словаре ребенка появятся первые звукоподражания, продемонстрируйте малышу, как можно говорить голосом разной силы: то тихо, то громко. Например, озвучивая большую собаку, громко произнесите: «АВ-АВ!», а изображая маленькую собачку, то же звукоподражание произнесите тихо. Учите малыша менять силу голоса не только в игре, но и в реальной жизни. Для этого сами сначала поговорите с ребенком тихо: скажите ему что-нибудь интересное, а затем продолжите разговор голосом обычной силы. В следующий раз, когда вы будете говорить тихо, малыш начнет прислушиваться. Свяжите в сознании ребенка тихий и громкий голос с разными событиями повседневной жизни. Например, укладывая малыша спать, всегда разговаривайте с ним тихо. Перед сном пропойте тихонько колыбельную песню или расскажите ребенку сказку. Учите малыша говорить не только голосом разной силы, но и шепотом. Объясните, что кукла спит и, чтобы ее не разбудить, надо говорить шепотом – вот так. Также объясните ребенку, что о некоторых вещах, особенно на людях, надо всегда стараться говорить очень тихо или даже шепотом, например, о том, что нужно сходить в туалет. Учите ребенка говорить голосом разной высоты. Вот издалека летит самолет – произнесите высоким голосом: «У-у-у…», а вот самолет подлетел близко и загудел низко: «У-У-У..» Маленькие дети часто говорят в ускоренном темпе. Из-за этого ухудшаются внятность, четкость речи, артикуляция звуков, выпадают отдельные звуки и даже слоги (особенно часто «глотаются» окончания слов). Поэтому важно постепенно вырабатывать у малыша умеренный темп речи. Кошка и котенок Приготовьте игрушки или картинки «Кошка» и «Котенок».
Озвучьте каждую из игрушек: кошка мяукает громко: «МЯУ!», а котенок – тихо: «Мяу!» Предложите ребенку самому изобразить, как мяукают мама-кошка и котенок. Можно провести игры, изображая голоса коровы с теленком, мышки с мышонком, собаки со щенком и т. д. ... ? Игра учит ребенка владеть своим голосом, менять его силу, говоря то громко, то тихо. Большой и маленький Вам понадобятся картинки с часами, большими и маленькими. Покажите ребенку картинку с большими часами и изобразите, как они тикают. Для этого громко произносите: «ТИК-ТАК, ТИК-ТАК». Затем покажите картинку с маленькими часиками и тихо произнесите: «Тик-так, тик-так». Попросите ребенка самого озвучить каждую из картинок. Показывайте ребенку по очереди изображения то больших, то маленьких часов. Аналогичным образом можно обыграть картинки «Большой и маленький молоток» («ТУК» – «тук»), «Колокольчик» («ДИНЬ-ДОН» – «динь-дон»). ... ? Игра способствует развитию силы голоса ребенка. Скажи на ушко Для игры понадобится игрушка-собачка. Возьмите игрушечную собачку и на глазах ребенка шепните ей на ушко, чтобы она легла малышу на колени. Собачка «выполняет» вашу просьбу. Потом шепотом скажите собачке, чтобы она лизнула ребенка в щеку. Собачка с радостью это сделает. Предложите малышу самому попросить о чем-нибудь собачку, но предупредите, что на ушко надо говорить только шепотом. ... ? Игра способствует развитию силы голоса ребенка, учит говорить шепотом. Передай Приготовьте игрушечную кошку и блюдце. Поручите ребенку спросить у кошки шепотом на ушко, хочет ли она молочка. После того как кошка «полакает молоко», попросите малыша узнать у нее, что киса хочет сказать. Скорее всего, вежливая кошечка скажет: «Спасибо». Так же шепотом малыш может спросить у кошки, во что она хочет поиграть (в мячик или в прятки), нет ли в доме мышей, дружит ли она с собачкой. ... ? Игра закрепляет навык ребенка говорить шепотом. Две машинки Приготовьте две машинки: побольше и поменьше. Покажите ребенку, как можно рукой вести машинки по воображаемой дорожке и одновременно длительно пропевать звукоподражание: «Би-би-и-и…» Обратите внимание малыша, что большая машина гудит низким голосом, а маленькая – высоким голоском. Предложите ребенку поиграть сначала с большой, а потом с маленькой машинкой, меняя при этом высоту голоса. ... ? Игра учит ребенка