Игры для развития артикуляции
Чтобы говорить правильно, ребенку необходимо уметь управлять своими органами артикуляции: нижней челюстью, мягким нёбом, губами, щеками и языком. Самомассаж – это выполнение самим ребенком определенных артикуляционных движений, которые вызывают эффект, сходный с массажным, то есть способствуют активизации кровообращения в области губ и языка. Заниматься нужно с 2 лет, сидя перед зеркалом, чтобы малыш видел свое лицо и лицо взрослого и мог сравнивать те движения, которые ему показывают, и собственные. Пассивную гимнастику, как правило, рекомендуют маленьким детям, которые сами не в состоянии выполнять активную артикуляционную гимнастику из-за снижения подвижности губ и языка. Движения нужно выполнять медленно и ритмично, повторяя 3–4 раза, желательно 2–3 раза в день. Артикуляционные упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом. Статические упражнения подразумевают удержание органов артикуляции в определенной позе в течение 3-10 секунд (двухлетнему малышу достаточно 3–5 секунд). Динамические упражнения требуют многократного повторения одного и того же движения. Благодаря им у малыша будет формироваться умение быстро переключаться с одного артикуляционного положения на другое. Массаж лица и губ Направление движений – от середины лба к ушным раковинам. Вид движения – по порядку их выполнения: поглаживание, растирание, поглаживание, разминание, поглаживание, вибрация, поглаживание. Направление движений – от бровей к волосистой части головы. Виды движений – по порядку их выполнения: поглаживание, растирание, поглаживание, разминание, поглаживание, вибрация, поглаживание.
Направление движений – от носа к вискам (по щекам). Виды движений – по порядку их выполнения: поглаживание, растирание, поглаживание, разминание, поглаживание, вибрация, поглаживание. Направление движений – от середины верхней губы к ушным раковинам (по щекам). Виды движений – по порядку их выполнения: поглаживание, растирание, поглаживание, разминание, поглаживание, вибрация, поглаживание. Направление движений – от середины верхней губы, вокруг рта, на подбородок. Виды движений – по порядку их выполнения: поглаживание, растирание, поглаживание, разминание, поглаживание, вибрация, поглаживание. Направление движений – от крыльев носа к углам губ (носогубные складки). Вид движения – поглаживание. Направление движений – от середины подбородка до ушных раковин. Виды движений – по порядку их выполнения: поглаживание, растирание, поглаживание, разминание, поглаживание, вибрация, поглаживание. Направление движений – по верхней губе от уголков рта к середине губы. Виды движений – по порядку их выполнения: поглаживание, разминание, поглаживание, вибрация, поглаживание. Направление движений – по нижней губе от уголков рта к середине губы. Виды движений – поглаживание, разминание, поглаживание, вибрация, поглаживание. САМОМАССАЖ ГУБ И ЯЗЫКА Смешная песенка Скажите ребенку: «Смешную песенку я знаю и на губах ее сыграю». Теперь покажите, как можно указательным пальцем перебирать по губам, произнося при этом: «Б-Б-Б…» (Движения пальца – сверху вниз.) Ребенок тут же захочет сам исполнить эту смешную песенку. Расческа Скажите ребенку, что у вас во рту есть необыкновенная расческа и сейчас вы будете причесываться. Сначала слегка прикусите нижнюю губу и несколько раз поскоблите ее верхними зубами, как бы причесывая. Затем прикусите верхнюю губу и несколько раз поскоблите ее нижними зубами.
Предложите ребенку «причесать» свои губки. Любопытный язычок Скажите малышу, что язычок очень любопытный – ему дома не сидится, он все время хочет выглянуть изо рта. Сами сложите губы в улыбку, а зубы неплотно сомкните и покажите ребенку, как язык протискивается наружу между зубами – верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка. Предложите малышу повторить это упражнение. Накажем непослушный язычок Скажите ребенку, что язычок провинился. Он вышел один, без разрешения, на улицу и теперь придется его наказать. Сначала высовывайте изо рта язык, слегка покусывая его по всей длине, от кончика, а затем втягивайте язык в рот, также покусывая. При выполнении этих движений нужно произносить: «Та, та, та…» Предложите малышу повторить упражнение. Пожалеем язычок Жаль нам стало язычок! Не будем мы его больше наказывать, а, наоборот, пожалеем. Для этого повторите предыдущее упражнение, но не кусайте язык зубами, а похлопывайте его губами, произнося: «Пя, пя, пя.» Предложите малышу повторить это упражнение. ПАССИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Трубочка Указательными пальцами обеих рук собирайте губы ребенка в «трубочку». Для этого поставьте указательные пальцы около уголков губ и сдвиньте их навстречу друг другу.
Улыбка Указательными пальцами обеих рук растягивайте губы ребенка в улыбку. Для этого поставьте указательные пальцы около уголков губ и раздвиньте их в разные стороны.
Утиный клювик Захватите большими и указательными пальцами одновременно верхнюю и нижнюю губы и оттягивайте их вперед, как утиный клювик. Можете предложить ребенку произнести в момент, когда ваши пальцы соскальзывают с его губ, звук БА. Поднимание верхней губы Указательными пальцами приподнимайте верхнюю губу ребенка так, чтобы стала видна верхняя десна.
Для этого поставьте указательные пальцы над верхней губой ребенка и сдвиньте губу вверх. Опускание нижней губы Указательными пальцами опускайте нижнюю губу ребенка так, чтобы была видна нижняя десна.
Для этого поставьте указательные пальцы под нижней губой ребенка и сдвиньте губу вниз.
Поднимание языка Приподнимайте кончик языка ребенка ручкой чайной ложки к твердому нёбу или к верхней губе. Вытягивание языка Большим и указательным пальцами правой руки возьмите язык ребенка и слегка потянете его вперед. Левой рукой фиксируйте положение подбородка ребенка. Отведение языка в стороны Большим и указательным пальцами правой руки возьмите кончик языка ребенка и отведите его направо. Язык должен коснуться правого уголка губ. Затем отведите язык налево так, чтобы он коснулся левого уголка губ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|