Грибок – статическое артикуляционное упражнение (с 3 лет)
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Попросите ребенка показать грибок с помощью языка. Для этого надо широко открыть рот, прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу и присосать его. Удерживать язык в таком положении нужно как можно дольше (до 10 секунд). Язык будет напоминать шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его тоненькую ножку. Попросите малыша повторить упражнение 2–3 раза.
? Игра готовит артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звука Р. Фокус – дыхательно-артикуляционное упражнение (с 4–5 лет) Предложите ребенку выполнить цирковой номер. Для этого надо положить на кончик носа маленький кусочек ватки, высунуть изо рта язык, придать ему форму «чашечки» и подуть на кончик носа так, чтобы ватка подлетела высоко вверх (воздушная струя при этом направляется вверх). Если «чашечка» будет недостаточно глубокой, то воздушная струя изменит направление. В результате ватка останется лежать на носу. Повторите упражнение 3–5 раз. Посоревнуйтесь, чья ватка подлетит выше. ... ? Игра учит малыша удерживать язык в положении «чашечка», готовит к произнесению звуков Ш, Ж, Р. Индюк – динамическое артикуляционно-голосовое упражнение (с 3 лет) Покажите ребенку, как можно изобразить голос индюка. Для этого приоткройте рот, слегка улыбнитесь. Производите широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы. Кончик языка слегка загните, чтобы было удобнее им поглаживать. Сначала производите медленные движения, потом увеличьте темп и добавьте голос, пока не послышатся звуки: «Бл, бл, бл…» Попросите ребенка тоже изобразить индюка. Упражнение выполнять следует как можно дольше.
? Игра учит малыша плотно прижимать широкий язык к верхней губе, готовит ребенка к произнесению твердого звука Л и звука Р. ИГРЫ ДЛЯ УТОЧНЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ВСЕХ ГРУПП ЗВУКОВ Занимаясь с ребенком, соблюдайте последовательность усвоения звуков: С ребенком 2 лет сначала следует выполнять артикуляционные упражнения и игровые задания для уточнения и закрепления следующих гласных звуков: А, У, И, О, Э. Затем можно переходить к знакомству с согласными звуками: М, Н, П, Б. Остальные звуки малыш может произносить еще недостаточно четко (смягченно), поэтому игры с ними не рекомендуются. С ребенком 3 лет после повторения уже перечисленных звуков следует заняться уточнением гласного Ы, а затем «изучить» следующие согласные звуки: Ф, В, Т, Д, К, Г, Х. Малыш, как правило, еще смягчает многие согласные и заменяет свистящие С, З, Ц и шипящие Ш, Ж, Ч, Щ более простыми по артикуляции звуками. Сонорные Л и Р обычно отсутствуют или заменяются мягким звуком ЛЬ или звуками Ф, Й. С ребенком 4 лет следует работать над постановкой и закреплением в речи свистящих С, З и звука Ц. Важно отметить, что к этому возрасту у малыша окончательно должна исчезнуть «смягченность» речи. С ребенком 5лет можно отрабатывать шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ. С ребенком 6 лет нужно заниматься закреплением в речи сонорных звуков Л и Р, которые до этого времени или пропускались, или заменялись им другими – ЛЬ или Й. Игры и упражнения в произнесении звука А (с 2 лет) Длительно тяните звук А, укачивая на руках куклу (рот должен быть широко открыт). Выполните упражнение «Пальчики здороваются» (все пальцы правой руки, начиная с указательного, по очереди касаются большого пальца этой же руки) с одновременным произнесением звука А при каждом соприкосновении. Если ребенок не может выполнять упражнение самостоятельно, сами соединяйте его пальчики. Разучите звукоподражания: аф-аф (собака), ква-ква (лягушка).
Поиграйте в ладушки, проговаривая потешку и одновременно выполняя движения руками. Звук А произносите четко и громко. Ой, ладушки, ладушки, Испекли оладушки, На окно поставили (поверните руки ладонями вверх), Остывать заставили (подуйте на ладони). Игры и упражнения в произнесении звука У (с 2 лет) Длительно тяните звук У, вытянув губы трубочкой. Разучите звукоподражания: му-му (корова), ду-ду (дудочка), уа-уа (малыш плачет), ку-ка-ре-ку (петушок поет). Выполните упражнение «Пальчики здороваются» с одновременным произнесением звука У. Поиграйте с ребенком в игру «Поезд» со словами: Едет, едет паровоз: «Ту-ту-у-у!» Он вагончики повез: «Ту-ту-у-у!» Если ребенок еще не говорит, пусть он произносит за вами только звукоподражание. Поиграйте с ребенком в игру «Эхо». Произносите «Ау» сначала громко, а потом тихо.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|