владеть своим голосом, менять его высоту. Быстро и медленно Вам понадобится игрушка-зайчик. Покажите ребенку, как зайчик не спеша скачет по дорожке, и одновременно произносите звукоподражание: «Прыг-скок, прыг-скок!» Затем скажите, что зайчик поскакал быстрее. При этом ускорьте темп движений и темп произнесения звукоподражаний: «Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок!» Попросите ребенка самого показать, как зайчик умеет скакать быстро и медленно, и озвучить каждый из видов движений. Аналогичным образом можно с помощью пальчиковых игр показать, как быстро и медленно стучит молоток (тук-тук) – стучите кулачком по столу в разном темпе, пилит пила (вжик-вжик) – ребром ладони водите по столу вперед-назад в разном темпе, звенит колокольчик (динь-дон) – соберите пальцы в щепоть и качайте ими воображаемый колокольчик в разном темпе, идет человечек (топ-топ) – средним и указательным пальцем шагайте по столу в разном темпе, едет поезд (чух-чух) – вращайте руками, сжатыми в кулаки, перед грудью, изображая колеса поезда, капает дождик (кап-кап) – стучите пальцами по столу в разном темпе. ... ? Игра развивает у ребенка чувство темпа, учит его менять темп произнесения одних и тех же звукоподражаний. Ветер и ветерок (с 3 лет) Покажите ребенку, как дует сильный ветер. Для этого длительно и громко пропевайте звук У и энергично качайте руками над головой – так дерево качает ветвями на ветру. Потом продемонстрируйте, как веет легкий ветерок, – тихо и долго пропевайте звук У и лишь слегка покачивайте руками. Предложите малышу самому изобразить дерево на ветру. Для этого ребенку нужно встать, поднять вверх руки-ветви и качать ими с определенной силой, в зависимости от ваших команд. Сначала скажите: «Дует сильный ветер», а затем: «Дует легкий ветерок». Одновременно с движениями пусть малыш пропевает звук У с разной силой. ? Игра способствует развитию силы голоса, речевого дыхания и слухового внимания. Три медведя (с 3 лет) Для подготовки к игре понадобится книга Л. Толстого «Три медведя». Расскажите ребенку сказку, а затем вместе с малышом изобразите голоса всех трех медведей: самым низким голосом говорите за Михайлу Ивановича, обычным голосом – за медведицу Настасью Петровну и высоким голоском – за медвежонка Мишутку. Дайте задание повторить голосом разной высоты сначала звукоподражание: «Э!», а затем и некоторые фразы из сказки (например: «Кто сидел на моем стуле?», «Кто ел из моей чашки?»). ... ? Игра учит ребенка владеть своим голосом, менять его высоту. Карусели (с 3 лет) Встаньте напротив ребенка, возьмитесь за руки и идите по кругу, говоря: Еле-еле-еле-еле Завертелись Карусели (идите и говорите в медленном темпе). А потом, потом, потом (темп постепенно нарастает) Все бегом, бегом, бегом (двигайтесь и говорите в быстром темпе)! Тише, тише, не спешите (темп постепенно замедляется) — Карусель остановите (идите и говорите в медленном темпе)! Раз, два, раз, два (хлопать в ладоши и говорить медленно) – Вот и кончилась игра! При повторении игры слова произносите вместе с ребенком. ... ? Игра учит ребенка координировать речь с движением, постепенно меняя в игре темп речи и движений. Вьюга (с 4 лет) Расскажите малышу, что зимой часто бывает вьюга – сильный холодный ветер, который несет с собой снег. Снег падает на лицо, забивается под одежду. В такую погоду гулять нельзя. Голосом изобразите, как завывает за окном вьюга. Для этого длительно произносите звук В. Предложите малышу послушать вас внимательно и определить, начинается вьюга или кончается. Предупредите: если звук сначала был тихий, а потом становится все громче, то вьюга усиливается. Если же звук сначала был сильным, а потом постепенно затих, то вьюга заканчивается и, значит, скоро можно будет идти гулять. Попросите ребенка самого загадать вам такие же звуковые загадки. ? Игра способствует совершенствованию речевого дыхания, слухового внимания, развитию силы голоса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|